Решения по тарифам №СП/61878/17 Решение о частичном удовлетворении требований АО "МОЭСК" с К... от 7 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении АО «Мурманская областная электросетевая компания» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, с Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области (рег. № 16452/17 от 03.02.2017)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)» в ФАС России обратилось с заявлением о рассмотрении спора по вопросу установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии АО «Мурманская областная электросетевая компания» (далее – Заявитель, АО «МОЭСК»).

Спор возник с Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области (далее – Респондент, Комитет), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике постановлением от 28.12.2016 № 60/4 «О внесении изменений в постановление управления по тарифному регулированию Мурманской области от 19.12.2014 № 62/40» Заявителю установлена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на 2017 год.

С 2015 года необходимая валовая выручка для Заявителя рассчитывается методом долгосрочной индексации НВВ, при этом 2017 год является третьим годом долгосрочного периода.

АО «МОЭСК» заявляет требования к Респонденту о признании экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах 2015 года расходов по следующим статьям затрат:

  • «Отчисления на социальные нужды»;

  • «Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию»;

  • «Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 9 месяцев 2016 года».

    Необходимая валовая выручка, установленная оспариваемым решением, составляет 522 961,50 тыс. руб.

    Необходимая валовая выручка, которую Заявитель считает экономически обоснованной — 628 563,96 тыс. руб.

    Общий размере разногласий составляет 105 602,46 тыс. руб.                              

 1.  Статья «Отчисления на социальные нужды».

АО «МОЭСК» заявляет требование о признании экономически обоснованного размера отчислений на социальные нужды в 2017 году 74 397,18
тыс. руб. (с учетом Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях - 30,4%).

Комитетом данные расходы приняты в размере 56 287,34 тыс. руб. (с учетом фактически сложившегося процента отчислений в 2015 году – 23,0%).

Размер разногласий составил 18 109,84 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований по данной статье Заявителем в адрес ФАС России представлены уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с размером страхового тарифа 0,4 %.

ФАС России отмечает, что Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работника по году, в связи с этим размер страховых взносов определяется по фактической ставке этих взносов за полный истекший предыдущий год.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушения законодательства со стороны Комитета при определении величины отчислений на социальные нужды для Заявителя на 2017 год по фактической ставке за 2015 год.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по данной статье являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

 2.  Статья «Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию».

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования) в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

В соответствии с расчетом Заявителя величина корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию на 2017 год составляет (-8 206,32) тыс. руб.

Величина корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию на 2017 год, принятая Комитетом при тарифном регулировании составляет (-18 542,14) тыс. руб.

Величина разногласий по данной статье составляет 10 335,82 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России представлены копии фактических балансов электрической энергии за 2015 год, ОСВ по счету 20 за 2015 год, реестр счет-фактур на покупку нормативных потерь в сетях АО «МОЭСК» за 2015 год, счета-фактуры, акты, расшифровки и письма согласно приложению к заявлению о досудебном рассмотрении спора.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания) корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию рассчитывается по формуле (8).

ФАС России отмечает, что Заявитель не оспаривает плановые величины отпуска электроэнергии в сеть, потерь электроэнергии, цену покупки потерь, а также фактическую величину отпуска электрической энергии в сеть.

Суть спора сводится к величине фактических потерь за 2015 год, а также фактической средней цене покупки потерь, учтенных при расчете корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию.

ФАС России проанализировала представленные Заявителем документы и отмечает следующее.

Согласно представленным Заявителем счет-фактурам годовой объем электроэнергии, приобретенный с целью компенсации фактических потерь электрической энергии за 2015 год составляет 88 473,24 тыс. кВт·ч, средневзвешенная цена покупки 1682,665 руб./МВт·ч, совокупная стоимость потерь составляет 148 870,835 тыс. руб., что соответствует представленной ОСВ по счету 20 за 2015 год.

При этом, согласно представленным фактическим балансам электрической энергии, отчетная величина фактических потерь составляет 93 520,216 тыс. кВт·ч, таким образом имеется несоответствие в исходных данных Заявителя для расчета корректировки по данной статье.

Заявитель отмечает, что в соответствии с условиями договора оказания услуг по передаче электрической энергии (№ 4/П от 02.02.2015 г.) АО «МОЭСК» производит оплату потерь электрической энергии гарантирующему поставщику в неоспариваемой части, т.е. в размере (объеме), признанном обеими сторонами договора.

В соответствии с п. 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

ФАС России отмечает, что разногласия по величине совокупной стоимости потерь в сумме 148 870,835 тыс. руб. у Заявителя и Комитета отсутствуют. При этом для расчета корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию Комитет определил среднюю цену покупки разделив совокупную стоимость потерь (148 870,835 тыс. руб.) на величину потерь электроэнергии из представленных фактических балансов (93 520,216 тыс. кВт·ч). Полученная средняя цена за 2015 год по расчету Комитета составляет 1591,86
руб./МВт·ч, что меньше минимальной месячной цены покупки нормативных потерь (1 600,36 руб./МВт·ч) в 2015 году согласно представленным счет-фактурам.

Таким образом расчетная средняя цена покупки потерь в сумме 1591,86 руб./МВт·ч не может быть признана корректной, следовательно, Комитет неверно определил величину фактических потерь электрической энергии за 2015 год.

Таким образом, требования Заявителя по данной статье подлежат удовлетворению.

Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию должна быть рассчитана и учтена Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области на основании данных бухгалтерской отчетности, а также по результатам урегулирования разногласий по размеру потерь электроэнергии в установленном законодательством судебном порядке.  

 3.  Статья «Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 9 месяцев 2016 года».

АО «МОЭСК» заявляет требования к Комитету о необоснованности исключения 77 156,80 тыс. руб. в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2016 год.

Объем разногласий по данной статье составляет 77 156,80 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний величина корректировки необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год определяется по формуле (9).

Вышеуказанным пунктом также предусмотрено проведение корректировки необходимой валовой выручки на регулируемый год долгосрочного периода, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, за истекший период текущего года по результатам 9 месяцев.

При этом используется фактический процент исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев текущего года. Указанная корректировка осуществляется при отклонении исполнения инвестиционной программы более чем на 10%.

 Комитетом в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в декабре 2016 года была проведена проверка по итогам 9 месяцев 2016 года в отношении АО «МОЭСК» в части использования инвестиционных ресурсов, учитываемых при государственном регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в ходе которой Комитет установил, что финансирование инвестиционных проектов в 2016 году, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой АО «МОЭСК» не осуществлено, в составе фактического исполнения инвестиционной программы отражено нецелевое использование инвестиционных ресурсов, включенных в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, а именно: покупка прочих производственных и хозяйственных объектов, не связанных с регулируемым видом деятельности АО «МОЭСК».

В соответствии с Актом систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые цены (тарифы) в сфере электроэнергетики от 14 апреля 2017 года, составленного Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области, из 35 мероприятий (объектов) на общую сумму 717,481 млн. руб., утвержденных на 2016 год, выполнено только 7 мероприятий на сумму 6,756 млн. руб., общий процент выполнения 0,94%, в том числе 4 мероприятия на сумму 5,982 млн. руб. выполнены на 100%, 3 мероприятия на сумму 0,774 млн. руб. выполнены от 0,89% до 59,8%.

При этом при исполнении инвестиционной программы в части утвержденных мероприятий/объектов на сумму 6,756 млн. руб. АО «МОЭСК» практически полностью использованы источники финансирования, учтенные в тарифе (амортизационные отчисления – 46,154 млн. руб., прибыль на капитальные вложения – 28,279 млн. руб.).

Кроме того, в представленных отчетах об источниках финансирования инвестиционной программы за 4 квартал 2016 года (нарастающим итогом) и за 2016 год имеются значительные разночтения в отраженной в отчете сумме фактически использованной инвестиционной составляющей, учтенной в тарифе на передачу электрической энергии.

Комитет в рамках своих полномочий, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования исключил из НВВ Заявителя 77 156,81 тыс. руб.

Комитет рассчитал корректировку НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2016 год с нарушением пункта 11 Методических указаний, а именно регулирующий орган должен был произвести соответствующую корректировку необходимой валовой выручки исходя из фактического исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев без учета корректировки в части налога на прибыль при строгом соблюдении порядка, предусмотренного пунктом 11 Методических указаний.

Также ФАС России отмечает, что Заявитель не представил своей версии расчета данной корректировки.

Заявитель в своем заявлении оспаривает правомерность проведения корректировки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы по результатам 9 месяцев 2016 года, при этом не оспаривает факт не исполнения инвестиционной программы 2016 года в значительном объеме. Также АО «МОЭСК» не представлено обоснование необходимости проведения мероприятий, выполненных за инвестиционной составляющей в тарифе на передачу электроэнергии и не предусмотренных утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой.

На основании вышеизложенного требования Заявителя по данной статье являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

С учетом вышеизложенного, по результатам рассмотрения представленных со стороны АО «МОЭСК» и Комитета по тарифному регулированию Мурманской области материалов по вопросу досудебного спора, ФАС России принято решение :

1.      Признать Комитет по тарифному регулированию Мурманской области нарушившим пункт 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимо валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2.      О частичном удовлетворении требований АО «Мурманская областная электросетевая компания», указанных в заявлении о досудебном споре с Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области (рег. № 16452/17 от 03.02.2017).

3. Органу исполнительной власти Мурманской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

- проанализировать фактическое исполнение инвестиционной программы АО «Мурманская областная электросетевая компания» за 2016 год в соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимо валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э;

- произвести расчет корректировки необходимой валовой выручки АО «Мурманская областная электросетевая компания» с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в 2015 году на основании данных бухгалтерской отчетности, а также с учетом вступивших в законную силу судебных решений по урегулированию разногласий с гарантирующим поставщиком по размеру потерь электроэнергии.

4.      Органу исполнительной власти Мурманской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Мурманская областная электросетевая компания» на 2018 год учесть результаты анализа и расчетов, указанные в пункте 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Мурманской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Мурманская областная электросетевая компания» письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Мурманской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении для АО «Мурманская областная электросетевая компания» цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6.      Об отказе в удовлетворении остальной части требований АО «Мурманская областная электросетевая компания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны