Решения по тарифам №СП/87858/17 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам выявленных нарушений законодатель... от 14 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки, проведенной ФАС России, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее также — УРТ Алтайского края, орган регулирования) при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее — Основы ценообразования, Правила установления регулируемых тарифов).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

В соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения УРТ Алтайского края на долгосрочный период 2015-2019 гг., а также по корректировке тарифов, проведенные в 2016 г. и 2017 г., не соответствуют требованиям пункта 26 Правил установления регулируемых тарифов.

Из экспертных заключений на 2017 год не представляется возможным понять порядок корректировки тарифов на 2017 год, в том числе в разрезе отдельных статей затрат.

Принятые в расчет тарифа данные по основным статьям расходов раскрыты только в рамках сравнительного анализа динамики необходимой валовой выручки, вместе с тем пояснения относительно изменения отдельных статей затрат, а также взаимосвязь указанных отклонений с некоторыми данными, приведенными в экспертных заключениях, также отсутствуют.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях пунктом 95. При этом уровень операционных расходов корректируется в соответствии с формулой (39).

В соответствии с экспертным заключением на 2016-2019 годы УРТ Алтайского края была проведена корректировка необходимой валовой выручки в части оказываемых услуг водоснабжения на 2016 год, в соответствии с которой операционные расходы 2016 года составили 483 686,96 тыс. руб. с учетом индекса потребительских цен в размере 115,4%.

С учетом того, что прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, предусмотрено применение индекса потребительских цен в размере 107,4%, органом регулирования некорректно применен индекс потребительских цен в размере 115,4%, в связи с чем по данной статье образовались излишне учтенные средства в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 33 531,16 тыс.руб.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

При этом данным пунктом также предусмотрено, что в отношении договоров аренды и концессионных соглашений, заключенных и зарегистрированных в установленном порядке до 31 декабря 2012 г., экономически обоснованный размер арендной и концессионной платы определяется в размере, предусмотренном таким договором аренды (концессионным соглашением).

УРТ Алтайского края данные расходы на 2015 год приняты с учетом увеличения арендной платы в соответствии с заключенными после даты, указанной в пункте 44 Основ ценообразования дополнительными соглашениями к ранее заключенным до 31.12.2012 договорам аренды.

Так, предусмотренный пунктом 44 Основ ценообразования механизм направлен на снижение расходов, учитываемых в тарифах, и невозможностью ухудшения положения регулируемых организаций, заключивших договоры аренды объектов с помощью которых осуществляется регулируемая деятельность, до момента вступления в силу Основ ценообразования (23.05.2013), и соответственно применения нового механизма тарифообразования.

Согласно части 1 статьи 654 ГК РФ договор аренды здания или сооружения должен предусматривать размер арендной платы. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания или сооружения считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 ГК РФ, не применяются.

Таким образом, размер арендной платы является существенным условием договора аренды.

В этой связи, ФАС России считает, что в целях учета в тарифах расходов по договорам аренды, заключенным и зарегистрированных в установленном порядке до 31 декабря 2012 г., но размер арендной платы по которым был изменен после даты, указанной в пункте 44 Основ ценообразования, то есть после 31.12.2012, должны применяться новые правила согласно которым экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.

В противном случае, регулируемые организации, осуществляющие деятельность с использованием оборудования, полученного по договорам аренды, заключенным до 31.12.2012 года с возможностью изменения существенных условия по размеру арендной платы окажутся в более выгодных условиях чем иные регулируемые организации, эксплуатирующие аналогичные объекты. Более того, возможность учета в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения расходов по договорам аренды без какого-либо ограничения приведет к нарушению принципа баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.

Таким образом, ФАС России считает необоснованными расходы по статье «Арендная плата», учтенные в тарифах начиная с 2015 года.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации, рассчитываемых с применением метода индексации, определяется с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, с учетом того, что указанные средства учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ключевой ставке Банка России), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов.

ФАС России также отмечает, что инвестиционная программа ООО «Барнаульский Водоканал» по реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения и водоотведения г. Барнаула на 2007-2015 годы, утвержденная решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2006 № 442 (с учетом изменений, внесенных Решением от 14.12.2012 № 32), и инвестиционная программа ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» по реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения и водоотведения г. Барнаула на 2016-2020 годы, утвержденная приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 27.11.2015 № 1197, не содержат в качестве источника финансирования расходов по реконструкции, модернизации и развитию систем водоснабжения и водоотведения заемные средства.

На основании изложенного, учитывая то, что расчет и необходимость привлечения заемных средств в производственной программе, а также в экспертных заключениях, не указаны, а также то, что в материалах тарифного дела отсутствует расчет формирования сумм кассовых разрывов с учетом сумм денежных средств на начало периода, платежей дебиторов, платежей поставщиков, с целью обоснования возникновения кассовых разрывов и необходимости в кредитовании ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» на конкретные цели, который, в свою очередь, подтверждает возникновение у регулируемой организации недостатка средств на покрытие текущих расходов на пополнение оборотного капитала, размеры средств, учтенные органом регулирования при установлении тарифов на 2015-2017 годы в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения по статье «Средства на возврат займов и кредитов и процентов по ним» требуют дополнительного анализа на предмет экономической обоснованности и исключения при выявлении необоснованного привлечения кредитных средств на покрытие текущих расходов на пополнение оборотного капитала.

Согласно бухгалтерской отчетности, ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» пользуется услугами холдинговой структуры ООО УК «Росводоканал». При этом материалы, подтверждающие экономическую, технологическую или иную целесообразность расходов на услуги холдинговой структуры, в материалах тарифных дел 2015 -2017 годов отсутствуют. Кроме того, ФАС России отмечает, что согласно представленным данным бухгалтерской отчетности за 2012-2014 годы ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» осуществлялись выплаты по договорам оказания консалтинговых и агентских услуг ООО УК «Росводоканал».

Ввиду того, что УРТ Алтайского края не анализировались материалы по фактически оплаченным ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» услугам холдинговой структуры за 2012-2014 гг. за счет тарифных источников, органу регулирования необходимо провести данную оценку и в случае выявления факта оплаты данных расходов за счет регулируемых тарифов — исключить их из необходимой валовой выручки согласно пункту 16 Основ ценообразования.

Решениями УРТ Алтайского края от 10.12.2014 № 371, от 20.07.2015 № 104, от 01.12.2015 №639, от 16.12.2016 №604 утверждена (скорректирована) производственная программа ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ». В числе источников финансирования производственной программы приведена также нормативная прибыль.

Пунктом 46 Основ ценообразования предусмотрен перечень расходов, учитываемых при формировании размера нормативной прибыли, а именно: а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам; б) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий; в) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

Таким образом, в составе нормативной прибыли учтены также значения расходов на капитальные вложения (инвестиции) и указанные расходы в соответствии с нормами Основ ценообразования не являются источником финансирования производственной программы, а принимаются в расчет тарифа в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой.

С учетом положений Основ ценообразования, необходимо привести в соответствие производственную программу ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ», исключив «Нормативную прибыль» из источников ее финансирования.

ФАС России отмечает, что при рассмотрении плановых и фактических расходов, сложившихся в ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» в 2014-2016 гг., ФАС России установлено, что экспертные заключения органа регулирования как при установлении тарифов на 2015 год, так и при корректировке тарифов на 2016 — 2017 гг. не содержат вывод о необходимости исключения в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования экономически необоснованных расходов/доходов, так как фактическое освоение средств ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» по ряду статей затрат не достигло плановых значений, учтенных УРТ Алтайского края при установлении тарифов на 2014-2016 гг., так, по статье «Электроэнергия» в 2014 году фактические расходы сложились на уровне ниже учтенных в плановом режиме на 6 000,0 тыс. руб., в то время как при корректировке тарифов на 2016 и последующие периоды органом регулирования не исключались излишне учтенные суммы средств.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести анализ утвержденных, но фактически не понесенных расходов ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» по всем статьям затрат за 2014-2016 гг. и исключить излишне учтенные суммы средств.

Учитывая допущенные Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов нарушения законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на водоснабжение и водоотведение,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно в срок до 31.12.2017 г. привести в соответствие с действующим законодательством экспертные заключения за 2015-2019 гг. об установлении цен (тарифов) в отношении ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ», в том числе отразить анализ и расчеты с учетом мотивировочной части предписания.

2. Пересчитать уровень операционных расходов на 2016 год в соответствии с пунктом 45 Методических указаний с учетом применения корректного индекса потребительских цен, утвержденного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в размере 107,4%, при этом, исключить излишне учтенные средства по операционным расходам за 2016 год в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 33 531,16 тыс.руб. при установлении тарифов на услуги ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» на 2018 - 2019 гг.

3. Пересчитать расходы по статье «Арендная плата», учтенные в тарифах начиная с 2015 г. исходя из цен договоров, действующих до 31.12.2012 г. без учета дополнительных соглашений к данным договорам и принять решение об исключении в соответствии с действующим законодательством из состава необходимой валовой выручки ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» при установлении цен (тарифов) на 2018 - 2019 гг. излишне учтенных экономически необоснованных расходов (доходов) по данной статье.

4. Провести анализ расходов на возврат займов и кредитов, учтенных Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов за 2015-2017 гг., на предмет обоснованности привлечения кредитных средств, в том числе на необходимость покрытия текущих расходов на пополнение оборотного капитала, и в случае неподтверждения ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» учтенных ранее сумм, исключить необоснованно учтенные средства за 2015-2017 гг. по статье «Средства на возврат займов и кредитов и процентов по ним» при установлении тарифов на 2018 - 2019 гг.

5. В срок до 31.12.2017 г. провести анализ материалов, дополнительно запрошенных у ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» по фактически оплаченным услугам УК «Росводоканал», по итогам которого, в случае выявления экономически необоснованных расходов за 2012-2014 гг., понесенных за счет тарифных источников, исключить их из состава необходимой валовой выручки ООО «Барнаульский Водоканал» при корректировке тарифов в 2018 году согласно пункту 16 Основ ценообразования, отразив подробный анализ экономической обоснованности в экспертном заключении по корректировке тарифов 2018 года в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов.

6. Провести анализ утвержденных, но не понесенных расходов ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» по всем статьям затрат, учтенным в необходимой валовой выручке, за 2014-2016 гг., по итогам которого исключить средства в случае их ненадлежащего обоснования, в том числе и расходов по статье «Электроэнергия», учтенных в 2014 г., согласно пункту 16 Основ ценообразования, отразив подробный расчет и анализ экономической обоснованности в экспертном заключении по корректировке тарифов на 2018, 2019 годы в соответствии с пунктом 26 Правил установления регулируемых тарифов.

7. Привести в соответствие производственную программу ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ», исключив «Нормативную прибыль» из источников ее финансирования.

8. Органу регулирования Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения не позднее 31.12.2017 г. принять и ввести в действие с 01.01.2018 решение об установлении тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения и технического водоснабжения ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ» на 2018 гг. с учетом положений пунктов 1-7 настоящего предписания.

9. Об исполнении пунктов 1-8 настоящего предписания органу регулирования Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в десятидневный срок с момента исполнения настоящего предписания проинформировать ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны