Решение б/н О рассмотрении разногласий, возникающих между органами испол... от 21 июля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О рассмотрении разногласий, возникающих между

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Водоканал Павловского городского поселения» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

 

 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, на основании заявления ООО «Водоканал Павловского городского поселения» (исх. от 02.02.2017 № 111, вх. от 13.02.2017 рег. № 21631/17), рассмотрев разногласия между ООО «Водоканал Павловского городского поселения» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, Респондент, орган регулирования) по приказу Комитета от 16.12.2016 № 309-п «Об установлении тарифов на техническую воду, питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЕ» на 2017-2019 годы, установлено следующее.

Заявитель считает, что утверждённые Комитетом тарифы на регулируемый период (2017 г.) на услуги питьевого водоснабжения экономически не обоснованы, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету при установлении тарифов на регулируемый период, в сумме 31 578,46 тыс. руб., в части следующих статей затрат: «Расходы на электроэнергию на общепроизводственные нужды», «Расходы на ремонт», «Общехозяйственные расходы», «Нормативная прибыль», «Недополученные доходы за 2013-2015 гг.», «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации», «Расходы на электроэнергию на технологические нужды», «Расходы на оплату труда основного производственного персонала», «Отчисления на социальные нужды основного производственного персонала», «Расходы материалы (химреагенты)».

Также Заявитель оспаривает установленный Комитетом на регулируемый период 2017 год объём реализации питьевой воды, то есть натуральный показатель по статье «Объём реализации услуг».

Тарифы на услуги питьевого водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).

1. По натуральном показателю - объёму реализации услуг.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

Согласно пункту 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды по формулам (1), (1.1).

Также в соответствии с пунктом 5 Методических указаний при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6.

В заявлении регулируемая организация указывает, что величина объёма реализации питьевой воды на 2017 год, установленная оспариваемым решением, составляет 215,67 тыс. куб. м. Величина оказываемых услуг по питьевому водоснабжению, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 195,23 тыс. куб. м.

ООО «Водоканал Павловского городского поселения» поясняет, что снижение объёмов реализации питьевой воды связаны с высоким износом водопроводных сетей, а также с исполнением ООО «Водоканал Павловского городского поселения» Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Регулируемой организацией на разногласия представлена сводная таблица по объёмам реализации потребителям питьевой воды, а также калькуляция себестоимости питьевой воды. При этом, в калькуляции (тарифной заявке) фигурирует объём реализации в размере 206,06 тыс. куб. м., а не заявленный на разногласия объём в размере 153,88 тыс. куб. м. Иных материалов, форм федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ, 2-ТП (водхоз), 1-Водопровод, сведений о показаниях приборов учёта, подтверждающих фактические объёмы реализации услуг, на основании которых возможно произвести расчёт объёмов реализации услуг согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования, регулируемой организацией не представлено.

Орган регулирования в пояснениях, направленных письмами от 17.03.2017 № КТ-1-1299/7-0-1, от 15.05.2017 № КТ-1-2773/7-0-1 (далее – Письменное мнение), представлен расчёт объёмов реализации услуг, выполненный в соответствии с положениями Методических указаний.

В связи с тем, что органом регулирования представлен расчёт объёмов реализации услуг, выполненный в соответствии с положениями, закреплёнными в Методических указаниях, который подтверждает, что объёмы, принятые при расчёте тарифов на оказываемые услуги питьевого водоснабжения существенно выше, учтённых органом регулирования для ООО «Водоканал Павловского городского поселения» при установлении тарифов на 2017 год. В этой связи, требования Заявителя в части снижения объёмов реализации услуг не подлежат удовлетворению.

2. По статье «Расходы на материалы (химреагенты)».

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

Согласно пункту 23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение.

Согласно положениям пункта 50 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

Величина расходов по статье «Расходы на материалы (химреагенты)» заявлена ООО «Водоканал Павловского городского поселения» в размере 915,89 тыс. руб., органом регулирования при установлении тарифов на 2017 год учтена сумма в размере 359,61 тыс. руб., таким образом, сумма разногласий составляет – 556,28 тыс. руб.

Регулируемая организация в пояснительной записке к заявлению о разногласиях указывает, что причиной возникновения разногласий послужило увеличение стоимости реагентов, так как цена на гипохлорид натрия с 2014 года возросла на 25 %, алюминия сернокислого – в 2,45 раза, при этом величина заявленных средств рассчитана Заявителем на основании нормативов расходов материалов для обеззараживания поступающей воды на водоподготовку.

В Письменных мнениях орган регулирования указывает на то, что ежегодно в регулируемой организации складывается недорасход средств. Так в ООО «Водоканал Павловского городского поселения» фактические затраты по статье «Расходы на материалы (химреагенты)» сложились в 2014 году в размере 248,40 тыс. руб., в 2015 году - 240,5 тыс. руб., в 2016 году - 244,52 тыс. руб., при установленных органом регулирования в плановом режиме затрат в 2014 году в размере 614,41 тыс. руб., в 2015 году – 574,96 тыс. руб., в 2016 году – 574,96 тыс. руб.

ФАС России рассчитаны затраты по статье «Расходы на материалы (химреагенты)» путём увеличения фактических затрат ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2014 года на индексы, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Исходя из вышеуказанного расчёта расходы на химреагенты сложились на уровне 263,385 тыс. руб., что ниже, учтённых органом регулирования при формировании затрат на химреагенты на 2017 год на 96,22 тыс. руб. При этом ФАС России отмечает, что каких-либо материалов, подтверждающих увеличение цены химреагенов, договоров на приобретение химреагентов, заключенных по итогам проведения конкурсных процедур на разногласия в ФАС России ООО «Водоканал Павловского городского поселения» представлено не было.

В связи с вышеизложенным Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения затрат по статье «Расходы на материалы (химреагенты)» в необходимой валовой выручке ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года.

3. По статьям «Расходы на электроэнергию на технологические нужды» и «Расходы на электроэнергию на общепроизводственные нужды».

Затраты по статье «Расходы на электроэнергию на технологические нужды» заявлены ООО «Водоканал Павловского городского поселения» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 1 196,64 тыс. руб.

Органом регулирования в свою очередь по статье «Расходы на электроэнергию на технологические нужды» учтены средства в следующих размерах в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 766,14 тыс. руб.

Затраты по статье «Расходы на электроэнергию на общепроизводственные нужды» заявлены ООО «Водоканал Павловского городского поселения» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения – 182,47 тыс. руб.

Органом регулирования в свою очередь по статье «Расходы на электроэнергию на общепроизводственные нужды» учтены средства в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 166,55 тыс. руб.

В пояснительной записке к заявлению о разногласиях регулируемая организация указывает, что утвержденные Комитетом затраты на приобретение электроэнергии на протяжении с 2014 по 2016 гг. ниже фактических расходов на 30-36 %.

Объемы на технологические нужды в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения приняты Комитетом на основании заявленного регулируемой организацией удельного расхода на 2016 год с учётом объемов поднятой воды, принятых органом регулирования в производственной программе на 2017 год, а также средних объемов фактически сложившихся за январь-сентябрь 2016 года по счетам - фактурам.

Объемы на общехозяйственные нужды в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения приняты Комитетом на основании сложившихся объемов у ООО «Водоканал Павловского городского поселения» в 2015 году. Организация представила в орган регулирования в качестве подтверждения договор энергоснабжения от 19.06.2013 № 91463, заключенный между ООО «РКС-энерго» и регулируемой организацией.

Затраты по статье «Электрическая энергия на технологические нужды» определены Комитетом исходя из вышеуказанного объема электрической энергии на технологические нужды и тарифа, фактически сложившегося за январь-сентябрь 2016 года на основании счетов-фактур, выставленных ООО «РКС-энерго» ООО «Водоканал Павловского городского поселения», путём увеличения тарифа на индекс, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

В Письменных мнениях орган регулирования указывает, что фактические итоговые данные за 2016 год у регулируемой организации отсутствовали, в подтверждение были представлены только предварительные данные (ожидаемые).

В части разногласий по показателю «Удельный расход электроэнергии» ФАС России отмечает, что требования Заявителя не подлежат удовлетворению, так как удельный расход на расчётный период регулирования (2017 год) учтён Комитетом по предложению организации.

На основании вышеизложенного, ввиду отказа в удовлетворении требований ООО «Водоканал Павловского городского поселения» по объёмам реализации услуг в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения, в условиях ежегодного не освоения средств на электроэнергию, а также отсутствия обосновывающих материалов, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статьям «Расходы на электроэнергию на технологические нужды» и «Расходы на электроэнергию на общепроизводственные нужды».

4. По статье «Ремонтные расходы».

Величина расходов по данной статье затрат заявлена ООО «Водоканал Павловского городского поселения» по питьевому водоснабжению в сумме 1 589,00 тыс. руб.

Органом регулирования при установлении тарифов на 2017 год учтены затраты по питьевому водоснабжению в размере 219,50 тыс. руб. Таким образом, сумма разногласий по питьевому водоснабжению составила 1 369,50 тыс. руб.

Разногласия по статье «Ремонтные расходы», по мнению ООО «Водоканал Павловского городского поселения», связаны с высоким износом сетей водоснабжения, обновление которых требует затрат в существенно высоком объёме. Указывая в пояснительной записке к заявлению о разногласиях, что в перечень плановых ремонтных работ на 2017 год включен только текущий ремонт, производимый собственными силами. Указанный перечень работ согласован с Администрацией Павловского муниципального образования и арендодателем. Низкие фактические расходы за период с 2014 по 2016 гг. обусловлены отсутствием финансовых средств у регулируемой организации.

В письменных мнениях орган регулирования обращает внимание на то, что регулируемой организацией по данному виду затрат ежегодно не осваиваются средства, учтенные органом регулирования при формировании расходов на ремонты на 2014-2016 гг. Так, в ООО «Водоканал Павловского городского поселения» фактические затраты по статье «Ремонтные расходы» сложились в 2014 году в размере 0,0 руб., в 2015 году - 369,2 тыс. руб., в 2016 году - 6,02 тыс. руб., при установленных органом регулирования в плановом режиме затрат в 2014 году в размере 355,0 тыс. руб., в 2015 году – 374,53 тыс. руб., в 2016 году – 0,0 руб.

Заявленные ООО «Водоканал Павловского городского поселения» расходы по данной статье откорректированы органом регулирования, так как в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее-Правила регулирования) регулируемая организация не подтвердила экономическую обоснованность и целесообразность их учёта в составе данной статьи в регулируемом периоде.

Кроме того, по ремонтным работам, проводимым подрядными организациями, регулируемой организацией не представлены документы, подтверждающие проведение торгов в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, затраты по статье «Ремонтные расходы» Комитет определил в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения исходя из ожидаемых затрат заявленных регулируемой организацией на 2016 год в размере 219,50 тыс. руб.

С учётом положений пункта 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Вместе с тем, ФАС России акцентирует внимание на то, что какие-либо обосновывающие материалы, подтверждающие величину заявленных ООО «Водоканал Павловского городского поселения» на разногласия требований по статье «Ремонтные расходы» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в материалах дела по разногласиям отсутствуют (ежегодный график планово-предупредительного ремонта, перечень мероприятий по капитальному и текущему ремонту, договоры, заключённые в предыдущих периодах регулирования по итогам проведённых конкурсных процедур, акты выполненных работ, дефектные ведомости, акты технического обследования сетей отсутствуют).

На основании вышеизложенного, с учётом ежегодно недоиспользования средств, учтённых при установлении тарифов по данной статье в предыдущих периодах регулирования, в условиях не представления обосновывающих материалов по проведению ремонтов, ФАС России не усматривает признаков нарушения Комитетом требований законодательства Российской Федерации, на основании чего требования Заявителя об увеличении расходов по статье «Ремонтные расходы» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения не подлежат удовлетворению.

5. По статье «Общехозяйственные расходы».

Величина расходов по данной статье затрат заявлена ООО «Водоканал Павловского городского поселения» по питьевому водоснабжению – 10 697,70 тыс. руб. Органом регулирования при установлении тарифов на 2017 год учтена сумма в размере 1 654,94 тыс. руб. Таким образом, сумма разногласий составляет по питьевому водоснабжению – 9 042,976 тыс. руб.

В пояснительной записке, представленной к заявлению о разногласиях, ООО «Водоканал Павловского городского поселения», указывает на перечень затрат, включённых в состав общехозяйственных расходов, а именно затраты на выполнение предписаний надзорных организаций, разработку, утверждение и согласование проектов нормативно-допустимых сбросов, санитарно-защитной зоны, в дополнение поясняя, что низкие фактические расходы за период с 2014 по 2016 гг. обусловлены отсутствием финансовых средств у предприятия. В подтверждение вышеуказанных расходов регулируемой организацией представлены в ФАС России на разногласия только перечень подстатей затрат, в котором основным оспариваемыми подстатьями являются командировочные расходы, расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, расходы на оплату услуг, выполняемых сторонними организациями, расходы на приобретение сырья и материалов, их хранение, страховые взносы в общей сумме 21 810,98 тыс. руб.

Орган регулирования в письменных мнениях обращает внимание на то, что, исходя из данных, представленных ООО «Водоканал Павловского городского поселения» в пояснительной записке в «Распределение «Общехозяйственные расходы» по видам деятельности» приложение № 1 табл.1.17, данные по фактическим величинам 2015 года, и данные, заявленными регулируемой организацией в калькуляции разнятся.

Затраты по статье «Общехозяйственные расходы» в части оказываемых услуг по питьевому водоснабжению учтены Респондентом на уровне 1 654,94 тыс. руб., исходя из расходов, предусмотренных в тарифе в плановом режиме на 2016 год (1 580,65 тыс. руб.), с учётом увеличения их на индекс потребительских цен, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской, что не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.

6. По статьям «Расходы на оплату труда основного производственного персонала» и «Отчисления на социальные нужды основного производственного персонала».

По данным статьям затрат ООО «Водоканал Павловского городского поселения» заявлены расходы по фонду оплаты труда в размере 4 574,56 тыс. руб. и по отчислениям на социальные нужды в размере 1 408,96 тыс. руб.

Органом регулирования при установлении тарифов на 2017 год учтены расходы по фонду оплаты труда в размере 4 008,23 тыс. руб. и по отчислениям на социальные нужды в размере – 1 234,53 тыс. руб.

Таким образом, сумма разногласий составляет по фонду оплаты труда сумму в размере 566,33 тыс. руб. и по отчислениям на социальные нужды – 174,43 тыс. руб.

В пояснительной записке, представленной к заявлению о разногласиях, ООО «Водоканал Павловского городского поселения» обращает внимание на то, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям. Указывая на то, что в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2017 год от 26.12.2016 № 20/С-16, размер минимальной заработной платы с 01.01.2017 установлен на уровне 10 850 руб.

Таким образом, разногласия по фонду оплаты труда заключаются в несогласии ООО «Водоканал Павловского городского поселения» с плановой средней заработной платой основного производственного персонала, учтённой Комитетом при установлении тарифов на оказываемые услуги питьевого водоснабжения на 2017 год.

По представленному расчёту регулируемой организации среднемесячная заработная плата основного производственного персонала составляет по питьевому водоснабжению 14 119 руб.

По утвержденному плану Комитета среднемесячная зарплата основного производственного персонала составила по питьевому водоснабжению 13 099 руб.

Регулируемая организация полагает, что специалистами Комитета некорректно произведены расчеты по оплате труда основного производственного персонала, в связи с чем ООО «Водоканал Павловского городского поселения» постоянно испытывает трудности из-за высокой текучести кадров, отсутствия квалифицированных специалистов. Ввиду отсутствия прибыли у регулируемой организации, премиальные выплаты сотрудникам предприятия не начисляются, штат работников недоукомплектован.

Количество производственного персонала в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения принято органом регулирования в полном объеме, согласно штатному расписанию в количестве 25,5 человек, а также средней заработной платы, предусмотренной в плане на 2016 год в размере 12 761,0 руб./месяц., увеличенной на индекс потребительских цен в размере 104,7 %.

Отчисления на социальные нужды определены органом регулирования исходя из рассчитанного фонда оплаты труда, принятого органом регулирования на 2017 год, в размере 30,8 % (уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы.

В соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

Согласно пункту 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

ФАС России отмечает, что в условиях отсутствия в материалах тарифного дела и на разногласиях ФАС России коллективного договора, в котором закреплены проценты премирования, ФАС России не представляется возможным просчитать фонд оплаты труда в соответствии с требованиями Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы. С учётом вышеизложенного, ввиду того, что средняя заработная плата в регионе по информации Федеральной службы статистики достигает 30 000 руб., фонд оплаты труда рассчитан ФАС России исходя из увеличения фактического фонда оплаты труда 2015 года на индексы потребительских цен, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

По расчёту ФАС России величина фонда оплаты труда сложились в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения на уровне 4 255,58 тыс. руб. Таким образом, сумма, подлежащая дополнительному учёту в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения составила 247,35 тыс. руб.

Отчисления на социальные нужды рассчитаны ФАС России исходя из процента отчислений от рассчитанного фонда оплаты труда. Таким образом, сумма, подлежащая дополнительному учёту в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения, составила 76,19 тыс. руб.

7. По статье «Нормативная прибыль».

В пояснительной записке к заявлению о разногласиях ООО «Водоканал Павловского городского поселения» указывает на необходимость учёта в составе необходимой валовой выручки 2017 года нормативной прибыли согласно положениям Методических указаний, и выражает требование об учёте нормативной прибыли в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения в размере 2 970,66 тыс. руб.

В письменных мнениях орган регулирования сообщает, что расходы по статье «Нормативная прибыль» не учтены в необходимой валовой выручке ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года, так как их экономическая обоснованность не подтверждена.

Ввиду отсутствия в материалах дела документального подтверждения заявленных расходов, а также конкретизации, в какой части регулируемой организацией оспариваются затраты (в случае, если оспариваются расходы на капитальные вложения, а регулируемой организацией не представлена инвестиционная программа, утверждённая в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в случае если оспариваются расходы на социальные нужды, в подтверждение не представлен коллективный договор, а также расчёты по социальным выплатам с указанием перечня лиц, которым выплаты производились в предыдущих периодах регулирования, в случае, если оспариваются проценты по кредитам не представлены договоры по кредитным линиям, целесообразность привлечения кредитных средств, расчёт кассовых разрывов), ФАС России считает подход органа регулирования по не учёту средств в составе статьи «Нормативная прибыль» не противоречащим требованиям законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.

8. По статье «Недополученные доходы за 2013-2015 гг.».

При установлении тарифов на услуги питьевого водоснабжения для ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года регулируемой организацией заявлены расходы на компенсацию недополученных доходов, связанных с фактическим снижением объёмов реализации услуг по сравнению с плановыми объёмами, учтёнными органом регулирования в предыдущих периодах регулирования (2013-2015 гг.). Таким образом, по мнению регулируемой организации, сумма недополученных средств в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения составила 14 330,18 тыс. руб. (2013 г. – 5 466,81 тыс. руб., 2014 г. – 4 587,75 тыс. руб., 2015 г. – 4 275,62 тыс. руб.).

Из письменных пояснений Комитета следует, что органом регулирования не приняты в расчёт необходимой валовой выручки ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года недополученные доходы за 2013-2015 гг., так как их величина не была подтверждена данными в формах статистической и бухгалтерской отчетности (были выявлены расхождения) за рассматриваемый период, а также ввиду недостаточного обоснования снижения объёмов оказания коммунальных услуг.

ФАС России при анализе заявленных ООО «Водоканал Павловского городского поселения» на разногласия требований выявлено следующее:

- в представленном ООО «Водоканал Павловского городского поселения» расчёте недополученных доходов за 2013-2015 гг. не учитывается экономия по условно-переменным статьям затрат, напрямую зависящая от снижения объёмов реализации услуг, а именно экономия по статьям «Электроэнергия», «Химреагенты» и «Водный налог», которая существенно отражается на величине недополученного дохода. Данные статьи затрат не анализировались регулируемой организацией, однако экономия по данным статьям также прямо пропорционально влияет на сумму недополученного дохода;

- одновременно ФАС России обращает внимание на отсутствие в материалах дела, представленных на разногласия, форм федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций», № 2-ТП (водхоз) за предыдущие периоды регулирования, а также оборотно-сальдовых ведомостей по счету 90 за 2013-2015 гг., на основании которых можно сделать вывод о наличии/отсутствии образования в ООО «Водоканал Павловского городского поселения» недополученных доходов за 2013-2015 гг.

При этом, ФАС России отмечает, что ООО «Водоканал Павловского городского поселения» недополученные доходы за 2013-2015 гг. (по трем видам регулируемой деятельности (техническое и питьевое водоснабжение, водоотведение) в размере 22 млн. руб. были оспорены в судебном порядке в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Согласно решению Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2017 по делу № А56-86888/2016 ООО «Водоканал Павловского городского поселения» отказано в иске в полном объёме.

На основании вышеизложенного, в связи с тем, что ООО «Водоканал Павловского городского поселения» не подтверждён факт образования в регулируемой организации недополученных доходов, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Недополученные доходы за 2013-2015 гг.» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

ФАС России отмечает что, при анализе калькуляции расходов выявлено, что регулируемая организация не работает с кредиторской и дебиторской задолженностью, а наращивает ее из года в год, что указывает на ошибочное трактование заявленной статьи «Недополученные доходы», а выявление и устранение несанкционированного подключения (пользования) к централизованным сетям предприятия, и утечек на сетях абонентов является прямой обязанностью организации, данные причины не являются не зависящими от регулируемой организации.

9. По статье «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации».

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

При установлении тарифов ООО «Водоканал Павловского городского поселения» на питьевое водоснабжение на 2017 год регулируемой организацией заявлены расходы на прибыль в размере 2 121,9 тыс. руб., однако, исходя из положений, предусмотренных Основами ценообразования, в состав необходимой валовой выручки включаются нормативная и расчётная предпринимательская прибыль. Расходы по статье «Прибыль» не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.

Органом регулирования не учтена в необходимой валовой выручке ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года расчётная предпринимательская прибыль, так как в материалах тарифного дела регулируемой организацией заявлены расходы в общем по статье «Прибыль» без конкретизации по какой конкретно прибыли заявлены средства, также указывая, что все затраты определены Респондентом на уровне, не превышающем средний индекс, который установлен для Ленинградской области в размере 3,8 % со второго полугодия 2017 года, позволяющий обеспечить достижение доступности оплаты услуги потребителями в регулируемый период.

С учётом вышеизложенного, в связи с отсутствием в тарифной заявке ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года статьи «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации», Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения расходов по вышеуказанной статье затрат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

п р и к а з ы в а ю:

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившей пункты 22, 23, 52, Основ ценообразования и 17 Методических указаний.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Водоканал Павловского городского поселения», указанные в заявлениях о разногласиях, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения, к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

3. Предписать органу регулирования в срок до 01.08.2017 устранить нарушения, допущенные Респондентом при установлении тарифов ООО «Водоканал Павловского городского поселения» на 2017 год по приказу по Комитета от 16.12.2016 № 309-п «Об установлении тарифов на техническую воду, питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЕ» на 2017-2019 годы» учесть средства, подлежащие дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года, не учтённые Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в общей сумме в размере 323,54 тыс. руб., по следующим статьям затрат: «Расходы на оплату труда основного производственного персонала» дополнительно учесть в размере 247,35 тыс. руб. и «Отчисления на социальные нужды основного производственного персонала» дополнительно учесть в размере 76,19 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения:

- с 01.08.2017 установить (ввести в действие) тарифы на услуги питьевого водоснабжения, оказываемые потребителям ООО «Водоканал Павловского городского поселения» на 2017 год, с учётом пункта 3 настоящего приказа, и определённого органом регулирования объёма реализации услуг.

5. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «Водоканал Павловского городского поселения»;

6. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования Ленинградской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3 и 4 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, принятие которого предписано пунктами 3 и 4 настоящего приказа;

- протокола заседания правления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, на котором принимались вышеуказанные решения;

- заключения экспертизы по результатам проверки материалов ООО «Водоканал Павловского городского поселения» для установления тарифов на питьевое водоснабжение;

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 
 
Временно исполняющий
обязанности руководителя ФАС России                                                                                      А.Н. Голомолзин

Связанные организации

Связанные организации не указаны