Решение №21/5904/15 Решение по делу от 11 февраля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-137/00-21-14

 

 

29.01.2015                                                                                               г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

<...>

 в присутствии представителей:

Заявители:

- <...>;

- <...> (представитель <...>, доверенность от 01.12.2014 б/н).

Ответчик:

ОАО «Теплоэнерго»:

- <...> (доверенность от 01.01.2015 № 63);

- <...> (доверенность от 09.10.2014 № 325).

Заинтересованное лицо:

ООО Приволжская лизинговая компания:

- <...> ( доверенность от 27.01.2015 № 5 ).

рассмотрев дело № 1-10-137/00-21-14 по признакам нарушения ОАО «Теплоэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в завышении стоимости общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, установленных в многоквартирных домах по адресу: г. Н. Новгород, ул. Народная, д. 38; ул. Федосеенко, д. 102; ул. Гордеевская, д. 42; ул. Движенцев, д. 32А, Комиссия 

УCТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу из Нижегородского УФАС России были переданы на рассмотрение дела № 1264-ФАС52-03/13, № 1266-ФАС52-03/13, № 1245-ФАС52-03/13, № 1265-ФАС52-03/13 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Теплоэнерго» в части завышения стоимости общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, установленного в многоквартирных домах по адресу: г. Н. Новгород, ул. Народная, д. 38; ул. Федосеенко, д. 102; ул. Гордеевская, д. 42; ул. Движенцев, д. 32А.

В соответствии с приказами ФАС России от 16.09.2014 № 585/14, от 09.10.2014 №№ 633/14, 634/14, 635/14 данные дела были приняты к рассмотрению и были объединены в одно производство.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. До 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

ОАО «Теплоэнерго», являясь организацией, осуществляющей снабжение многоквартирных домов г. Нижнего Новгорода тепловой энергией и горячей водой, обязано было в срок до 01.07.2013 совершить действия по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения (далее - ОДПУ ТЭ и ГВС) в тех случаях, если собственники жилых помещений не установили указанные приборы учета тепловой энергии самостоятельно.

Нормами действующего законодательства, в частности частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, предусмотрено право ресурсоснабжающей организации, установившей общедомовой прибор учета, возместить расходы на проведение данных мероприятий за счет собственников помещений оборудованного дома.

При этом граждане обязаны возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В рамках рассмотрения дела № 1-10-137/00-21-14 ответчиками было отмечено, что ОАО «Теплоэнерго» были привлечены заемные средства на условиях договора финансовой аренды (лизинга).

В целях исполнения указанной обязанности ОАО «Теплоэнерго» было организовано проведение конкурса в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предметом которого являлось право на заключение договора лизинга.

В соответствии с приказом ОАО «Теплоэнерго» «О проведении открытого конкурса» от 02.11.2012 № 338/п был объявлен конкурс, информация была размещена 30.11.2012 на сайте www.zakupki.gov.ru. Участие принял единственный хозяйствующий субъект — ООО «Приволжская лизинговая компания», с которым и был заключен договор финансовой аренды (лизинга) № 287 от 09.01.2013, в рамках которого осуществлялось приобретение и передача в лизинг общедомовых приборов учета.

Согласно данному договору лизинга ООО «Приволжская лизинговая компания» обязуется приобрести в свою собственность установленные в многоквартирных домах и введенные в эксплуатацию в соответствии с требованиями Технического задания коллективные (общедомовые) узлы учета тепловой энергии и горячей воды и передать их ОАО «Теплоэнерго».

ООО «Приволжская лизинговая компания» в письменной позиции по делу № 1-10-137/00-21-14 от 21.10.2014 указало, цена договора лизинга составила 893 038 759,00 рублей. При проведении конкурса был оценен общий объем работ и общая стоимость деталей и приборов по всему договору и определен принцип привязки стоимости установки узлов учета к площадям (1 кв.м.) всех оприбориваемых помещений.

Согласно позиции по делу от 09.12.2014, ОАО «Теплоэнерго» объяснило выбор данного принципа следующим: чем больше дом, тем больше диаметр труб, количество вводов, усложненной системы разводки. Указанный принцип позволял обеспечить социально взвешенную финансовую нагрузку на собственников помещений. Определение единой суммы расходов (на 1 кв.м.), подлежащей оплате населением, является социально-ориентированным и отвечает общим принципам формирования тарифной политики в сфере оказания коммунальных услуг, а также позволяет всем жителям находиться в равных условиях, независимо от категории и размера дома.

На официальном городском портале города Нижний Новгород (http://www.admgor.nnov.ru) указано, что по состоянию на 01.01.2014 общее количество многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных на территории города Нижнего Новгорода составляет 9702 единицы. ОАО «Теплоэнерго» установило приборы учета в 1775 МКД.

Согласно позиции ОАО «Теплоэнерго» от 27.02.2014 стоимость прибора учета для конкретного жилого дома определена по следующей формуле: цена договора лизинга (денежные средства, направленные на установку всех приборов учета)/площадь жилых и нежилых помещений всех МКД * площадь жилых и нежилых помещений конкретного МКД.

Цена конкурса формировалась исходя из среднерыночной цены, которую ОАО «Теплоэнерго» определило в размере 319 373,57 рубля за один прибор учета.

В пояснениях от 29.12.2014 ОАО «Теплоэнерго» отмечает, ссылаясь на информацию, представленную в сети Интренет, что в иных сопоставимых субъектах Российской Федерации цены на приборы учета составляют: к примеру, в Красноярском крае цена одного прибора учета варьируется от 400 000 до 600 000 рублей (http://www.kp.ru/daily/25993.4/2922423/), в городе Бердске — 300 000 — 350 000 рублей (http://www.iberdsk.ru/news/14078), в Нижневартовске один прибор учета обойдется примерно в 595 000 рублей (http://ng86.ru/news/postavleny-na-schetchik).

По мнению заявителей, стоимость ОДПУ ТЭ и ГВ является монопольно высокой. Также жильцы не согласны со способом распределения оплаты за установку приборов учета. Кроме того, заявители полагают, что ОАО «Теплоэнерго» занимает доминирующее положение на рынке по установке ОДПУ ТЭ и ГВ в связи со статусом субъекта естественной монополии на рынке теплоснабжения.

Изучив представленные материалы, а также заслушав в ходе рассмотрения дела лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Действующим законодательством, регламентирующим порядок и обязанность оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, не предусмотрено ограничение для энергоснабжающих организаций в выборе источника финансирования установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в жилых домах.

Таким образом, запрета на заключение с целью установки прибора учета договора лизинга законодательство не содержит.

ОАО «Теплоэнерго» является субъектом естественной монополии на товарном рынке по передаче тепловой энергии на территории города Нижний Новгород, а также состоит в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 50% по данному виду деятельности.

Вместе с тем, рассматриваемые Комиссией действия ОАО «Теплоэнерго» совершены на ином товарном рынке — рынке по установке общедомовых приборов учета.

Таким образом, позиция заявителей о наличии доминирующего положения на рынке по установке общедомовых приборов учета ОАО «Теплоэнерго», как субъекта естественной монополии на рынке по передаче тепловой энергии, является несостоятельной.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) определено, что субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. При этом согласно статье 2 Закона о естественных монополиях регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям.

Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять, кроме теплоснабжающей организации, иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

В ходе рассмотрения дела Комиссии была представлена информация, согласно которой услуги по установке приборов учета на территории города Нижний Новгород предоставляют более 20 организаций (ООО «Прибор-Сервис-Центр», ООО «Газораспределение Нижний Новгород», ООО «Взлет-НН», ООО «Цитрус», ООО «Теплоком-НН», ООО «РАСКО-Энергосервис», ООО «ГрандСтрой», ООО «Теплобаланс» и др.).

Учитывая изложенное, общедомовые приборы учета могут быть установлены иными субъектами рынка по установке ОДПУ ТЭ и ГВ. В свою очередь, собственники жилых домов могли самостоятельно установить соответствующие приборы учета в предусмотренные законодательством сроки.

Кроме того, ОАО «Теплоэнерго» не занималось самостоятельно установкой ОДПУ ТЭ и ГВ, а выполняло функцию по привлечению сторонних организаций в целях оприборивания жилых домов.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий ОАО «Теплоэнерго» по данной статье должны быть доказаны одновременно как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем товарном рынке. По результатам рассмотрения представленных материалов и сведений доминирующее положение ОАО «Теплоэнерго» на рынке по установке приборов учета установлено не было.

Учитывая изложенное, в действиях ОАО «Теплоэнерго» отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Кроме того, согласно пункту 38 (1) «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее — Правила № 491) в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил № 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Кроме того, при несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, спор о стоимости установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды носит гражданско-правовой характер.

На основании изложенного и руководствуясь  статьей 23,   частью 1   статьи 39,   частями 1 – 3 статьи 41, частью 1  статьи 48,   частью 1  статьи 49   Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

1. Прекратить рассмотрение дела № 1-10-137/00-21-14 по признакам нарушения ОАО «Теплоэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

2. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ФАС России направляет рекомендации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для разработки Методики определения стоимости установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны