Решение №04/46938/18 РЕШЕНИЕ № Т-118/18 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Б... от 22 июня 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № Т-118/18
по результатам рассмотрения жалобы ООО «БТС»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 20.06.2018                                                            г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 27 в составе: <...> рассмотрев жалобу ООО «БТС» на действия организатора торгов – Государственного комитета Псковской области по делам строительства
и жилищно-коммунального хозяйства при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными
отходами на территории Псковской области (зона деятельности регионального
оператора № 1) (извещение № 210518/26457331/01) в соответствии
со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «БТС» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее – Организатор торгов) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области (зона деятельности регионального оператора № 1) (извещение № 210518/26457331/01) (далее – Конкурс; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при организации
и проведении Конкурса были нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

Представители Организатора торгов с доводами Жалобы не согласились, указав, что при организации и проведении Конкурса Организатор торгов действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

23.05.2018 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов
www.torgi.gov.ru Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе – 24.05.2018; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 14.06.2018; дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 15.06.2018; срок, на который присваивается статус регионального оператора – 10 лет.

1. Согласно Жалобе Конкурсная документация о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области (зона деятельности регионального оператора № 1), утвержденная приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства
от 21.05.2018 № 51-ОД, не содержит порядка заключения соглашения
по результатам Конкурса.

Согласно пункту 2 Правил документация об отборе – документ, утверждаемый организатором конкурсного отбора, регламентирующий условия и порядок проведения конкурсного отбора, устанавливающий требования
к участникам конкурсного отбора и оказываемым услугам и определяющий порядок заключения соглашения.

В соответствии с подпунктом «ш» пункта 12 Правил документация
об отборе содержит срок подписания соглашения.

Согласно пункту 6 статьи 24.6 Закона об отходах содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1 Конкурсной документации предметом Конкурса является присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и право на заключение соглашения
об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности регионального оператора № 1 Псковской области.

Согласно Разделу 10 Конкурсной документации Соглашение
об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается с победителем (единственным участником) конкурсного отбора в соответствии с порядком, установленным законодательством Псковской области.

Постановлением Администрации Псковской области от 28.04.2018 № 130 утверждены Правила заключения соглашения об организации деятельности
по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области между уполномоченным органом исполнительной власти Псковской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила заключения соглашения).

Указание на Правила заключения соглашения также содержится
в пункте 1.1 проекта Соглашения об организации деятельности по обращению
с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора № 1 (далее – проект Соглашения), являющегося Приложением № 8
к Конкурсной документации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что данный довод Жалобы является необоснованным.

2. Согласно Жалобе Правила заключения соглашения не соответствуют Закону об отходах, а именно Правилами заключения соглашения предусмотрена возможность внесения изменений в проект Соглашения.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Правил заключения соглашения победитель конкурсного отбора в течение пяти рабочих дней со дня получения проекта соглашения в случае наличия разногласий по проекту соглашения представляет в уполномоченный орган лично либо направляет посредством почтовой связи (заказным отправлением с уведомлением о вручении)
по почтовому адресу уполномоченного органа подписанный протокол разногласий, содержащий мотивированные замечания по конкретным положениям проекта соглашения, не соответствующим документации
об отборе, заявке на участие в конкурсном отборе, с указанием положений данных документов.

Согласно пункту 13 Правил заключения соглашения в течение пяти рабочих дней со дня получения протокола разногласий уполномоченный орган рассматривает протокол разногласий и представляет победителю конкурсного отбора лично с отметкой о вручении либо направляет посредством почтовой связи (заказным отправлением с уведомлением о вручении) по адресу регионального оператора:

1) в случае согласия с содержащимися в протоколе разногласий замечаниями – доработанный проект соглашения;

2) в случае несогласия с содержащимися в протоколе разногласий замечаниями – проект соглашения с приложением документа, в котором указаны причины и основания отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что Правилами заключения соглашения установлен единственный случай возможности внесения изменений в проект Соглашения: в случае выявления несоответствия проекта Соглашения требованиям Конкурсной документации или заявке победителя Конкурса.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых
по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно пункту 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного
по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение
не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Правилами заключения соглашения изменение существенных условий проекта Соглашения не предусмотрено, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

3.  Согласно Жалобе Приложение № 1 к Конкурсной документации (Приложение № 1 к проекту Соглашения) противоречит Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами,
на территории Псковской области, утвержденной приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016г. №127-ОД (далее – Территориальная схема).

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Заявителя пояснил, что согласно Приложению № 1 к Конкурсной документации и Приложению № 1 к проекту Соглашения в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы потоки твердых коммунальных отходов временно могут быть перенаправлены на иной близлежащий полигон твердых коммунальных отходов, в то время как Территориальной схемой предусмотрен ограниченный перечень полигонов и определено количество твердых коммунальных отходов, направляемое на каждый объект размещения твердых коммунальных отходов,
с привязкой к району или населенному пункту.

Описание границы зоны деятельности регионального оператора № 1
и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами указано в Приложении № 1 к Конкурсной документации и Приложении № 1 к проекту Соглашения.

Согласно Приложению № 1 к Конкурсной документации и Приложению № 1 к проекту Соглашения потоки твердых коммунальных отходов, образующиеся на территории зона деятельности №1, должны быть направлены исключительно на полигоны твердых коммунальных отходов, закрепленные Территориальной схемой.

В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы потоки твердых коммунальных отходов временно могут быть перенаправлены на иной близлежащий полигон твердых коммунальных отходов, предусмотренный утвержденной Территориальной схемой, до устранения таких обстоятельств.

Графическое отображение на карте схем транспортировки твердых коммунальных отходов, сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов содержатся в Территориальной схеме.

Согласно подпункту «б» пункта 12 Правил документация об отборе содержит описание границы зоны деятельности регионального оператора
и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами.

Комиссия ФАС России отмечает, что на рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представителем Заявителя не было представлено документов
и сведений, свидетельствующих о несоответствии Приложения 1 к Конкурсной документации и Приложения № 1 к проекту Соглашения Территориальной схеме.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что данный довод Жалобы не находит своего подтверждения.

4.  Согласно Жалобе в пункте 1.5 Конкурсной документации указано,
что региональный оператор осуществляет свою деятельность в соответствии
с Территориальной схемой.

При этом Территориальной схемой предусмотрено размещение отходов
на объектах размещения отходов, не включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, по мнению Заявителя, Территориальная схема составлена в нарушение положений Закона об отходах.

Согласно статье 6 Закона об отходах к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка
и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами (далее – территориальная схема обращения с отходами).

Согласно части 4 статьи 13.3 Закона об отходах территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается
и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения комиссией антимонопольного органа жалоб на нарушение процедуры проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Комиссия ФАС России отмечает, что соответствие Территориальной схемы законодательству Российской Федерации, в том числе Закону об отходах, не может быть рассмотрено в порядке, установленном статьей 18.1 Закона
о защите конкуренции.

5.  Согласно Жалобе в Приложении № 1 к Конкурсной документации
и Приложении № 1 к проекту Соглашения указано, что в зоне деятельности регионального оператора 1 планируется создание одной мусоросортировочной линии и одного межмуниципального объекта размещения отходов.

При этом в Приложении № 5 к Конкурсной документации
и Приложении № 4 к проекту Соглашения указано, что в зоне деятельности регионального оператора № 1 планируется создание мусороперерабатывающего комплекса и межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов.

Таким образом, Приложение № 1 к Конкурсной документации
и Приложение № 1 к проекту Соглашения содержит отличные
от Приложения № 5 к Конкурсной документации и Приложения № 4 к проекту Соглашения сведения о планируемых к созданию объектах по обращению
с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, на рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Заявителя сообщил, что вышеуказанные объекты по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствуют в Территориальной схеме.

Согласно подпункту «е» пункта 12 Правил документация об отборе содержит сведения о расположении, технических характеристиках
и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.

Сведения о расположении, технических характеристиках
и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено территориальной схемой обращения с отходами Псковской области в зоне деятельности регионального оператора № 1, указаны в Приложении № 5
к Конкурсной документации и Приложении № 4 к проекту Соглашения.

В соответствии с Приложением № 5 к Конкурсной документации
и Приложением № 4 к проекту Соглашения в зоне деятельности регионального оператора № 1 планируется создание одной мусоросортировочной линии
и одного межмуниципального объекта размещения отходов.

Согласно Приложению № 1 к Конкурсной документации
и Приложению № 1 к проекту Соглашения в зоне деятельности регионального оператора № 1 планируется создание одной мусоросортировочной линии
и одного межмуниципального объекта размещения отходов.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что объекты по обращению с твердыми коммунальными отходами, включенные в Территориальную схему, планируется поэтапно закрыть в период деятельности регионального оператора, в связи
с чем Организатором торгов в Конкурсной документации была указана информация о планируемых к созданию объектах по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Данная информация для участников Конкурса носит информативный характер, не влияет на исполнение региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением, до создания таких объектов и включения
их в Территориальную схему.

Комиссия ФАС России отмечает, что на рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представителем Заявителя не было представлено документов
и сведений, свидетельствующих о нарушении Организатором торгов прав потенциальных участников Конкурса путем указания в Конкурсной документации сведений о планируемых к созданию объектов по обращению
с твердыми коммунальными отходами, отсутствующих в Территориальной схеме.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что данный довод Жалобы не доказан.

6.  Согласно Жалобе в пункте 3.4.7 Конкурсной документации указано, что в состав заявки на участие в Конкурсе должен входить расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора, осуществленный в соответствии
с Приложением
9 к Конкурсной документации.

При этом Приложение № 9 к Конкурсной документации не содержит формы представления участниками Конкурса расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора.

Кроме того, Приложение № 9 к Конкурсной документации не содержит расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора, а именно отсутствуют исходные данные, на основании которых Организатором торгов был произведен расчет.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора указан в Приложении № 9 к Конкурсной документации. Расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора может быть представлен участником Конкурса в любой удобной для участника Конкурса форме.

В соответствии с подпунктом «м» пункта 12 Правил документация
об отборе содержит информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России было установлено, что Приложение № 9 к Конкурсной документации содержит информацию
о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора
и ее максимально допустимую величину.

Кроме того, в Приложении № 9 к Конкурсной документации также указано, что порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», а также приказом ФАС России от 21.11.2016
№ 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Максимально допустимая величина приведенной стоимости услуги регионального оператора составляет 4 378 423,15 тыс. руб.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при разработке Конкурсной документации, а именно указании в Приложении № 9 к Конкурсной документации информации
о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора
и ее максимально допустимой величине, были соблюдены требования
подпункта «м» пункта 12 Правил.

Таким образом, данный довод Жалобы является необоснованным.

7.  Согласно Жалобе Организатором торгов в нарушение требований Правил в Конкурсной документации в подтверждение критерия мощности было установлено требование о представлении копий документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя на использование объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению, утилизации твердых коммунальных отходов на территории Псковской области.

Согласно подпункту «а» пункта 22 Правил в случае, предусмотренном пунктом 68 Правил, организатор конкурсного отбора вправе установить дополнительный критерий качества услуги регионального оператора – критерий мощности – возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в объеме не менее 10 процентов годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора либо наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем 10 лет.

В соответствии с пунктом 8.2.6 Конкурсной документации для
критерия М (мощность) представляются следующие документы на выбор:

а) копия действующего государственного контракта на оказание услуги
по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем на 10 лет, с заявителем;

б) копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя по использованию транспортных средств, позволяющих транспортировать твердые коммунальные отходы в размере
не менее 10 процентов годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, при условии осуществления ежедневного однорейсового сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов и копии технических документов
на транспортные средства с указанием грузоподъемности каждого транспортного средства;

в)-е) копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя на использование объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению, утилизации твердых коммунальных отходов
на территории Псковской области, позволяющих обрабатывать твердые коммунальные отходы в объеме не менее 10 процентов годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, и копии технических документов на указанные объекты по обработке, обезвреживанию, захоронению, утилизации твердых коммунальных отходов.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что согласно Правилам критерий мощности предполагает возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов независимо от местоположения объектов по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Организатором торгов
при установлении в Конкурсной документации требования о представлении документов, подтверждающих право собственности или иное законное право заявителя на использование объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению, утилизации твердых коммунальных отходов, находящихся
в конкретном субъекте Российской Федерации, а именно на территории Псковской области, были нарушены требования подпункта «а» пункта 22 Правил.

Таким образом, данный довод Жалобы является обоснованным.

8.  Согласно Жалобе Организатором торгов в Конкурсной документации установлен порядок присвоения баллов по критерию мощности,
не соответствующий Правилам.

Таблицей 1 пункта 8.3 Конкурсной документации установлены критерии Конкурса, их минимальные и (или) максимальные значения и величина значимости.

 

Критерий

Обозначение

Ед. изм.

Максимальное значение критерия

Минимальное значение критерия

Требование к изменению начального значения

Значение показателя

Величина значимости критерия

2

Нестоимостные критерии – критерии качества услуги регионального оператора

0,8

2.5

Критерий мощности (возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию
и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в объеме
не менее 10 процентов годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора**
либо наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению
с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем 10 лет)

М

Да/

нет

Да – есть возможность осуществлять деятельность
в объеме не менее
10% годового объема образования ТКО
в зоне деятельности регионального оператора либо есть государственный
контракт на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного
на срок более чем
10 лет

Нет – нет возможности осуществлять деятельность
в объеме не менее
10% годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора и нет государственного контракта
на оказание услуги по обращению
с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного
на срок более чем
10 лет)

Наличие

Есть возможность осуществлять деятельность
в объеме не
менее 10% годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора либо есть государственный контракт
на оказание услуги по обращению
с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем 10 лет)

0,25

 

Расчет баллов по нестоимостным критериям производится следующим образом:

С1i = КЗ × Ki,

где:

КЗ – коэффициент значимости показателя;

Кi – предложение участника конкурсного отбора, заявка (предложение) которого оценивается;

Ki = 1, при наличии показателя по критерию.

Ki = 0, при отсутствии показателя по критерию.

С1i – количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю).

Согласно подпунктам «к», «х» пункта 12 Правил документация об отборе содержит величину значимости критериев оценки и сопоставления заявок, порядок оценки и сопоставления заявок.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что для оценки и сопоставления заявок
на участие в Конкурсе Организатором торгов применена бальная шкала оценки заявок на участие в Конкурсе, максимальное количество баллов, которое может получить участник Конкурса – 1 балл.

В связи с тем, что согласно Конкурсной документации по критерию «Мощность» оценивается исключительно факт наличия либо отсутствия
у участника Конкурса возможности по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в объеме не менее 10 процентов годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора либо наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем 10 лет, согласно формуле расчета баллов по критерию «Мощность» участник Конкурса может получить либо 0,25 баллов в случае наличия указанной возможности (С1i = 0,25 × 1), либо 0 баллов в случае ее отсутствия (С1i = 0,25 × 0).

Кроме того, положениями Правил не установлен порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также порядок присвоения баллов по критериям конкурсного отбора.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что данный довод Жалобы является необоснованным.

9.  Согласно Жалобе в нарушение требований Правил пунктами 8.2.2, 8.2.3 и 8.2.5 Конкурсной документации установлено требование
о предоставлении участниками Конкурса для подтверждения критериев «Надежность», «Оперативность» и «Исполнительность» методологии, обосновывающей каким образом участником Конкурса будут достигнуты заявленные значения указанных критериев Конкурса.

Согласно пункту 21 Правил критериями качества услуги регионального оператора являются, в том числе:

–  критерий надежности – количество допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест сбора и накопления в год;

–  критерий оперативности – срок рассмотрения обращений потребителей услуги регионального оператора;

–  критерий исполнительности – срок возмещения убытков потребителям услуги при несоблюдении региональным оператором обязательств, предусмотренных нормативными правовыми актами и соглашением.

Аналогичные описания критериев надежности, оперативности
и исполнительности содержатся в пунктах 2.1, 2.2 и 2.4 Таблицы 1 пункта 8.3 Конкурсной документации.

В соответствии с пунктами 8.2.2, 8.2.3 и 8.2.4 Конкурсной документации для подтверждения критериев надежности, оперативности и исполнительности заявитель должен представить, в том числе обоснование (методологию) достижения (достижения непревышения) заявленных параметров критериев (указанного количества нарушений графика вывоза).

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что указанное требование установлено в целях разъяснения каким образом будут достигаться участником Конкурса заявленные значения критериев «Надежность», «Оперативность» и «Исполнительность».

При этом обоснование (методология) достижения заявленных критериев Конкурса представляется участниками Конкурса в любой удобной (произвольной) форме.

Комиссия ФАС России отмечает, что в ходе рассмотрения Жалобы представитель Заявителя не пояснил, каким образом установленное требование о представлении обоснования (методологии) достижения заявленных критериев лишило Заявителя возможности подать заявку на участие в Кокнурсе.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что данный довод Жалобы является необоснованным.

10.  Согласно Жалобе Организатором торгов в нарушение требований Правил в подтверждение критерия квалифицированности установлено требование о представлении копий свидетельств (сертификатов), подтверждающих прохождение обучения на право работы с отходами
I-IV классов опасности.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил критерий квалифицированности – наличие заключивших с участником конкурсного отбора трудовые договоры работников, имеющих стаж работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет.

Аналогичное описание критерия квалифицированности содержится
в пункте 2.6 Таблицы 1 пункта 8.3 Конкурсной документации.

Согласно пункту 8.2.7 Конкурсной документации для критерия T (квалифицированности) заявитель должен представить заверенные руководителем или уполномоченным лицом заявителя копии приказов
о принятии в штат указанных сотрудников, копии трудовых книжек
или договоров, и должностных инструкций (регламентов), подтверждающих факт работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет, а также копии свидетельств (сертификатов), подтверждающих прохождение обучения на право работы с отходами I-IV классов опасности.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что пунктом 22 Правил предусмотрено подтверждение стажа работы в сфере обращения с отходами
не менее 3 лет, в то время как требование о представлении копий
свидетельств (сертификатов), подтверждающих прохождение обучения на право работы
с отходами I-IV классов опасности, установленное пунктом 8.2.7 Конкурсной документации, является чрезмерным, Комиссия ФАС России приходит

к выводу, что Организатором торгов при установлении требования
о представлении копий
свидетельств (сертификатов), подтверждающих прохождение обучения на право работы с отходами I-IV классов опасности,
был нарушен подпункт «б» пункта 22 Правил.

Таким образом, данный довод Жалобы является обоснованным.

11.  Согласно Жалобе Приложение № 4 к Конкурсной документации
и Приложение № 6 к проекту Соглашения не содержит сведений, предусмотренных подпунктом «д» пункта 12 Правил.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 12 Правил документация
об отборе содержит сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые
не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах.

Сведения о расположении в зоне деятельности регионального
оператора № 1 земельных участков (с указанием их геокоординат номеров
и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены
для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных
в таких местах, указаны в Приложении № 4 к Конкурсной документации
и Приложении № 6 к проекту Соглашения.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что кадастровые номера указаны в отношении тех земельных участков, которые имеют такие номера, собственники земельных участков не указаны ввиду того, что государственная собственность
на земельные участки, на которых на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены
для этих целей, не разграничена и они не имеют собственников.

В подтверждение вышеизложенного в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России представителем Организатора торгов были представлены письма администраций муниципальных образований, входящих
в зону деятельности регионального оператора.

В ходе изучения Комиссией ФАС России Конкурсной документации
и проекта Соглашения было установлено, что у регионального оператора отсутствует обязанность по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора
на земельных участках, не предназначенных для этих целей.

Согласно пункту 2.1.14 проекта Соглашения в случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в Соглашении (Приложение № 6), региональный оператор обязан предпринять меры
для обеспечения ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в порядке, установленном Правилами обращения
с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, принимая во внимание, что региональный оператор
в соответствии с проектом Соглашения обязан ликвидировать только возникшие после присвоения статуса регионального оператора места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, а именно которые не были указаны в Приложении № 4 к Конкурсной документации
и Приложении № 6 к проекту Соглашения, Комиссия ФАС России приходит
к выводу, что при утверждении Конкурсной документации Организатор
торгов действовал в соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 12 Правил.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что Приложение № 4
к Конкурсной документации и Приложение № 6 к проекту Соглашения содержит иные, позволяющие идентифицировать земельные участки,
на которых на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, сведения.

Учитывая изложенное, довод Жалобы не находит своего подтверждения.

12.  Согласно Жалобе Организатором торгов в нарушение пункта 52 Правил установлены величины значимости критериев Конкурса, а именно величина значимости критериев качества услуги регионального оператора
выше величины значимости стоимостного критерия Конкурса.

Согласно пункту 52 Правил лучшие условия исполнения соглашения соответствуют минимальному значению приведенной стоимости услуги регионального оператора.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 68 Правил при первом проведении конкурсного отбора в отношении соответствующей зоны деятельности регионального оператора организатор конкурсного отбора вправе использовать процедуру оценки и сопоставления заявок, предусмотренную пунктами 69-75 Правил.

В соответствии с пунктом 1.8 Конкурсной документации Конкурс проводится впервые, в связи с чем, будет использована процедура оценки
и сопоставления заявок, предусмотренная пунктами 69-
75 Правил.

Согласно пункту 71 Правил лучшие условия исполнения соглашения соответствуют наибольшему количеству содержащихся в конкурсном предложении наилучших значений критериев оценки и сопоставления заявок
по сравнению с соответствующими значениями, содержащимися в конкурсных предложениях других участников конкурсного отбора, с учетом значимости критериев конкурсного отбора, предусмотренных документацией об отборе.

Критерии конкурсного отбора, их минимальные и максимальные значения и значимость приведены в Таблице 1 пункта 8.3 Конкурсной документации.

Поскольку Конкурс проводится Организатором торгов впервые, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при установлении в Конкурсной документации величин значимости критериев Конкурса Организатор торгов действовал в соответствии с требованиями пункта 71 Правил.

Учитывая изложенное, данный довод Жалобы является необоснованным.

Дополнительно Комиссия ФАС России считает необходимым отметить, что согласно Протоколу № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие
в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области (зона деятельности регионального
оператора 1) (извещение 210518/26457331/01) от 15.06.2018 (далее – Протокол вскрытия конвертов) на участие в Конкурсе были
поданы 2 заявки,
которые были допущены к участию в Конкурсе.

Заявитель согласно Протоколу вскрытия конвертов заявку на участие
в Конкурсе не подавал.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «БТС» на действия организатора торгов – Государственного комитета Псковской области по делам строительства
и жилищно-коммунального хозяйства при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области (зона деятельности регионального оператора № 1) (извещение № 210518/26457331/01) обоснованной в части установления
в Конкурсной документации требования о представлении документов, подтверждающих право собственности или иное законное право участника Конкурса на использование объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению, утилизации твердых коммунальных отходов, находящихся
в конкретном субъекте Российской Федерации, а именно на территории Псковской области; требования о представлении копий
свидетельств (сертификатов), подтверждающих прохождение обучения на право работы
с отходами I-IV классов опасности.

 

Выдать организатору торгов – Государственному комитету Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства обязательное для исполнения предписание.

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны