Решение №04/28517/18 Решение № Т-44/18 от 20 апреля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Чистый город Кемерово»

 

ул. Мирная, д. 9, оф. 110,
г. Кемерово, 650000

Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области

Советский пр., д. 62, оф. 522,
г. Кемерово, 650000

 

 

 

РЕШЕНИЕ № Т-44/18
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Чистый город Кемерово»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 17.04.2018                                                         г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 8 в составе: <..........................>

при участии представителей:

–  ООО «Чистый город Кемерово»: <..........................> – доверенность
от 03.04.2018 № 2;

–  Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области уведомлен надлежащим образом, представители
на рассмотрение не явились,

рассмотрев жалобу ООО «Чистый город Кемерово» на действия организатора торгов – Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Север» Кемеровской области (извещение
№ 200218/20608049/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «Чистый город Кемерово» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (далее – Организатор торгов) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Север» Кемеровской области (извещение
№ 200218/20608049/01) (далее – Конкурс; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе были нарушены требования Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

20.02.2018 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов
www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 12.03.2018 в 17:00; дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие
в Конкурсе – 13.03.2018 в 14:00; срок подписания протокола о результатах конкурса – 28.03.2018.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на право присвоения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и право на заключение соглашения об организации деятельности
по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23.03.2018 к участию
в Конкурсе были допущены в два юридических лица: Заявитель и ООО «МК-Регион Эко», впоследствии признанный победителем Конкурса (далее – победитель Конкурса).

1. Согласно Жалобе решение о допуске победителя Конкурса к участию
в Конкурсе было принято Организатором торгов в нарушение пункта 43 Правил.

По мнению Заявителя, победитель Конкурса не мог быть допущен
к участию в Конкурсе ввиду отсутствия у него действующей лицензии
на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на территории Кемеровской области, поскольку фактический адрес места нахождения победителя Конкурса не совпадает с адресом его места нахождения, указанным в лицензии в составе заявки на участие в Конкурсе.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, представленной в составе заявки победителя Конкурса адрес место нахождения победителя Конкурса: 650021, Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. Стахановская, 1-я, д. 34, оф. 205.

Также в составе заявки победителя Конкурса представлена копия лицензии серия <...> от 10.03.2015 на осуществление деятельности по обезвреживанию отхода III класса опасности, выданная Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области бессрочно. Согласно лицензии адрес места нахождения победителя Конкурса: Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 53, кв. 19; адрес места осуществления лицензируемой деятельности (объекта хранения отходов): 460000, Оренбургская обл.,
г. Оренбург, ул. Донгузская, д. 16.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 19 Правил участник конкурсного отбора должен соответствовать обязательному требованию
о наличии у него действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе,
с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора.

Аналогичное требование указано в пункте 2.1.2 Документации
для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Север» Кемеровской области, утвержденной приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 20.02.2018
№ 21 (далее – Конкурсная документация).

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона
от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 18 Закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения,
а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона № 99-ФЗ до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных
в лицензии.

Вместе с тем положениями Закона № 99-ФЗ не установлено сроков переоформления лицензии, в случае изменения места нахождения юридического лица.

Положениями статьи 20 Закона № 99-ФЗ установлены случаи приостановления, аннулирования, прекращения действия лицензии.
В соответствии с частями 5, 8 статьи 20 Закона № 99-ФЗ сведения
о приостановлении и возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

Согласно части 2 статьи 21 Закона № 99-ФЗ лицензирующие органы ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий должны быть указаны, в том числе сведения основание и дата прекращения действия лицензии, даты и реквизиты выданных постановлений о назначении административных наказаний в виде административного приостановления деятельности лицензиатов, основания, даты вынесения решений лицензирующего органа о приостановлении,
о возобновлении действия лицензий и реквизиты таких решений, основания, даты вынесения решений суда об аннулировании лицензий и реквизиты таких решений.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что согласно Реестру лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, размещенный на официальном сайте Управления Росприроднадзора по Оренбургской области, лицензия, представленная победителем Конкурса в составе заявки, является действующей.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Заявителем
не представлено информации свидетельствующей об аннулировании, прекращении действия лицензии, представленной победителем Конкурса
в составе заявки, у Комиссии ФАС России отсутствуют основания полагать, что победителем Конкурса в составе заявки представлена недействующая лицензия по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, довод Заявителя необоснован.

2. Согласно Жалобе, по мнению Заявителя, победитель Конкурса
не должен быть допущен к участию в Конкурсе ввиду непредставления
им в составе заявки документов, подтверждающих значения критериев квалифицированности, мощности (в части транспортирования отходов), обеспеченности.

В соответствии с пунктом 43 Правил конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 19 Правил. Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе, в том числе в случае непредставления документов, указанных в пункте 26 Правил, или наличия
в таких документах недостоверных сведений.

Пунктом «и» пункта 26 Правил установлено, что заявка должна содержать значения критериев качества оказания услуги региональным оператором, которые заявитель обязуется обеспечить в случае признания его победителем или единственным участником конкурсного отбора, а также документы, подтверждающие указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.

Комиссией ФАС России установлено, что победителем Конкурса
в составе заявки в соответствии с требованиями приложения № 8 Конкурсной документации представлены значения критериев Конкурса с указанием ссылок на подтверждающие данные значения критериев Конкурса документы, представленные в составе заявки.

В соответствии с пунктом 47 Правил на основании результатов рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсном отборе и о признании заявителя участником конкурсного отбора или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок. Протокол ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими
на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок. Протокол должен содержать сведения о заявителях, решение о допуске заявителя к участию в конкурсном отборе и о признании его участником конкурсного отбора или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе с обоснованием такого решения и указанием требований, которым
не соответствует заявитель, положений документации об отборе, которым
не соответствует заявка, положений такой заявки, не соответствующих требованиям документации об отборе.

Таким образом, из совокупности положений Правил следует, что на этапе принятия решения о допуске заявителя к участию в конкурсном отборе конкурсная комиссия рассматривает заявку на предмет ее соответствия требованиям документации об отборе в части представления
или непредставления претендентом на участие в конкурсе документов
в подтверждение значений критериев конкурсного отбора.

Учитывая изложенное, указанный довод заявителя не находит своего подтверждения.

3. Согласно Жалобе Организатором торгов не соблюден срок проведения оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, поскольку процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе осуществлялась конкурсной комиссией в день рассмотрения заявок и подписания соответствующего протокола.

Из представленных на рассмотрение Комиссии ФАС России Организатором торгов документов следует, что Протокол вскрытия конвертов
с заявками на право присвоения статуса регионального оператора
по обращению с твердыми коммунальными отходами и право на заключение соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами был подписан 13.03.2018; Протокол рассмотрения заявок на право присвоения статуса регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами и право на заключение соглашения
об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами – 23.02.2018; Протокол о результатах проведения конкурсного отбора на право присвоения статуса регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами и право на заключение соглашения
об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами – 23.02.2018.

При этом результаты оценки и сопоставления заявок на участие
в Конкурсе отражены в Протоколе о результатах проведения конкурсного отбора на право присвоения статуса регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами и право на заключение соглашения
об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 23.02.2018 (далее – Протокол о результатах Конкурса).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 43 Правил конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 19 Правил.

Согласно пункту 46 Правил срок рассмотрения заявок не может превышать 10 дней со дня вскрытия конвертов с заявками.

В соответствии с пунктом 47 Правил на основании результатов рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсном отборе и о признании заявителя участником конкурсного отбора или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок. Протокол ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими
на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок. Протокол должен содержать сведения о заявителях, решение о допуске заявителя к участию в конкурсном отборе и о признании его участником конкурсного отбора или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе с обоснованием такого решения и указанием требований, которым
не соответствует заявитель, положений документации об отборе, которым
не соответствует заявка, положений такой заявки, не соответствующих требованиям документации об отборе. Такой протокол в день окончания рассмотрения заявок размещается организатором конкурсного отбора
на официальном сайте торгов. Заявителям направляются уведомления
о принятом конкурсной комиссией решении не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Согласно пункту 50 Правил конкурсная комиссия осуществляет оценку
и сопоставление заявок, поданных заявителями, признанными участниками конкурсного отбора.

Пунктом 51 Правил установлено, что оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения соглашения
в соответствии с критериями конкурсного отбора.

В соответствии с пунктом 52 Правил на первом этапе оценки
и сопоставления заявок срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 5 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе, а при первом проведении конкурсного отбора
в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора
в соответствии с пунктом 70 Правил – 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.

Пунктом 53 Правил установлено, что на основании результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения соглашения. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения соглашения, присваивается первый номер <...> Победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок признается участник конкурсного отбора, заявке которого присвоен первый номер.

При первом проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора в соответствии
с пунктом 72 Правил на основании оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения соглашения. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения соглашения, присваивается первый номер <...> Согласно пункту 73 Правил победителем конкурсного отбора признается участник конкурсного отбора, чьей заявке присвоен первый номер.

Согласно пункту 54 Правил конкурсной комиссией не позднее чем через
5 дней со дня окончания первого этапа оценки и сопоставления заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол первого этапа оценки и сопоставления заявок.

В соответствии с пунктом 67 Правил конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня подписания протокола второго этапа оценки
и сопоставления заявок, а в случае, если второй этап оценки и сопоставления заявок не состоялся, - не позднее чем через 15 дней со дня подписания протокола первого этапа оценки и сопоставления заявок подписывается
и размещается на официальном сайте торгов протокол о результатах проведения конкурсного отбора.

При первом проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора в соответствии
с пунктом 74 Правил конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня подписания ею протокола рассмотрения заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол о результатах проведения конкурсного отбора.

Таким образом, положениями Правил предусмотрено составление организатором торгов отдельного протокола оценки и сопоставления заявок,
по итогам составления которого организатором торгов подписывается протокол о результатах проведения конкурсного отбора.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при подписании Протокола о результатах Конкурса без составления отдельного протокола оценки и сопоставления заявок были нарушены требования пункта 67 Правил.

4. Согласно Жалобе Организатором торгов был нарушен порядок оценки заявок, установленный Конкурсной документацией, а именно, Заявителю
и победителю Конкурса были присвоены разные величины значимости
по критериям мощности и экологичности.

В соответствии с Протоколом о результатах Конкурса по критерию мощности победителю Конкурса присвоено 0,15 балла, Заявителю – 0,10 балла; по критерию экологичности победителю Конкурса присвоено 0,15 балла, Заявителю – 0,05 балла.

При этом в соответствии с разделом 8 Конкурсной документации:

для критерия мощности (возможность осуществления деятельности
по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию
и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в объеме не менее
10 процентов от годового объема образования твердых коммунальных отходов
в зоне деятельности регионального оператора либо наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем
на 10 лет) установлено:

максимальное значение: 1 – да, есть возможность либо контракт;

минимальное значение: 0 – нет как возможности, так и контракта;

требование к изменению начального значения – наличие;

величина значимости критерия – 0,15;

для критерия экологичности (доля массы твердых коммунальных отходов, подлежащих захоронению после проведения обработки и обезвреживания,
в общей массе отходов, поступающих на объекты по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, принадлежащих участнику конкурсного отбора за три последних отчетных года или указанных в паспортах оборудования в соответствии с заключенными договорами на поставку мусоросортировочных комплексов или в других документах) установлено:

максимальное значение: 95%;

минимальное значение: 88%;

требование к изменению начального значения – уменьшение;

величина значимости критерия – 0,15.

Пунктом 9.5 Конкурсной документации установлено, что для целей определения лучших условий исполнения соглашения для каждого участника конкурсного отбора проводится сравнение по каждому критерию с другими участниками конкурсного отбора. В случае, если участник конкурсного отбора предложил лучшее значение критерия по сравнению с другими участниками,
то в отношении данного критерия участнику конкурса присваивается величина значимости соответствующего критерия. В случае, если несколько участников конкурсного отбора предложили одинаковое значение критерия, которое является лучшим по сравнению с другими участниками, то в отношении данного критерия всем участникам, предложившим лучшее значение, присваивается величина значимости соответствующего критерия. В случае, если участник конкурсного отбора не предложил лучшее значение критерия
по сравнению с другими участниками, то в отношении данного критерия участнику конкурса не присваивается величина значимости соответствующего критерия.

Таким образом, в соответствии с Конкурсной документацией предметом оценки по критерию мощности является наличие или отсутствие у участника Конкурса возможности осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов либо наличие или отсутствие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению
с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, в связи с чем заявителю может быть присвоено либо 0,15 балла, либо 0 баллов.

Кроме того, Конкурсная документация не предусматривает градации баллов, присваиваемых участникам Конкурса в зависимости от представляемых ими значений доли массы твердых коммунальных отходов, подлежащих захоронению после проведения обработки и обезвреживания, в общей массе отходов, поступающих на объекты по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, равных максимальному
или минимальному значению критерия Конкурса или находящихся в границах данных значений.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при проведении оценки заявок по критерию мощности и экологичности и присвоении участникам Конкурса количества баллов, не установленного Конкурсной документацией, Организатором торгов был нарушен пункт 9.5 Конкурсной документации.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «х» пункта 12 Правил документация об отборе содержит порядок оценки и сопоставления заявок.

Таким образом, несоблюдение порядка оценки и сопоставления заявок, предусмотренного Конкурсной документацией, является нарушением
подпункта «х» пункта 12 Правил.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссией ФАС России в рамках изучения Конкурсной документации было установлено, что в приложении № 4 к Конкурсной документации Организатором торгов установлено минимальное значение приведенной стоимости услуги регионального оператора на территории зоны «Север» Кемеровской области на период 2017 – 2026 годы, которое составляет
23 950744 тыс. руб.

Вместе с тем согласно подпункту «м» пункта 12 Правил документация
об отборе содержит информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.
При этом установление минимального значения приведенной стоимости услуги регионального оператора Правилами не предусмотрено.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при установлении в Конкурсной документации минимального значения приведенной стоимости услуги регионального оператора был нарушен подпункт «м» пункта 12 Правил.

На основании изложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать жалобу ООО «Чистый город Кемерово» на действия организатора торгов – Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Север» Кемеровской области (извещение
№ 200218/20608049/01) частично обоснованной.

 

2.  Выдать организатору торгов – Департаменту жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области обязательное для исполнения предписание.

 

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Д.С. Муравьев

(499) 755-23-23 доб. 088-733

Связанные организации

Связанные организации не указаны