Определение №21/5387/16 Определение о возбуждении дела об административном правонару... от 1 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном
правонарушении №
4-14.31-1324/00-21-15 и проведении
административного расследования

 

«1» февраля 2016 года г. Москва

 

Я, начальник отдела тарифного регулирования оптового рынка электроэнергетики Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Басова Т.С., рассмотрев решение и материалы по делу № 1-10-01/00-21-15 в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее — ПАО«МРСК Волги») (ИНН 6450925977, КПП 645001001, ОГРН 1076450006280, место нахождения: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44, дата регистрации 29.06.2007),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 654/15 возбуждено дело № 1-10-101/00-21-15 по признакам нарушения ПАО «МРСК Волги» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в необоснованном уклонении от заключения договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям ПАО «МРСК Волги» по заявкам ОАО «Волгоцеммаш» от 10.09.2013 №8/1689 и 8/1690.

Решением по делу № 1-10-101/00-21-15 от 02.09.2015 установлено следующее.

ОАО «Волгацеммаш» обратилось в ПАО «МРСК Волги» с заявками на технологическое присоединение от 10.09.2013 № 8/1689 и от 10.09.2013 № 8/1690 на увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств: в отношении главных понизительных подстанций (далее - ГПП) ГПП-1 на 15000 кВт к существующей максимальной мощности 16400 кВт и в отношении ГПП -2 на 40000 кВт к существующей максимальной мощности 7600 кВт.

В указанных заявках ОАО «Волгацеммаш» отсутствовали сведения о распределении мощности разрешенной для использования по точкам присоединения ГПП — 1, ГПП — 2, ГПП — 3, перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики, информация о характере нагрузки и наличия нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающего несимметрию напряжения в точках присоединения. Данное обстоятельство обусловлено тем, что ранее энергоснабжение ОАО«Волгацеммаш» осуществлялось по точкам присоединения ГПП — 1, ГПП — 2, ГПП — 3. В связи перевооружением ОАО «Волгацеммаш» энергоснабжение по точке ГПП — 3 не осуществлялось.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила), при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки.

ПАО «МРСК Волги» уведомило ОАО «Волгацеммаш» письмом от 17.09.2013 № МР6/3/2165, что заявки не приняты в работу по причине отсутствия документов, подтверждающих распределение мощности разрешенной для использования по точкам присоединения ГПП – 1, ГПП – 2, ГПП – 3.

21.04.2014 между ОАО «Волгацеммаш» и ПАО «МРСК Волги» подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон № 2251Т, которым закреплено распределение максимальной мощности по точкам присоединения ГПП – 1, ГПП – 2, ГПП -3.

В соответствии с пунктом 15 Правил, при необходимости согласования технических условий с системным оператором в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 21 настоящих Правил, указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором.

Письмами от 28.07.2014 № МР/121/39.01/6329 и от 28.07.2014 № МР6/121/39.01/6330 ПАО «МРСК Волги» уведомило, что в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств ГПП-1 и ГПП-2 со сложным характером необходимо согласование проекта технических условий с Филиалом ОАО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемами Самарской и Ульяновской областей» (далее - Самарское РДУ), направление заявки на технологическое присоединение в вышестоящую сетевую организацию и направление заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в связи с чем срок направления заявителю проекта договора продлевается на срок проведения указанных процедур. При этом ПАО «МРСК Волги» не указало конкретный срок по заключению договора, что противоречит положениям Правил.

Пункты 9 и 10 Правил содержат исчерпывающий перечень документов и сведений, прилагаемых к заявке на осуществление технологического присоединения.

Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами (пункт 11 Правил).

Письмами от 30.07.2014 № МР6/121/41/6385 и от 30.07.2014 № МР6/121/41/6386 ПАО «МРСК Волги» сообщило о необходимости дополнительного предоставления информации, а именно: перечня и мощности энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики, а также уточнение заявляемого характера нагрузки и наличия нагрузок, искажающих форму кривой электрического тока и вызывающего несимметрию напряжения в точках присоединения, предусмотренные подпунктом «ж» пункта 9 Правил.

ОАО «Волгоцеммаш» письмами от 02.09.2014 № 77/2587 и от 02.09.2014 № 77/2588 направлены все запрашиваемые сведения. После получения необходимых сведений ПАО «МРСК Волги» направило письмом от 15.09.2014 № МР6/3/2504 АУ технические условия на согласование в Самарское РДУ, о чем ОАО «Волгоцеммаш» было уведомлено письмом от 15.09.2014 № МР6/3/2504 АУ.

Следовательно, обстоятельства, препятствующие рассмотрению заявок, были устранены.

Письмом 31.10.2014 № МР6/3/2504 ПАО «МРСК Волги» уведомило ОАО «Волгоцеммаш» о наличии у Самарского РДУ замечаний к представленным техническим условиям, письмом от 31.12.2014 № МР6/121/39.01/10892 ПАО «МРСК Волги» представило те же замечания, которые ранее были предъявлены ПАО «МРСК Волги» и устранены письмами ОАО «Волгацеммаш» от 02.09.2014 № 77/2587 и от 02.09.2014 № 77/2588. После проведения согласования технических условий между Самарским РДУ и ПАО «МРСК Волги», Самарское РДУ согласовало технические условия для технологического присоединения ГПП-2 14.04.2015 и ГПП-1 03.06.2015.

Таким образом, ОАО «Волгоцеммаш» со своей стороны были выполнены все требования Правил к составу и содержанию заявки на заключение договора об осуществлении технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 15 Правил сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений. В случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 5 дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Уведомление об увеличении срока рассмотрения заявки и дате его завершения в ОАО «Волгоцеммаш» не поступило.

ОАО «Волгацеммаш» письмом от 17.06.2015 № 77/710 сообщило, что договоры по заявкам ОАО «Волгоцеммаш» от 10.09.2013 № 8/1689 и № 8/1690 не заключены и в адрес Общества со стороны ПАО «МРСК Волги» не направлены.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.09.2009 № 6057/09 по определению статьи 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Обязательство по совершению технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам возникает у сетевой организации в силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Пункт 3 Правил обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.

Исходя из статьи 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторное заключение такого договора не предполагается.

Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ПАО «МРСК Волги» признается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенной электрической сети ПАО «МРСК Волги».

Решением по делу № 1-10-101/00-21-15 от 02.09.2015, в действиях ПАО «МРСК Волги» признан факт нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям ПАО «МРСК Волги» по заявкам ОАО «Волгоцеммаш» от 10.09.2013 № 8/1689 и № 8/1690.

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Так, согласно части 2 статьи 14.31 КоАП совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – ПАО «МРСК Волги».

Руководствуясь частью 1.2 статьи 28.1 и 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении юридического лица ПАО «МРСК Волги» (ИНН 6450925977, КПП 645001001, ОГРН 1076450006280, место нахождения: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44, дата регистрации 29.06.2007) дело по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям ПАО «МРСК Волги» по заявкам ОАО «Волгоцеммаш» от 10.09.2013 № 8/1689 и № 8/1690. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП ПАО «МРСК Волги» надлежит в трёхдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения и документы, в том числе, документы бухгалтерской отчетности (надлежащим образом заверенные копии):

- сумма выручки от объема оказанных услуг по передаче электрической энергии ПАО «МРСК Волги», определенная в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации за 2014 г., с документальным подтверждением;

- сумма совокупного размера выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) ПАО «МРСК Волги», определенная в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации за 2014 г., с документальным подтверждением;

- сумма выручки от объема оказанных услуг по передаче электрической энергии ПАО «МРСК Волги» на территории г. Тольятти, определенная в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации за 2014 г., с документальным подтверждением;

- сумма совокупного размера выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) ПАО «МРСК Волги» на территории г. Тольятти, определенная в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации за 2014 г., с документальным подтверждением;

- копии документов и сведения, содержащих информацию о должностном лице, виновном в рассматриваемом административном правонарушении (приказ, распоряжение, протокол, копию трудового договора и должностного регламента, копию документа удостоверяющего личность (паспорт)).

4. Законному представителю ПАО «МРСК Волги» надлежит явиться 18 февраля 2016 г. в 14 часов 30 минут по адресу: 123995, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, 3 этаж, каб. 319 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.31-1324/00-21-15, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок законного представителя (защитника) ПАО «МРСК Волги» будет расценена как отказ от подписания протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны