Определение №22/80441/18 Определение о возбуждении дела об административном правонару... от 5 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<.....>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении № 4-14.32-1730/00-22-18 и проведении

административного расследования

 

«05» октября 2018 г. г. Москва

 

Я, начальник отдела расследований на товарных рынках Управления по борьбе с картелями ФАС России <.....>, рассмотрев решение по делу № 1-16-24/00-22-18 о нарушении антимонопольного законодательства от 21.09.2018 № 22/76059/18 в отношении начальника Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области (далее — Департамент) <.....>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) приказом ФАС России от 09.02.2018 № 150/18 было возбуждено дело № 1-16-24/00-22-18 в отношении Администрации губернатора Белгородской области (ИНН 3123107084), Администрации Губкинского городского округа (ИНН 3127050181), акционерного общества «Белгородский земельный фонд» (ИНН 3123114290), общества с ограниченной ответственностью «Ямская степь» (ИНН 3127013711), общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Красненская» (ИНН 2348032397) по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением ФАС России от 17.04.2018 № 22/27293/18 к участию в рассмотрении дела № 1-16-24/00-22-18 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика привлечен Департамент.

По результатам рассмотрения дела №  1-16-24/00-22-18 комиссия ФАС России приняла решение, изготовленное в полном объеме 19.09.2018 (исх. от 21.09.2018 № 22/76059/18), которым установлено следующее.

С 2009 года Белгородской области на праве собственности принадлежали земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 31:07:0108003:34 (площадью 30 га), 31:07:0108003:35 (площадью 29 га), 31:07:0000000:96 (площадью 2758,21 га), с 2011 года – земельный участок с кадастровым номером 31:07:0000000:135 (площадью 116,37 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Красненский район, в границах ОАО «Новоуколовская Нива». 04.03.2014 и 08.03.2014 в газете «Заря» Красненского района были опубликованы извещения АО «Белгородский земельный фонд» о возможности предоставления данных земельных участков в аренду.

С 2010 года Белгородской области на праве собственности принадлежал земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 31:03:0000000:117 (площадью 105,4 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Губкинский район, в границах АОЗТ «Верный Путь». 06.03.2014 в газете № 20-21 (10945-10946) «Сельские просторы» Губкинского района было опубликовано извещение АО «Белгородский земельный фонд» о возможности предоставления данного земельного участка в аренду.

С 2011 года Белгородской области на праве собственности принадлежал земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 31:07:0000000:132 (площадью 184,05 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Красненский район, в границах ОАО «Новоуколовская Нива». 04.03.2014 в газете «Заря» Красненского района было опубликовано извещение АО «Белгородский земельный фонд» о возможности предоставления данного земельного участка в аренду.

С 2012 года Белгородской области на праве собственности принадлежали земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 31:03:0000000:119 (площадью 386,05 га), 31:03:0000000:247 (площадью 208,87 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Губкинский район, в границах АОЗТ «Мичуринец». 06.03.2014 в газете № 20-21 (10945-10946) «Сельские просторы» Губкинского района было опубликовано извещение АО «Белгородский земельный фонд» (ИНН: 3123114290) о возможности предоставления данных земельных участков в аренду.

Вместе с тем, извещения о возможности предоставления указанных земельных участков в аренду публиковались в 2014 году, однако предоставлены земельные участки никому не были ввиду отсутствия обращений от заинтересованных лиц. Торги по указанным земельным участкам в период с 2014 по 2016 год не проводились.

Впоследствии указанные земельные участки, принадлежащие Белгородской области на праве собственности, в период с 01.12.2014 по 25.07.2016 были объединены с земельными участками физических лиц, а именно:

- 01.12.2014 на основании решения (соглашения) об объединении земельных участков – земельный участок <.....> с кадастровым номером 31:07:0000000:279 (площадью 4,09 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Красненский район, в границах ОАО «Новоуколовская Нива», объединен с земельным участком Белгородской области с кадастровым номером 31:07:0000000:132 (площадью 184,05 га), таким образом, образован земельный участок общей долевой собственности с кадастровым номером 31:07:0000000:283 (общей площадью 188,14 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Красненский район, в границах ОАО «Новоуколовская Нива»;

- 10.04.2015 на основании решения (соглашения) об объединении земельных участков – земельный участок <.....> с кадастровым номером 31:07:0108002:20 (площадью 4,31 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Красненский район, в границах ОАО «Новоуколовская Нива», и земельный участок <.....> с кадастровым номером 31:07:0000000:289 (площадью 4,31 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Красненский район, в границах ОАО «Новоуколовская Нива», объединены с земельными участками Белгородской области с кадастровыми номерами 31:07:0000000:135, 31:07:0000000:96, 31:07:0108003:34, 31:07:0108003:35, (площадью 116,37 га, 2758,21 га, 29 га, 30 га), таким образом, образован земельный участок общей долевой собственности с кадастровым номером 31:07:0000000:290 (общей площадью 2942,2 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Красненский район, в границах ОАО «Новоуколовская Нива»;

- 08.04.2016 на основании решения (соглашения) об объединении земельных участков – земельный участок <.....> с кадастровым номером 31:03:1814001:54 (площадью 6,2 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Губкинский район, в границах АОЗТ «Верный Путь», объединен с земельным участком Белгородской области с кадастровым номером 31:03:0000000:117 (площадью 105,4 га), таким образом, образован земельный участок общей долевой собственности с кадастровым номером 31:03:0000000:4251 (общей площадью 111,6 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Губкинский район, в границах АОЗТ «Верный Путь»;

- 25.07.2016 на основании решения (соглашения) об объединении земельных участков – земельный участок <.....> с кадастровым номером 31:03:0000000:4263 (площадью 5,56 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Губкинский район, в границах АОЗТ «Мичуринец», объединен с земельными участками Белгородской области с кадастровыми номерами 31:03:0000000:119, 31:03:0000000:247, (площадью 208,87 га, 386,05 га), таким образом, образован земельный участок общей долевой собственности с кадастровым номером 31:03:0000000:4288 (общей площадью 600,48 га), местоположением Российская Федерация, Белгородская область, Губкинский район, в границах АОЗТ «Мичуринец».

В результате, указанные выше объединенные земельные участки в период с 24.09.2015 по 10.08.2016 переданы в аренду без проведения торгов:

1. На основании договора аренды земельного участка от 24.09.2015 № КН-40ДД, дополнительного соглашения от 01.03.2016, сроком на 10 лет передан в аренду АО «Белгородский земельный фонд» объединенный земельный участок с кадастровым номером 31:07:0000000:290. В качестве арендодателей по договору выступают Департамент, <.....>, в качестве арендатора — АО «Белгородский земельный фонд»;

1.1. На основании договора субаренды земельного участка от 14.10.2015 № КН-40ДД/С, сроком на 2 года АО «Белгородский земельный фонд» передан в субаренду объединенный земельный участок с кадастровым номером 31:07:0000000:290 ООО «Агрофирма «Красненская»;

2. На основании договора аренды земельного участка от 24.09.2015 № КН-39ДД, дополнительного соглашения от 01.03.2016, сроком на 10 лет передан в аренду АО «Белгородский земельный фонд» объединенный земельный участок с кадастровым номером 31:07:0000000:283. В качестве арендодателей по договору выступают Департамент, <.....>, в качестве арендатора — АО «Белгородский земельный фонд»;

2.1. На основании договора субаренды земельного участка от 14.10.2015 № КН-39ДД/С, сроком на 2 года АО «Белгородский земельный фонд» передан в субаренду объединенный земельный участок с кадастровым номером 31:07:0000000:283 ООО «Агрофирма «Красненская»;

3. На основании договора поручения от 28.04.2016 Департамент передал АО «Белгородский земельный фонд» обязательства по распоряжению объединенным земельным участком с кадастровым номером 31:03:0000000:4251. На основании договора аренды земельного участка от 03.05.2016 № ГУ-80ДД, сроком на 10 лет передан в аренду ООО «Ямская степь» объединенный земельный участок с кадастровым номером 31:03:0000000:4251. В качестве арендодателей по договору выступают АО «Белгородский земельный фонд» и <.....>, в качестве арендатора — ООО «Ямская степь»;

4. На основании договора поручения от 05.08.2016 Департамент передал АО «Белгородский земельный фонд» обязательства по распоряжению объединенным земельным участком с кадастровым номером 31:03:0000000:4288. На основании договора аренды земельного участка от 10.08.2016 № ГУ-81ДД, сроком на 10 лет передан в аренду ООО «Ямская степь» объединенный земельный участок с кадастровым номером 31:03:0000000:4288. В качестве арендодателей по договору выступают АО «Белгородский земельный фонд» и <.....>, в качестве арендатора — ООО «Ямская степь».

Таким образом, вышеуказанные объединенные земельные участки были переданы Белгородской областью в аренду (субаренду) без проведения торгов следующим организациям:

1. АО «Белгородский земельный фонд»;

2. ООО «Агрофирма «Красненская»;

3. ООО «Ямская степь».

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. В то же время положения пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ не предусматривают таких случаев, как передача объединенных земельных участков, принадлежащих на праве общей долевой собственности субъекту Российской Федерации и физическому лицу без проведения торгов.

В рамках рассмотрения дела № 1-16-24/00-22-18 комиссией ФАС России установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 23.07.2012 № 306-пп «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Белгородской области» Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Белгородской области, осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственной собственностью Белгородской области, в том числе земельными участками, приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Белгородской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции предоставление государственных услуг и проведение единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории Белгородской области. Департамент при осуществлении своей деятельности подотчетен губернатору и Правительству Белгородской области. Таким образом, определением ФАС России от 17.04.2018 № 22/27293/18 к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечен Департамент.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Департамента по распоряжению земельными участками, находящимися в общей долевой собственности были совершены в нарушение требований пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ, предусматривающих обязанность по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду по результатам проведения торгов и, следовательно, привели к ограничению конкуренции на рынке аренды (субаренды) земельных участков, находящихся в собственности Белгородской области.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующим субъектам.

Комиссией ФАС России установлена последовательность действий при передаче в аренду земельных участков, а также взаимосвязь физических лиц (долевых собственников земельных участков) и лиц, которым земельные участки были переданы в аренду без проведения торгов, что в совокупности с другими доказательствами свидетельствует о заключении соглашения.

Решением комиссии ФАС России по делу № 1-16-24/00-22-18 Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области, АО «Белгородский земельный фонд», ООО «Ямская степь», ООО «Агрофирма «Красненская» признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и участии в соглашении между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, которое привело к ограничению доступа на рынок аренды (субаренды) земельных участков, находящихся в собственности Белгородской области.

Выявленное административное правонарушение было совершено в период с 24.09.2015 по 10.08.2016.

Нарушение Департамента, начальником которого является <.....>, пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность в соответствии с частью 3 статьи 14.32 КоАП (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 № 160-ФЗ) за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий. Санкция указанной нормы предусматривала наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Поскольку санкция нормы части 7 статьи 14.32 КоАП (в редакции Федерального закона от 17.04.2017 № 74-ФЗ) не изменилась, то выявленное правонарушение необходимо квалифицировать по части 3 статьи 14.32 КоАП.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административное правонарушение, совершенное <.....>, выразилось в заключении и участии от имени Департамента в антиконкурентном соглашении между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, которое привело к ограничению доступа на рынок аренды (субаренды) земельных участков, находящихся в собственности Белгородской области в нарушение требований статьи 16 Закона о защите конкуренции, в связи с ненадлежащим исполнении своих служебных обязанностей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 2.4, 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении <.....> дело об административном правонарушении по факту нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в соглашении между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, которое привело к ограничению доступа на рынок аренды (субаренды) земельных участков, находящихся в собственности Белгородской области.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.32 КоАП (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП <.....> надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в  ФАС России сведения: заверенную надлежащим образом копию приказа о назначении на должность (либо иного документа о назначении на должность), паспортные данные, а также сведения, подтверждающие наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и пояснения в письменном виде о причинах и условиях, способствовавших совершению административного правонарушения.

4. <.....> или его законному представителю необходимо явиться в 10 часов 30 минут 01 ноября 2018 г. по адресу г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11 (Управление по борьбе с картелями, каб. № 571) для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.32-1730/00-22-18 со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

 

<.....>

 

 

 

 

 

 

 

Идентификатор

 

 

Идентификатор

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны