Решение №04/55695/18 РЕШЕНИЕ № Т-128/18 по результатам рассмотрения жалобы ООО «С... от 18 июля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № Т-128/18
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Спецпроект»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
Дата принятия решения: 13.07.2018 г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 63 в составе:
<...> (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
– <...>;
– <...>,
рассмотрев жалобу ООО «Спецпроект» на действия организатора торгов –Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области (извещение № 200618/6805820/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
У С Т А Н О В И Л А:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «Спецпроект» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее – Организатор торгов) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Волгоградской области (извещение № 200618/6805820/01) (далее – Конкурс; Жалоба).
Из Жалобы следует, что Организатором торгов при проведении Конкурса были нарушены требования Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).
Представители Организатора торгов с доводами Жалобы не согласились, указав, что при организации и проведении Конкурса Организатор торгов действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) и Правил.
Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.
20.06.2018 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее — официальный сайт торгов) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе – 21.06.2018; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 23.07.2018 11:00; дата вскрытия конвертов – 23.07.2018 14:00; срок, на который присваивается статус регионального оператора – 10 лет.
1. Согласно Жалобе Организатором торгов на официальном сайте торгов неправомерно не изменен статус «Текущий» на «Завершенный» в отношении ранее проведенного конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что соответствии с Протоколом от 27.04.2018 об отстранении участников конкурсного отбора от участия в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области (далее - Протокол) конкурсной комиссией Организатора торгов принято решение об отстранении всех заявок, поданных на участие в данном конкурсном отборе (извещение № 020418/6805820/01), в связи с чем было принято решение о проведении повторного конкурса (извещение № 200618/6805820/01).
При этом согласно пояснениям представителя Организатора торгов информация о признании указанного конкурсного отбора несостоявшимся, а также Протокол размещены на официальном сайте торгов и находятся в свободном доступе.
Таким образом, 20.06.2018 на официальном сайте торгов Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса.
В соответствии с пунктом 49 Правил в случае если принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе всех заявителей, конкурсный отбор признается несостоявшимся и объявляется новый конкурсный отбор, который проводится в соответствии с положениями Правил.
Таким образом, на основании изложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
2. Согласно Жалобе в нарушение Правил в Конкурсной документации установлен порядок оценки по критериям вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год, критериев оперативности, исполнительности.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в связи с внесением 29.06.2018 Организатором торгов изменений в Документацию об отборе для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области (далее - Конкурсная документация) порядок оценки по критериям оперативности, исполнительности скорректирован, на основании чего указанный довод Заявителя не подлежит рассмотрению.
При этом представитель Заявителя пояснил, что в Конкурсной документации не установлено минимальное значение по критерию вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год, что вводит Заявителя в заблуждение относительно возможности указания в заявке на участие в Конкурсе значения по данному критерию.
Согласно пункту 21 Правил критериями качества услуги регионального оператора являются, в том числе критерий надежности – количество допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест сбора и накопления в год.
Критерий |
Обозначение |
Ед. изм. |
Максимальное значение критерия |
Минимальное значение критерия |
Требование к изменению начального значения |
Величина значимости критерия |
Критерий вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год |
N |
ед. |
50 |
не устанавливается |
уменьшение |
0,2 |
В соответствии с пунктами 8.2 Конкурсной документации расчет баллов нестоимостного критерия (N) производится следующим образом:
С1i = КЗ*(Кmin/Ki), где:
С1i – присваиваемая расчетная величина значимости критерия.
КЗ - величина значимости критерия;
Кi - предложение участника отбора, заявка (предложение) которого оценивается (значение критерия);
Кmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками отбора.
Согласно пункту 8.2.2 Конкурсной документации для подтверждения заявленного значения для критерия N заявитель должен предоставить подписанное руководителем или уполномоченным лицом заявителя обязательство о непревышении указанного количества допустимых нарушений графика вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год.
В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что в связи с тем, что единицей измерения критерия надежности является количество допустимых нарушений графика вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год, Организатором торгов установлено минимальное значение критерия как «не устанавливается», поскольку установление любого значения свидетельствовало бы о допущении Организатором торгов нарушений графика вывоза ТКО.
Комиссия ФАС России отмечает, что в ходе рассмотрения Жалобы представитель Заявителя не пояснил, каким образом установление порядка оценки по критерию вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год вышеуказанным образом лишило Заявителя возможности сформировать предложение и подать заявку на участие в Конкурсе.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что данный довод Жалобы является необоснованным.
3. Согласно Жалобе в Конкурсной документации указаны сведения, противоречащие приказу Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 01.11.2017 № 2117 «О внесении изменений в приказ Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 16.09.2016 № 1310 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, Волгоградской области» (далее также — приказ от 01.11.2017 № 2117, Территориальная схема).
В ходе изучения Комиссией ФАС России Конкурсной документации установлено, что
в приложении № 2 к Конкурсной документации «Расчетная годовая масса ТКО, образующаяся от населения» указано:
№ |
Наименование муниципального образования |
Численность, человек |
Расчетная масса ТКО от населения, тонн |
Расчетный объем ТКО от населения, куб. м |
36 |
город Михайловка |
88459 |
34113,8 |
216429,5 |
в приложении № 3 к Конкурсной документации «Сведения о количестве существующих и планируемых к созданию мест сбора и накопления ТКО Волгоградской области» указано:
№ |
Наименование муниципального образования |
Количество контейнерных площадок |
Количество площадок временного накопления ТКО |
Количество планируемых к созданию площадок временного накопления ТКО или МПС |
||
Июль 2016 года |
Июль 2017 года |
Июль 2016 года |
Июль 2017 года |
|||
33 |
город-герой Волгоград |
1723 |
1595 |
нет |
нет |
нет |
При этом в таблице № 3 «Расчетная годовая масса ТКО, образующаяся от населения» Территориальной схемы указано:
№ |
Наименование муниципального образования |
Численность, человек |
Расчетная масса ТКО от населения, тонн |
Расчетный объем ТКО от населения, куб. м |
36 |
город Михайловка |
88459 |
33932,2 |
216429,5 |
В таблице 4 «Сведения о количестве существующих и планируемых к созданию мест сбора и накопления ТКО Волгоградской области» Территориальной схемы указано:
№ |
Наименование муниципального образования |
Количество контейнерных площадок |
Количество площадок временного накопления ТКО |
Количество планируемых к созданию площадок временного накопления ТКО или МПС |
||
Июль 2016 года |
Июль 2017 года |
Июль 2016 года |
Июль 2017 года |
|||
33 |
город-герой Волгоград |
1723 |
1604 |
нет |
нет |
нет |
На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что в соответствии с подпунктом 9 приказа от 01.11.2017 № 2117 таблица 2 в приложении № 1 к Территориальной схеме изложена в новой редакции согласно приложению 1, в соответствии с которым расчетная масса ТКО от населения города Михайловка составляет 34113,8 тонн, что соответствует сведениям, указанным в Конкурсной документации.
Также представитель Организатора торгов пояснил, что связи с технической ошибкой в приказе от 01.11.2017 № 2117, а именно, пропуском номеров с 51 по 54, с 64 по 67, 78, 80, 1162 и задвоением пунктов 326 и 1487 указано неверное число контейнерных площадок в июле 2017 года в городе-герое Волгограде как «1604». При этом в Конкурсной документации указано верное значение данного параметра, полностью соответствующее количественному значению контейнерных площадок в июле 2017 года в городе-герое Волгограде, указанных в Территориальной схеме.
Согласно подпункту «в», «г» пункта 12 Правил документация об отборе содержит сведения, в том числе о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов); о расположении (планируемом расположении) мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора.
На основании изложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные положения Конкурсной документации соответствует требованиям подпунктов «в», «г» пункта 12, а также Территориальной схеме.
Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что согласно статье 6 Закона об отходах к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 4 статьи 13.3 Закона об отходах территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается
и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения комиссией антимонопольного органа жалоб на нарушение процедуры проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Комиссия ФАС России отмечает, что соответствие Территориальной схемы законодательству Российской Федерации не может быть рассмотрено
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
4. Согласно Жалобе сведения, указанные в приложении № 5 к Конкурсной документации «Сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению ТКО, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами», нарушают требования подпункта «е» пункта 12 Правил, поскольку содержат указание на объекты, не осуществляющие деятельность по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой в связи с неутверждением тарифа.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что в приложении № 5 к Конкурсной документации содержится «Реестр действующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов на территории Волгоградской области», при этом в таблице 1 указанного приложения содержится «Реестр планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов на территории Волгоградской области».
Кроме того, согласно пояснениям Заявителя, указанные сведения указаны Организатором торгов в соответствии со сведениями Территориальной схемы.
Согласно подпунктам «е», «л» пункта 12 Правил документация об отборе содержит сведения, в том числе о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами; о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании изложенного, учитывая соответствие сведений, предусмотренных Конкурсной документацией, требованиям подпунктов «е», «л» пункта 12 Правил документация, Комиссия приходит к выводу о том, что указанный довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что соответствие Территориальной схемы законодательству Российской Федерации не может быть рассмотрено в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
5. Согласно Жалобе установленный Организатором торгов размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе в размере 500 000 000 руб. 00 коп. является чрезмерно высоким и лишает возможности потенциальных участников принять участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 4.1 Конкурсной документации все заявители обязаны предоставить обеспечение заявки.
Согласно пункту 4.1.1 Конкурсной документации предоставление обеспечения заявки осуществляется заявителем путем внесения денежных средств в размере, указанном в пункте 4.1.2 Конкурсной документации, на счет, указанный в пункте 4.1.3 Конкурсной документации или путем предоставления банковской гарантии в размере, указанном в пункте 4.1.2 Конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 4.1.2 Конкурсной документации размер обеспечения заявки составляет: 500 000 000 руб. 00 коп.
Согласно пункту 13 Правил организатором конкурсного отбора может быть установлено требование к предоставлению обеспечения заявки, которое
в равной мере распространяется на всех участников конкурсного отбора.
При этом форма, размер, порядок предоставления, а также основания и порядок возврата обеспечения заявки определяются организатором конкурсного отбора и указываются в документации об отборе.
Таким образом, принимая во внимание, что установление Организатором торгов обеспечения вышеуказанным образом соответствует требованиям пункта 13 Правил, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО «Спецпроект» на действия организатора торгов – Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области (извещение № 200618/6805820/01) необоснованной.
Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
<...>