Решение №04/6869/18 РЕШЕНИЕ № Т-8/18 по результатам рассмотрения жалобы АО «Упра... от 2 февраля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Т-8/18
по результатам рассмотрения жал
обы АО «Управление отходами»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

 

 

Дата принятия решения: 30.01.2018 г. Москва

 

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 87 в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

–  АО «Управление отходами»: <...> – доверенность от 27.12.2018 № 98;

–  Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области: <...> – доверенность от 23.01.2018 № б/н,

рассмотрев жалобу АО «Управление отходами» на действия организатора торгов — Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области при проведении конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Архангельской области (извещение № 261217/0979275/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба АО «Управление отходами» на действия организатора торгов — Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области при проведении конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Архангельской области (извещение № 261217/0979275/01) (далее – Конкурс, Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при организации и проведении Конкурса были нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем Заявитель не имел возможности сформировать и подать заявку на участие в Конкурсе.

Представитель Организатора торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при организации и проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

26.12.2017 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата и время начала представления конкурсных предложений на участие в Конкурсе – 27.12.2017 в 09:00; дата и время окончания подачи конкурсных предложений на участие в Конкурсе – 19.01.2018 в 16:00; дата и время вскрытия конвертов с конкурсными предложениями на участие в Конкурсе – 22.01.2018 в 12:00; срок подписания протокола о результатах Конкурса – 14.02.2018.

1. Согласно Жалобе в нарушение Правил Организатором торгов в Конкурсной документации для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Архангельской области (далее — Конкурсная документация) в составе критерия мощности установлен подкритерий - наличие транспортных средств, позволяющих транспортировать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в размере не менее 10 % годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора при условии осуществления ежедневного вывоза ТБО, величина значимости которого равна 0,5 баллов.

Также, по мнению Заявителя, установление подкритериев «Наличие объектов по обезвреживанию ТКО, позволяющих обезвреживать ТКО в объеме не менее 10 % годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора», «Наличие объектов по утилизации ТКО, позволяющих утилизировать ТКО в объеме не менее 10 % годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора» вышеуказанного критерия качества услуги регионального оператора является неправомерным, в том числе поскольку прогнозные показатели для обезвреживания и утилизации на 2018 год составляют менее 10 %.

В ходе изучения Конкурсной документации Комиссией ФАС России установлено, что в пункте 2.5 Таблицы 1 «Критерии конкурсного отбора, их минимальные и (или) максимальные значения и величина значимости» установлен критерий мощности, предусматривающий следующий порядок оценки:

  • Наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с ТКО, заключенного на срок более чем на 10 лет, с заявителем: имеется — 0,01 балл, не имеется — 0 баллов;

  • Наличие транспортных средств, позволяющих транспортировать ТКО в размере не менее 10 процентов годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора, при условии осуществления ежедневного вывоза ТКО: наличие техники — 0,5 баллов, отсутствие техники — 0 баллов;

  • Наличие объектов по обработке ТКО, позволяющих обрабатывать ТКО в объеме не менее 10 % годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора: имеется — 0,01 балл, не имеется — 0 баллов;

  • Наличие объектов по обезвреживанию ТКО, позволяющих обезвреживать ТКО в объеме не менее 10 % годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора: имеется — 0,01 балл, не имеется — 0 баллов;

  • Наличие объектов по захоронению ТКО, позволяющих захоранивать ТКО в объеме не менее 10 % годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора: имеется — 0,01 балл, не имеется — 0 баллов;

  • Наличие объектов по утилизации ТКО, позволяющих утилизировать ТКО в объеме не менее 10 % годового объема образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора: имеется — 0,01 балл, не имеется — 0 баллов.

Таким образом, Организатором торгов указанный критерий Конкурсной документации был разбит на 5 подкритериев.

Пунктом 21 Правил предусмотрены критерии качества услуги регионального оператора.

Согласно подпункту «а» пункта 22 Правил в случае, предусмотренном пунктом 68 Правил, организатор конкурсного отбора вправе установить дополнительные критерии качества услуги регионального оператора, в том числе критерий мощности - возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в объеме не менее 10 процентов годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора либо наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем 10 лет.

При этом критерий мощности предполагает, что участник конкурса получает установленный организатором торгов балл как в случае наличия действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем 10 лет, так и в случае, если он может собрать и (или) транспортировать, и (или) обработать, и (или) утилизировать, и (или) обезвредить, и (или) захоронить 10% и более годового объема твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при установлении требования по критерию мощности был нарушен подпункт «а» пункта 22 Правил.

2. Согласно Жалобе Организатором торгов в разделе «Порядок подачи заявок» Конкурсной документации, содержащем требования к составу подаваемых заявок на участие в Конкурсе, не установлен перечень документов, подтверждающих сведения, предоставляемые участниками Конкурса по критериям качества услуги регионального оператора.

Согласно подпункту «и» пункта 12 Правил документация об отборе содержит, в том числе требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 3.3 раздела «Порядок подачи заявок» Конкурсной документации в состав заявки должна входить заполненная форма заявки, представленная в Приложении № 9 к Конкурсной документации, а также документы, подтверждающие указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором в соответствии с Приложением № 11 к Конкурсной документации.

При этом пунктом 8.4 раздела «Критерии конкурсного отбора» Конкурсной документации предусмотрен перечень документов, представляемых участником конкурсного отбора для подтверждения каждого из заявленных значений по критериям Конкурса.

Таким образом, данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

3. Согласно Жалобе Конкурсной документацией установлено неисполнимое требование о транспортировании отходов массой 182,3 тыс. тонн, прогнозируемых к образованию в 2018 г., на объект по обращению с отходами мощностью по обработке отходов 110 тыс. тонн в год.

В Приложении № 1 к Конкурсной документации «Описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами» указаны сведения о направлении транспортирования ТБО (первичный поток) в 2018 году: зона действия объекта обращения с отходами — Архангельск, наименование объекта обращения с отходами — МПК в г.о. Архангельск, масса отходов — 182,3 тыс. тонн.

При этом в Приложении № 5 к Конкурсной документации «Сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению ТКО, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами» указано следующее: тип объекта — обработка, наименование объекта — МПК в г.о. Архангельск, мощность объекта 110 тыс. тонн/год.

В соответствии с пунктом 10 Правил организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе.

Согласно подпункту «а» пункта 12 Правил документация об отборе содержит ссылку на общедоступный и бесплатный источник опубликования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО Архангельской области, утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп (далее — территориальная схема).

Согласно части 3 статьи 13.3 Закона об отходах территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Согласно пояснениям Организатора торгов в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 12 Правил в Конкурсной документации содержатся описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами, при этом Организатор торгов не обладает полномочиями по их изменению.

Таким образом, данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

      • Согласно Жалобе в Конкурсной документации указаны географические координаты планируемого к созданию МПК в г.о. Северодвинске, по которым расположена военная часть, что делает невозможным создание данного объекта.

В соответствии с Приложением № 5 к Конкурсной документации «Сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению ТКО, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами» указан планируемый к созданию объект по обработке ТКО - МПК в г.о. Северодвинске географические координаты: 62.651811, 39.775756; кадастровый номер — 29:28:604006:13.

Согласно пояснениям представителя Организатора торгов до 2013 года земельный участок, на котором планируется создание МПК в г.о. Северодвинске, находился в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации № 1118 от 13.12.2013 «О передачи объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Приморское» Архангельской области» (далее — Приказ № 1118) объекты недвижимого имущества военного городка № 53 в соответствии с Приложением № 1 передаются из федеральной собственности в собственность муниципального образования «Приморское» Архангельской области.

Пунктом 10 Приложения № 1 к Приказу № 1118 предусмотрена передача из федеральной собственности в собственность муниципального образования «Приморское» Архангельской области земельного участка, расположенного по адресу: Архангельская обл., г. Северодвинск, в р-не ст. Рикасиха, кадастровый номер — 29:28:604006:13.

Согласно приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 18.03.2014 № 249 в наименовании, тексте Приказа № 1118 слово «Приморское» заменить словом «Северодвинск».

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о передаче военного имущества) если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о передаче военного имущества решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона о передаче военного имущества предусмотренное частью 1 статьи Закона о передаче военного имущества решение является, в том числе основанием для прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации, которые находятся в границах военных городков, а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации; возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о передаче военного имущества с принятием предусмотренного частью 1 статьи Закона о передаче военного имущества решения переданное недвижимое имущество теряет статус военного недвижимого имущества.

Таким образом, принимая во внимание передачу земельного участка в собственность муниципального образования «Северодвинск» Архангельской области, Комиссия ФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода Жалобы.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

1. В соответствии с пунктом 2.5 Таблицы 1 «Критерии конкурсного отбора, их минимальные и (или) максимальные значения и величина значимости» указан, в том числе критерий открытости, предусматривающий следующий порядок оценки:

  • Наличие сайта регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с возможностью обмена информацией с потребителями услуги посредством электронной почты: наличие — 0,05 баллов, отсутствие — 0 баллов;

  • Возможность оценить работу компании на сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» онлайн наличие — 0,05 баллов, отсутствие — 0 баллов.

    Таким образом, Организатором торгов указанный критерий Конкурсной документации был разбит на 2 подкритерия.

Согласно подпунктам «и», «к» пункта 12 Правил документация об отборе содержит критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором, их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором; величину значимости критериев оценки и сопоставления заявок.

В соответствии с пунктом 21 Правил критериями качества услуги регионального оператора является, в том числе критерий открытости - наличие сайта регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с возможностью обмена информацией с потребителями услуги посредством электронной почты.

При этом критерий открытости предполагает, что установленный организатором торгов балл получает участник конкурса, обладающий сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с возможностью обмена информацией с потребителями услуги посредством электронной почты.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при установлении в Конкурсной документации подкритерия, не предусмотренного Правилами, был нарушен
пункт 21 Правил.

2. В соответствии с пунктом 2.4 Таблицы 1 «Критерии конкурсного отбора, их минимальные и (или) максимальные значения и величина значимости» указан, в том числе критерий исполнительности, предусматривающий следующий порядок оценки:

  • Внесудебный порядок (при наличии документов, подтверждающих убытки, выданные уполномоченными органами (предписания, протоколы, постановления)): 30 рабочих дней — 0,03 баллов, более 30 рабочих дней — 0 баллов;

  • Порядок исполнительного производства — при предъявлении региональному оператору исполнительного документа, выданного на основании вступившего в законную силу решения суда — 20 банковских дней — 0,02 баллов, более 30 рабочих дней — 0 баллов.

    Таким образом, Организатором торгов указанный критерий Конкурсной документации был разбит на 2 подкритерия.

В соответствии с пунктом 21 Правил критериями качества услуги регионального оператора является, в том числе критерий исполнительности - срок возмещения убытков потребителям услуги при несоблюдении региональным оператором обязательств, предусмотренных нормативными правовыми актами и соглашением.

При этом критерий исполнительности предполагает, что установленный организатором торгов балл получает участник конкурса, представивший сведения в отношении срока возмещения убытков потребителям услуги при несоблюдении региональным оператором обязательств, предусмотренных нормативными правовыми актами и соглашением, соответствующего предельному значению, установленному Организатором торгов.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при разбивке в Конкурсной документации
критерия открытости на подкритерии был нарушен пункт 21 Правил.

На основании изложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

1. Признать жалобу АО «Управление отходами» на действия организатора торгов — Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области при проведении конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Архангельской области (извещение № 261217/0979275/01) обоснованной в части установления критериев качества услуги регионального оператора, не соответствующих требованиям Правил.

 

2. Выдать организатору торгов – Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области обязательное для исполнения предписание.

 

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны