Решения по тарифам №СП/82017/16 Решение об отказе в удовлетворении требований ПАО "ТГК-14" с... от 28 ноября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО «ТГК-14» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. № 88032/16 от 21.06.2016)
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в ФАС России обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов в сфере теплоснабжения ПАО «ТГК-14» (далее также – Заявитель).
Спор возник с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее также – Респондент, Служба, РСТ РБ), которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения приказом от 30.11.2015 № 2/123 «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» («Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-2) потребителям и другим теплоснабжающим организациям» Заявителю установлены тарифы на теплоноситель на 2016-2018 гг.
ПАО «ТГК-14» считает, что при расчете размера необходимой валовой выручки на теплоноситель, поставляемый ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» («Генерация Бурятии» Улан-Удэнская ТЭЦ-2) на 2016-2018 гг. Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия не были учтены экономически обоснованные расходы по статьям затрат:
- затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14»;
- экономически обоснованные расходы 2014 года.
Величина необходимой валовой выручки, принятая регулирующим органом, на 2016 год – 33 422 тыс. руб., на 2017 год – 34 836 тыс. руб., на 2018 год – 36 628 тыс. руб.
Величина необходимой валовой выручки, которую Общество считает экономически обоснованной на 2016 год – 38 745 тыс. руб., на 2017 год – 37 974 тыс. руб., на 2018 год – 39 804 тыс. руб.
Общая величина затрат, заявленных на досудебный спор, составляет 11 637 тыс. руб., в том числе 2016 года – 5 323 тыс. руб., 2017 года – 3 138 тыс. руб., 2018 года – 3 176 тыс. руб.
ФАС России в рамках рассмотрения заявления о досудебном споре проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.
По статье «Затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14».
ПАО «ТГК-14» заявляет требование о признании экономически обоснованных затрат аппарата управления ПАО «ТГК-14» в размере 10 723 тыс. руб., в том числе на 2016 год – 3 511 тыс. руб., на 2017 год – 3 575 тыс. руб., на 2018 год – 3 637 тыс. руб.
Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия приняты расходы по анализируемой статье затрат в размере 1 311 тыс. руб., в том числе на 2016 год – 413 тыс. руб., на 2017 год – 437 тыс. руб., на 2018 год – 461 тыс. руб.
Разногласия составили 9 412 тыс. руб., в том числе по расходам, учтенным на 2016 год – 3 098 тыс. руб., на 2017 год – 3 138 тыс. руб., на 2018 год – 3 176 тыс. руб.
Аппарат управления Общества (далее также — АУ) осуществляет управление всеми филиалами, входящими в состав ПАО «ТГК-14»:
- на территории Забайкальского края (филиал «Читинская Генерация», филиал «Читинский энергетический комплекс», филиал «Читинский теплоэнергосбыт»);
- на территории Республики Бурятия (филиал «Генерация Бурятии», филиал «Улан-Удэнский» энергетический комплекс, филиал «Теплоэнергосбыт Бурятии»).
Аппарат управления осуществляет следующие централизованные в рамках юридического лица функции: управление финансами, торгово-закупочная деятельность, ведение бухгалтерского учета и отчетности, юридическая и договорная работа, корпоративная работа, в т.ч. с акционерами, стратегическое развитие общества, тарифообразование на электрическую энергию и мощность. Кроме того, аппарат управления осуществляет контролирующую, методологическую функции в отношении филиалов Общества.
Аппаратом управления заключаются договоры как централизованного характера, необходимые для выполнения функций АУ в отношении всех филиалов, так и договоры предполагающие действия в отношении конкретного филиала или ряда филиалов, заключение которых АУ обусловлено особенностями оформления бухгалтерских документов и другими требованиями законодательства.
РСТ РБ был произведен расчет нормативной численности категории «Руководители, специалисты и служащие» в соответствии с «Нормативами численности промышленно-производственного персонала тепловых электростанций», утвержденными приказом РАО «ЕЭС России» от 03.12.2004 г. и «Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства» от 22.03.1999 № 65, что позволяет определить нормативную численность специалистов и установить оптимальную структуру организации, обеспечивающую все функции управления. Дополнительной численности аппарата управления указанными рекомендациями не предусмотрено.
Включение расходов на содержание аппарата управления ПАО «ТГК-14» экономически обоснованно в случае централизации функции управления непосредственно в головной компании, что позволит снизить совокупные затраты филиалов на содержание управленческого аппарата, так как данные затраты учитываются регулирующим органом при формировании необходимой валовой выручки.
В данном случае, расходы на содержание АУП ПАО «ТГК-14» ведут к увеличению нагрузки на потребителей, т.к. увеличиваются совокупные расходы филиала (персонал управления ПАО «ТГК-14» + персонал управления филиала).
Кроме того, документы по обоснованию данных затрат ПАО «ТГК-14» в регулирующий орган представлены не были (договоры на поставку ТМЦ, договоры с подрядчиками, заключенные на основании торгов на очередной период регулирования).
РСТ РБ были исключены расходы на социальные выплаты ввиду экономической нецелесообразности, так как данные расходы не являются обязательными.
В качестве обосновывающих материалов в адрес ФАС России был предоставлен реестр обосновывающих документов по затратам АУ ПАО «ТГК-14», направленных в регулирующий орган, на 6 листах и копия письма ФСТ России от 29.06.2010 г. № 14-1328 на 2 листах.
ФАС России отмечает, что определить экономическую обоснованность заявленных требований ПАО «ТГК-14» на основании представленного реестра не представляется возможным.
На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Затраты аппарата управления ПАО «ТГК-14» удовлетворению не подлежат.
По статье затрат «Экономически обоснованные расходы 2014 года».
В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
ПАО «ТГК-14» заявляет требование о признании экономически обоснованных расходов аппарата управления, понесенных в 2014 году, в размере 2 225 тыс. руб.
В соответствии с письмом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (исх. от 22.07.2016 № 03-11/1040, рег. № 112792/16 от 01.08.2016), направленном в адрес ФАС России, предприятием по данной статье затрат представлены выпадающие доходы за 2014 год в размере 2 343 тыс. руб. Расходы приняты регулирующим органом по предложению предприятия.
Кроме того, в результате проведенного анализа за 2014 год, РСТ РБ выявлена экономия по статьям затрат в размере 4 045 тыс. руб.:
«Расходы на реагенты» в сумме 360,16 тыс. руб.;
«Расходы на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), используемую при водоподготовке» в сумме 377,77 тыс. руб.;
«Расходы на ремонт основных средств» в сумме 272,0 тыс. руб.;
«Общехозяйственные расходы» в сумме 3 034,14 тыс. руб.
При определении НВВ на 2016-2018 годы РСТ РБ исключены расходы в сумме 1 702,0 тыс. руб. (2 343 – 4 045 = 1 702), в том числе по годам: в 2016 году – 527,62 тыс. руб., в 2017 году – 680,80 тыс. руб., в 2018 году – 493,58 тыс. руб.
ФАС России также отмечает, что обосновывающие материалы и расчеты в адрес ФАС России Заявителем в составе заявления о досудебном споре представлены не были, в том числе обоснование фактически понесенных в 2014 году расходов, которые не были покрыты фактически собранной выручкой от регулируемого вида деятельности в 2014 году. В связи с этим, требования ПАО «ТГК-14» по статье затрат «Экономически обоснованные расходы 2014 года» удовлетворению не подлежат.
В ходе рассмотрения спора представителями сторон по спору также было подтверждено, что со стороны ПАО «ТГК-14» на регулирование тарифов в адрес РСТ РБ представляются обосновывающие материалы не в целом по деятельности предприятия, по всем видам деятельности и всем регионам деятельности юридического лица, а исключительно по теплоснабжению и только по Республике Бурятия.
Непредставление со стороны ПАО «ТГК-14» материалов по всем видам деятельности и всем регионам присутствия компании делает невозможным оценку органом регулирования компании деятельности в целом, выявление фактических экономически необоснованных расходов и доходов компании от регулируемой деятельности, и проверку правильности распределения косвенных расходов, которые должны относиться (распределяться) на все виды деятельности, в том числе и на нерегулируемые.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, ФАС России принято решение:
отказать в удовлетворении требований ПАО «ТГК-14», указанных в заявлении о досудебном споре, связанном с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (рег. № 88032/16 от 21.06.2016).
|
|
С.А. Пузыревский |
|
|
|