Решение №04/38950/15 Решение по делу в отношении от 30 июля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-53/00-04-15 о нарушении

антимонопольного законодательства

город Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 июля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 30 июля 2015 года

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-53/00-04-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

председатель Комиссии:

В.В. Соловьев, начальник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;

 

члены Комиссии:

А.Г. Матюхин, заместитель начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;

О.З. Бокоева, заместитель начальника отдела обобщения практик правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления;

К.В. Косенко, заместитель начальника отдела правовой экспертизы Правового управления;

С.Г. Котельников, заместитель начальника отдела контроля ЖКХ Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов;

Д.А. Буренин, ведущий специалист-эксперт отдела контроля ЖКХ Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов,

 

в присутствии представителей:

 

АО «Мосводоканал»

 

  • Масалов Е.В. (по доверенности от 25.06.2015 № (30)24-230/15);

  • Хохлов А.В. (по доверенности от 25.06.2015 № (30)24-228/15);

  • Яшина-Науменко О.С. (по доверенности от 25.06.2015 № (30)24-227/15);

ООО «Центр Гранат»

  • Турсинов С.С. (по доверенности от 25.06.2015 № б/н);

ООО «Финанс Град»

  • Турсинов С.С. (по доверенности от 25.06.2015 № б/н);

ООО «Альба Интел»

  • уведомлено надлежащим образом, представитель не явился,

 

рассмотрев дело № 1-10-53/00-04-15, возбужденное по признакам нарушения АО «Мосводоканал» (адрес:105005, г. Москва, Плетешковский пер., д. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении АО «Мосводоканал» доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг по водоснабжению в географических границах присоединенной централизованной сети холодного водоснабжения путем нарушения установленного порядка ограничения водоснабжения абонентов, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Центр Гранат», ООО «Альба Интел», ООО «Финанс Град»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес ФАС России поступили заявления ООО «Центр Гранат» (вх. от 23.09.2014 № 87133/14), ООО «Альба Интел» (вх. от 24.09.2014 № 87476/14), ООО «Финанс Град» (вх. от 23.09.2014 № 86986/14) (далее - Заявители) о нарушении со стороны АО «Мосводоканал» антимонопольного законодательства путем необоснованного прекращения водоснабжения объектов Заявителей.

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-53/00-04-15 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

ООО «Финанс Град» является юридическим лицом, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027701015132. Поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП: 7701315442/772701001. Место нахождения юридического лица: 117638, г. Москва, Симферопольский бульвар, д. 12, корп. 1.

ООО «Альба Интел» является юридическим лицом, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027739885370. Поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП: 7704235717/77040100. Место нахождения юридического лица: 119146, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 18 Д.

ООО «Центр Гранат» является юридическим лицом, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027739889781. Поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП: 7702158390/770201001. Место нахождения юридического лица: 129010, г. Москва, Протопоповский переулок, д. 19, стр. 18.

АО «Мосводоканал» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании устава, утвержденного решением единственного акционера от 15.09.2014, утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15.09.2014 № 14316 (далее - Устав). Общество внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1127747298250. Поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП: 7701984274/770101001. Место нахождения юридического лица: 105005, г. Москва, Плетешковский переулок, д. 2.

В соответствии с Уставом целями создания АО «Мосводоканал» являются выполнение работ, производство продукции, оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, строительству, реконструкции, ремонту и техническому перевооружению сооружений водопроводно-канализационного хозяйства, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.

Согласно пункту 1.7 Устава, одними из основных видов деятельности АО «Мосводоканал» являются оказание услуг по водозабору, очистке и распределению воды; удалению и обработке сточных вод; эксплуатации систем водоснабжения и канализации городских и других поселений.

Согласно имеющейся в ФАС России информации, а также в соответствии с представленными АО «Мосводоканал» документами и сведениями (вх. от 20.11.2014 № 106336/14; от 14.01.2015 № 2088/15), между Заявителями (абонентами) и обществом существуют договорные отношения по водоснабжению объектов Заявителей (договоры на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию от 18.03.2003 № 213501, от 20.03.2003 № 14068, от 19.08.2005 № 215634).

Кроме того, согласно распоряжению Департамента имущества города Москвы от 08.11.2012 № 3683-р «О приватизации Московского государственного унитарного предприятия «Мосводоканал» и последующим изменениям организационно-правовой формы общества, в ведении и эксплуатации АО «Мосводоканал» находится водопровод в общем коллекторе, расположенном по адресу: г. Москва, Крымский проезд-Фрунзенская набережная-Комсомольский проспект, с использованием которого осуществлялось холодное водоснабжение Заявителей (абонентов) (свидетельство о государственной регистрации права от 05.12.2006 серия <...> АД № 090205).

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении) водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения. Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам. При этом под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Исходя из взаимосвязи вышеприведенных положений статьи 2 Закона о водоснабжении следует, что АО «Мосводоканал» является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения.

На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании изложенного, АО «Мосводоканал» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по водоснабжению в географических границах присоединенной централизованной сети холодного водоснабжения.

Статьей 21 Закона о водоснабжении установлены основания и случаи временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно части 3 статьи 21 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе, в случаях аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей; проведения планово-предупредительного ремонта.

В соответствии с частью 9 статьи 21 Закона о водоснабжении порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 61 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила) перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Закона о водоснабжении. Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации. В таком уведомлении организация водопроводно-канализационного хозяйства указывает:

а) причины временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) сточных вод;

б) предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировка холодной воды, сточных вод;

в) перечень абонентов, в отношении которых временно прекращено или ограничено холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В соответствии с представленными АО «Мосводоканал» документами и сведениями, прекращение водоснабжение объектов Заявителей осуществлено в связи с выявлением неудовлетворительного состояния централизованной системы водоснабжения, к которой подключены в установленном порядке объекты Заявителей, и необходимости планово-предупредительного ремонта указанной системы.

В обосновании указанного, АО «Мосводоканал» представлено техническое заключение по результатам диагностического обследования участков трубопровода d=300 мм РЭВС№1 в районе Фрунзенской набережной (далее — Техническое заключение). При этом Техническое заключение не имеет присвоенного номера, а также даты его изготовления, кроме надписи «Москва, 2014 г.».

Исходя из положений раздела 1.1 Технического заключения следует, что в мае 2014 года Центром технической диагностики проведены работы по диагностике участков трубопровода d=300 мм РЭВС№1 в районе Фрунзенской набережной (колодцы: 18468-18470; 18466; 18471; 90254; 18462-18464; 25868; 33453; 30176).

При этом согласно разделу 1.4 Технического заключения следует, что датой начала обследования участка трубопровода водопроводной сети по адресу: Фрунзенская наб. д. 12-22 является 28.04.2014, что не соответствует периоду, указанному в разделе 1.1 Технического заключения — май 2014 года.

Кроме того, номера колодцев, обследованных участков трубопроводов, содержащиеся в разделе 1.2 Технического регламента («характеристика объекта») не соответствуют номерам колодцев из раздела 1.4 Технического заключения («мониторинг участка водопроводной сети»).

Согласно разделу 1.8 Технического заключения «рекомендации» необходимо провести реконструкцию обследованных трубопроводов участка централизованной сети от колодца 14069 до колодца 23646. Необходимо отметить, что данные номера колодцев не совпадают с номерами из раздела 1.2 Технического регламента («характеристика объекта»).

Исходя из указанного Технического заключения следует, что поскольку обследование участков трубопроводов производилось в мае 2014 года, принять решение о прекращении водоснабжения объектов Заявителей, в связи с ненадлежащим техническим состоянием участков централизованной системы холодного водоснабжения АО «Мосводоканал» могло лишь после завершения обследования указанных участков сетей.

Однако, согласно представленным АО «Мосводоканал» документам следует, что АО «Мосводоканал» направляло в адреса Заявителей (абонентов) уведомления о предстоящем с 01.05.2014 прекращении водоснабжения объектов Заявителей (абонентов), датированные 29.01.2014 (исх. от 29.01.2014 № (51) 09 исх. - 780/14 в адреса ООО «Финанс Град», ООО «Центр Гранат», ООО «Альба Интел»), то есть до составления Технического заключения и проведения обследования участков трубопроводов водоснабжения (вх. от 20.11.2014 № 106336/14).

Таким образом, по мнению ФАС России, необходимость действий АО «Мосводоканал» по ограничению водоснабжения объектов Заявителей не может быть обоснована проведением планово-предупредительного ремонта на основании проведенного обследования участков трубопроводов водоснабжения.

Кроме того, уведомления от 29.01.2014 (исх. от 29.01.2014 № (51) 09 исх. - 780/14) о предстоящем ограничении с 01.05.2014 водоснабжения направлены ООО «Центр Гранат», ООО «Финанс Град» не по адресам регистрации (месту нахождения) указанных юридических лиц.

Сведений и документов, подтверждающих уведомление органа местного самоуправления поселения, городского округа, территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурного подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности об ограничении с 01.05.2014 водоснабжения объектов Заявителей и иных лиц АО «Мосводоканал» не представлено, равно как и не представлено пояснений о причинах отсутствия таких документов.

В дальнейшем, АО «Мосводоканал» 30.04.2015 (исх. от 30.04.2015 № (51) 09 исх-4185/14 направило в адреса Заявителей уведомления о том, что время выполнения планово-предупредительного ремонта водопроводной сети переносится. В данных уведомлениях отсутствует информация о сроках, на которые переносится планово-предупредительный ремонт.

Уведомления от 30.04.2015 (исх. От 30.04.2015 № (51) 09 исх-4185/14) направлены ООО «Центр Гранат», ООО «Финанс Град» не по адресам регистрации (месту нахождения) указанных юридических лиц.

Согласно заявлениям ООО «Центр Гранат» (вх. от 23.09.2014 № 87133/14), ООО «Альба Интел» (вх. от 24.09.2014 № 87476/14), ООО «Финанс Град» (вх. от 23.09.2014 № 86986/14), письменным пояснениям АО «Мосводоканал» (вх. от 14.01.2015 № 2088/15) и имеющимся в ФАС России документам (вх. от 20.11.2014 № 106336/14, вх. от 14.01.2015 № 2088/15), прекращение водоснабжения Заявителей (абонентов) со стороны АО «Мосводоканал» произошло 09.09.2014.

Так, АО «Мосводоканал» 08.09.2014 (исх. от 08.09.2014 № (51) 09 исх-9526/14) направило в адреса Заявителей уведомления о прекращении водоснабжения их объектов (дебаркадеров).

При этом следует отметить, что адреса ООО «Центр Гранат» и ООО «Финанс Град», указанные в данных уведомлениях не совпадают с адресами нахождения (регистрации) указанных организаций.

Также, АО «Мосводоканал» письменно уведомило (исх. от 06.09.2015 № б/н) ТО Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЦАО г. Москвы и 21 отряд ФПС по г. Москве о прекращении водоснабжения с 09.09.2014 объектов (дебаркадеров) Заявителей (вх. от 14.01.2015 № 2088/15).

Вместе с тем, уведомление органов местного самоуправления поселения, городского округа о прекращении водоснабжения (как того требует часть 3 статьи 21 Закона о водоснабжении) с 09.09.2014 объектов (дебаркадеров) заявителей в адрес ФАС России не представлено.

На основании изложенного, исходя из представленных АО «Мосводоканал» документов и сведений, следует, что обществом грубо нарушены требования части 3 статьи 21 Закона о водоснабжении и пункта 61 Правил в части ненадлежащего уведомления абонентов, органа местного самоуправления поселения, городского округа, территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурного подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Представленные АО «Мосводоканал» уведомления вышеуказанных лиц и органов не содержат сведений о предполагаемом сроке, по истечении которого будет возобновлено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировка холодной воды, сточных вод, а также перечня абонентов, в отношении которых временно прекращено или ограничено холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Кроме того, направление указанных уведомлений в адреса Заявителей (абонентов), а также в адреса ТО Управления Роспотребнадзора по городу Москве в ЦАО г. Москвы и 21 отряда ФПС по г. Москве не позволяет достоверно подтвердить их получение адресатами, как того требует пункт 61 Правил.

АО «Мосводоканал» в своих письменных пояснениях по делу № 1-10-53/00-04-15 (вх. от 23.06.2015 № 62435/15) обосновывает прекращение с 09.09.2014 водоснабжения объектов Заявителей (абонентов), помимо неудовлетворительного состояния сетей, в связи с исключением их из государственного судового реестра и в связи с подготовкой к предстоящему снятию данных объектов с места установки (демонтажом) на основании постановления Правительства Москвы от 26.09.2013 № 641-ПП «Об утверждении положения об организации работы по освобождению водных объектов, расположенных на территории города Москвы, от объектов, не зарегистрированных в качестве судна» (далее — Постановление Правительства Москвы).

Вместе с тем, Комиссия рассмотрев вышеуказанные доводы отклоняет их на основании следующего.

Закон о водоснабжении и Правила не содержат такого основания временного прекращения или ограничения водоснабжения абонента как исключение объекта абонента из государственного судового реестра.

Согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Москвы на водных объектах, расположенных на территории города Москвы, запрещается размещение объектов, не имеющих государственной регистрации в качестве судна, предусмотренной статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в том числе исключенных из Государственного судового реестра в соответствии со статьей 21 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - объекты, не имеющие государственной регистрации), вне мест хранения, определенных в соответствии с пунктом 2.3 настоящего постановления.

В соответствии с пунктом 2.2 Постановления Правительства Москвы Государственное казенное учреждение города Москвы «Организатор перевозок» обеспечивает демонтаж объектов, не имеющих государственной регистрации, и транспортировку объектов или их демонтированных частей в установленное место хранения, а также обеспечивает хранение указанных объектов или их демонтированных частей

Однако, исходя из описательно-мотивировочных частей решений Арбитражного суда города Москвы по делам № А40-162847/2014, № А40-159924/2014, № А40-159930/2014, следует что приказы ФКУ «Речная администрация Московского бассейна» об исключении из государственного судового реестра объектов (дебаркадеров) Заявителей были изданы лишь 26.09.2014 (для объектов (дебаркадеров) ООО «Центр Гранат», ООО «Финанс Град») и 03.10.2014 (для объекта (дебаркадера) ООО «Альба Интел») соответственно.

Таким образом, прекращение с 09.09.2014 водоснабжения объектов (дебаркадеров) Заявителей в связи с исключением данных объектов (дебаркадеров) из государственного судового реестра не может являться обоснованием таких действий.

Также в своих письменных пояснениях по делу № 1-10-53/00-04-15 (вх. от 23.06.2015 № 62435/15) АО «Мосводоканал» указывает на то, что объекты Заявителей (абонентов) — дебаркадеры, не являются объектами капитального строительства, и по мнению АО «Мосводоканал», подключение, отпуск холодной воды, прием сточных вод, а также прекращение централизованного водоснабжения и водоотведения данных объектов не регулируется положениями Закона о водоснабжении и положениями Правил.

Рассмотрев вышеуказанный довод Комиссия отклоняет его на основании следующего.

Объекты (дебаркадеры) Заявителей имели надлежащее технологическое присоединение к водопроводным и канализационным сетям АО «Мосводоканал». Данный факт не оспаривается сторонами по делу и подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности соответствующих сетей (между АУ «Мосводопровод» и Заявителями), имеющимися в материалах дела.

Как было указано выше, между Заявителями и обществом заключены договоры на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию от 18.03.2003 № 213501, от 20.03.2003 № 14068, от 19.08.2005 № 215634 (далее - Договоры).

В соответствии с условиями Договоров Заявители являются абонентами АО «Мосводоканал».

На основании Договоров АО «Мосводоканал» с 2003, 2005 г.г. (до момента прекращения водоснабжения — 09.09.2014) осуществляло водоснабжение и водоотведение объектов (дебаркадеров) Заявителей (абонентов). Данный факт не оспаривается АО «Мосводоканал».

Согласно пункту 1 части 2 Закона о водоснабжении абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 20 Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Таким образом Закон о водоснабжении и Правила регламентируют правоотношения по водоснабжению (в том числе и по прекращению и (или) ограничению водоснабжения) именно абонентов, не разделяя их на категории в зависимости от объектов.

Таким образом, указанные действия (бездействие) АО «Мосводоканал» ущемляют интересы Заявителей, поскольку без надлежащего уведомления о предстоящем прекращении водоснабжения их объектов в порядке и сроки, установленные положениями Закона о водоснабжении и Правилами не позволили Заявителям надлежащим образом завершить производственные процессы без опасности жизни и здоровья работников (пожарная безопасность), а также обеспечить водоснабжение объектов иным способом, например, путем подвоза питьевой воды.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  • Признать нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействие) АО «Мосводоканал» (адрес:105005, г. Москва, Плетешковский пер., д. 2), выразившееся в злоупотреблении АО «Мосводоканал» доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг по водоснабжению в географических границах присоединенной централизованной сети холодного водоснабжения путем нарушения установленного порядка ограничения водоснабжения, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Центр Гранат», ООО «Альба Интел», ООО «Финанс Град».

  • Предписание АО «Мосводоканал» не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны