Решения по тарифам №СП/78848/17 Решение о частичном удовлетворении требований ПАО "МРСК Севе... от 14 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО «МРСК Северо-Запада» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в электроэнергетике, с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области

(рег. № 46011/17 от 29.03.2017)

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)» в ФАС России обратилось с заявлением о рассмотрении спора ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – Заявитель, ПАО «МРСК Северо-Запада»).

Досудебный спор рассмотрен ФАС России на основании представленных Заявителем и Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми документов, а также на основании пп. б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Спор возник с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее – орган регулирования, Агентство), которое постановлением от 27.12.2016 № 69-э/9 «О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13.12.2013 № 79-э/1» утвердило Заявителю необходимую валовую выручку на 2017 год.

Регулирование филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, установленный долгосрочный период регулирования - 2014-2018 годы.

ПАО «МРСК Северо-Запада» в заявлении оспаривает расходы по статье затрат: «расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций». Сумма спора составляет 265 633 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка, установленная оспариваемым решением, составляет 3 597 306,3 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка, которую ПАО «МРСК Северо-Запада» считает экономически обоснованной, составляет 3 862 939,7 тыс. руб.

Приказом ФАС России от 21.03.2017 № 372/17 были отменены следующие решения органа регулирования Архангельской области:

- постановление от 29.12.2015 № 71-э/6 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области»;

- постановление от 12.01.2017 № 1-э/2 «О внесении изменений в некоторые постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области».

Постановлением Агентства от 14.07.2017 № 33-э/1 вновь установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области, согласно которому при расчете тарифов учтена НВВ ПАО «МРСК Северо-Запада» в размере 3 597 306,3 тыс. руб. (без учета оплаты потерь).

ПАО «МРСК Северо-Запада» в ФАС России подано заявление (исх. от 24.08.2017 № МР2/34-01-03/7243, рег. № 131986/17 от 28.08.2017) об уточнении заявления о досудебном рассмотрении спора, где Заявитель указывает, что новое постановление не повлекло за собой изменений заявленной величины спора и просит распространить требования первоначально поданного заявления от 28.03.2017 года на утвержденные постановлением от 14.07.2017 года № 33-э/1 тарифы.

Величина НВВ, учтенная в расчете тарифов по постановлению Агентства от 14.07.2017 № 33-э/1 соответствует величине НВВ Заявителя, установленной постановлением органа регулирования от 27.12.2016 № 69-э/9 ««О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13.12.2013 № 79-э/1».

ПАО «МРСК Северо-Запада» в заявлении об установлении тарифов на 2017 год на территории Архангельской области подана корректировка неподконтрольных расходов по итогам 2015 года, в состав которой включена корректировка расходов, связанных с обслуживанием заемных средств, в размере 264 934 тыс. руб.

Корректировка рассчитана как разница между фактическими расходами организации по указанной статье за 2015 год в размере 265 633 тыс. руб. и расходами, учтенными при установлении тарифов на 2015 год, в размере 30 699 тыс. руб.

Агентством при осуществлении регулирования на 2017 год корректировка расходов, связанных с обслуживанием заемных средств, учитывающая фактические значения 2015 года принята в сумме (– 30 699) тыс. руб.

Требования Заявителя составляют 265 633 тыс. руб.

ПАО «МРСК Северо-Запада» считает, что орган регулирования занизив НВВ филиала «Архэнерго» на 2017 год нарушил положения, предусмотренные статьей 23 (абз. 2-3 п.2) Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и пунктами 4, 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее — Основы ценообразования).

 Позиция органа регулирования в отношении заявленной на спор статьи расходов в экспертном заключении отсутствует, экспертное заключение в отношении оспариваемой статьи расходов не содержит анализа экономической обоснованности расходов, как того требует пп.4) пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

В заявлении ПАО «МРСК Северо-Запада» ссылается на обязанность органа регулирования проведения экспертизы в соответствии с пунктом 22 Правил государственного регулирования тарифов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по итогам которой, по мнению Заявителя, на основании пункта 7 Основ ценообразования в тарифах 2017 года должна была быть учтена компенсация незапланированных расходов на обслуживание заемных средств, выявленных по итогам 2015 года.

Органом регулирования в ФАС России письмом от 02.05.2017 № 313/1124 представлены письменные пояснения по доводам, изложенным в заявлении ПАО «МРСК Северо-Запада», из которых следует, что заявленные регулируемой организацией расходы не приняты к учету в качестве экономически обоснованных.

Основание отказа – положения пунктов 65, 65(1) Основ ценообразования, из которых орган регулирования делает вывод о том, что «расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности), учитываются только в составе необходимой валовой выручки гарантирующих поставщиков, статусом которого ПАО «МРСК Северо-Запада» не обладает. Заявленная сумма, согласно позиции ПАО «МРСК Северо-Запада», обусловлена имеющейся задолженностью со стороны гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО «Архэнергосбыт».

Агентство считает, что Заявитель, руководствуясь статьями 15 и 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе требовать возмещения причиненных убытков непосредственно от ПАО «Архэнергосбыт» и в дополнение указывает на то, что «возложение понесенных убытков на конечных потребителей электрической энергии (мощности), в том числе население, вследствие недобросовестных действий одного из субъектов электроэнергетики является прямым нарушением принципа достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, предусмотренного пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В рамках метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки корректировка неподконтрольных расходов производится в порядке, установленном пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее — Методические указания).

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).

Иного в отношении требований к определению расходов, связанных с обслуживанием заемных средств, включаемых в необходимую валовую выручку территориальных сетевых организаций действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, отказ Агентства в учете оспариваемых расходов на основании вывода из пунктов 65 и 65(1) Основ ценообразования о том, что расходы на обслуживание заемных средств учитываются только в составе НВВ гарантирующих поставщиков неправомерен и противоречит пункту 7 Основ ценообразования и пункту 11 Методических указаний.

ФАС России отмечает, что при утверждении тарифов на 2015 год орган регулирования счел расходы на обслуживание заемных средств экономически обоснованными для включения в НВВ сетевой организации (без отсылки к нормам Основ ценообразования, регламентирующих порядок расчета сбытовых надбавок) и учел их в необходимой валовой выручке Заявителя в размере согласно собственному расчету. Расчетная величина неподконтрольных расходов на 2015 года определена органом регулирования с учетом расходов на обслуживание заемных средств в размере 30 699 тыс. руб. (при заявленной сумме расходов 133 636,3 тыс. руб.) с применением средневзвешенной ставки процентов по привлеченным кредитам за 2013 год согласно аудиторскому заключению по бухгалтерской отчетности ОАО «МРСК Северо-Запада» - 8,38%.

В обоснование расходов в ФАС России представлены:

- расчет корректировки НВВ на 2017 год по фактическим данным за 2015 год;

- расчет расходов на обслуживание кредитов, привлеченных в 2015-2017 годах;

- документы бухгалтерского учета за 2015 год (аудиторское заключение и бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «МРСК Северо-Запада» за 2015 год, оборотно-сальдовая ведомость ПАО «МРСК Северо-Запада» по счету 91.01.01 «Прочие доходы» и 91.02 «Прочие расходы» за 2015 год);

- данные раздельного учета по филиалу «Архэнерго» за 2015 год (таблицы 1.3, 1.6 по приказу Минэнерго № 585 от 13.12.2011);

- кредитные договоры, действующие в 2015 году;

- приказ ПАО «МРСК Северо-Запада» «Об Учетной политике на 2015 год»;

- приказ ОАО "МРСК Северо-Запада" от 07.11.2008 № 508 «О распределении основного долга и процентов за пользование кредитными ресурсами и займами»;

- методика распределения основного долга и процентов за пользование привлекаемых после 01.04.2008 года кредитных ресурсов и займов по филиалам;

- приказ от 26.04.2012 № 200 «О ведении раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности и формировании управленческой отчетности» с последующими изменениями);

- приказ ОАО «МРСК Северо-Запада» «О внесении изменений в Приказ ОАО «МРСК Северо-Запада» от 17.03.2014 № 138 «О ведении раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности и формировании управленческой отчетности» от 31.12.2014 № 709;

- приказ ОАО «МРСК Северо-Запада» «Об утверждении стандартов бухгалтерского учета» от 31.12.2009 № 632 с приложением стандарта расходов;

- справка по расчетам с ПАО «Архэнергосбыт» по договору № 52-Э от 01.01.2008 года оказания услуг по передаче электрической энергии за 2015 год;

- сведения о начисленных и уплаченных процентах по краткосрочных и долгосрочным кредитным обязательствам ПАО «МРСК Северо-Запада» за 2015 год и прочие материалы.

Вместе с бухгалтерской и статистической отчетностью Заявителем в орган регулирования ежегодно предоставляется отчетность в соответствии с требованиями, установленными приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике».

Согласно отчетам за 2015 год (таблицы 1.3 и 1.6) по филиалу «Архэнерго» расходы на выплату процентов составили 290 875 тыс. руб.

Указанная величина расходов отражена в отчетности филиала «Архэнерго», представленной на сайте ПАО «МРСК Северо-Запада» в формате раскрытия информации в соответствии с приказом ФСТ России от 24.10.2014 № 1831-э «Об утверждении форм раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии и мощности, являющимися субъектами естественных монополий».

Дополнительно в ФАС России представлены:

- расчет оплаты процентов за кредит в связи с просроченной задолженностью ОАО «Архангельская сбытовая компания» за 2015 год;

- копия договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 52-э от 01.01.2008 с ОАО «Архангельская сбытовая компания»;

- помесячные обороты счета 62 за 2015 год по договору № 52-э от 01.01.2008;

- отчет по проводкам 76, 91.01.01 за 2015 год по ОАО «Архангельская сбытовая компания»;

- реестр судебных решений в отношении задолженности ОАО «Архангельская сбытовая компания».

Расходы на оплату процентов банкам в связи с просроченной дебиторской задолженностью по договору № 52-э от 01.01.2008 составили 311 576,2 тыс. руб., при средневзвешенной процентной ставке по привлеченным кредитным ресурсам – 12,55% согласно аудиторскому заключению по бухгалтерской отчетности ПАО «МРСК Северо-Запада» за 2015 год (стр. 35). Расчет выполнен помесячно, с подтверждением объема дебиторской задолженности в 2015 году, остатках на начало и конец периода (помесячно и в целом по году) данными бухгалтерского учета филиала (обороты счета 62 по ОАО «Архангельская сбытовая компания» договор № 52-э от 01.01.2008).

Минимальная ключевая ставка Центрального Банка РФ в 2015 году составляла 11,0%, с учетом 4% - 15,0%.

Фактически взысканные проценты по судебным решениям по данным бухгалтерского учета (отчет по проводкам 76, 91.01.01) составили в 2015 году 180 508,3 тыс. руб.

Расходы на оплату процентов банкам за вычетом взысканных процентов с должника на основании решений судов составили за 2015 год - 131 067,8 тыс. руб.

По итогам рассмотрения представленных материалов, ФАС России считает, что в отношении неучета корректировки неподконтрольных расходов по статье «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств» за 2015 год в размере 100 368,8 тыс. руб. органом регулирования нарушены положения пунктов 7, 38 Основ ценообразования.

Органом регулирования, помимо указанных выше нарушений, нарушен пп. 4) пункта 23 Правил регулирования Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 – в экспертном заключении не содержится анализа экономической обоснованности оспариваемой статьи расходов.

Органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики необходимо провести анализ документов, указанных в настоящем решении, при пересмотре тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год для ПАО «МРСК Северо-Запада» включить расходы, связанные с обслуживанием заемных средств за 2015 год, в необходимую валовую выручку в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178, отразив соответствующий анализ в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:

1. Признать Агентство по тарифам и ценам Архангельской области нарушившим пункты 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 в части не учета в НВВ ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2017 год расходов по статье затрат «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств за 2015 год» в размере 131 067,8 тыс. руб.

2. Частично удовлетворить требования филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго», указанные в заявлении о рассмотрении спора с Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (рег. № 46011/17 от 29.03.2017).

3. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики Архангельской области:

3.1. провести анализ документов, указанных в настоящем решении, по статье затрат «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств за 2015 год» в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178, отразив соответствующий анализ в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178.

3.2. при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, а также единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Архангельской области на 2018 год учесть в необходимой валовой выручке ПАО «МРСК Северо-Запада» средства, подлежащих дополнительному учету на основании пунктов 1 и 3.1 настоящего решения, обеспечив введение в действие тарифов в сфере электроэнергетики в соответствии с действующим законодательством.

4. Об исполнении настоящего решения ФАС России органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, принятие которых было предписано настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении для ПАО «МРСК Северо-Запада» цен (тарифов) в электроэнергетике, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

      • Отказать в удовлетворении остальной части требований ПАО «МРСК Северо-Запада» - «Архэнерго».

         

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны