Решения по тарифам №СП/88952/16 Решение о частичном удовлетворении требований МУП г.Нижневар... от 21 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в водоснабжении и водоотведении, между МУП г.Нижневартовска «Горводоканал» и Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(исх. от 12.02.2016 № 14-02-163, вх. от 18.02.2016 рег. № 21556-ЭП/16)

 

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также с Правилами досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669, в ФАС России обратилось с заявлением о досудебном урегулировании спора от 18.02.2016 МУП г. Нижневартовска «Горводоканал» (далее – Заявитель).

Спор возник с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – РСТ, Респондент, орган регулирования), которая в рамках своих полномочий приказом от 07.12.2015 № 188-нп «О внесении изменений в некоторые приказы Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» утвердила тарифы для МУП г. Нижневартовска «Горводоканал».

Тарифы для МУП г. Нижневартовска «Горводоканал» установлены органом регулирования на долгосрочный период регулирования 2015-2017 гг. с применением метода индексации.

Заявитель считает, что РСТ нарушены требования законодательства Российской Федерации при осуществлении корректировки необходимой валовой выручки и тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения МУП г. Нижневартовска «Горводоканал» 2016 года, мотивируя позицию, изложенную в поданном заявлении тем, что утверждённые РСТ тарифы на 2016 год экономически не обоснованы, ввиду установления органом регулирования завышенного объёма отпуска воды и принятых сточных вод МУП г. Нижневартовска «Горводоканал».

Постановлением Главы администрации города от 09.10.2012 № 1229 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Нижневартовск» МУП г. Нижневартовска «Горводоканал» определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования город Нижневартовск.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э утверждены методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).

По объемам отпуска воды и принятых сточных вод МУП г. Нижневартовска «Горводоканал» 2016 года.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1).

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6.

Объем потерь воды при транспортировке, согласно пункту 7 Методических указаний, определяется органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, которым предусмотрено следующее.

При расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.

В случае если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

В части услуг водоотведения расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1) Методических указаний, с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

Согласно пункту 9 Методических указаний в случае, если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776, и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 10 Методических указаний расчетный объем сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, определяется отдельно для поверхностных сточных вод и других категорий сточных вод (хозяйственно-бытовых, производственных или промышленных сточных вод).

Регулируемая организация заявляет, что при корректировке необходимой валовой выручки и тарифов МУП г. Нижневартовска «Горводоканал» на услуги водоснабжения и водоотведения 2016 года, органом регулирования «учтены завышенные объёмы водоканализационного баланса и полезного отпуска, что приводит к заведомо убыточным тарифам».

Согласно расчетам Заявителя, в результате применения в тарифах «некорректных объемов» выпадающие доходы в 2016 году составят по водоснабжению 76 897,09 тыс. руб. и по водоотведению 58 781,55 тыс. руб.

Регулируемая организация в поданном на досудебное урегулирование спора в ФАС России заявлении указывает, что в составе тарифной заявки в целях учета заявленных объемов реализации услуг представила подтверждающие документы в полном объеме (включая статистическую отчетность, схемы водоснабжения и водоотведения, акт балансовой комиссии, фотографии показаний приборов учета, реестры абонентов с указанием фактических объемов и акты сдачи приемки выполненных работ по договорам водоснабжения и водоотведения.).

Орган регулирования в письменном мнении по доводам, изложенным в заявлении указывает на то, что предложенное снижение объемов реализации услуг водоснабжения и водоотведения на 2016 год было признано необоснованным по следующим причинам:

- регулируемой организацией не представлено полное обоснование и подтверждение фактического снижения объема реализации воды по стадиям технологического процесса, несоответствие данных в разных источниках (не представлена информация о приборах учета объемов поднимаемой воды, установленных непосредственно на водозаборе и на отпуске в сеть технической воды с водозабора прочим потребителям МУП «Горводоканал», отсутствуют сведения об объеме забранной воды, подтвержденных данными приборов учета, не подтверждены данные об объеме утечек на участке от водозабора до водоочистных сооружений (далее – ВОС), имеются расхождения в данных об объемах подъема воды за 2013 год в статистической отчетности и схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Нижневартовск до 2031 года, утвержденной постановлением Администрации города Нижневартовска);

- ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги на 2016 год в размере 4,6 % по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Вместе с тем, экспертные заключения органа регулирования в части натуральных показателей кроме таблиц с данными за период с 2014 по 2016 гг. не содержат анализа динамики объёмов отпуска воды и приема сточных вод за последние 3 года, темпов изменения реализации услуг и расчетов, соответствующих пункту 5 Методических указаний, а также не содержат мотивировок отказа, которые подробно изложены в отзыве.

Одновременно орган регулирования в экспертных заключениях указывает МУП г. Нижневартовска «Горводоканал» на необходимость обеспечить:

- формирование производственных программ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 № «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» по разработке производственных программ и своевременному представлению отчетов об их выполнении;

- обязательное ведение раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на основании приказа Минстроя России от 25.01.2014 № 22/пр «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат».

Вместе с тем, отмечаем, что в составе обосновывающих материалов в ФАС России не представлены следующие документы:

- утвержденные производственные программы регулируемой организации на долгосрочный период регулирования 2015-2017 годы с приложением обосновывающих материалов;

- расчеты нормативных потерь (в соответствии с методическими указаниями по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 № 640/пр);

- обоснования снижения объемов отпуска воды и приема сточных вод на плановый период регулирования.

При этом в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

В этой связи, регулируемая организация по результатам осуществления регулируемой деятельности за 2016 год вправе заявить в установленном законодательством Российской Федерации порядке недополученный доход, возникший ввиду разницы между фактическим и плановым объемом отпуска оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, орган регулирования, при условии надлежащего обоснования со стороны регулируемой организации наличия недополученных доходов, обязан учесть недополученные доходы за 2016 год при тарифном регулировании, начиная с 2018 года.

Одновременно, в ходе анализа экспертных заключений, представленных органом регулирования на досудебное урегулирование, ФАС России были выявлены нарушения, заключающиеся в некорректном установлении объёмов отпуска воды и принятых сточных вод по стадиям технологического процесса при расчёте тарифов МУП г. Нижневартовска «Водоканал» начиная с 2015 года.

Данный расчёт автоматически перенесён на последующие периоды регулирования, таким образом, что у регулируемой организации ежегодно возникают недополученные доходы начиная с первого года долгосрочного периода регулирования (2015 год).

Так, органом регулирования при расчёте объёмов отпуска услуг по стадиям технологического процесса подъём/приём и водоподготовка/очистка не исключены объемы потерь в системе водоснабжения и водоотведения, а также объемы потребления воды и принятых сточных вод на собственные нужды, в связи с чем объёмы отпуска услуг по вышеуказанным технологическим циклам заведомо завышены.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (то есть исходя из объёма отпуска воды и принятых сточных вод, а не объёма приходящего на подъём, следовательно без учёта объёмов потерь в системе водоснабжения и водоотведения, а также объемов потребления воды и принятых сточных вод на собственные нужды.).

В результате применения некорректного расчета указанных объемов органом регулирования установлена необходимая валовая выручка, которую МУП г. Нижневартовска «Водоканал» в реальных условиях не собирает.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, принято решение:

1. Признать Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушившей пункт 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406; раздел II Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э.

2. Частично удовлетворить требования МУП г. Нижневартовска «Горводоканал», указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора.

3. Предписать Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры устранить нарушения действующего законодательства:

- произвести анализ объемных показателей водоснабжения и водоотведения МУП г. Нижневартовска «Горводоканал»;

- произвести перерасчет объемов отпуска воды и принятых сточных вод, учитываемых при регулировании тарифов на 2016 год в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406, а также в соответствии с положениями, предусмотренными разделом II Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э, с учетом корректного определения объемов потерь в системе водоснабжения и водоотведения, а также объемов потребления воды и принятых сточных вод на собственные нужды;

- учесть недополученные доходы, возникшие в результате произведенного расчета в соответствии с настоящим пунктом, в тарифах МУП г. Нижневартовска «Горводоканал» на 2017 год при условии их подтверждения.

      • В остальной части требований, указанных в заявлении МУП г. Нижневартовска «Горводоканал» о досудебном рассмотрении спора с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (вх. № 21556-ЭП/16 от 18.02.2016), отказать.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны