Решения по тарифам №СП/91741/16 Предписание РСТ Нижегородской области по результат внепланов... от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой выездной документарной проверки Региональной службы по тарифам Нижегородской области, проведенной ФАС России (Приказ ФАС России от 30.08.2016 № 1223/16, Акт от 11.11.2016 № 143), в ходе которой обнаружены признаки нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенных Региональной службой по тарифам Нижегородской области (далее также — РСТ Нижегородской области) при при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) через электрические сети ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» на долгосрочный период 2011-2017 гг.

 

УСТАНОВИЛ:

 

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» является «котлодержателем» в Нижегородской области. Тарифы для «Нижновэнерго» устанавливаются с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования 2011-2017 гг.

Базовый уровень подконтрольных расходов для регулируемой организации установлен решением Региональной службой по тарифам Нижегородской области от 23.12.2010 г. № 48/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» - филиал «Нижновэнерго», г. Нижний Новгород, на территории Нижегородской области».

Рассмотрев «Экспертное заключение по расчету долгосрочных тарифов ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» на услуги по передаче электрической энергии (мощности) через электрические сети Нижегородской области на 2011-2015 год. В-219 от 15.06.2010 г. (Расчет котловых тарифов по Нижегородской области на 2011-2015 год. Держатель котла – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго».)» Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее – Экспертное заключение по расчету долгосрочных тарифов на 2011-2015 год), Инспекция ФАС России выявила следующее.

При определении базового уровня операционных расходов на 2011 год:

1. В Экспертном заключении РСТ Нижегородской области отмечено, что расходы на страхование учтены по заявке предприятия в размере 75 664 тыс. руб., в которые входят страхование имущества, страхование от несчастных случаев, ОСАГО и ДМС.

ФАС России отмечает, что добровольное медицинское страхование не является обязательным и не предусмотрено Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 (далее — Основы ценообразования № 109), и действующими на момент установления базового уровня подконтрольных расходов, а также не предусмотрено Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее — Основы ценообразования № 1178). Расходы на добровольное медицинское страхование неправомерно включены регулирующим органом в состав подконтрольных (операционных) расходов. Также в Экспертном заключении не отражено разделение затрат по видам страхования.

2. В состав базового уровня операционных расходов регулирующим органом были неправомерно включены расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в размере 127 041 тыс. руб.

К операционным расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

 В соответствии с п. 3 статьи 266 Налоговым кодексом РФ суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов.

В Экспертном заключении по расчету долгосрочных тарифов на 2011-2015 год нет данных о том, что величина резерва по сомнительным долгам на 2011 год подтверждена приказом о создании резерва по сомнительным долгам, а также актами инвентаризации дебиторской задолженности. При этом в материалах тарифного дела ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» на 2011-2015 гг. в томе 123 на стр. 187 тарифного дела приложен только приказ филиала «Нижновэнерго» от 31.12.2009 № 351 «О создании резерва по сомнительным долгам».

Пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 установлено, что «операционные расходы» - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, и расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах

Резерв по сомнительным долгам, относящийся к внереализационным расходам, не относится к расходам, связанным с производством и реализацией, и не подлежит включению в состав базового уровня операционных расходов.

При установлении НВВ на 2012-2017 гг. согласно Экспертным заключениям РСТ Нижегородской области статья затрат «Резерв по сомнительным долгам» не анализировалась, поэтому расходы по анализируемой статье затрат включены в состав необходимой валовой выручки необоснованно.

3. Расходы по статье затрат «Расходы на управление» приняты РСТ Нижегородской области в размере 356 776 тыс. руб., в сумме соответствующей динамике фактических затрат 2009-2010 гг. с индексом потребительских цен.

Инспекция ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении по расчету долгосрочных тарифов на 2011-2015 год не представлена постатейная расшифровка расходов на управление, не проведен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, а также первичной бухгалтерской документации.

Расходы на управление на 2011 год в размере 356 776 тыс. руб. требуют дополнительного экономического обоснования.

4. По статье «Расходы на негосударственное пенсионное страхование» РСТ Нижегородской области включены затраты на 2011 год в размере 26 099 тыс. руб.

Инспекция ФАС России отмечает, что данные расходы не предусмотрены Основами ценообразования № 109 и № 1178 и не являются обязательными.

      • Расходы на лицензии, расходы на рекламу, расходы на экологию и госпошлину (статья затрат «Другие прочие расходы, связанные с производством и реализацией») учтены РСТ Нижегородской области в соответствии с предложением Предприятия в сумме 200 тыс. руб., 4 646 тыс. руб., 3 517 тыс. руб. и 8 759 тыс. руб. соответственно без проведения анализа. В Экспертном заключении не приведены доводы и обосновывающие документы, подтверждающие необходимость несения данных затрат, в том числе, в принятом объеме.

      • Кроме того, в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 750 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 1 декабря 2014 г. было необходимо принять решения о пересмотре с 1 января 2015 г. долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в том числе базового уровня операционных, подконтрольных расходов.

В «Экспертном заключении по предложению о пересмотре с 1 января 2015 года долгосрочных параметров регулирования деятельности ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго», г. Нижний Новгород» РСТ Нижегородской области отмечено, что в связи с отсутствием согласования пересмотра базового уровня операционных расходов ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» со стороны ФСТ России размер базового уровня операционных расходов ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» определить не представляется возможным.

Письмами Федеральной службы по тарифам от 21 ноября 2014 г. № ЕП-12858/12 (разъяснения в части трактования и применения норм пункта 5 постановления Правительства РФ от 31.07.2014 № 750), от 01 декабря 2014 г. № ЕП-13200/12 (о дополнении к разъяснениям, изложенным в письме ФСТ России от 21.11.2014 № ЕП-12858/12) даны разъяснения в части применения норм пункта 5 постановления Правительства РФ от 31.07.2014 № 750. В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, согласование с ФСТ России в рамках реализации п. 5 постановления № 750 пересмотра долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в настоящее время осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала, не требуется.

На основании вышеизложенного, Региональной службой по тарифам Нижегородской области нарушен пункт 5 ПП РФ от 31.07.2014 № 750, базовый уровень подконтрольных расходов установлен с нарушением пунктов 7, 18 и 34 Основ ценообразования № 1178.

Что касается расчета корректировок в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 30 марта 2012 г. № 228-э «Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала»:

1. В соответствии с «Дополнением к экспертному заключению по предложению об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, представленному ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» на период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 (расчет котловых тарифов по Нижегородской области на 2013 год. Держатель котла – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго»)» (далее – Экспертное заключение об установлении тарифов на 2013 год), «Дополнением к экспертному заключению по предложению об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, представленному ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» на период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 (расчет котловых тарифов по Нижегородской области на 2014 год. Держатель котла – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго»)» (далее – Экспертное заключение об установлении тарифов на 2014 год), «Дополнением к экспертному заключению по предложению об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, представленному ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго» на период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 (расчет котловых тарифов по Нижегородской области на 2015 год. Держатель котла – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Нижновэнерго»)» (далее – Экспертное заключение об установлении тарифов на 2015 год) при расчете корректировки на основе фактических данных РСТ Нижегородской области не проведен анализ экономической обоснованности фактических доходов и расходов, понесенных организацией в 2011, 2012, 2013 гг., не проведен сравнительный анализ плановых и фактических расходов регулируемой организации. В Экспертном заключении не отражен расчет корректировок, выполненный в соответствии с формулами Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок (плановых и фактических показателей). Не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете корректировки в указанном размере.

Корректировка на основе фактических данных в размере 895 494,80 тыс. руб. на 2013 год, в размере 125 497,6 тыс. руб. на 2014 год, в размере -29 549,57 тыс. руб. на 2015 год нуждается в дополнительном экономическом обосновании.

2. В соответствии с Экспертными заключениями об установлении тарифов на 2013-2015 гг., РСТ Нижегородской области не отражен расчет корректировки по исполнению инвестиционной программы в соответствии с формулами Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, не определен объем собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в НВВ, установленной на предыдущие годы, также не проведен анализ экономической обоснованности величины фактических расходов из прибыли (в том числе направленных на погашение кредитов).

Корректировка по исполнению инвестиционной программы в размере  -72 525,5 тыс. руб. на 2013 год, в размере 0 тыс. руб. на 2014 год, в размере -16 645 тыс. руб. на 2015 год нуждается в дополнительном экономическом обосновании.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом Региональная служба по тарифам Нижегородской области нарушила пункт 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, пункт 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, пункты 7, 34, 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 750 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе».

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

      • Региональной службе по тарифам Нижегородской области до 31 января 2017 года устранить нарушение законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

        1.1. исключить из базового уровня операционных (подконтрольных) расходов филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Нижновэнерго» расходы по статьям затрат «Добровольное медицинское страхование», «Резерв по сомнительным долгам», «Расходы на негосударственное пенсионное страхование»;

        1.2. провести анализ затрат по статьям «Расходы на управление», «Другие прочие расходы, связанные с производством и реализацией» (в том числе по подстатьям «Лицензии», «Расходы на рекламу», «Расходы на экологию», «Госпошлина»), отразив результаты анализа в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178;

        1.3. определить базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Нижновэнерго» с учетом пунктов 1.1., 1.2. настоящего предписания, а также в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (на основании пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 750);

        1.4. произвести расчет необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Нижновэнерго» 2011, 2012 гг., а также все корректировки необходимой валовой выручки 2013-2017 гг. с учетом пункта 1.3. настоящего предписания и в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30 марта 2012 г. № 228-э, отразив в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178.

        1.5. по результатам исполнения пункта 1.4. настоящего предписания определить необходимую валовую выручку филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Нижновэнерго» на 2017 год и пересмотреть тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год.

      • Об исполнении настоящего предписания Региональной службе по тарифам Нижегородской области проинформировать ФАС России до 10 февраля 2017 года.

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны