Решение №04/82581/18 РЕШЕНИЕ № Т-175/18 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Э... от 12 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
<...>
РЕШЕНИЕ № Т-175/18
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Эко-Инжиниринг»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
Дата принятия решения: 09.10.2018 г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 4 в составе: <...> (далее – Комиссия
ФАС России), при участии представителей:
– ООО «Эко-Инжиниринг»: <...>;
– Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края: <...>,
рассмотрев жалобу ООО «Эко-Инжиниринг» на действия организатора торгов – Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности (извещение № 100918/11426559/01)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
ООО «Эко-Инжиниринг» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее – Организатор торгов) при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению
с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности (извещение № 100918/11426559/01) (далее – Конкурс; Жалоба).
Из Жалобы следует, что Документация открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердым коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности, утвержденная приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 10.09.2018 № 369 (далее – Конкурсная документация), не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Представитель Организатора торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при утверждении Конкурсной документации Организатор торгов действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, том числе Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила).
Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.
10.09.2018 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса (далее – извещение о проведении Конкурса), согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе – 10.09.2018; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 11.10.2018; срок, на который присваивается статус регионального оператора – 10 лет.
1. Согласно Жалобе указанный в Конкурсной документации расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора является некорректным поскольку не содержит сведений о ее максимально допустимой величине с учетом НДС.
В ходе изучения Конкурсной документации Комиссией ФАС России
было установлено, что в соответствии с пунктом 8.1 Конкурсной документации порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора
и ее максимально допустимая величина указаны в Приложении № 2
к Конкурсной документации.
Согласно Приложению № 2 к Конкурсной документации расчет приведенной стоимости услуг регионального оператора осуществляется
в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания).
Максимально допустимая величина приведенной стоимости услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Белореченской зоны деятельности регионального оператора
в Краснодарском крае на весь период присвоения статуса, определенная
в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями,
на основе данных Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.09.2016 № 747 (далее – Территориальная схема), составляет 31 556 632 843, 64 рублей (без НДС).
Согласно подпункту «м» пункта 12 Правил документация об отборе содержит информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.
В соответствии с пунктом 35 Правил расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора и ставки дисконтирования осуществляется
в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Заявителя не смог пояснить, каким нормативным правовым актом установлена обязанность указания в документации о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами максимально допустимой величины приведенной стоимости услуги регионального оператора с учетом НДС.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Приложение № 2
к Конкурсной документации содержит порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимую величину, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы
не находит своего подтверждения.
2. Согласно Жалобе Территориальная схема, на которую ссылается Организатор торгов в Конкурсной документации, проходит процедуру корректировки. При этом положения корректируемой Территориальной схемы, в том числе существенные отличаются от соответствующих положений действующей Территориальной схемы. Таким образом, в случае утверждения скорректированной Территориальной схемы условия деятельности регионального оператора, включая расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора, рассчитанные на основании данных Территориальной схемы, будут существенно изменены, в связи с чем Организатору торгов,
по мнению Заявителя, необходимо внести изменения в Конкурсную документацию.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах)
к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения
с отходами относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными
отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами (далее – территориальная схема обращения с отходами).
Согласно пункту 4 статьи 13.3 Закона об отходах территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается
и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения комиссией антимонопольного органа жалоб на нарушение процедуры проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Таким образом, соответствие Территориальной схемы законодательству Российской Федерации не может быть рассмотрено Комиссией ФАС России
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами
в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами
и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1.1 проекта Соглашения по обращению
с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности, являющегося Приложением № 3 к Конкурсной документации (далее – Проект Соглашения), предметом соглашения является обеспечение региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности, в том числе в соответствии
с Территориальной схемой.
Дополнительно Комиссия ФАС России отмечает, что согласно положениям подпункта «б» пункта 89 Основ ценообразования в случае,
если после выбора регионального оператора будет осуществлена корректировка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, по параметрам, влияющим на расходы, учитываемые при установлении тарифов, в связи с изменением схемы потоков твердых коммунальных отходов и объема (массы) твердых коммунальных отходов,
а также в связи со строительством и (или) реконструкцией объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, такие изменения будут учтены при установлении (корректировке) тарифа региональному оператору вне зависимости от рассчитанного им конкурсного предложения на соответствующий год.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Конкурс проводится Организатором торгов на основании действующей Территориальной схемы, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что данный довод Жалобы
не находит своего подтверждения.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом
всех выявленных нарушений.
В ходе изучения Комиссией ФАС России Конкурсной документации
и извещения о проведении Конкурса было установлено следующее.
1. Разделом 8 Конкурсной документации установлены критерии Конкурса.
Согласно пункту 8.2 Конкурсной документации для первого конкурсного отбора устанавливаются предельные значения для критериев конкурсного отбора и величина значимости критериев в соответствии с Приложением № 4
к Конкурсной документации.
Приложением № 4 к Конкурсной документации установлены критерии качества услуги регионального оператора, их минимальные и (или) максимальные значения и величина значимости.
Согласно пункту 6 Приложения № 4 к Конкурсной документации критерий мощности – возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию ТКО в объеме не менее 10 процентов от годового объема образования ТКО в Белореченской зоне деятельности либо наличие соответствующего действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с ТКО, заключенного в Белореченской зоне, на срок более чем 10 лет.
В соответствии с пунктом 22 Правил в случае, предусмотренном пунктом 68 Правил, организатор конкурсного отбора вправе установить дополнительные критерии качества услуги регионального оператора.
Согласно подпункту «а» пункта 22 Правил критерий мощности – возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в объеме не менее 10 процентов годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора либо наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем 10 лет.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что критерий мощности, приведенный в пункте 6 Приложения № 4
к Конкурсной документации, не соответствует подпункту «а» пункта 22
Правил.
2. Согласно пункту 8.3.1 Конкурсной документации для подтверждения заявленных значений по критериям Конкурса заявитель должен представить следующие документы: для критерия приведенная стоимость услуги регионального оператора (Kpci) подписанный руководителем или уполномоченным лицом заявителя расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора в соответствии с Приложением № 3 к Конкурсной документации.
Вместе с тем Приложение № 3 к Конкурсной документации содержит проект Соглашения, в то время как порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора, ее максимально допустимая величина указаны в Приложении № 2 к Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов в пункте 8.3.1 Конкурсной документации была допущена техническая ошибка.
3. Согласно извещению о проведении Конкурса, размещенному
на официальном сайте, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе – 12.09.2018 в 10:30.
При этом в соответствии с пунктом 6.2 Конкурсной документации дата
и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе: 12 октября 2018 года в 10-30 часов по московскому времени.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при указании в извещении о проведении Конкурса, размещенном на официальном сайте, даты вскрытия конвертов с заявками
на участие в Конкурсе была допущена техническая ошибка.
На основании изложенного и в соответствии с частью 17, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО «Эко-Инжиниринг» на действия организатора торгов – Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края при проведении открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности (извещение
№ 100918/11426559/01) необоснованной.
2. Выдать организатору торгов – Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края обязательное для исполнения предписание.
Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
<...>