Решения по тарифам №АГ/55213/16 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 11 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО «Камчатскэнерго» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (рег. № 15949/16 от 08.02.2016)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ФАС России обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» (далее – Заявитель).

Спор возник с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее – Респондент, РСТ), которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в теплоснабжении постановлением от 01.12.2015 № 354 «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Новолесновского сельского поселения Елизовского района, на 2016-2018 годы» (с изменениями, внесенными постановлением от 17.12.2015 № 488), Заявителю установлены тарифы на тепловую энергию.

Респондентом установлены для ПАО «Камчатскэнерго» тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, в размере 7 492,76 руб./Гкал на 1-е полугодие 2016 года и 8 332,75 руб./Гкал - на 2-е полугодие 2016 г.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная Респондентом ПАО «Камчатскэнерго» (Новолесновское СП) на 2016 год составляет 36 662 тыс. руб.

ПАО «Камчатскэнерго» заявляет требование признать экономически обоснованной величину НВВ в размере 38 270 тыс. руб. и просит ФАС России предписать РСТ дополнительно учесть в НВВ и тарифах 2016 года сумму расходов в размере 1 608 тыс. руб., за счет увеличения расходов по статьям затрат «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Предпринимательская прибыль».

Заявитель предлагает учесть расходы на оплату труда в размере 11 174,0 тыс. руб. по следующим элементам затрат:

- расходы на оплату труда списочного персонала – 10 942,0 тыс. руб.  исходя из численности персонала 18,75 чел., среднемесячной заработной платы 1 работника – 48 621 руб.;

- расходы на оплату труда несписочного персонала – 36 тыс. руб.;

- расходы на проезд в отпуск – 196 тыс. руб.

Респондентом расходы на оплату труда учтены в размере 10 795 тыс. руб.:

- расходы на оплату труда списочного персонала – 10 718,0 тыс. руб.  исходя из численности персонала 18,75 чел., среднемесячной заработной платы 1 работника – 47 683 руб.;

- расходы на проезд в отпуск – 77 тыс. руб.

              • Разногласия между РСТ и Заявителем состоят в численности и размере среднемесячной заработной платы списочного персонала, а также в величине расходов на оплату труда несписочного персонала.

По результатам произведенного ФАС России анализа установлено следующее.

В соответствии с п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Заявитель предлагает учесть среднемесячную заработную плату на 2016 год в размере 48 621 руб., рост заработной платы составляет 18,8% к уровню фактической заработной платы 2014 года, что ниже роста уровня инфляции за два года — 23,9%.

Согласно представленным Заявителем формам статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» фактическая среднемесячная заработная плата за 2014 год по Новолесновскому СП составила 40 921 руб./чел./мес.

РСТ среднемесячная заработная плата персонала на 2016 год была рассчитана с применением ИПЦ 107,4% к плановому (утвержденному) уровню среднемесячной заработной платы на 2015 год. При этом действующим законодательством (п. 42 Основ ценообразования) предусмотрен расчет расходов на оплату труда с учетом фактического объема фонда оплаты труда.

С учетом вышеизложенного ФАС России считает Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края нарушившей законодательство о государственном регулировании цен (тарифов) в теплоснабжении в части расчета расходов на оплату труда.

ФАС России полагает учесть среднемесячную заработную плату на уровне предложения Заявителя, в размере 48 621 руб.

Величина расходов на оплату труда штатного персонала в 2016 году составит:

48 621 руб./чел./мес. * 18,75 чел. *12 мес. = 10 939,7 тыс. руб. (без оплаты проезда в отпуск).

Заявитель предлагает учесть расходы на оплату труда несписочного персонала по доставке корреспонденции, уведомлений и т.д. Трудовые договора на выполнение соответствующих услуг, в т.ч. за предшествующие периоды, с сотрудниками не представлены. Также отсутствуют данные, подтверждающие фактические расходы на оплату труда несписочного персонала за предшествующие периоды регулирования (2014-2015 гг.) (в форме П-4 по Новолесновскому СП не отражены данные о численности и среднемесячной заработной плате несписочного персонала).

По вышеуказанной причине расходы на оплату труда несписочного персонала не подлежат удовлетворению.

Так как, расходы на оплату проезда в отпуск входят в состав расходов на оплату труда, то при расчете данных расходов необходимо руководствоваться п. 42 Основ ценообразования, т.е. осуществлять расчет исходя из фактических расходов за последний отчетный период и ИПЦ.

РСТ расходы на льготный проезд в отпуск рассчитаны с применением ИПЦ 2016/2015 1,074 и 2015/2014 1,154 к фактическому уровню расходов 2014 года.

ФАС России отмечает, что расчет расходов выполнен РСТ в соответствии с действующим законодательством. Дополнительного учета расходов на оплату проезда не требуется.

Экономически обоснованный размер расходов на оплату труда на 2016 год с учетом расходов на проезд в отпуск составляет 11 016,7 тыс. руб., дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные РСТ экономически обоснованные расходы в размере 221,7 тыс. руб.

Респондентом отчисления на социальные нужды рассчитаны в размере 32,87% от планового фонда оплаты труда на 2016 год и составляют 3 524 тыс. руб. Отчисления на социальные нужды включают отчисления в ПФР, ФСС, ОМС, страхование от несчастных случаев на производстве, а также дополнительные страховые взносы по работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда. Процент отчислений от ФОТ (32,87%) принят на уровне предложения компании.

Заявитель предлагает рассчитать отчисления на социальные нужды по ставке 33,38% от заявленного размера ФОТ. Процент отчислений изменён в связи с изменением предельной базы для начисления страховых взносов в ПФР, ФСС, ОМС на 2016 год (следовательно, и общей суммы отчислений), а также рассчитан с учетом доплаты за вредные условия труда по классам опасности.

По результатам произведенного ФАС России анализа установлено, что постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.» было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.11.2015, а тарифы для Заявителя были утверждены 01.12.2015, т.е. Респондент на момент проведения анализа и подготовки тарифного решения не располагал информацией о предельной величине базы для начисления взносов на 2016 год.

ФАС России произвела расчет ставки, сложившейся в целом по предприятию по итогам 2014 года. Фактическая ставка отчислений от заработной платы на обязательное пенсионное страхование рассчитана исходя из формы РСВ-1 ПФР за 2014 год и составила 20,88%. Фактическая ставка отчислений в ФСС за 2014 год (форма 4-ФСС) составила 2,31%. Фактическая ставка отчислений за вредные условия труда в целом по филиалу (форма РСВ-1 ПФР) «Коммунальная энергетика» ОАО «Камчатскэнерго» составила 1,15%. Ставки отчислений в ФОМС и отчислений на страхование от НС не изменяются и составляют 5,1% и 0,2% соответственно. По итогам проведенного расчета фактическая ставка отчислений за 2014 год составила 29,64%.

Необходимо учитывать, что в расчет ставки в целом по филиалу «Коммунальная энергетика» входят выплаты руководству, что влияет на размер ставок отчислений в ПФР и ФСС. Величина среднемесячной заработной платы учтена на уровне 48 621 руб./чел./мес., общая выплата за год составит 583 452 руб./чел. Согласно постановлению Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316 предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС и ПФР с 1 января 2015 г. составила 670 000 руб. и 711 000 руб. соответственно. Так как, рассчитанный ФАС России уровень заработной платы не превышает базу для начисления 2015 г., процент отчислений в ПФР целесообразно рассчитывать по ставке 22%, в ФСС - 2,9%.

С учетом ставки отчислений за вредные условия труда, рассчитанной по форме РСВ-1 ПФР за 2014 год – 1,15%, ставка отчислений от ФОТ по расчету ФАС России составит 31,35%.

ФАС России полагает обоснованным рассчитать размер отчислений исходя из ставки 31,35% и скорректированного размера ФОТ на 2016 год (без оплаты проезда в отпуск) 3 429,6 тыс. руб.

Экономически обоснованный размер расходов на отчисления на социальные нужды на 2016 год по расчету ФАС России составляет 3 429,6 тыс. руб. Так как, РСТ учтена сумма расходов в размере 3 524 тыс. руб., исключению подлежат неправомерно учтенные РСТ расходы в размере 94,4 тыс. руб.

Заявитель предлагает рассчитать предпринимательскую прибыль в размере 5% от утвержденного РСТ уровня текущих расходов (за вычетом расходов на топливо).

Респондентом расходы исключены в полном объеме ввиду ограничения роста экономически обоснованных тарифов. На территории Камчатского края установлены льготные тарифы для граждан, которые обеспечиваются за счет субсидирования из краевого бюджета, то включение расходов на предпринимательскую прибыль приведет к дополнительным расходам из бюджета субъекта. Средства на возмещение дополнительных расходных обязательств в краевом бюджете отсутствуют.

ФАС России отмечает, что подход РСТ противоречит нормам действующего законодательства в сфере тарифообразования, а письмом № 90.01-06/1346 от 07.07.2016 Респондент сообщил в ФАС России о том, что Министерством экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края предусмотрены в бюджете Камчатского края средства на компенсацию выпадающих доходов ПАО «Камчатскэнерго».

В соответствии с п. 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Объем предпринимательской прибыли по расчету ФАС России составит 1 091 тыс. руб., (за вычетом расходов на топливо).

Дополнительному учету подлежат расходы в размере 1 091 тыс. руб. из 1 091 тыс. руб., заявленных Заявителем к дополнительному учету, 21 825 тыс. руб. * 5% = 1 091 тыс. руб.,

где 21 825 тыс. руб. – уровень утвержденных РСТ текущих расходов Заявителя (за вычетом расходов на топливо).

Дополнительному учету подлежат расходы в размере 1 091 тыс. руб. из 1 091 тыс. руб., заявленных Заявителем к дополнительному учету.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края нарушившей п. 42, п. 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Камчатскэнерго», указанных в заявлении о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (рег. № 15949/16 от 08.02.2016), признать экономически обоснованным и подлежащим учету при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию для ПАО «Камчатскэнерго» на 2016 год (по Новолесновскому сельскому поселению) размер расходов по статьям затрат:

- «Оплата труда» - 11 016,7 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 221,7 тыс. руб.);

- «Отчисления на социальные нужды» - 3 429,6 тыс. руб. (исключению при расчете тарифов подлежат неправомерно учтенные расходы в сумме 94,4 тыс. руб.);

  • «Предпринимательская прибыль» - 1 091,0 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 1 091 тыс. руб.).

    3. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Камчатского края  пересмотреть ранее установленные на территории Камчатского края тарифы на тепловую энергию для ПАО «Камчатскэнерго» (по Новолесновскому сельскому поселению) в срок до 15 сентября 2016 года, обеспечив введение соответствующих законодательству ставок тарифов с 1 октября 2016 года, и учесть дополнительно ранее неучтенные расходы совокупным размером 1 218,3 тыс. руб.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего решения, об установлении тарифов проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего решения;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения органа исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

      • Отказать в удовлетворении остальных требований ПАО «Камчатскэнерго».

         

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Н. Голомолзин

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны