Решения по тарифам №СП/84180/16 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 6 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении

по вопросу досудебного рассмотрения спора между

МУП г. Хабаровска «Водоканал» и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края

(исх. от 01.03.2016 № б/н вх. от 09.03.2016 рег. № 29872/16)

 

 

 

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 «О Правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов)», МУП г. Хабаровска «Водоканал» (далее – Заявитель, регулируемая организация) обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.

Спор возник с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, Респондент, орган регулирования), который в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения постановлением от 09.12.2015 № 37/47 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» на 2016-2018 годы» установил тарифы с применением метода индексации.

В поданном заявлении МУП г. Хабаровска «Водоканал» считает, что утверждённые Комитетом тарифы на регулируемый период (2016 - 2018 годы) на услуги питьевого водоснабжения и водоотведения экономически не обоснованы, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету при установлении тарифов на регулируемый период, на услуги питьевого водоснабжения в сумме 733 411,57 тыс. руб., на услуги водоотведения – 268 003,3 тыс. руб., по следующим статьям затрат: «Расчётная предпринимательская прибыль», «Сбытовые расходы гарантирующих организацийасходы по сомнительным долгам)», «Операционные, цеховые, административные расходы в части оплаты труда (Расходы на оплату труда производственного, цехового и административно-управленческого персонала)» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения, «Амортизация основных производственных фондов» и «Недополученные доходы, (недополученная амортизация) (2014 год)» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон о водоснабжении).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчёту тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее –Методические указания).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования).

    • По статье «Амортизация основных производственных фондов» в части услуг питьевого водоснабжения.

Согласно пункту 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

Согласно пункту 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Органом регулирования расходы по статье «Амортизация основных производственных фондов» в части услуг питьевого водоснабжения приняты на уровне 243 696,4 тыс. руб. с разницей на 60 998,6 тыс. руб. в связи с принятием не в полном объеме амортизационных отчислений по Тунгусскому месторождению.

В представленных на досудебное урегулирование спора письмом от 12.04.2016 № 49645/16 письменных пояснениях орган регулирования сообщает о том, что водозаборные сооружения Тунгусского месторождения построены по Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Вновь построенные объекты находятся в муниципальной собственности и переданы МУП города Хабаровска «Водоканал» в хозяйственное ведение.

На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации Комитетом не приняты затраты на амортизационные отчисления водозаборных сооружений Тунгусского месторождения.

Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2014 года первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведения до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

С учётом вышеизложенных норм, а также ввиду непредставления Заявителем материалов, подтверждающих обоснованность требований регулируемой организации (отсутствуют инвентарные карточки, технические паспорта, подтверждающие первоначальную стоимость объектов основных средств, срок полезного использования), ФАС России отказывает Заявителю в удовлетворении требований по статье «Амортизация основных производственных фондов» в части услуг питьевого водоснабжения.

      • По статье «Недополученные доходы (недополученная амортизация) за 2014 год» в части услуг питьевого водоснабжения.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Вышеуказанные расходы органом регулирования не учтены в необходимой валовой выручке МУП г. Хабаровска «Водоканал».

Так, по мнению органа регулирования, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации с 1 января 2014 года амортизации подлежит только та часть стоимости основного средства, которая оплачена налогоплательщиком из собственных средств.

Водозаборные сооружения Тунгусского месторождения построены по Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Кроме того, согласно пункту 2 Основ ценообразования под недополученными доходами понимаются доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

В этой связи ФАС России отмечает, что недополученная амортизация не является затратами, связанными со снижением объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении органом регулирования тарифов.

Также, в обоснование заявленных расходов в тарифном деле отсутствуют инвентарные карточки, технические паспорта, подтверждающие первоначальную стоимость объектов основных средств, срок полезного использования.

На основании вышеизложенного МУП г. Хабаровска «Водоканал» отказано в удовлетворении требований по статье «Недополученные доходы, (недополученная амортизация) 2014 года» в части услуг питьевого водоснабжения.

По статье «Сбытовые расходы гарантирующих организацийасходы по сомнительным долгам)» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 Основ ценообразования.

Пунктом 42 Основ ценообразования установлено, что к сбытовым расходам гарантирующей организации относятся расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности), определяемые в соответствии с Методическими указаниями, в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования (то есть за тот период, по которому имеются подтверждённые бухгалтерской и статистической отчётностью данные).

Согласно статьи 12 Федерального закона о водоснабжении органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны её деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Части 2 Налогового кодекса Российской Федерации под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Части 2 Налогового кодекса Российской Федерации безнадёжными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истёк установленной срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 266 Части 2 Налогового кодекса Российской Федерации резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадёжных долгов, признанных таковыми в порядке, установленным вышеуказанной статьёй.

МУП г. Хабаровска «Водоканал» заявлена на досудебное урегулирование споров величина расходов, подлежащая дополнительному учёту, по статье «Расходы по сомнительным долгам» в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 17 080,0 тыс. руб. и в части оказываемых услуг водоотведения в размере 19 584 тыс. руб.

Органом регулирование по данной статье в необходимой валовой выручке МУП города Хабаровска «Водоканал» учтены расходы по сомнительным долгам в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 241,0 тыс. руб., в части оказываемых услуг водоотведения – 222,0 тыс. руб.

ФАС России по статье «Сбытовые расходы гарантирующих организацийасходы по сомнительным долгам)» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения принято решение об отказе в удовлетворении требований, по следующим обстоятельствам.

Регулируемой организацией на момент установления тарифов в орган регулирования, а также на досудебное урегулирование споров ФАС России не представлены документы, подтверждающие заявленную величину расходов по сомнительным долгам

МУП г. Хабаровска «Водоканал» представлен «Расчет расходов по сомнительным долгам в размере 2 % от НВВ населения за 2014 год» в табличной форме, констатирующий значения расходов по сомнительным долгам, иные материалы, подтверждающие расходы по данной статье, а именно:

  • копии оборотно-сальдовых ведомостей счета 63 «Резерв по сомнительным долгам» за 2014 год;

  • выписка из учётной политики предприятия по созданию резерва по сомнительным долам за 2014 год;

  • бухгалтерская справка по начислению резерва по сомнительным долам за 2014 год;

  • акты инвентаризации дебиторской задолженности, также иные документы, обосновывающие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации применения в расчете максимального процента (2 % от НВВ МУП города Хабаровска «Водоканал» 2014 года);

  • пояснения к таблице (алгоритм расчета), а также анализа динамики данных затрат, подтверждающих наличие у МУП г. Хабаровска «Водоканал» расходов по сомнительным долгам в предыдущих периодах регулирования, безнадежность долгов и невозможность их взыскания, (решения судов, приказы о списании безнадёжных долгов) не представлены ни в орган регулирования ни в ФАС России.

    • По статье «Операционные, цеховые, административные расходы в части оплаты труда (Расходы на оплату труда производственного, цехового и административно-управленческого персонала)» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения.

Спор по данной статье между сторонами по величине фонда оплаты труда заключается в численности и заработной плате основного производственного, цехового и административно-управленческого персонала регулируемой организации, учтённых Комитетом в тарифах МУП города Хабаровска «Водоканал» 2016 года.

ФАС России проанализирована величина плановой средней заработной платы, учтённой органом регулирования при расчёте расходов по статье «Расходы на оплату труда основного производственного, цехового и административно - управленческого персонала» МУП города Хабаровска «Водоканал» 2016 года, по результатам проведённого анализа отмечено следующее:

  • в заявлении регулируемая организация выражает требования по учёту при расчёте фонда оплаты труда средней заработной платы в целом по всем регулируемым видам деятельности в размере 57 912,85 руб.

  • регулирующим органом средняя заработная плата МУП города Хабаровска «Водоканал» 2016 года рассчитана путём увеличения плановой средней заработной платы 2015 года, и составила в общем по организации 35 649,6 руб. (водоснабжение – 35 465,47 руб.; водоотведение 35 883,13 руб.);

  • величина средней заработной платы, учтённая органом регулирования в необходимой валовой выручке по статье «Расходы на оплату труда» при установлении тарифов на 2016 год для аналогичных с МУП города Хабаровска «Водоканал» регулируемых организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения на территории Хабаровского края, не превышает величину средней заработной платы, учтённую Респондентом для Заявителя при расчёте тарифов на 2016 год.

В связи с тем, плановая средняя заработная плата, учтённая органом регулирования при установлении тарифов МУП города Хабаровска «Водоканал» 2016 года, сложилась на уровне средней заработной платы по видам экономической деятельности (сбор, очистка и распределение воды; сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность), по сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю за 2016 год, подтверждая доведение органом регулирования заработной платы регулируемой организации до среднего уровня в регионе в части соответствующих видов деятельности, а также принимая во внимание факт того, что плановая величина средней заработной платы, учтённая органом регулирования в необходимой валовой выручке МУП города Хабаровска «Водоканал» 2016 года превышает величину плановой средней заработной платы, учтённой по статье «Расходы на оплату труда» при установлении тарифов на 2016 год для аналогичных с МУП города Хабаровска «Водоканал» регулируемых организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения на территории Хабаровского края, требования Заявителя об увеличении средней заработной платы не подлежат удовлетворению.

Регулируемой организацией на досудебное урегулирование спора заявлена численность МУП города Хабаровска «Водоканал» в размере 1 508 единиц в общем по регулируемым видам деятельности (водоснабжение – 836 ед., водоотведение -  672 ед.). Требования заявителя заключаются в принятии при расчёте фонда оплаты труда численности по штатному расписанию.

Регулирующим органом численность в целом по организации принята в количестве 1 377 ед., против предложенных предприятием 1 500 ед. на момент установления тарифов и 1 508 ед. в ФАС России на досудебное урегулирование спора.

При этом фактическая численность за 2014 год сложилась в МУП города Хабаровска «Водоканал» в размере 1 370 ед. (водоснабжение в размере 768 ед., водоотведение – 607 ед.) Численность по штатному расписанию в МУП города «Хабаровска» сложилась в размере 1 474 ед.

Таким образом, численность МУП города Хабаровска «Водоканал» принята органом регулирования с увеличением к фактически сложившейся численности за 2014 год на 7 ед., то есть в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 775 ед. (увеличена на 7 единиц от факта 2014 года), в части оказываемых услуг водоотведения - 607 ед. (на уровне факта 2014 года).

На основании того, что органом регулирования при расчёте фонда оплаты труда численность персонала МУП города Хабаровска «Водоканал» учтена на уровне выше фактически сформированной в регулируемой организации за 2014 год, ФАС России считает, что основания для удовлетворения требований Заявителя об увеличении численности основного производственного, цехового и административно-управленческого персонала отсутствуют.

Спор по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, заявленные на досудебное урегулирование спора расходы по статье «Операционные, цеховые, административные расходы в части оплаты труда (Расходы на оплату труда производственного, цехового и административно-управленческого персонала)» в части отчислений на социальные нужды питьевого водоснабжения и водоотведения связаны с предлагаемым организацией увеличением расходов на оплату труда.

На основании того, что спор по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, а заявленное на досудебное урегулирование спора увеличение расходов по статье «Операционные, цеховые, административные расходы в части оплаты труда (Расходы на оплату труда производственного, цехового и административно-управленческого персонала)» в части отчислений на социальные нужды питьевого водоснабжения и водоотведения связано с предлагаемым Заявителем увеличением расходов на оплату труда, и ввиду того, что по результатам рассмотрения спора по статье «Операционные, цеховые, административные расходы в части оплаты труда (Расходы на оплату труда производственного, цехового и административно-управленческого персонала)» требования МУП города «Хабаровска» признаны экономически не обоснованными, Заявителю отказано в удовлетворении требований по данной статье.

    • По статье «Расчётная предпринимательская прибыль» в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения и водоотведения.

МУП г. Хабаровска «Водоканал» данная статья затрат заявлялась в тарифной заявке 2016 года в размере 5 % текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Респондентом расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации МУП г. Хабаровска «Водоканал» в связи с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.10.2015 № 2182-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской федерации на 2016 год», а также в связи с неисполнением, по мнению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, регулируемой организации функций гарантирующей организации (а именно, в связи с тем, что на момент установления тарифов МУП города Хабаровска «Водоканал» не имело договоров с организациями, оказывающие услуги по транспортировке воды и сточных вод), не учтена при установлении тарифов на 2016 год.

При этом в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

С учётом вышеизложенного, органом регулирования нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации при неучёте расчётной предпринимательской прибыли.

По результатам рассмотрения досудебного спора по заявлению (исх. от 01.03.2016 № б/н вх. от 09.03.2016 рег. № 29872/16) ФАС России выявлены признаки нарушений органа регулирования, что частично подтверждает позицию Заявителя по спору.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора между МУП г. Хабаровска «Водоканал» и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (исх. от 01.03.2016 № б/н вх. от 09.03.2016 рег. № 29872/16), ФАС России принято следующее решение:

1. Признать орган регулирования нарушившим пункт 78(1) Основ ценообразования.

2. Частично удовлетворить требования МУП г. Хабаровска «Водоканал», указанные в заявлении (исх. от 01.03.2016 № б/н вх. от 09.03.2016 per. № 29872/16).

      • Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования (цен) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушение:

        - рассчитать размер расчетной предпринимательской прибыли в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования;

- учесть средства по статье «Расчетная предпринимательская прибыль», неучтенные в тарифах МУП г. Хабаровска «Водоканал» на 2016 год в необходимой валовой выручке МУП г. Хабаровска «Водоканал» на 2017 год.

    • 4. В остальной части отказать в удовлетворении требований МУП г. Хабаровска «Водоканал».

      5. Об исполнении настоящего решения органу регулирования Хабаровского края в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 3 настоящего решения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

      - решений органа регулирования Хабаровского края, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего решения;

      - протоколов заседаний правления органа регулирования Хабаровского края, на которых принималось вышеуказанные решения.

       

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны