Решения по тарифам №СП/74424/15 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 23 декабря 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Департаментом по тарифам Приморского края

(рег. № 120351-ЭП/15 от 27.10.2015)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (далее – Заявитель, ДВФУ) обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов в сфере теплоснабжения с Департаментом по тарифам Приморского края (далее – Респондент).

Спор возник с Департаментом по тарифам Приморского края, который своим постановлением от 19.12.2014 г. № 64/35 установил для АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» (далее – АО «ДВЭУК») двухставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей на 2015 год.

Заявитель является потребителем тепловой энергии и заявляет требования только в отношении вида установленного тарифа.

В соответствии с п. 1 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и пункта 26 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования), тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.

Таким образом, федеральным законом и актом Правительства Российской Федерации не предусмотрено одновременного установления двух видов тарифов: одноставочного и двухставочного, и вид устанавливаемого тарифа определяется органом регулирования тарифов (в данном случае — Респондентом).

Установленный Департаментом по тарифам Приморского края двухставочный тариф на тепловую энергию для потребителей АО «ДВЭУК» на 2015 год принят в соответствии с действующим законодательством, является действующим, в установленном порядке не оспорен в суде.

В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, теплоснабжающая организация АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» до 01.05.2014 представило в Департамент по тарифам Приморского края заявление об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на 2015 год в виде двухставочного тарифа с расчетными материалами.

В соответствии с Основами ценообразования при отсутствии схемы теплоснабжения формирование органами регулирования расчетных объемов полезного отпуска, используемых при расчете тарифов, принимается с учетом договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов.

При расчете тарифа Респондентом были учтены плановые объемы потребления тепловой энергии и заявленные тепловые нагрузки ДВФУ на 2014 год, указанные в договоре на отпуск тепловой энергии № 99-249-2013 от 01.07.2013, заключенным между ДВФУ и АО «ДВЭУК», подтвержденные со стороны ДВФУ.

Объемы теплопотребления, величина договорной (заявленной) тепловой нагрузки потребителей согласовываются в двухстороннем порядке потребителем и производителем тепловой энергии при заключении договоров энергоснабжения. Регулирующий орган не вправе вмешиваться в договорные отношения, структуру которых хозяйствующие субъекты определяют самостоятельно.

ФАС России отмечает, что вид установленного регулирующим органом тарифа (одноставочный или двухставочный) не влияет на величину необходимой валовой выручки теплоснабжающей организации. При расчете тарифов, как одноставочного, так и двухставочного, сначала регулирующим органом определяется величина необходимой валовой выручки, и любой из установленных видов тарифов обязан обеспечивать полное возмещение этого размера необходимой валовой выручки.

Пояснения ДВФУ, что при применении двуставочного тарифа у него увеличивается величина платежей за потребленную тепловую энергию не свидетельствует о том, что тарифы установлены с нарушением законодательства.

При этом, Заявителем не были исполнены все зависящие от него действия предусмотренные нормативными правовыми актами по внесению в договор теплоснабжения сниженной величины присоединенной тепловой мощности.

Отношения между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (мощности), возникающие при установлении и изменении (пересмотре) величин тепловых нагрузок, используемых при расчете стоимости использования тепловой мощности по договору энергоснабжения, регулируются приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2009 № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок».

Согласно пункту 4 Правил установления и пересмотра тепловых нагрузок у потребителей, утвержденных приказом Минрегионразвития России от 28.12.2009 № 610 (далее Правила) установление или изменение тепловых нагрузок осуществляется путем закрепления соответствующих величин в договоре энергоснабжения на основании заявки потребителя, поданной им в энергоснабжающую организацию в порядке, установленном в этих Правилах.

Согласованная сторонами тепловая нагрузка подлежит закреплению в договоре энергоснабжения и используется для расчета обязательств потребителя при оплате за тепловую нагрузку (мощность) до ее изменения в порядке, установленном Правилами, или до прохождения процедуры подключения объекта в случае реконструкции объекта (пункт 20 Правил)

В пункте 21 Правил установлены случаи, когда тепловые нагрузки могут быть пересмотрены.

В силу пункта 23 Правил изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется на основании заявки потребителя на установление тепловой нагрузки, которая должна быть направлена в энергоснабжающую организацию не позднее 1 марта текущего года.

Пунктом 25 Правил установлено, что заявление потребителя о снижении тепловой нагрузки в случаях, предусмотренных пунктами 21.1 и 21.2 настоящих Правил, направляется в энергоснабжающую организацию с приложением документов, подтверждающих изменение максимальной тепловой нагрузки .

Такими документами могут являться: проектная документация на реконструкцию или капитальный ремонт, в отношении которой проведена государственная экспертиза; проектная документация на реконструкцию или капитальный ремонт, в отношении которой проведена негосударственная экспертиза; акты уполномоченных органов о приемке завершенных переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, подтверждающие проведение мероприятий по снижению максимальной тепловой нагрузки; заключения организаций, имеющих лицензию на осуществление архитектурно-строительного проектирования и т.д.

Согласно положениям пункта 28 Правил, при получении заявки с приложением подтверждающих документов энергоснабжающая организация обязана в 30-дневный срок:

а) в случае согласия с заявкой потребителя направить ему подписанные со своей стороны проект дополнительного соглашения к договору энергоснабжения, устанавливающего измененные величины тепловых нагрузок и включающего согласие потребителя на осуществление со стороны теплоснабжающей организации мероприятий по контролю и мониторингу величин тепловых нагрузок;

б) в случае несогласия с заявкой потребителя направить ему отказ в изменении договора с обоснованием причин отказа. В этом случае потребитель вправе обратиться в суд с требованием об изменении договора в части пересмотра тепловых нагрузок.

В соответствии с пунктом 30 Правил, энергоснабжающая организация вправе отказать в изменении тепловых нагрузок в случаях:

1) непредставления потребителем сведений или документов, указанных в пунктах 24 - 25 настоящих Правил;

2) несоответствия предоставленных потребителем сведений или документов требованиям пунктов 24 - 25 настоящих Правил;

3) подачи заявки с нарушением сроков, установленных пунктом 23 настоящих Правил;

4) если между потребителем и теплоснабжающей организацией заключен долгосрочный договор энергоснабжения (на срок не менее 5 лет), для обеспечения тепловой нагрузки по которому теплоснабжающей организацией и (или) смежными организациями коммунального комплекса проведены мероприятия по увеличению мощности источника тепловой энергии и (или) реконструкции тепловых сетей;

5) несоблюдения условий изменения тепловых нагрузок, установленных пунктом 22 настоящих Правил.

Кроме того, в соответствии с пунктом 31 вышеуказанных Правил, изменение величин тепловых нагрузок вступает в силу с 1 января года, следующего за годом, в котором подана заявка. Данное правило является императивным и подлежит применению сторонами в отношениях по поставке тепловой энергии. Положения данного пункта связаны с порядком государственного установления тарифов на тепловую энергию и распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, а также обязательствами теплоснабжающей организации по поддержанию резервной тепловой мощности.

Из содержания пунктов 4, 21, 25 Правил следует, что инициатива изменения тепловых нагрузок, согласованных в договоре, при наличии к тому оснований, должна исходить от потребителя, то есть от Заявителя по рассматриваемому спору.

Из представленных в ФАС России материалов не следует, что ДВФУ были приняты все зависящие от него меры, направленные на урегулирование отношений с теплоснабжающей организацией (направление заявки в порядке, установленном в пункте 4, 21 Правила, получение разрешения на уменьшение тепловой нагрузки (пункты 1.4., 1.5., 2.1.1 договора)). Доказательств своевременной подачи заявки со стороны ДВФУ на установление (изменение) тепловой нагрузки в 2015 году, в ФАС России также не представлено.

Исходя из положения вышеприведенных правовых норм, довод ДВФУ о том, что ОАО «ДВУЭК» представляет в регулирующий орган заведомо завышенную мощность и некорректные данные для расчета и установления тарифов не подтверждается материалами дела, также как и довод ДВФУ о том, что ОАО «ДВУЭК» препятствует соблюдению ДВФУ установленного законодательством порядка изменения тепловых нагрузок, которая установлена Правилами.

Также не могут рассматриваться как подтверждение нарушения прав и законных интересов ДВФУ доводы о том, что представители ДВФУ не были приглашены на заседание Правления Департамента по тарифам Приморского края, на котором принималось решение об установлении двухставочного тарифах.

Так как ДВФУ является потребителем, законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного приглашения потребителя для участия в заседаниях коллегиального органа принятия решений об установлении тарифов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

 На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, принято решение:

отказать в удовлетворении требований Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет», указанных в заявлении о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Департаментом по тарифам Приморского края (рег. № 120351-ЭП/15 от 27.10.2015).

Связанные организации

Связанные организации не указаны