Решение №АД/3916/15 Решение по делу от 2 февраля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ №1-10-90/00-11-14

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 января 2015 года Москва

В полном объеме решение изготовлено 02 февраля 2015 года

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-90/00-11-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 1-10-90/00-11-14 по признакам нарушения ЗАО «Папилон» (Российская Федерация, 456320, г. Миасс, пр. Макеева, 48) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом ФАС России от 09.06.2014 № 384/14 ФАС России возбуждено дело № 1-10-13/00-11-14 в отношении ЗАО «Папилон» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела № 1-10-90/00-11-14 послужило поступившее в ФАС России заявление Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) (рег. № 10699/14 от 03.02.2014), с приложением копий государственных контрактов и иных документов на поставку, установку, техническое и сервисное обслуживание (далее - ТОС) программно технического комплекса (далее — ПТК) федеральной автоматизированной системы МВД России (далее — АДИС МВД). В данном заявлении МВД России указывает, что доступ на рынок обслуживания АДИС МВД для других хозяйствующих субъектов затруднен в силу того, что ЗАО «Папилон» обладает исключительными правами на «сервисные коды», требующиеся для проведения ТОС, а также на установление ЗАО «Папилон» необоснованной цены на реализуемый товар.

В рамках рассмотрения ФАС России указанного заявления и материалов был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке разработки и технической поддержки систем автоматизированной банков данных дактилоскопической информации (далее - САБДДИ) для нужд МВД России, по результатам которого был подготовлен аналитический отчет (далее - Отчёт). Согласно Отчёту, МВД России является основным потребителем систем автоматизированных банков данных дактилоскопической информации и, в силу специфики САБДДИ для нужд МВД России, доля ЗАО «Папилон» на рынке разработки и технической поддержки указанного товара составляет 100%.

В ходе первого заседания Комиссии представитель ЗАО «Папилон», а также представитель МВД России подтвердили информацию, представленную в Отчёте, заявив что ЗАО «Папилон» является монополистом на товарном рынке производства и ТОС САБДДИ. Кроме того, указанный факт подтверждается рядом писем, направленных в адрес ЗАО «Папилон» иными хозяйствующими субъектами, содержащих просьбы передать им «сервисные коды» для последующего технического и сервисного обслуживания АДИС МВД.

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-90/00-11-14 от 28.07.2014 № АД/30128/14 у МВД России были запрошены, в том числе, документы, содержащие описание финансово-экономических расчетов начальной (максимальной) цены на проведение работ по разработке, модернизации и обслуживанию АДИС МВД.

В ответ на указанный запрос МВД России письмом от 22.08.2014 № 77505/14 были представлены документы, в соответствии с которыми производился расчет начальной (максимальной) цены, в том числе, копии запросов коммерческих предложений и ответов на них следующих хозяйствующих субъектов: ЗАО «Папилон», ООО «Криминалистическая техника», ООО «Аналитика» и иных..

Кроме выненазванных документов, в указанном письме МВД России содержатся следующие документы и информация:

  • Документация об открытом аукционе в электронной форме № 830-2013АЭ на право заключения государственного контракта на поставку программных средств для развития АДИС-МВД в 2013-2014 годах. К участию в указанном аукционе допущены ОАО «Уникальные бизнес технологии», ООО «Компания «Дата Центр» и ЗАО «Папилон, по всем 16 наименованиям товаров, ценовое предложение самое низкое у ЗАО «Папилон».

  • Документация об открытом аукционе в электронной форме № 816-2013АЭ на право заключения государственного контракта на поставку программных средств для развития АДИС-МВД в 2013-2014 годах. К участию в указанном аукционе допущены ОАО «Уникальные бизнес технологии», ООО «Компания «Дата Центр» и ЗАО «Папилон, по всем 32 наименованиям товаров, ценовое предложение самое низкое у ЗАО «Папилон».

  • Письмо ЗАО «Папилон» от 23.04.2012 № 1-111, в соответствии с которым стоимость комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и сопровождению ПТК АДИС МВД на объекте ФКУ «ГИАЦ МВД России» составляет 42 200 000 рублей (цена человеко-часа - 650 рублей без НДС).

  • Письмо ООО «Криминалистическая техника» от 23.04.2012 № 188, в соответствии с которым стоимость комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и сопровождению ПТК АДИС на объекте ФКУ «ГИАЦ МВД России» составляет 38 900 000 рублей (цена человеко-часа - 600 рублей без НДС).

  • Письмо ООО «Аналитика» от 24.04.2012 № 27, в соответствии с которым стоимость комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и сопровождению ПТК АДИС на объекте ФКУ «ГИАЦ МВД России» составляет 45 200 000 рублей (цена человеко-часа -700 рублей без НДС).

Исходя из представленных лицами, участвующими в деле № 1-10-90/00-11-14, материалов, установлено что повышение стоимости работ, проводимых ЗАО «Папилон» в рамках ТОС произошло не за счет повышения цен исполнителем, а за счет включения в закладываемую цену стоимости оказанных услуги за предыдущие периоды, так как ЗАО «Папилон» проводило комплекс работ по технической поддержке и сопровождению ПТК АДИС-МВД на постоянной основе без заключенного договора на ТОС, которые, по словам Ответчика, не были в полной мере оплачены.

Кроме того, в соответствии с письмом Экспертно-криминалистического центра МВД России (далее - ЭКЦ МВД России) от 05.12.2013 № 37/4-7933, ЭКЦ МВД России считает возможным использование при организации работ по сервисному обслуживанию программно-технических комплексов АДИС-МВД проектов перечней работ по сопровождению АДИС-МВД с финансово-экономическим обоснованием, предложенным ЗАО «Папилон».

Указанная позиция была также выражена в актах проверок Контрольно-ревизионного управления МВД России (далее - КРУ МВД России) (от 19.12.2011, от 08.11.2013). Данные акты указывают на отсутствие подтверждающих документов относительно обоснования цен и выполненных работ ЗАО «Папилон». Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт обращения МВД России в ЗАО «Папилон» по вопросу предоставления необходимых документов по тем или иным видам работ, а также письма с отказами ЗАО «Папилон» по вышеуказанным запросам.

Актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности от 19.12.2011 года КРУ МВД России установлено:

- гарантийный ремонт технологического оборудования осуществляет ЗАО «Папилон». При этом, он выполняется без оформления соответствующих документов (заявки на гарантийный ремонт не оформляются, актов выполненных работ, гарантийных обязательств на замененные детали не предусмотрено);

  • инвентаризация финансовых обязательств ФКУ «ГИАЦ МВД России» перед ЗАО «Папилон» не производилась;

  • проверкой отчетных документов послегарантийного сервисного обслуживания, выполненного в соответствии с контрактами, выявлено отсутствие обосновывающих документов (протоколов о работе комплекса, перечней сбоев в работе программного обеспечения, отчетов по состоянию баз данных (далее - БД), протоколов заседания рабочих групп, приказов о назначении рабочих групп, рекомендаций по результатам контроля для формирования и ведения БД и т. д.) для оплаты, предусмотренных условиями контрактов.

Таким образом, выявленные КРУ МВД России нарушения, не относятся к действиям (бездействию) ЗАО «Папилон».

Актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности от 08.11.2013 года КРУ МВД России установлено:

- общая сумма необоснованных расходов по контракту от 27.08.2012 № 0173100012512001023 составила 18979,7 тыс. рублей, которую в свою очередь в соответствии с письмом о согласии, ЗАО «Папилон» согласился возместить.

Таким образом, выявленные КРУ МВД России нарушения, сводятся к необоснованной приемке выставленных исполнителем инициативных работ, обязанность в приемке которых и обоснованность их проведения возложена на должностных лиц заказчика, а не на ЗАО «Папилон».

Кроме того, письмом ЗАО «Папилон» (вх. от 25.08.2014 № 77681/14) в адрес ФАС России была направлена информация, в соответствии с которой стоимость прикладного ПО «Папилон» для вычислителя/сервера в пересчете на вычислительное ядро (за период с 2009 по 2013 года) снизилась с 87 500 рублей (2009 год) до 86 630 рублей (2013 год).

Одновременно ФАС России письмом от 11.08.2014 № АД/32200/14 была запрошена информация об источнике средств для финансирования ТОС АДИС МВД за период с 2009 года по настоящее время. МВД России письмом от 22.08.2014 № 77506/14 уведомило ФАС России о том, что финансирование для оплаты услуг по разработке, модернизации, техническому (сервисному) обслуживанию АДИС-МВД за период с 2009 г. по настоящее время происходило в рамках государственного оборонного заказа с приложением соответствующих подтверждающих документов. Таким образом, в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», в состав Комиссии по рассмотрению дела № 1-10-90/00-11-14 Приказом ФАС России от 03.09.2014 № 563/14 были включены сотрудники Федеральной службы по оборонному заказу.

Определением о привлечении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела № 1-10-90/00-11-14 от 22.09.2014 № АД/39017/14 к рассмотрению дела была привлечена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-90/00-11-14 от 22.09.2014 № АД/39019/14 у ЗАО «Папилон» были запрошены следующие документы: карточки бухгалтерского учета по счетам 20, 25, 26, 70 за период с 2009 г. по настоящее время, а также карточки субсчета 20 по отдельным заказам на ТОС АДИС МВД/АДИС ФСКН за период с 2009 г. по настоящее время. ЗАО «Папилон» письмом (рег. № 97863/14 от 27.10.2014) представило соответствующие документы не в полном объёме, за исключением карточек субсчёта.

В связи с этим, Комиссией по рассмотрению дела № 1-10-90/00-11-14 Определением об отложении рассмотрения указанного дела от 24.11.2014 № АД/47515/14 у ЗАО «Папилон» были повторно запрошены карточки субсчета 20 по отдельным заказам на ТОС АДИС МВД/АДИС ФСКН за период с 2009 года по настоящее время.

ЗАО «Папилон» письмом (рег. № 121825/14 от 26.12.2014 ) сообщило, что карточки по «счету 20» предоставить не может в связи с тем, что учет по отдельным заказам ТОС АДИС МВД/АДИС ФСКН с 2009 года по настоящее время не велся. Таким образом, материалы дела в части, касающейся отсутствия вышеуказанных карточек, необходимо передать должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 15.37. Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

При этом, согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что в рассматриваемых Комиссией действиях ЗАО «Папилон» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 1-10-90/00-11-14 о нарушении ЗАО «Папилон» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны