Решения по тарифам №АГ/55215/16 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 11 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО «Камчатскэнерго» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (рег. № 15854/16 от 08.02.2016 )

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ФАС России обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» (далее – Заявитель).

Спор возник с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее – Респондент, РСТ), которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в теплоснабжении постановлением от 01.12.2015 356 «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «Камчатскэнерго» потребителям Раздольненского сельского поселения Елизовского района, на 2016-2018 годы» Заявителю установлены тарифы на тепловую энергию.

Респондентом установлены для ПАО «Камчатскэнерго» тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, в размере 6 466,03 руб./Гкал на 1-е полугодие 2016 года и 7 474,73 руб./Гкал- на 2-е полугодие 2016 г.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная Респондентом ПАО «Камчатскэнерго» (Раздольненское СП) на 2016 год составляет 84 923 тыс. руб.

ПАО «Камчатскэнерго» заявляет требование признать экономически обоснованной величину НВВ в размере 88 415 тыс. руб.

ПАО «Камчатскэнерго» просит ФАС России предписать РСТ дополнительно учесть в НВВ и тарифах 2016 года сумму расходов в размере 3 492 тыс. руб., за счет увеличения расходов по статьям затрат «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Предпринимательская прибыль».

Заявитель предлагает учесть расходы на оплату труда в размере 31 359,0 тыс. руб. по следующим элементам затрат:

  • расходы на оплату труда списочного персонала – 30 720,0 тыс. руб.  исходя из численности персонала 44,8 чел., среднемесячной заработной платы 1 работника – 57 142 руб.;

  • расходы на оплату труда несписочного персонала – 93 тыс. руб.

  • расходы на проезд в отпуск – 546 тыс. руб.

Респондентом расходы на оплату труда учтены в размере 30 797 тыс. руб.:

  • расходы на оплату труда списочного персонала – 30 556,0 тыс. руб. исходя из численности персонала 44,8 чел., среднемесячной заработной платы 1 работника – 56 839 руб.;

  • расходы на проезд в отпуск – 241 тыс. руб.

    • Разногласия между Респондентом и Заявителем состоят в размере среднемесячной заработной платы списочного персонала, а также в величине расходов на оплату труда несписочного персонала и расходов на льготный проезд к месту отдыха.

По результатам произведенного ФАС России анализа установлено следующее.

В соответствии с п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

РСТ среднемесячная заработная плата персонала была рассчитана с применением ИПЦ 107,4% к плановому (утвержденному) уровню среднемесячной заработной платы на 2015 год. При этом действующим законодательством (п. 42 Основ ценообразования) предусмотрен расчет расходов на оплату труда с учетом фактического объема фонда оплаты труда. С учетом вышеизложенного, ФАС России признает Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края нарушившей законодательство о государственном регулировании цен (тарифов) в теплоснабжении в части расчета расходов на оплату труда.

Заявитель предлагает учесть среднемесячную заработную плату на 2016 год в размере 57 142 руб., рост заработной платы составляет 20,2% к уровню фактической заработной платы 2014 года, что ниже роста уровня инфляции за два года - 23,9% (ИПЦ 2014/2015 (115,4%) и 2015/2016 (107,4%)).

ФАС России отмечает, что заработная плата, заявленная Заявителем, на 19,5% ниже ожидаемого уровня заработной платы в сфере теплоснабжения по Камчатскому краю (70 937,91 руб./чел./мес.), а также ниже приведенного к 2016 году с применением ИПЦ уровня заработной платы в компании (исходя из факта 2014 года) на 3%

ФАС России отмечает, что заработная плата, заявленная Заявителем, на 19,5% ниже ожидаемого уровня заработной платы в сфере теплоснабжения по Камчатскому краю (70 937,91 руб./чел./мес.), а также ниже приведенного к 2016 году с применением ИПЦ уровня заработной платы в компании (исходя из факта 2014 года) на 3%.

С учетом вышеизложенных норм законодательства, а также того, что предложенный Заявителем уровень среднемесячной заработной платы ниже ожидаемого уровня заработной платы в сфере теплоснабжения по Камчатскому краю на 2016 год, а также ниже фактической заработной платы 2014 года, приведенной к 2016 г. с применением ИПЦ, ФАС России полагает учесть среднемесячную заработную плату на уровне предложения Заявителя, т.е. в размере 57 142 руб.

Величина расходов на оплату труда штатного персонала в 2016 году составит 30 719,5 тыс. руб. (без оплаты проезда в отпуск).

В части расходов на оплату проезда в отпуск ФАС России отмечает следующее.

Так как, расходы на оплату проезда в отпуск входят в состав расходов на оплату труда, то при расчете данных расходов необходимо руководствоваться п. 42 Основ ценообразования, т.е. осуществлять расчет исходя из фактических расходов за последний отчетный период и ИПЦ.

ФАС России отмечает, что расчет расходов выполнен РСТ в соответствии с действующим законодательством. Дополнительного учета расходов на оплату проезда не требуется.

В части расходов на оплату труда несписочного персонала ФАС России.

Заявитель предлагает учесть расходы на оплату труда внешних совместителей по доставке корреспонденции, уведомлений и т.д. Трудовые договора на выполнение соответствующих услуг, в т.ч. за предшествующие периоды, с сотрудниками не представлены. Также отсутствуют данные, подтверждающие фактические расходы на оплату труда внешних совместителей за предшествующие периоды регулирования (2014-2015 гг.) (в форме П-4 по Раздольненскому СП не отражены данные о численности и среднемесячной заработной плате несписочного персонала).

По вышеуказанной причине расходы на оплату труда несписочного персонала не подлежат удовлетворению.

Экономически обоснованный размер расходов на оплату труда на 2016 год с учетом расходов на проезд в отпуск составляет 30 960,5 тыс. руб., дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные РСТ экономически обоснованные расходы в размере 163,5 тыс. руб.

РСТ отчисления на социальные нужды рассчитаны в размере 32,57% от планового фонда оплаты труда на 2016 год и составляют 9 952 тыс. руб. Отчисления на социальные нужды включают отчисления в ПФР, ФСС, ОМС, страхование от несчастных случаев на производстве, а также дополнительные страховые взносы по работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда. Процент отчислений от ФОТ (32,78%) принят на уровне предложения компании.

Заявитель предлагает рассчитать отчисления на социальные нужды по ставке 33,27% от заявленного размера ФОТ. Процент отчислений изменён в связи с изменением предельной базы для начисления страховых взносов в ПФР, ФСС, ОМС на 2016 год (следовательно, и общей суммы отчислений), а также рассчитан с учетом доплаты за вредные условия труда по классам опасности.

По результатам произведенного ФАС России анализа установлено, что постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.» было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.11.2015, а тарифы для Заявителя были утверждены 01.12.2015, т.е. Респондент на момент проведения анализа и подготовки тарифного решения не располагал информацией о предельной величине базы для начисления взносов на 2016 год.

ФАС России произвела расчет ставки, сложившейся в целом по предприятию по итогам 2014 года. Фактическая ставка отчислений от заработной платы на обязательное пенсионное страхование рассчитана исходя из формы РСВ-1 ПФР за 2014 год и составила 20,88%. Фактическая ставка отчислений в ФСС за 2014 год (форма 4-ФСС) составила 2,31%. Фактическая ставка отчислений за вредные условия труда в целом по филиалу (форма РСВ-1 ПФР) «Коммунальная энергетика» ОАО «Камчатскэнерго» составила 1,15%. Ставки отчислений в ФОМС и отчислений на страхование от НС не изменяются и составляют 5,1% и 0,2% соответственно. По итогам проведенного расчета фактическая ставка отчислений за 2014 год составила 29,64%.

Необходимо учитывать, что в расчет ставки в целом по филиалу «Коммунальная энергетика» входят выплаты руководству, что влияет на размер ставок отчислений в ПФР и ФСС. Величина среднемесячной заработной платы учтена Управлением на уровне 57 142 руб./чел./мес., общая выплата за год составит 685 704 руб./чел. Согласно постановлению Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316 предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС и ПФР с 1 января 2015 г. составила 670 000 руб. и 711 000 руб. соответственно. Так как рассчитанный Управлением уровень заработной платы не превышает базу для начисления 2015 г. с учетом ИПЦ 2016/2015 1,074, процент отчислений в ПФР целесообразно рассчитывать по ставке 22%, в ФСС - 2,9%.

С учетом ставки отчислений за вредные условия труда, рассчитанной по форме РСВ-1 ПФР за 2014 год – 1,15%, ставка отчислений от ФОТ по расчету Управления регионального тарифного регулирования составит 31,35%.

ФАС России полагает обоснованным рассчитать размер отчислений исходя из ставки 31,35% и скорректированного размера ФОТ на 2016 год (без оплаты проезда в отпуск) 9 630,6 тыс. руб.

Экономически обоснованный размер расходов на отчисления на социальные нужды на 2016 год по расчету ФАС России составляет 9 630,6 тыс. руб., РСТ учтены средства в размере 9 952 тыс. руб., исключению подлежат средства в размере 321,4 тыс. руб.

Респондентом расходы по статье Предпринимательская прибыль исключены в полном объеме ввиду ограничения роста экономически обоснованных тарифов. Подход Респондента противоречит нормам действующего законодательства в сфере тарифообразования.

ФАС России полагает обоснованным рассчитать размер предпринимательской прибыли в соответствии с п. 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Объем предпринимательской прибыли по расчету ФАС России составит 2 662,6 тыс. руб.,

Дополнительному учету подлежат расходы в размере 2 662,6 тыс. руб. из 2 662,6 тыс. руб., заявленных Заявителем к дополнительному учету.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края нарушившей п. 42, п. 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Камчатскэнерго», указанных в заявлении о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (рег. № 15854/16 от 08.02.2016), признать экономически обоснованным и подлежащим учету при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию для ПАО «Камчатскэнерго» на 2016 год (по Раздольненскому сельскому поселению) размер расходов по статьям затрат:

- «Оплата труда» - 30 960,5 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 163,5 тыс. руб.);

- «Отчисления на социальные нужды» - 9 630,6 тыс. руб. (исключению при расчете тарифов подлежат неправомерно учтенные расходы в сумме 321,4 тыс. руб.).

- «Предпринимательская прибыль» - 2 662,6 тыс. руб. (дополнительному учету при расчете тарифов подлежат неправомерно неучтенные расходы в сумме 2 662,6 тыс. руб.).

3. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Камчатского края пересмотреть в срок до 15 сентября 2016 года, обеспечив введение соответствующих законодательству ставок тарифов с 1 октября 2016 года, ранее установленные на территории Камчатского края тарифы на тепловую энергию для ПАО «Камчатскэнерго» (по Раздольненскому сельскому поселению) и учесть дополнительно ранее неучтенные расходы в размере 2 504,7 тыс. руб.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего решения об установлении тарифов проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего решения;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения органа исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

      • Отказать в удовлетворении остальных требований ПАО «Камчатскэнерго».

         

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Н. Голомолзин

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны