Решения по тарифам №СП/84041/18 Решение по результатам рассмотрения заявления АО "Центральна... от 17 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АО «Центральная ППК»

ул. Новорязанская, д.18 стр. 22, г. Москва, 107078, info@central-ppk.ru

Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области

 

наб. Дубровинского, д. 70, г. Орел, 302030, uprtarif@adm.orel.ru

Для сведения: Орловское УФАС России

ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, г. Орел, ГСП, 302000, to57@fas.gov.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» октября 2018 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере железнодорожного транспорта № 4, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

председательствующего - Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - заместителя Руководителя ФАС России;

членов Комиссии:

Степаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Киселева Е.Ю. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Титова И.М. - заместителя начальника Управления регулирования транспорта ФАС России;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия по заявлению Акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее – Заявитель, регулируемая организация, АО «Центральная ППК») (исх. от 04.06.2018 № б/н; вх. от 04.06.2018 № 88009/18), возникшие с Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области (далее – УТиЦ, орган регулирования) по вопросу установления тарифа на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Орловской области на 2018 год,

 

УСТАНОВИЛА:

Заявление АО «Центральная ППК» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

В поданном заявлении регулируемая организация считает, что УТиЦ на 2018 год тариф на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Орловской области установлен на уровне ниже экономически обоснованного, в связи с чем просит признать:

- установленный уровень тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области для ОАО «Центральная ППК» на 2018 год не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере железнодорожного транспорта в пригородном сообщении;

- затраты, определенные Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области в целях установления тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области для ОАО «Центральная ППК» на 2018 год, не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере железнодорожного транспорта в пригородном сообщении;

- экономически обоснованной величину затрат, согласно заявляемым требованиям, в размере 148 816,75 тыс. рублей (с учётом уточнённых требований, направленных в ФАС России письмом от 17.07.2018 № 114856/18), в том числе по статьям:

1. Затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, в размере 141 015,23 тыс. рублей;

2. Собственные затраты по статьям «Амортизационные отчисления», Медосмотр», «Услуги по предоставлению комнат отдыха локомотивным бригадам», «Повышение квалификации, стипендия (ПО)» в размере 180,67 тыс. рублей;

3. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы по статьям «Информационно-справочные услуги», «Консультационные услуги», «Юридические услуги», «Расходы на добровольное и обязательное страхование», «Расходы на рекламу», «Расходы, предусмотренные коллективным договором», «Услуги по сопровождению финансирования текущей и инвестиционной деятельности» в размере 4 395,98 тыс. рублей;

4. Прочие расходы по статьям «Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов)», «Банковская гарантия, плата за резервирование и вознаграждение за выдачу денежных средств» в размере 3 224,87 тыс. рублей.

В просительной части АО «Центральная ППК» указывает на необходимость обязать Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области установить экономически обоснованный тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области для ОАО «Центральная ППК» на 2018 год, обеспечивающий безубыточность деятельности Заявителя, определив при этом экономически обоснованные затраты на 2018 год в экономически обоснованном размере с учетом устранения допущенных органом регулирования нарушений при определении статей, заявленных на досудебный спор.

Утвержденная необходимая валовая выручка для АО «Центральная ППК» на 2018 год составляет 128 466,33 тыс. руб., тариф для АО «Центральная ППК» установлен на уровне 2,452 руб. на одного пассажира за 1 километр, то есть 24,52 руб. за десятикилометровую зону.

Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении регулируются в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ).

Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (далее – Положение № 643).

Согласно пункту 19 Положения № 643 Федеральная служба по тарифам утверждает Методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования.

Во исполнение пункта 19 Положения приказом ФАС России от 5 декабря 2017 года № 1649/17 утверждена Методика расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее – Методика № 1649/17).

Методика расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утверждена приказом ФАС России от 24 декабря 2015 года № 1302/15 (далее – Методика № 1302/15).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 19.08.2011 № 506-Т утверждён Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее – Порядок № 506-Т).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным разногласиям Комиссия отмечает следующее.

1. Затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

Регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора заявлена сумма по аренде подвижного состава в размере 207 090,05 тыс. руб. (расходы, связанные с управлением и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава в сумме 105 428,59 тыс. руб. и расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава в сумме 101 661,46 тыс. руб.), органом регулирования при установлении тарифов для АО «Центральная ППК» в составе необходимой валовой выручки учтены расходы в сумме 66 074,82 тыс. руб. (расходы, связанные с управлением и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава в сумме 36 565,39 тыс. руб. и расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава в сумме 29 509,43 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 49.6.6.2 Методики № 1649/17 расходы по оплате комплексных услуг по обеспечению перевозок определяются по каждому виду услуг с учетом ставок платы в отчетном периоде, ожидаемых объемов работы и изменения ставок платы в соответствии с Главой IV к Методике № 1649/17.

В случае превышения темпов роста ставок платы, учитываемой при планировании на текущий период (год) расходов на аренду, над темпами роста индекса потребительских цен (ИПЦ) в среднем за год, перевозчик представляет обоснование изменения ставок платы и позицию Федеральной антимонопольной службы об уровне экономически обоснованных затрат на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, в части затрат на оказание услуг по использованию такой инфраструктуры, а также оплаты комплексных услуг по обеспечению перевозок.

Согласно пункту 60 Методики № 1649/17 прогноз роста ставок платы на комплексные услуги по обеспечению перевозок у организаций в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на период регулирования по сравнению с предыдущим периодом (финансовым годом) осуществляется с учетом следующих показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период: - на услуги по предоставлению в пользование подвижного состава - индекса потребительских цен (ИПЦ) в среднем за год; - на услуги по управлению и эксплуатации подвижного состава - индекса потребительских цен (ИПЦ) в среднем за год; - на услуги технического обслуживания и текущего и капитального ремонтов железнодорожного подвижного - индекса потребительских цен (ИПЦ) в среднем за год.

При этом ФАС России отмечает, что, начиная с 2016 года при расчете ставок платы необходимо руководствоваться Методикой расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденной приказом ФАС России от 24 декабря 2015 года № 1302/15 (далее – Методика № 1302/15).

Пунктами 5 Методики № 1302/15 определено, что рост ставок платы на услуги предоставления в пользование подвижного состава, управление и эксплуатацию подвижного состава, техническое обслуживание подвижного состава, текущий и капитальный виды ремонта подвижного состава у организаций в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2018 год по сравнению с предыдущим периодом (финансовым годом) не допускается.

Согласно пункту 61 Методики № 1649/17 рост платы на комплексные услуги по обеспечению перевозок у организаций в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на период регулирования - 2018 год по сравнению с предыдущим периодом (финансовым годом) не допускается.

Исходя из вышеуказанных норм, в целях расчета экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Орловской области для АО «Центральная ППК» на 2018 год органом регулирования ставки по управлению и эксплуатации подвижного состава, на текущий ремонт, техническое обслуживание и капитальный ремонт на 2018 год приняты УТиЦ на основании ставок, утверждённых на 2017 год без последующего увеличения на индексы потребительских цен.

При этом ставки по управлению и эксплуатации подвижного состава, на текущий ремонт, техническое обслуживание и капитальный ремонт на 2017 год рассчитывались на основании ставок, утверждённых УТиЦ в 2010 году с последующим ежегодным увеличением на индексы потребительских цен.

Одновременно орган регулирования отмечает, что решением Верховного суда Российской Федерации от 8 июня 2017 года по делу № 37-АПГ17-1 (3а-6/2017) о признании недействующим нормативного правового акта Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области по установлению экономически обоснованного уровня тарифа на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Орловской области на 2016 год была подтверждена экономическая обоснованность расчета затрат по управлению и эксплуатации подвижного состава, текущий ремонт, техническое обслуживание и капитальный ремонт, произведенная УТиЦ.

Однако ФАС России обращает внимание на то, что в решении Верховного суда Российской Федерации от 8 июня 2017 года по делу № 37-АПГ17-1 (3а-6/2017) рассматривался вопрос об экономическом обосновании ставок по договорам аренды 2016 года, который в рамках рассмотрения настоящего спора не фигурирует, поскольку Заявителем оспаривается применённый органом регулирования подход по формированию расходов 2018 года.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В этой связи уполномоченным федеральным органом Российской Федерации исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) является ФАС России.

В соответствии с пунктом 1 Методики № 1302/15 методика расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении разработана в целях методологического обеспечения расчёта ставок платы за услуги: предоставление в пользование подвижного состава; управление и эксплуатация подвижного состава; техническое обслуживание подвижного состава; текущий ремонт подвижного состава; сервисное обслуживание подвижного состава; капитальный ремонт подвижного состава.

Указанные услуги не относятся к регулируемым согласно Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643.

В этой связи ФАС России отмечает, что ограничение роста ставок платы на 2018 год, предусмотренное пунктами 5 Методики № 1302/15 и 61 Методики № 1649/17, применяется к ставкам платы на услуги предоставления в пользование подвижного состава, управление и эксплуатацию подвижного состава, техническое обслуживание подвижного состава, текущий и капитальный виды ремонта подвижного состава организаций в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

В 2018 году ФАС России приказом от 08.08.2018 № 1109/18 утверждёна Методика расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и фиксированных ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, оказываемые организацией, владеющей подвижным составом (зарегистрирована в Минюсте России 25.09.2018 № 52248) (далее - Методика № 1109/18). При подготовке Методики № 1109/18 Управлением регулирования транспорта ФАС России производилась оценка влияния применения новых ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, рассчитанных согласно Методике № 1109/18, на стоимость услуг, связанных с арендой подвижного состава собственности ОАО «РЖД», а также тарифных последствий для субъектов Российской Федерации. По результатам вышеуказанного анализа выявлено, что при условии применения ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, рассчитанных в соответствии с Методикой № 1109/18, расходы АО «Центральная ППК» по договорам с ОАО «РЖД» в 2018 году при неизменном пассажирообороте и привлекаемом подвижном составе составили 202,706 млн. руб.

Также письмами Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.10.2018 № ДО7и-938 и Министерства транспорта Российской Федерации от 08.10.2018 № 162758-М/18 представлены позиции по рассмотрению досудебного спора между АО «Центральная ППК» и Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области (исх. от 04.06.2018 № б/н; вх. от 04.06.2018 № 88009/18), которые подтверждают некорректность подхода, применённого органом регулирования Орловской области при расчёте расходов, и указывают на то, что для определения экономически обоснованного объёма затрат по указанным услугам сторонних организаций органам регулирования необходимо принимать решения с учётом фактических данных АО «Центральная ППК» за предыдущий период регулирования и договоров акционерного общества о приобретении указанных услуг.

Учитывая вышеизложенное, органом регулирования Орловской области нарушены требования законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В этой связи УтиЦ необходимо произвести перерасчет расходов по статье «Затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении» при формировании необходимой валовой выручки АО «Центральная ППК» 2018 года в соответствии с пунктами 5 Методики № 1302/15, и 60, 61 Методики № 1649/17, отразив надлежащим образом результаты в Экспертном заключении по установлению тарифов на 2018 год.

2. Собственные затраты.

Регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора заявлена сумма собственных расходов в размере 1 423,71 тыс. руб. (амортизационные отчисления – 1 301,43 тыс. руб., медосмотр – 68,71 тыс. руб., услуги по предоставлению комнат отдыха локомотивным бригадам – 42,04 тыс. руб., повышение квалификации, стипендия (ПО) – 11,53 тыс. руб.), органом регулирования при установлении тарифов для АО «Центральная ППК» в составе необходимой валовой выручки учтены расходы в сумме 1 243,04 тыс. руб. (амортизационные отчисления – 1 179,49 тыс. руб., медосмотр – 38,83 тыс. руб., услуги по предоставлению комнат отдыха локомотивным бригадам – 18,9 тыс. руб., повышение квалификации, стипендия (ПО) – 5,82 тыс. руб.). Таким образом, сумма разногласий в части собственных расходов составляет 180,67 тыс. руб. (амортизационные отчисления – 121,94 тыс. руб., медосмотр – 29,88 тыс. руб., услуги по предоставлению комнат отдыха локомотивным бригадам – 23,14 тыс. руб., повышение квалификации, стипендия (ПО) – 5,71 тыс. руб.).

2.1. Амортизационные отчисления ОС, связанных с продажей проездных документов.

Согласно пункту 49.6.4. Методики 1649/17 расчет амортизации осуществляется по объектам основных средств, находящихся на балансе перевозчика с учетом стоимости основных средств, сроков их полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, N 2 (ч. 2), ст. 52), и норм амортизации в соответствии с Таблицей № 10 приложения к Методике 1649/17.

Пунктом 36 Методики 1649/17 предусмотрено, что расчет экономически обоснованных расходов (затрат) перевозчика выполняется на основе следующей информации:

- бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности перевозчика за отчетный год;

- об ожидаемых затратах в текущем периоде (году) и прогнозе затрат на период регулирования в целом по компании и по регулируемой деятельности по статьям и элементам расходов (по организации и по субъекту Российской Федерации);

- инвестиционной программе перевозчика, согласованной соответствующим субъектом Российской Федерации.

При этом расчет экономически обоснованных затрат должен предусматривать в том числе:

- расшифровку начисленных амортизационных отчислений за отчетный год, справку об использовании амортизации в отчетном году;

- расчет амортизационных отчислений.

Регулируемой организацией на момент установления тарифов заявлены затраты в целом по АО «Центральная ППК» в размере 633 924,60 тыс. рублей.

По данной группе амортизационных отчислений компанией прогнозируются вводы основных средств на общую сумму 59 394 882,10 рублей, в том числе:

- Разработка и внедрение системы продаж;

- Поставка терминалов для АСКП;

- Поставка видеорегистраторов;

- Система автоматизации процесса плановых осмотров железнодорожных составов АСПОЖС;

- Прочие ОС (включая видеонаблюдение);

- Внедрение системы технического обслуживания и ремонтов (ТоиР);

- Внедрение системы визуального информирования пассажиров (вокзалы);

- Расширение парка билетопечатающих автоматов;

- Подготовка предпроектной документации 2 этапа ТПУ Солнечная;

- Проведение ПИР на строительство ТПУ на 6 ОП;

- Разработка проектной документации для реконструкции платформ на ст. Коломенская;

- Разработка проектной документации для реконструкции платформы №2 на ст. Текстильщики;

- Визульная информация (информационные стенды);

- Визуальная информация на ПО;

- Доработка электронных систем СПС;

На территории Орловской области отсутствует утвержденная в установленном порядке и согласованная субъектом инвестиционная программа.

Кроме того, АО «Центральная ППК» в адрес ФАС России не представлены инвестиционные программы, утвержденные на территории иных субъектов Российской Федерации, а также иные обоснования по данным планируемым вводам.

Таким образом, амортизационные отчисления приняты органом регулирования по фактически состоящим на балансе организации основным средствам с учетом даты их ввода в эксплуатацию, первоначальной стоимости, сроков эксплуатации, норм амортизации, в том числе:

- амортизационные отчисления ОС, связанных с продажей проездных документов в сумме 574 529,721 тыс. рублей, в том числе относимые на расходы по Орловской области, составят 1 179,49 тыс. рублей;

Следует отметить, что на основании пункта 19 Методики № 1649/17 при отражении субъектом регулирования в отчетной документации затрат в объеме, превышающем ранее учтенный при тарифном регулировании объем, их признание осуществляется с позиции экономической обоснованности, а также подконтрольности субъекту регулирования.

При подтверждении регулирующим органом субъекта Российской Федерации целесообразности проведения указанных затрат, объем НВВ планового периода увеличивается на соответствующую сумму в последующим периодах регулирования.

С учётом вышеизложенного, ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования нарушений требований законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в части применённого подхода по расчёту затрат на амортизационные отчисления ОС, связанных с продажей проездных документов.

2.2. Медосмотр.

АО «Центральная ППК» заявлены к дополнительному учёту расходы по данной статье в сумме 29,88 тыс. рублей.

На момент установления тарифов регулируемой организацией предлагались к учёту затраты в целом по АО «Центральная ППК» в размере 27 115,86 тыс. рублей.

Фактические затраты Общества по данной статье составляют:

- 2016 год - 13 554,58 тыс. рублей;

- 9 месяцев 2017 год – 12 215,97 тыс. рублей.

Тем самым АО «Центральная ППК» представило ожидаемые затраты за 2017 год в размере 17 998,21 тыс. рублей.

Как указано в заявлении о досудебном урегулировании спора, увеличение планируемых АО «Центральная ППК» связано с запланированным увеличением численности персонала, а также дополнительным набором персонала в связи с увеличением парка собственного подвижного состава.

На основании пункта 49.14 Методики № 1649/17 в случае отклонения более чем на 10 % рассчитанных в соответствии с подпунктом 49.6 Методики расходов текущего периода от ожидаемого уровня данных расходов в текущем периоде, определенного с учетом имеющихся на момент расчета экономически обоснованных затрат отчетных данных о расходах субъекта регулирования, для расчета ожидаемых на текущий период расходов субъектом регулирования представляется дополнительное обоснование изменения расходов по конкретным составляющим затрат (элементам затрат), обусловивших данное отклонение.

На основании пункта 49.6.6.3. Методики № 1649/17 расходы, относящиеся к прочим расходам и оказываемые сторонними организациями, принимаются к учету в соответствии с заключенными договорами (при их наличии) и с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) в среднем за год. В случае превышения указанных индексов компанией пригородных пассажирских перевозок представляется дополнительное обоснование роста планируемых затрат.

Как указывает орган регулирования в письменном мнении, представленном на досудебном урегулирование спора, указанные обоснования компанией представлены не были.

В связи с тем, что не представлены договоры, действующие на регулируемый период, и не представлено обоснование роста затрат, превышающего ИПЦ, затраты по статье приняты органом регулирования при установлении тарифов на 2018 год на основании пункта 49.6.6.3 и пункта 49.15 (формула 20) Методики № 1649/17, а именно на основании фактических затрат, сложившихся в 2016 году, увеличенных на ИПЦ (2018/2017)и (2017/2016), а также с учётом доли расходов, зависящих от объемов работ (1,0) и индекса изменения объемов работ в сумме 15 323,83 тыс. рублей, в том числе относимых на расходы по Орловской области в размере 38,83 тыс. рублей.

На основании пункта 19 Методики № 1649/17 при отражении субъектом регулирования в отчетной документации затрат в объеме, превышающем ранее учтенный при тарифном регулировании объем, их признание осуществляется с позиции экономической обоснованности, а также подконтрольности субъекту регулирования.

При подтверждении регулирующим органом субъекта Российской Федерации целесообразности проведения указанных затрат, объем НВВ планового периода увеличивается на соответствующую сумму в последующих периодах регулирования.

С учётом вышеизложенного, ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования нарушений требований законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в части применённого подхода по расчёту затрат на медосмотр.

2.3. Услуги по предоставлению комнат отдыха локомотивным бригадам.

АО «Центральная ППК» заявлена к дополнительному учёту по данной статье сумма в размере 23,14 тыс. рублей.

Регулируемой организацией на момент установления тарифов предложены затраты в целом по АО «ЦППК» в размере 16 592,29 тыс. рублей.

Указанное увеличение средств, как указывает АО «ЦППК», связано с запланированным увеличением численности, связанное с доукомплектованием участка эксплуатации ПС локомотивными бригадами.

АО «ЦППК» представлены договоры на 2017 год на общую сумму 6 855,6 тыс. рублей, которые распространяют свое действие с 1 января 2017 года и действуют до 31 декабря 2017 года.

Фактические затраты Общества по данной статье составили:

- 2016 год - 6 426,01 тыс. рублей;

- 9 месяцев 2017 года – 5 685,51 тыс. рублей.

Рассчитанные в соответствии с подпунктом 49.6 Методики № 1649/17 ожидаемые в текущем периоде (2017 год) затраты по статье составили 6 589,61 тыс. рублей.

АО «Центральная ППК» представило ожидаемые затраты за 2017 год в размере 8 184,56 тыс. рублей.

На основании пункта 49.14 Методики № 1649/17 в случае отклонения более чем на 10% рассчитанных в соответствии с подпунктом 49.6 Методики расходов текущего периода от ожидаемого уровня данных расходов в текущем периоде, определенного с учетом имеющихся на момент расчета экономически обоснованных затрат отчетных данных о расходах субъекта регулирования, для расчета ожидаемых на текущий период расходов субъектом регулирования представляется дополнительное обоснование изменения расходов по конкретным составляющим затрат (элементам затрат), обусловивших данное отклонение.

На основании пункта 49.6.6.3. Методики № 1649/17 расходы, относящиеся к прочим расходам и оказываемые сторонними организациями, принимаются к учету в соответствии с заключенными договорами (при их наличии) и с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) в среднем за год. В случае превышения указанных индексов компанией пригородных пассажирских перевозок представляется дополнительное обоснование роста планируемых затрат.

Указанные обоснования регулируемой организацией представлены не были.

В связи с тем, что не представлены договоры, действующие на регулируемый период, и не представлено обоснование роста затрат, превышающего ИПЦ, затраты по статье приняты органом регулирования на основании пункта 49.6.6.3 и пункта 49.15 (формула 20) Методики № 1649/17, то есть на основании заключенных на 2017 год договоров с учетом ИПЦ (2018/2017), а также доли расходов, зависящих от объемов работ и индекса изменения объемов работ в сумме 7 459,52 тыс. рублей, в том числе относимые на расходы по Орловской области, в размере 18,90 тыс. рублей.

На основании пункта 19 Методики № 1649/17 при отражении субъектом регулирования в отчетной документации затрат в объеме, превышающем ранее учтенный при тарифном регулировании объем, их признание осуществляется с позиции экономической обоснованности, а также подконтрольности субъекту регулирования.

При подтверждении регулирующим органом субъекта Российской Федерации целесообразности проведения указанных затрат, объем НВВ планового периода увеличивается на соответствующую сумму в последующих периодах регулирования.

С учётом вышеизложенного, ФАС России не усматривает со стороны органа регулирования нарушений требований законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в части применённого подхода по расчёту затрат на услуги по предоставлению комнат отдыха локомотивным бригадам.

2.4. Повышение квалификации, стипендия (ПО).

АО «Центральная ППК» заявлена к дополнительному учёту по данной статье сумма в размере 5,71 тыс. рублей.

Затраты по данной статье регулируемой организацией предложены в размере 4 549,50 тыс. рублей.

В обоснование представлены, в том числе карточка счета 20 за 2016 год «Стипендия по ученическим договорам» на сумму 1 091,688 тыс. рублей и карточка счета 20 за I полугодие 2017 года на сумму 2 776,082 тыс. рублей.

Как отмечает орган регулирования, карточка счета в отсутствие договоров и первичных платежных документов не является достаточным обоснованием целесообразности увеличения затрат более чем в 2 раза относительно фактических данных 2016 года.

Фактические затраты Общества по данной статье составили:

- 2016 год – 2 033,02 тыс. рублей;

- 9 месяцев 2017 года – 3 712,13 тыс. рублей.

Рассчитанные органом регулирования в соответствии с подпунктом 49.6 Методики № 1649/17 ожидаемые в текущем периоде (2017 год) затраты по статье составили 2 084,78 тыс. рублей.

АО «Центральная ППК» представлены ожидаемые затраты за 2017 год в размере 4 385,20 тыс. рублей.

На основании пункта 49.14 Методики № 1649/17 в случае отклонения более чем на 10% рассчитанных в соответствии с подпунктом 49.6 Методики № 1649/17 расходов текущего периода от ожидаемого уровня данных расходов в текущем периоде, определенного с учетом имеющихся на момент расчета экономически обоснованных затрат отчетных данных о расходах субъекта регулирования, для расчета ожидаемых на текущий период расходов субъектом регулирования представляется дополнительное обоснование изменения расходов по конкретным составляющим затрат (элементам затрат), обусловивших данное отклонение.

На основании пункта 49.6.6.3. Методики № 1649/17 расходы, относящиеся к прочим расходам и оказываемые сторонними организациями, принимаются к учету в соответствии с заключенными договорами (при их наличии) и с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) в среднем за год. В случае превышения указанных индексов компанией пригородных пассажирских перевозок представляется дополнительное обоснование роста планируемых затрат.

Указанные обоснования регулируемой организацией представлены не были.

В связи с тем, что не представлено обоснование роста затрат, превышающего ИПЦ, затраты по данной статье приняты органом регулирования на основании пункта 49.6.6.3 и пункта 49.15 (формула 20) Методики № 1649/17, а именно на основании фактических затрат АО «ЦППК» 2016 года, увеличенных на ИПЦ (2017/2016), (2018/2017), а также с учётом доли расходов, зависящих от объемов работ (1,0) и индекса изменения объемов работ в сумме 2 298,39 тыс. рублей, в том числе относимых на расходы по Орловской области, в размере 5,82 тыс. рублей.

На основании пункта 19 Методики № 1649/17 при отражении субъектом регулирования в отчетной документации затрат в объеме, превышающем ранее учтенный при тарифном регулировании объем, их признание осуществляется с позиции экономической обоснованности, а также подконтрольности субъекту регулирования.

При подтверждении регулирующим органом субъекта Российской Федерации целесообразности проведения указанных затрат, объем НВВ планового периода увеличивается на соответствующую сумму.

Исходя из вышеизложенного, Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения затрат по подстатье «Повышение квалификации, стипендия (ПО)».

3. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора заявлена сумма общепроизводственных и общехозяйственных расходов в размере 5 333,48 тыс. руб. (амортизационные отчисления – 1 914,73 тыс. руб., информационно-справочные услуги – 457,75 тыс. руб., консультационные услуги – 924,54 тыс. руб., юридические услуги – 210,9 тыс. руб., расходы на добровольное и обязательное страхование – 21,97 тыс. руб., расходы на рекламу – 1 145,59 тыс. руб., расходы, предусмотренные коллективным договором – 599,94 тыс. руб., услуги по сопровождению финансирования текущей деятельности и инвестиционной деятельности – 58,06 тыс. руб.), органом регулирования при установлении тарифов для АО «Центральная ППК» в составе необходимой валовой выручки учтены расходы в сумме 937,5 тыс. руб. (амортизационные отчисления – 936,74 тыс. руб., информационно-справочные услуги – 0,0 тыс. руб., консультационные услуги – 0,76 тыс. руб., юридические услуги – 0,0 тыс. руб., расходы на добровольное и обязательное страхование – 0,0 тыс. руб., расходы на рекламу – 0,0 тыс. руб., расходы, предусмотренные коллективным договором – 0,0 тыс. руб., услуги по сопровождению финансирования текущей деятельности и инвестиционной деятельности – 0,0 тыс. руб.), таким образом сумма разногласия составила 4 395,98 тыс. руб. (амортизационные отчисления – 977,99 тыс. руб., информационно-справочные услуги – 457,75 тыс. руб., консультационные услуги – 923,78 тыс. руб., юридические услуги – 210,9 тыс. руб., расходы на добровольное и обязательное страхование – 21,97 тыс. руб., расходы на рекламу – 1 145,59 тыс. руб., расходы, предусмотренные коллективным договором – 599,94 тыс. руб., услуги по сопровождению финансирования текущей деятельности и инвестиционной деятельности – 58,06 тыс. руб.).

Справочно в связи с тем, что организацией не предлагается учитывать при расчете затрат на 2018 год прогнозное изменение объемов работ и доли расходов, зависящих от объемов работ, а также отсутствуют данные о применении при расчете показателей объемов работ по вагоно-км или пассажирам, данная часть формулы (20) пункта 49.15. Методики № 1649/17 не учитывается при расчете.

3.1. Амортизационные отчисления в составе общехозяйственных и общепроизводственных расходов.

Регулируемой организацией на момент установления тарифов предложены затраты в целом по АО «Центральная ППК» в размере 273 289,45 тыс. рублей.

По данной группе амортизационных отчислений компанией прогнозируется приобретение объектов основных средств на общую сумму 38 217 500,95 рублей:

- Модернизация сети передачи данных (СПД);

- Создание корпоративного хранилища данных (КИХ);

- Внедрение автоматизированной системы управления ресурсами предприятия АСПРУО;

- Мониторинг ИТ сервисов и резервирование ЦОД;

- Возобновление парка компьютерной и оргтехники;

- Создание ЦОД;

- Внедрение системы управления информационными ресурсами;

- Текущий ремонт/Капитальный ремонт/Кондиционеры;

- Информационная безопасность;

- Прочее возобновление ОС.

На основании пункта 49.6.4. Методики № 1649/17 расчет амортизации осуществляется по объектам основных средств, находящимся на балансе перевозчика с учетом стоимости основных средств, сроков их полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», и норм амортизации в соответствии с Таблицей № 10 приложения к Методике № 1649/17.

Согласно пункту 36 Методики № 1649/17 расчет экономически обоснованных расходов (затрат) перевозчика выполняется на основе информации, включая:

- информацию об ожидаемых затратах в текущем периоде (году) и прогнозе затрат на период регулирования в целом по компании и по регулируемой деятельности по статьям и элементам расходов (по организации и по субъекту Российской Федерации);

- инвестиционную программу перевозчика, согласованную соответствующим субъектом Российской Федерации.

На территории Орловской области отсутствует утвержденная в установленном порядке и согласованная субъектом инвестиционная программа.

Кроме того, ОАО «Центральная ППК» в адрес органа регулирования не представлены инвестиционные программы, утвержденные на территории иных субъектов Российской Федерации, а также иные обоснования по данным планируемым вводам.

Таким образом, амортизационные отчисления принимались органом регулирования по фактически состоящим на балансе организации основным средствам с учетом даты их ввода в эксплуатацию, первоначальной стоимости, сроков эксплуатации, норм амортизации, в том числе:

- амортизационные отчисления (в составе общехозяйственных и общепроизводственных расходов в сумме 235 071, 947 тыс. рублей, в том числе относимые на расходы по Орловской области, в размере 936,74 тыс. рублей.

Следует отметить, что на основании пункта 19. Методики № 1649/17 при отражении субъектом регулирования в отчетной документации затрат в объеме, превышающем ранее учтенный при тарифном регулировании объем, их признание осуществляется с позиции экономической обоснованности, а также подконтрольности субъекту регулирования.

При подтверждении регулирующим органом субъекта Российской Федерации целесообразности проведения указанных затрат, объем НВВ планового периода увеличивается на соответствующую сумму в последующих периодах регулирования.

3.2. Информационно-справочные услуги.

АО «Центральная ППК» заявлена к дополнительному учёту по данной статье сумма в размере 457,75 тыс. рублей.

Затраты по данной статье организацией предложены на момент установления тарифов (в целом по компании) в размере 65 334,85 тыс. рублей.

В обоснование указанных затрат по данной статье регулируемой организацией представлены договоры на оказание информационно-справочных услуг по соблюдению политики безопасности и противодействию правонарушениям, изготовление и распространение полиграфической продукции, проверку информации о юридических лицах и физических лицах в открытых источниках и так далее.

В условиях того, что расходы по договорам, представленным АО «Центральная ППК» в обоснование являются не обязательными (не целесообразными) и способствуют безосновательному росту тарифа, так как общество имеет собственный штат сотрудников, которые имеют соответствующую квалификацию, образование и материально-техническую базу, следовательно, общество самостоятельно может выполнить ряд указанных работ собственными силами, в связи с тем, что АО «ЦППК» не доказано отношение к регулируемому виду деятельности распространения полиграфической продукции, которое также может осуществляться при необходимости штатными сотрудниками организации, как и получение информации о юридических лицах, а также ввиду того, что данные расходы носят необязательный характер, в условиях отсутствия необходимости в данных услугах и с учетом пункта 15 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 (далее - Положение № 643), органом регулирования данные расходы не учитывались при установлении экономически обоснованного уровня тарифа на 2018 год для АО «Центральная ППК».

3.3. Статья «Консультационные услуги».

АО «Центральная ППК» заявлена к дополнительному учёту сумма в размере 923,78 тыс. рублей.

Затраты по данной статье регулируемой организацией предложены на момент установления тарифов (в целом по компании) в размере 131 959,61 тыс. рублей.

Органом регулирования в качестве экономически обоснованных рассмотрены только расходы по договору № 140/08/16 от 12 октября 2016 года с АО «МЭФ-Аудит» на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общества.

Расходы по остальным договорам являются не обязательными (не целесообразными) и способствуют безосновательному росту тарифа, так как общество имеет собственный штат сотрудников, которые имеют соответствующую квалификацию и образование, то есть АО «Центральная ППК» имеет возможность самостоятельно выполнить данные работы собственными силами.

Таким образом, затраты за 1 полугодие 2017 года составили 84,746 тыс. рублей.

С учётом того, что договоры заключены АО «ЦППК» на оказание услуг по разработке финансово-экономической модели проекта по разработке перевозок в дальнем следовании; на оказание услуг по разработке коммуникационной стратегии; на оказание услуг по консультации в форме семинара «Менеджер/Внутренний аудитор системы управления качеством»; на выполнение работ по разработке методологии анализа и модели прогнозирования изменения пассажиропотока; на оказание консультационных услуг по вопросам применения законодательства, в части финансово-хозяйственной деятельности, представление ежемесячного обзора практик и т.д.; на оказание информационно-справочных услуг по проекту реконструкции и эксплуатации системы городского трамвая в г. Екатеринбург; на оказание услуг по проведению доп. исследований востребованности сервисов мультимедийного портала услуг общества, а также качества работы Wi-Fi; на оказание услуг по разработке научно-обоснованных предложений и методических рекомендаций по организации транспортного обслуживания населения, к экономически обоснованным расходам по данной статье органом регулирования отнесены только расходы по договорам № 140/08/16 от 12 октября 2016 года с АО «МЭФ-Аудит» на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности общества и № 276 от 24 мая 2017 года с ООО «СЕРГ Интернешнл» на оказание услуг по консультации в форме семинара «Менеджер/Внутренний аудитор системы управления качеством» на сумму 182,496 тыс. рублей.

Расходы по остальным договорам являются не обязательными (не целесообразными) и способствуют безосновательному росту тарифа, так как общество имеет собственный штат сотрудников, которые имеют соответствующую квалификацию и образование, то есть АО «Центральная ППК» имеет возможность данные работы осуществить собственными силами.

Орган регулирования отмечает, что АО «Центральная ППК» по указанным договорам понесло расходы в размере 72 807,5 тыс. рублей, что в свою очередь указывает на то, что фактически данный размер средств является нецелевой и мог быть направлен на более эффективные и необходимые мероприятия.

В связи с вышеизложенным, органом регулирования в расчёт приняты на 2018 год экономически обоснованные затраты в части затрат на аудит в сумме 189,25 тыс. рублей с учетом затрат по договорам, действовавшим в 2017 году, и ИПЦ (2018/2017) года.

3.4. Юридические услуги.

АО «Центральная ППК» заявлена к дополнительному учёту по данной статье сумма в размере 210,90 тыс. рублей.

Затраты по данной статье регулируемой организацией предложены (в целом по компании) в размере 30 101,76 тыс. рублей.

Орган регулирования отмечает, что согласно штатному расписанию в АО «Центральная ППК» существует юридический департамент численностью 26 человек, в том числе отдел судебной работы в количестве 9 человек.

При этом обществом не представлено экономического обоснования целесообразности заключения указанных договоров и несения компанией, осуществляющей пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, данных затрат, а именно подтверждения положительного влияния на рост выручки и (или) сокращения каких-либо иных расходов пригородной компании, то есть уменьшение убыточности, компенсируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В условиях того, что АО «Центральная ППК» имеет возможность выполнять все юридические услуги собственными силами, с учетом пункта 15 Постановления № 643, расходы на услуги компании «Хренов и Партнеры» и МГКА «Транспортная» органом регулирования не учитывались и не принимались к рассмотрению.

3.5. Расходы на добровольное и обязательное страхование.

АО «Центральная ППК» заявлена к дополнительному сумма в размере 21,97 тыс. рублей.

Затраты по данной статье регулируемой организацией предложены (в целом по компании) в размере 3 136,49 тыс. рублей.

Договором страхования предусмотрено, что страхователь обязан уплатить страховую премию в установленные договором сроки (в течение трех дней с момента выставления счета страховой компанией, счет выставляется за пять дней до начала действия договора).

Регулируемой организацией не представлены документы, подтверждающие факт оплаты со стороны АО «ЦППК» страховых взносов, также не представлены документы, подтверждающие получение АО «ЦППК» страховых выплат со стороны страховых компаний, в связи с чем не представляется возможным оценить целесообразность имущественного страхования и его экономическую обоснованность для компании, с учетом того, что убытки компенсируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Орган регулирования отмечает, что материалы, обосновывающие вышеперечисленные доводы были дополнительно запрошены у регулируемой организации письмом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 22 января 2018 года № 01-10/98. Однако, ответным письмом АО «Центральная ППК» от 12 февраля 2018 года № 2399-18 какие-либо обоснования по страхованию имущества, включая факт оплаты страховой премии (взносов), представлены не были.

Исходя из вышеизложенного, ввиду отсутствия подтверждения заключения указанного договора и подтверждения наличия у регулируемой организации фактических затрат в 2017 году, у органа регулирования отсутствовали основания для признания расходов по данной статье фактически понесенными и экономически обоснованными.

3.6. Расходы на рекламу.

АО «Центральная ППК» заявлена к дополнительному учёту сумма в размере 1 145,59 тыс. рублей.

Затраты по данной статье регулируемой организацией предложены (в целом по компании) в размере 163 510,40 тыс. рублей.

В обоснование затрат по статье организацией представлены договоры по комплексному PR-сопровождению деятельности ОАО «Центральная ППК»; на оказание услуги участия представителей ОАО «ЦППК» в работе форума, круглых столов, размещение буклетов на стойках на форуме, обеспечение бейджами в рамках проведения 8 Форума инвестиционных технологий; на оказание услуг сопровождения в социальных сетях (создание тем для обсуждения, наполнение контента, модерация, удаление спама, размещение на страничке новостей и так далее); на установку информационных изделий.

Также представлены акты выполненных работ на услуги аниматора и экскурсовода, поставку комплекта для ВОВ – вода, сок, булочки.

Обществом не представлено экономического обоснования целесообразности заключения подобных договоров и несения компанией, осуществляющей пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, данных затрат, а именно подтверждения положительного влияния на рост выручки; сокращения каких-либо иных расходов пригородной компании, то есть уменьшение убыточности, компенсируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; повышения инвестиционной привлекательности компании.

Также регулируемой организацией не доказана необходимость и эффективность данных затрат с точки зрения оптимизации деятельности по регулируемому виду деятельности.

В связи с тем, что данные расходы носят необязательный характер, указанные затраты исключены органом регулирования как экономически необоснованные при установлении тарифа АО «ЦППК» на 2018 год.

3.7. Расходы, предусмотренные коллективным договором.

АО «Центральная ППК» заявлена по данной статье сумма к дополнительному учёту в размере 599,94 тыс. рублей.

Затраты по данной статье регулируемой организацией предложены (в целом по компании) в размере 85 629,1 тыс. рублей.

Пунктом 36 Методики № 1649/17 определено, что расчет экономически обоснованных затрат должен предусматривать расчет затрат на оплату труда в текущем году (ожидаемые по году) и на период регулирования согласно Таблице № 2 приложения к Методике (в целом по субъекту регулирования, с выделением производственного персонала), штатного расписания, положения об условиях оплаты, коллективного договора, с изменениями к нему в текущем году и на период регулирования, справки о среднесписочной численности и среднемесячной заработной плате за предшествующий отчетный год и последний отчетный период по категориям работников; комментарий об изменении численности, средней заработной платы в текущем году и на период регулирования.

Коллективный договор АО «Центральная ППК» на 2018 год не представлен.

Кроме того, статьей 40 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Согласно статье 41 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

При этом ОАО «Центральная ППК» является прибыльной компанией, в условиях того, что компания осуществляет расходы социального характера в рамках коллективного договора, это обстоятельство не свидетельствует об экономической обоснованности указанных расходов с точки зрения тарифного регулирования.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» данный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Подпунктом «б» пункта 4 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 года № 643, одной из основных целей государственного регулирования и установления тарифов в отношении субъектов естественных монополий является обеспечение баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами.

На основании вышеизложенного, затраты по коллективному договору были исключены органом регулирования из расходов, предложенных АО «Центральная ППК».

Кроме того, решением Верховного суда Российской Федерации от 8 июня 2017 года по делу № 37-АПГ17-1 (3а-6/2017) о признании недействующим нормативного правового акта Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области по установлению экономически обоснованного уровня тарифа на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении на территории Орловской области на 2016 год была подтверждена позиция Управления по данному вопросу.

3.8. Статья «Услуги по сопровождению финансирования текущей и инвестиционной деятельности».

АО «Центральная ППК» заявлены к дополнительному учёту расходы по данной статье в сумме 58,06 тыс. рублей.

Затраты по данной статье регулируемой организацией предложены (в целом по компании) в размере 8 287,29 тыс. рублей.

На территории Орловской области инвестиционная программа АО «Центральная ППК» не согласована и не утверждена в установленном порядке, также отсутствует необходимость и целесообразность в данных услугах.

Кроме того, не представлены утвержденные на территории иных субъектов Российской Федерации инвестиционные программы и иные обоснования.

Согласно штатному расписанию АО «Центральная ППК» в структуре организации выделено управление корпоративными финансами в составе 10,5 шт. единиц и отдел финансового контроля в составе 32 шт. единиц.

Таким образом, данные функции могут осуществляться силами штатных сотрудников организации.

Обществом не представлено экономического обоснования целесообразности заключения подобных договоров и несения компанией, осуществляющей пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, данных затрат, а именно подтверждения положительного влияния на рост выручки; сокращения каких-либо иных расходов пригородной компании, то есть уменьшение убыточности, компенсируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; повышения инвестиционной привлекательности компании.

Таким образом, вышеуказанные затраты исключены органом регулирования как экономически необоснованные из тарифной заявки АО «ЦППК» 2018 года.

Исходя из вышеизложенного Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Общепроизводственные и общехозяйственные расходы».

4. Прочие расходы по статьям «Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов)», «Банковская гарантия, плата за резервирование и вознаграждение за выдачу денежных средств».

4.1. Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов).

АО «Центральная ППК» заявлена к дополнительному учёту сумма расходов в размере 86,07 тыс. рублей.

Затраты по данной статье регулируемой организацией предложены (в целом по компании) в размере 31 240,93 тыс. рублей.

Фактически отклонение между заявленными регулируемой организацией на 2018 год затратами и принятыми УТиЦ составило 86,07 тыс. рублей.

Согласно пояснительной записке, направленной АО «Центральная ППК» в адрес Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области письмом от 27 февраля 2018 года № 3435-18, основным целевым направлением использования кредитных ресурсов являлось приобретение собственного подвижного состава (далее – ПС).

На текущую дату в Компании действуют 2 невозобновляемые кредитные линии, открытые на покупку ПС:

- Невозобновляемая кредитная линия для рефинансирования ранее понесенных затрат по договорам поставки электропоездов от 25.12.2013 № 38/05/13 и от 20.05.2013 №10/05/13 и рефинансирования текущей задолженности по кредитному договору от 20.11.2014 № 38-196/15/149-14-КР, заключенному между АО «Центральная ППК» и ОАО «Банк Москвы»;

- Невозобновляемая кредитная линия для финансирования затрат на приобретение электропоездов по договору поставки электропоездов от 03.07.2015 № 14/05/15, заключенному с ОАО «Демиховский машиностроительный завод» в рамках проекта приобретения электропоездов и частичного рефинансирования ранее понесенных затрат по договору поставки электропоездов.

В соответствии с пунктом 23 Методики № 1649/17 в случае изменения структуры источников финансирования инвестиционной программы субъекта регулирования за счет привлечения займов и кредитов без согласования с регулирующим органом субъекта Российской Федерации, расходы на оплату такого займа (кредита), в том числе на оплату процентов, не включаются в объем НВВ планового периода.

Пунктом 49.12. Методики № 1649/17 определено, что в случае приобретения подвижного состава за счет лизинга, кредита, займа, учитывается величина процентов по финансированию, не превышающая проценты по долговым обязательствам, включаемых в состав затрат в целях налогообложения исходя из положений пункта 1.2 части 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расчеты, подтверждающие требования пункта 49.12 Методики № 1649/17, не предоставлены регулируемой организацией в адрес Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области на момент установления.

Также отсутствует инвестиционная программа на территории Орловской области, утвержденная и согласованная субъектом Российской Федерации в установленном порядке, в рамках которой осуществляется приобретение подвижного состава.

Аналогичным образом регулируемой организацией не представлены утвержденные и согласованные инвестиционные программы на территории иных субъектов.

Затраты на лизинг учитываются АО «Центральная ППК» прямым способом и на Орловскую область в соответствии с учетом затрат в организации не относятся, регулируемой организацией не заявляются.

Затраты по приобретению ПС не заявлялись регулируемой организацией и не включались в состав затрат, относимых на Орловскую область на 2018 год, в связи с чем, по мнению органа регулирования, у АО «ЦППК» отсутствует потребность в привлечении заемных средств на финансирование приобретения поездов.

На основании вышеизложенного проценты за пользование кредитными ресурсами на приобретение ПС органом регулирования правомерно исключены из состава необходимой валовой выручки АО «Центральная ППК» при расчете тарифов на 2018 год.

4.2. Статья «Банковская гарантия, плата за резервирование и вознаграждение за выдачу денежных средств».

АО «Центральная ППК» заявлена к дополнительному учёту сумма в размере 3 138,8 тыс. рублей.

Затраты по данной статье регулируемой организацией предложены на момент установления тарифов (в целом по компании) в размере 1 139 320,45 тыс. рублей.

Фактически отклонение между заявленными организацией на 2018 год затратами и принятыми Управлением составило 3 138,80 тыс. рублей.

Заявительный порядок (статья 176.1 НК РФ) в отличие от обычного порядка (ст. 176 НК РФ) предусматривает возмещение НДС налоговой инспекцией налогоплательщику до окончания камеральной проверки соответствующей налоговой декларации при соблюдении определенных условий.

Одним из условий досрочного возмещения НДС является предоставление налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией, в которой НДС предъявлен к возмещению, действующей безотзывной банковской гарантии.

В этом случае банк гарантирует уплату в бюджет за налогоплательщика сумм налога, излишне полученного им (зачтенного ему) в заявительном порядке, если по результатам камеральной проверки декларации у налогоплательщика выявят нарушения и досрочное возмещение НДС будет полностью или частично отменено (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Из указанного следует, что регулируемая организация имеет возможность не нести расходы по банковской гарантии, пользуясь обычным порядком возмещения НДС на основании статьи 176 НК РФ, в связи с чем расходы по банковской гарантии не могут быть признаны рациональными, целесообразными и необходимыми для осуществления регулируемого вида деятельности.

Регулируемой организацией не представлено обоснование целесообразности и экономической обоснованности данных расходов с точки зрения повышения эффективности деятельности организации, снижения убытков, предъявляемых к бюджетам субъектов, повышения инвестиционной привлекательности, в связи с чем затраты исключены органом регулирования как нерациональные и экономически необоснованные.

Также в отношении всех указанных статей орган регулирования отмечает, что на основании пункта 15 Положения № 643 органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.

Несоблюдение требований тарифного законодательства Российской Федерации по существу может привести к бесконтрольному увеличению затрат перевозчика с последующим их возложением на публично-правовое образование, что противоречит целям и задачам законодательства, регулирующего деятельность естественных монополий.

Резюмируя вышеизложенное, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Центральная ППК» и Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области (исх. от 04.06.2018 № б/н; вх. от 04.06.2018 № 88009/18), Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области нарушившей пункты 5 Методики расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденной приказом ФАС России от 24 декабря 2015 года № 1302/15, и 60 Методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утверждённой приказом ФАС России от 05.12.2017 № 1649/17.

2. Частично удовлетворить требования АО «Центральная ППК», указанные в заявлении о досудебном споре в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении между АО «Центральная ППК» и Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области (исх. от 04.06.2018 № б/н; вх. от 04.06.2018 № 88009/18).

3. Органу исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в срок до 01.11.2018 (включительно) произвести перерасчет расходов по статье «Затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении» при формировании необходимой валовой выручки АО «Центральная ППК» 2018 года в соответствии с мотивировочной частью настоящего решения, отразив результаты в Экспертном заключении по установлению тарифов.

4. Органу исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в срок до 01.11.2018 (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2018 год для АО «Центральная ППК» с учётом пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов для АО «Центральная ППК» 2018 года письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения об установлении цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении АО «Центральная ППК» цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2018 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований
АО «Центральная ППК».

 

 

 

Председательствующий -

Председатель Комиссии ______________/ С.А. Пузыревский

(подпись)

Члены Комиссии: ______________/ И.Г. Степаненко

(подпись)

______________/ Е.Ю. Киселев

(подпись)

______________/ И.М. Титов

(подпись)

______________/ Т.Л. Новичкова

(подпись)

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны