Решение №03/31732/15 Решение по делу в отношении ОАО "Ростелеком" от 25 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-10-167/00-03-14

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «15» июня 2015г.

В полном объеме решение изготовлено «24» июня 2015г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: <...>, рассмотрев дело № 1-10-167/00-03-14 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15) пунктов 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ООО «Гелиос-сеть» о том, что филиал «Сахателеком» ОАО «Ростелеком» установил для ООО «Гелиос-сеть» завышенные тарифы на услугу по пропуску Интернет-трафика по сравнению с тарифами, устанавливаемыми ОАО «Ростелеком» на территории иных регионов (городов Чита, Улан-Удэ, Иркутск), а также по сравнению с тарифами, устанавливаемыми для своих абонентов – юридических лиц.

ООО «Гелиос-сеть» является оператором связи, предоставляющим доступ к сети Интернет своим абонентам – юридическим лицам на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия).

ОАО «Ростелеком» также является оператором связи, предоставляющим доступ к сети Интернет своим абонентам – физическим и юридическим лицам, и магистральным оператором связи, предоставляющим присоединение к своей магистральной сети связи и услуги по пропуску Интернет-трафика другим операторам связи.

Между ОАО «Ростелеком» и ООО «Гелиос-сеть» заключен договор о присоединении сетей электросвязи №03ТУ5-И от 25.12.2006 (представлен в режиме «коммерческая тайна»).

Комиссия проанализировав условия договора о присоединении сетей электросвязи №03ТУ5-И от 25.12.2006 отмечает высокий уровень тарифов ОАО «Ростелеком» на услуги по пропуску Интернет-трафика на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия).

Представитель ОАО «Ростелеком» на заседании Комиссии пояснил, и Комиссией данная информация проверена, о том, что Дополнительное соглашение № 7 от 31.01.2013 к Договору № 03ТУ5-И от 25.12.2006 о присоединении сетей электросвязи расторгнуто по обоюдному согласию и с 26.02.2013 прекращено оказание услуг ОАО «Ростелеком» и соответствующая оплата услуг ООО «Гелиос-сеть» по Дополнительному соглашению № 7 от 31.01.2013 к Договору № 03ТУ5-И от 25.12.2006.

С октября 2013 года ввиду введения ОАО «Ростелеком» в эксплуатацию волоконно-оптической линии связи до г. Якутска и уменьшения тарифов доступа к сети Интернет для иных клиентов ОАО «Ростелеком», ООО «Гелиос-сеть» ведет переговоры о снижении цены подключения.

11.12.2013 ОАО «Ростелеком» письмом исх. № 0807/05/5615-13 направил коммерческое предложение на услугу «предоставление доступа к сети Интернет» без учета трафика со скоростью канала от 20 Мбит/с с ежемесячной платой в размере 123.956,64 руб. до 100 Мбит/с с ежемесячной платой в размере 480.378 руб.

16.12.2013 ОАО «Ростелеком» письмом исх. № 08/05/14848-13 предложил ООО «Гелиос-сеть» организовать присоединение к сети передачи данных ОАО «Ростелеком» в г. Якутске для предоставления услуги IP-транзит объемом от 100 до 200 Мбит/с единовременной стоимостью организации и подключения 120.000 руб.

Согласно заявлению ООО «Гелиос-сеть» ОАО «Ростелеком» предложил ежемесячный платеж за предоставление в пользование канала Интернет в размере 29.400 руб. за 1 Мбит/с при пропускной способности 80-100 Мбит/с, 25.500 руб. за 1 Мбит/с при пропускной способности – 101-120 Мбит/с, при том, что ОАО «Ростелеком» своим абонентам-юридическим лицам предоставляет услуги доступа к сети Интернет по тарифам – 5.180 руб./мес. при скорости доступа 0,5 Мбит/с, 7.180 руб./мес. при скорости доступа 1 Мбит/с, 10.380 руб./мес. при скорости доступа – 2 Мбит/с, 18.340 руб/мес. при скорости доступа 4 Мбит/с, 31.900 руб/мес. при скорости доступа – 10 Мбит/с.

Приказом от 28.02.2014 № 12 Якутским УФАС России возбуждено дело № 02-07/14А по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Якутское УФАС России приказом от 30.07.2014 № 30 включило в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, ОАО «Ростелеком» по услугам присоединения сетей передачи данных и пропуску Интернет-трафика с долей более 35% на территории городов Якутск, Мирный, Покровск и ЗАО «Компания ТрансТелеКом» по услугам присоединения сетей передачи данных и пропуску Интернет-трафика с долей более 35% на территории городов Якутск, ГП Хани, Нерюнгри, Алдан.

По ходатайству Якутского УФАС России в соответствии с пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244, дело № 02-07/14А было передано на рассмотрение в ФАС России в целях проведения оценки состояния конкуренции на рынках услуг присоединения сетей передачи данных и пропуску Интернет-трафика, сложившихся на территории Российской Федерации (определение Якутского УФАС России от 15.07.2014 об отложении рассмотрения дела № 02-07/14А в связи с его передачей на рассмотрение в ФАС России).

Приказом от 05.11.2014 № 692/14 Федеральная антимонопольная служба приняла к рассмотрению переданное Якутским УФАС России дело №02-07/14А, возбужденное в отношении ОАО «Ростелеком» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и присвоило делу учетный номер <...> -10-167/00-03-14.

В ходе рассмотрения дела № 1-10-167/00-03-14 Комиссия установила наличие в действиях ОАО «Ростелеком» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в создании дискриминационных условий путем применения для операторов связи тарифов на услуги присоединения сетей передачи данных и услуги по пропуску Интернет-трафика, не позволяющих операторам связи конкурировать с ОАО «Ростелеком» на розничном рынке услуг доступа к сети Интернет (определение об отложении рассмотрения дела № 1-10-167/00-03-14 от 05.05.2015  исх. № 03/21947/15).

Изучив материалы дела, пояснения лиц, участвующих в деле, операторов связи, иных лиц, представивших информацию и материалы, Комиссия установила следующее.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) присоединение одних сетей связи к другим и их взаимодействие осуществляется на основании заключаемых между операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.

Услуга присоединения - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи (пункт 33 статьи 2 Закона о связи).

Услуга по пропуску трафика - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи (пункт 34 статьи 2 Закона о связи).

Согласно пункту 7 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 161 (далее – Правила присоединения сетей электросвязи), присоединение сетей электросвязи - это установление технико-технологического взаимодействия средств связи двух сетей связи, при котором становится возможным пропуск трафика между этими сетями, минуя другие сети связи.

Таким образом, взаимосвязанность услуг присоединения и услуг по пропуску трафика заключается в том, что присоединение обеспечивает в последующем неограниченные действия по пропуску трафика через точку присоединения от одной сети связи к другой и в обратном направлении.

Согласно подпункту 9 пункта 2 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32 (далее – Правила оказания услуг связи по передаче данных), предоставление доступа к сети передачи данных - совокупность действий оператора связи сети передачи данных по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных или обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту услуг связи по передаче данных.

Согласно подпункту 11 пункта 2 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 (далее - Правила оказания телематических услуг связи), предоставление доступа к сети передачи данных - совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи.

Предоставление доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационной сети - обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети (подпункт 10 пункта 2 Правила оказания телематических услуг связи).

Согласно условиям договоров о присоединении сетей передачи данных, заключенных между ОАО «Ростелеком» и операторами сетей передачи данных и телематических услуг связи (ОАО «ВымпелКом», ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», ООО «Саха Спринт Сеть», ГУП «ТЦТР» РС (Я), далее – Операторы связи) услуга по пропуску Интернет-трафика – деятельность ОАО «Ростелеком», направленная на удовлетворение потребностей Операторов связи в пропуске Интернет-трафика на сети передачи данных Операторов связи в целях предоставления пользователям доступа к информационным системам сети Интернет.

Исходя из системного анализа указанных норм Закона о связи, Правил присоединения сетей электросвязи, Правил оказания услуг связи по передаче данных, Правил оказания телематических услуг связи и условий договоров о присоединении сетей передачи данных Комиссия пришла к выводу, что услуги присоединения и услуги по пропуску Интернет-трафика используются операторами сети передачи данных и телематических услуг связи при организации предоставления услуг доступа к сети Интернет своим абонентам.

Следовательно, потребителями услуг присоединения и услуг по пропуску Интернет-трафика являются операторы связи, а потребителями услуг доступа к сети Интернет – абоненты (физические и юридические лица).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно позиции Управления Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) (письмо исх. № 770-02/14 от 16.04.2014) технологическое различие оказания услуг связи (услуг доступа к сети Интернет) и услуг по присоединению сетей электросвязи заключается в разном составе оборудования связи, используемом для организации данных услуг. Услуги технологически не взаимосвязаны и представляются самостоятельно разным категориям потребителей (абонентам и операторам связи).

Учитывая позицию Управления Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) Комиссия пришла к выводу, что услуги присоединения и услуги по пропуску Интернет-трафика по сравнению с услугами доступа к сети Интернет технологически различны и не могут являться одним и тем же товаром при квалификации нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ОАО «Ростелеком», выразившихся в установлении различных цен на услуги присоединения сетей передачи данных и пропуску трафика и на услуги доступа к сети Интернет в г. Якутске, отсутствует нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание дискриминационных условий.

Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно информации ОАО «Ростелеком» (письмо б/н от 24.04.2014), кроме ООО «Гелиос-сеть», имеют присоединение к сети ОАО «Ростелеком» на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия) и используют услуги связи для дальнейшей перепродажи следующие операторы связи: ОАО «ВымпелКом», ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», ООО «Саха Спринт Сеть», ГУП «ТЦТР» РС (Я).

Исследовав ценовые условия договоров о присоединении сетей электросвязи, заключенных указанными операторами связи с ОАО «Ростелеком», Комиссией установлено, что размеры ежемесячной платы за услуги по пропуску Интернет-трафика следующие:

- 200.017,78 руб. при скорости передачи данных 5120 кбит/с (договор № 12ТУ5-И о присоединении сетей передачи данных от 01.08.2008, заключенный между ОАО «Ростелеком» и ГУП «ТЦТР» РС (Я);

- 381.024 руб. при скорости передачи данных 12 Мбит/с (договор о присоединении сетей передачи данных от 07.10.2013, заключенный между ОАО «Ростелеком» и ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»).

ОАО «ВымпелКом» и ООО «Саха Спринт Сеть» информацию представили в режиме «коммерческая тайна».

Проанализировав условия договоров о присоединении сетей электросвязи указанных операторов связи Комиссия отмечает высокий уровень тарифов ОАО «Ростелеком» на услуги по пропуску Интернет-трафика на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия).

В целях установления наличия/отсутствия влияния тарифов ОАО «Ростелеком» на услуги по пропуску Интернет-трафика на установление операторами сети передачи данных тарифов на услуги доступа к сети Интернет для своих абонентов ФАС России была запрошена информация у ОАО «ВымпелКом», ООО «Саха Спринт Сеть», ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», ГУП «ТЦТР» РС (Я) о тарифах на услуги доступа к сети Интернет для своих абонентов на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия).

Согласно информации представленной операторами связи тарифы на услуги доступа к сети Интернет для абонентов – юридических лиц следующие:

ОАО «Ростелеком»:

 

Скорость доступа к сети Интернет

Тарифы на услуги доступа к сети Интернет для абонентов – юридических лиц по состоянию на:

ноябрь 2013 года

июнь 2015 года

до 512 Кбит/с

5180

5500

до 1 Мбит/с

7180

8000

до 2 Мбит/с

10380

12000

 

ООО «Саха Спринт Сеть»:

 

Скорость доступа к сети Интернет

Тарифы на услуги доступа к сети Интернет для абонентов – юридических лиц:

по 30.09.2014

с 01.10.2014

до 512 Кбит/с

4500

2000

до 1 Мбит/с

7100

4000

до 2 Мбит/с

9500

8000

 

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»:

Скорость доступа к сети Интернет

Ограничение трафика

Тариф

512 Кбит/с

3 Гбайта в сутки

15000

2 Мбит/с

3 Гбайта в сутки

20000

 

Таким образом, Комиссией установлено, что при использовании услуг ОАО «Ростелеком» по пропуску Интернет-трафика операторы связи устанавливают тарифы на услуги доступа к сети Интернет для своих абонентов-юридических лиц на конкурирующем с ОАО «Ростелеком» уровне тарифов.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ОАО «Ростелеком», выразившихся в создании ОАО «Ростелеком» дискриминационных условий путем применения для операторов связи тарифов на услуги присоединения сетей передачи данных и услуги по пропуску Интернет-трафика, не позволяющих операторам связи конкурировать с ОАО «Ростелеком» на розничном рынке услуг доступа к сети Интернет.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ОАО «Ростелеком», выразившихся в установлении различных цен на услуги присоединения сетей передачи данных и пропуску трафика и на услуги доступа к сети Интернет в г. Якутске, в создании дискриминационных условий путем применения для операторов связи тарифов на услуги присоединения сетей передачи данных и услуги по пропуску Интернет-трафика, не позволяющих операторам связи конкурировать с ОАО «Ростелеком» на розничном рынке услуг доступа к сети Интернет отсутствуют нарушения пунктов 6, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 1-10-167/00-03-14 у ОАО «Ростелеком» была запрошена информация о тарифах на услуги присоединения и услуги по пропуску Интернет-трафика, применяемых для операторов связи на территории городов Чита, Улан-Удэ, Иркутск с приложением копий любых трех договоров, регулирующих предоставление услуг присоединения сетей и услуг пропуска Интернет-трафика.

Согласно представленной информации размеры ежемесячной платы за услуги по пропуску Интернет-трафика следующие:

- 30.030 руб. при максимальной скорости 33 Мбит/с (договор № 11-16/216 о присоединении сетей передачи данных от 27.03.2014, заключенный с ИП П.В. Поздняковым, г. Улан-Удэ);

- 100.136,40 руб. при максимальной скорости 105 Мбит/с (договор № 455-06 о присоединении сетей электросвязи от 18.10.2006, заключенный с ООО «Агентство Джин», г. Чита);

- 73.440 руб. при максимальной скорости 135 Мбит/с (договор №07ПД-92/2014 о присоединении сетей передачи данных от 30.05.2014, заключенный с ООО «ТелеНэт Байкальск», г. Иркутск).

Комиссия исследовала ценовые условия представленных договоров и договоров о присоединении сетей электросвязи, заключенных между ОАО «Ростелеком» и ОАО «ВымпелКом», ООО «Саха Спринт Сеть», ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», ГУП «ТЦТР» РС (Я) на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия), и пришла к выводу о наличии признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление, поддержание монопольно высокой цены на услуги по пропуску Интернет-трафика на территории г. Якутска Республики Саха (Якутия).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 47.1, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела № 1-10-167/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях ОАО «Ростелеком» нарушения пунктов 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выделить в отдельное производство дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны