Решения по тарифам №СП/91696/16 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлениях о досудебном рассмотрении спора между АО «Мосводоканал»

и Комитетом по ценам и тарифам Московской области

(исх. от 25.11.2016 № 10107/16, вх. от 30.11.2016 № 177239/16;

исх. от 25.11.2016 № 10106/16, вх. от 30.11.2016 № 177240/16)

 

ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. № 669, рассмотрены поступившие 30.11.2016 заявления АО «Мосводоканал» (далее – Заявитель, регулируемая организация) о досудебном споре с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее – Комитет, Респондент, орган регулирования) по распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области от 24.10.2016 № 163-Р «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов заявителей к централизованной системе холодного водоснабжения АО «Мосводоканал» на территории Московской области на 2016 год» (далее – распоряжение № 163-Р) и по распоряжению от 24.10.2016 № 162-Р «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов заявителей к централизованной системе водоотведения АО «Мосводоканал» на территории Московской области на 2016 год» (далее – распоряжение № 162-Р).

Оспариваемым распоряжением № 163-Р утверждены и введены в действие ставки тарифа за протяженность водопроводной сети на подключение (технологическое присоединение):

- диаметром от 70 мм до 100 мм (включительно) 8 987,29 тыс. руб.;

- диаметром от 100 мм до 150 мм (включительно) 12 238,52 тыс. руб.;

- диаметром от 150 мм до 200 мм (включительно) 25 738,85 тыс. руб.

Оспариваемым распоряжением № 162-Р утверждены и введены в действие ставки тарифа за протяженность канализационной сети на подключение (технологическое присоединение):

- диаметром от 70 мм до 100 мм (включительно) 32 117,80 тыс. руб.;

- диаметром от 150 мм до 150 мм (включительно) 36 832,07 тыс. руб.

Заявитель считает, что Комитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов, расположенных на территории Московской области, с величиной подключаемой (присоединяемой) нагрузки, не превышающей 10 куб. метров в час (с использованием создаваемых сетей водоснабжения с площадью поперечного сечения трубопровода, не превышающей 300 кв. сантиметров) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения АО «Мосводоканал» на территории Московской области на 2016 год, мотивируя позицию, изложенную в поданных заявлениях тем, что утверждённые Комитетом тарифы на подключение (технологическое присоединение) занижены и экономически не обоснованы, в том числе в части «Ставка тарифа за протяженность водопроводной и (или) канализационной сетей» и изменения схемно-технических решений подключения объектов в части метода прокладки, а именно, предложенный закрытый способ прокладки трубопроводов заменен на открытый способ, а также двухтрубная прокладка напорных сетей канализации заменена на однотрубную.

С учетом позиции и доводов, изложенных в заявлениях, АО «Мосводоканал» просит ФАС России:

1. Признать необоснованными действия Комитета по ценам и тарифам Московской области по установлению с нарушением законодательства о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

2. Обязать Комитет по ценам и тарифам Московской области принять решение об установлении:

2.1. Базовой ставки тарифа за протяженность сетей водоснабжения в размере 74 653,57 руб. с установлением коэффициента дифференциации базовой ставки тарифа в зависимости от диаметра подключаемого трубопровода:

- для сетей диаметром от 40 мм до 70 мм (включительно) в размере 0,624;

- для сетей диаметром от 70 мм до 100 мм (включительно) в размере 1,004;

- для сетей диаметром от 100 мм до 150 мм (включительно) в размере 1,149;

- для сетей диаметром от 150 мм до 200 мм (включительно) в размере 1,215.

2.2. Ставки тарифа за протяженность сетей водоотведения с размере:

- для сетей диаметром от 70 мм до 100 мм (включительно) в размере 113 380, 17 тыс. руб.;

- для сетей диаметром от 150 мм до 200 мм (включительно) в размере 122 557,46.

3. По уточненным требованиям в заявлении (исх. от 15.12.2016 № 10886/16, вх. от 16.12.2016 № 186773/16; исх. от 15.12.2016 № 10887/16, вх. от 16.12.2016 № 186696/16):

- признать расходы АО «Мосводоканал», учтенные при формировании заявки на установление тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения объектов на территории Московской области на 2016 год, определенные исходя из предусмотренных заявкой на установление тарифа схемно-технических решений, не учтенные Комитетом по ценам и тарифам Московской области при установлении регулируемых тарифов на 2016 год, экономически обоснованными.

- обязать Комитет по ценам и тарифам Московской области учесть экономически обоснованные расходы АО «Мосводоканал», определенные исходя из схемно-технических решений, предусмотренных заявкой на установление тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения объектов на территории Московской области на 2016 год, не учтенные Комитетом по ценам и тарифам Московской области при установлении регулируемых тарифов на 2016 год при установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения объектов на территории Московской области, на 2017 год.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).

1) В части использования открытого и закрытого способа прокладки трубопровода.

В соответствии с пунктом 118 Методических указаний ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации к централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль.

АО «Мосводоканал» заявил в Комитет 14 объектов (7 по водоснабжению, 7 по водоотведению) на подключение (технологическое присоединение) в 2016 году. У большинства объектов в представленных схемно-технических решениях использовался закрытый способ прокладки трубопроводов (с использованием стального футляра).

В соответствии с пунктом 11.51 свода правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» 31.13330.2012, утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/16, и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08.04.2015 № 260/пр (далее - СП 31.13330), переходы трубопроводов под железными дорогами I, II и III категорий, общей сети, а также под автомобильными дорогами I и II категорий следует принимать в футлярах, при этом следует предусматривать закрытый способ производства работ.

Комитетом в схемно-технических решениях заменен способ прокладки трубопроводов с закрытого (с использованием стального футляра) на открытый, за исключением проведения трубопровода под автомобильными автодорогами I и II категориями.

Расходы при использовании открытого метода прокладки в разы меньше, чем при использовании закрытого метода, что необходимо для соблюдения интересов поставщиков и потребителей. 

В следствии чего, Комитет заменил способ прокладки трубопроводов с закрытого (с использованием стального футляра) на открытый там, где была технологическая возможность, то есть открытая земля, за исключением проведения трубопровода под автомобильными автодорогами I и II категориями.

В связи с вышеизложенным, ФАС России не усматривает нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Комитетом по ценам и тарифам Московской области.

2) В части использования однотрубной или двухтрубной прокладки напорных сетей канализации.

В соответствии с пунктами 8.1.1. и 8.2.6 свода правил «Канализация. Наружные сети и сооружения» 32.13330.2012, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29.12.2011 № 635/11 (далее - СП 32.13330), насосные станции по надежности действия подразделяются на три категории:

I - Не допускается перерыва или снижения подачи сточных вод;

II - Допускается перерыв в подаче сточных вод не более 6 ч либо снижение ее в пределах, определяемых надежностью системы водоснабжения населенного пункта или промпредприятия;

III - Допускающие перерыв подачи сточных вод не более суток (с прекращением водоснабжения населенных пунктов при численности жителей до 5 000.

Число напорных трубопроводов от насосных станций любой категории надежности действия необходимо принимать на основании технико-экономических расчетов с учетом возможности устройства аварийного выпуска (перепуска), регулирующей емкости, использования аккумулирующей вместимости подводящей сети, допускаемого снижения водопотребления согласно СП 31.13330.

Объекты, которым Комитет поменял двухтрубную прокладку сетей на однотрубную, относятся к III категории, следовательно, отсутствует как законная, так и экономическая обоснованность прокладки двухтрубной сети. В связи с чем, ФАС России не усматривает нарушений законодательства Российской Федерации в действиях Комитета.

3) В части расчета ставок за протяженность.

В соответствии с пунктом 86 Основ ценообразования при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Как следует из письменного положения (письмо от 09.12.2016 № 4734/16), Комитетом рассчитана ставка за протяженность при использовании открытого способа прокладки труб с учетом максимального значения расходов, рассчитанных на основании укрупненных сметных нормативов части 14 «Сети водоснабжения и канализации» НЦС 81-02-14-2014, внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2014 № 506/пр. за регистрационным номером 183 от 29.08.2014 (далее - НЦС 81-02-14-2014).

При этом в ходе проверки расчетов, ФАС России, установлено, что в расчетах ставки за протяженность сетей водоснабжения Комитетом использовались укрупненные сметные нормативы (НЦС 81-02-14-2014) для водоводов.

В соответствии с подпунктом 26 статьи 2 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, транспортировка воды - перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей. Таким образом подключение осуществляется именно с использованием водопроводных сетей. Данное обстоятельство, подтверждается вышеуказанными положениями пункта 86 Основ ценообразования.

Учитывая вышеизложенное, Комитет, рассчитав тарифы АО «Мосводоканал» на подключение (технологическое присоединение) с использованием укрупненных сметных нормативов для водоводов, нарушил положения Основ ценообразования и Федерального закона о водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с пунктом 116 Методических указаний по решению органа регулирования тарифов ставки тарифов за подключаемую нагрузку и протяженность водопроводной и канализационной сети могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от условий прокладки сетей. Диапазон диаметров водопроводных и канализационных сетей, а также условия прокладки сетей определяются в соответствии с укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. В связи с чем, при расчете закрытого способа (с использованием стального футляра) расчет проводился Комитетом пропорционально по представленным сметам с учетом экономической обоснованности.

ФАС России также выявлена техническая ошибка при расчете органом регулирования ставки за протяженность сетей водоснабжения по объекту АЗС «Шелл Нефть», которая заключается в некорректном использовании стоимостных параметров укрупнённых сметных нормативов, указанных в НЦС 81-02-14-2014, для трубопровода диаметром 100 мм. ФАС России отмечает, что Комитет использовал в расчётах стоимостные параметры трубопровода, указанные в НЦС 81-02-14-2014, для диаметра в размере 150 мм.

 4) В части доводов о необходимости установления базовой ставки и коэффициента дифференциации стоимости строительства сетей, а не дифференцированных ставок платы за подключение (технологическое присоединение) по диаметру трубопроводов.

Согласно пункту 119 Методических указаний понятие базовая ставка и коэффициент дифференциации стоимости строительства сетей в зависимости от их диаметра используется только в случае, если подключение осуществляется по нескольким водопроводным вводам или канализационным выпускам, ставка за протяженность водопроводной или канализационной сети рассчитывается с учетом прокладки сетей различного диаметра.

Следовательно, ФАС России не усматривает нарушения Комитетом действующего законодательства Российской Федерации в части установления ставок за протяженность по каждому диаметру трубопровода без использования базовой ставки и коэффициента дифференциации стоимости строительства сетей в зависимости от их диаметра.

Резюмируя вышеизложенное, а также учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора между АО «Мосводоканал» и Комитетом по ценам и тарифам Московской области (исх. от 25.11.2016 № 10107/16, вх. от 30.11.2016 № 177239/16; исх. от 25.11.2016 № 10106/16, вх. от 30.11.2016 № 177240/16), ФАС России принято решение:

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области нарушившим пункт 116 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э;

2. Частично удовлетворить требования АО «Мосводоканал», указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора (исх. от 25.11.2016 № 10107/16, вх. от 30.11.2016 № 177239/16; исх. от 25.11.2016 № 10106/16, вх. от 30.11.2016 № 177240/16), связанного с установлением тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, с Комитетом по ценам и тарифам Московской области;

3. Предписать Комитету по ценам и тарифам Московской области в срок до 01.02.2017 устранить следующие нарушения:

- установить тарифы на подключение (технологическое присоединение) объектов к централизованной системе водоснабжения АО «Мосводоканал» с использованием укрупненных сметных нормативов, применимых для водопроводных сетей;

- устранить техническую ошибку, заключённую в использовании в расчёте тарифа на подключение (технологическое присоединение) объекта АЗС «Шелл Нефть» к централизованной системе водоснабжения АО «Мосводоканал» некорректного диаметра трубопровода (то есть стоимостные параметры укрупнённых сметных нормативов, указанные в НЦС 81-02-14-2014, для трубопровода диаметром 150 мм. заменить на стоимостные параметры трубопровода диаметром 100 мм.);

- отразить в экспертных заключениях органа регулирования по установлению тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО «Мосводоканал» стоимость затрат на благоустройство, учтенных в тарифах на подключение (технологическое присоединение) объектов к централизованной системе водоснабжения и водоотведения Московской области;

      • В остальной части отказать в удовлетворении требований АО «Мосводоканал».

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны