Решения по тарифам №СП/91572/16 Решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Энергосфе... от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО «Энергосфера - Иркутск» о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, со Службой по тарифам Иркутской области

(рег. 40109/16 от 28.03.2016)

                                                                          

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в ФАС России с заявлением от 18.03.2016 № 193 о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления тарифов в сфере теплоснабжения обратилось ООО «Энергосфера - Иркутск» (далее также - Заявитель).

Спор возник со Службой по тарифам Иркутской области (далее также — Регулирующий орган), которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения приказом «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосфера - Иркутск» от 18.12.2015 № 579-спр (далее – приказ) в отношении ООО «Энергосфера - Иркутск» на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года установлены тарифы на тепловую энергию.

Заявитель, оспаривая приказ считает, что Регулирующим органом необоснованно в качестве метода регулирования выбран метод индексации, без учета предложения организации.

Кроме этого, при установлении тарифа на 2016 год Регулирующим органом проиндексированы базовые показатели, рассчитанные при установлении тарифа на 2015 год и установленные приказом Службы по тарифам Иркутской области № 19-спр от 03.02.2015 года (далее – приказ № 19-спр). В свою очередь тариф, установленный приказом № 19-спр рассчитан в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения,утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075), а не Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 (далее — Основы ценообразования № 109), т.е. нормативным правовым актом, не применимым к ООО «Энергосфера-Иркутск», как организации, осуществляющей свою деятельность на основании концессионных соглашений.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о досудебном споре проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

По вопросу необоснованности избрания в качестве метода регулирования метода индексации.

Пунктом 6 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем,  установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения такого концессионного соглашения и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что ООО «Энергосфера-Иркутск» осуществляет деятельность по теплоснабжению на основании концессионных соглашений от 30.09.2011 № 55/11-44-КС, от 19.09.2011 № 25/11-43-КС, объектами которых являются котельная Лена – Восточная, котельная ЗГР.

В этой связи до момента прекращения действия указанных концессионных соглашений, установление тарифов для ООО «Энергосфера – Иркутск» должно осуществляться в соответствии с законодательством, действовавшим на момент заключения указанных концессионных соглашений, т.е. в соответствии Основами ценообразования № 109 и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к методам регулирования тарифов в сфере теплоснабжения  относятся, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат) и метод индексации установленных тарифов.

В соответствии с п. 15 Основ ценообразования 109 при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.

Таким образом, Основы ценообразования № 109 предусматривают право выбора метода регулирования тарифов регулирующим органом по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность и отсутствие у регулирующего органа обязанности учитывать предложение регулируемой организации.

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 03.02.2015 № 19-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосфера – Иркутск» были установлены тарифы на тепловую энергию.

Из заключения экспертизы по результатам проверки материалов для установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосфера- Иркутск» на 2015 год, подготовленной Службой по тарифам Иркутской области следует, что при регулировании тарифа на тепловую энергию экспертами службы применялся метод экономически обоснованных затрат. 

Таким образом, на момент принятия оспариваемого приказа у Заявителя имелись тарифы, установленные методом экономически обоснованных расходов (затрат).

В этой связи, установление Регулирующим органом тарифов на очередной период регулирования методом индексации не противоречит требованиям Основ ценообразования № 109.

Утверждение Заявителя о том, что регулятор ни разу не установил тариф с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) опровергается представленными документами.

Кроме этого, в Заявлении ООО «Энергосфера-Иркутск» указывает на то, что Регулирующий орган при установлении тарифов на 2015 год применил отсутствующий в законодательстве «смешанный метод», т.е. часть статей затрат рассчитана методом экономически обоснованных расходов (затрат), а часть - проиндексирована.

Из смысла положения пункта 36 Основ ценообразования № 109 следует, что регулирующие органы используют регулируемые государством тарифы (цены), цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье, что позволяет не допустить необоснованного завышения расходов, включаемых в НВВ, и тем самым обеспечить экономическую обоснованность и справедливость тарифов.

При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Из заключения экспертизы по результатам проверки материалов для установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосфера- Иркутск» на 2015 год, подготовленной Службой по тарифам Иркутской области следует, что в целом расчет НВВ для формирования тарифов на тепловую энергию произведен методом экономически обоснованных расходов (затрат), за исключением  некоторых статей расходов, расчеты которых выполнены с применением индексов в соответствии  с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, поскольку заявленные  расходы не были подтверждены в качестве экономически обоснованных документально и не соответствовали требованиям п. 36 Основ ценообразования № 109.

Таким образом, в действиях Регулирующего органа не усматривается нарушений Основ ценообразования № 109, а довод ООО «Энергосфера – Иркутск» основан на неверном толковании нормативного правового акта.

 По вопросу подлежащих индексированию базовых величин, рассчитанных ранее при установлении тарифа на 2015 год с нарушением тарифного законодательства, а именно в соответствии с нормами постановления Правительства № 1075 от 22.10.2012, не применимого в отношении ООО «Энергосфера – Иркутск», как вступившего в законную силу позднее момента подписания концессионных соглашений.

Ссылка в заключении экспертизы по результатам проверки материалов для установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосфера- Иркутск» на 2015 год на Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22.12.2012, не свидетельствует о том, что тарифы рассчитаны по правилам данного постановления Правительства Российской Федерации, поскольку в тексте  указанного заключения имеется прямое указание на то, что установление тарифов произведено в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 109.

Доводов о том, какие конкретно нормы Основ ценообразования № 1075 были применены при расчете тарифов на 2016 год, ни Регулирующий орган, ни Заявитель, не приводят. 

 

На основании вышеизложенного, ФАС России принято решение:

отказать в удовлетворении требований ООО «Энергосфера – Иркутск», указанных в заявлении о рассмотрении досудебного спора в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, возникшего со Службой по тарифам Иркутской области (рег. № 40109/16 от 28.03.2016).

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны