Решение №03/68950/18 Решение по делу 1-10-174/00-03-17 от 27 августа 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

г. Москва

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 27 августа 2018 года

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 1-10-174/00-03-17 по признакам нарушения федеральным государственным унитарным предприятием «Росморпорт» (127055, г. Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7) (далее — ФГУП «Росморпорт», ответчик, предприятие) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившихся в необоснованном отказе и/или уклонении от заключения прямого договора на оказание услуг по стажировке морских лоцманов общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос» (188910, Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск, Спецморнефтепорт) (далее — ООО «Альбатрос», заявитель) на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в морском порту Сабетта, а также по стажировке морских лоцманов в качестве дублера оператора системы управления движением судов (далее — СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки судов; пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем создания препятствий доступу на рынок лоцманской проводки судов в морском порту Сабетта ООО «Альбатрос», в присутствии на заседании представителя ФГУП «Росморпорт» по доверенности от 13.08.2018 № 588-2018 <...>, генерального директора ООО «Альбатрос» <...>, действующего на основании Устава ООО «Альбатрос», утвержденного Решением Общего собрания участников ООО «Альбатрос» (Протокол № 13/07-10 от 27.07.2010 г.) и представителя ООО «Альбатрос» по доверенности от 11.01.2018 <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

    • 1. В ФАС России поступило заявление ООО «Альбатрос» № 01-02/24 от 25.01.2016 о нарушении антимонопольного законодательства Архангельским филиалом ФГУП «Росморпорт».

Из указанного заявления следует, что ООО «Альбатрос» письмом исх. № 01-02/361 от 24.11.2015 обратилось в Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» с просьбой направить в адрес ООО «Альбатрос» договор (договоры) на оказание услуг по стажировке морских лоцманов ООО «Альбатрос» на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в морском порту Сабетта, а также по стажировке морских лоцманов в качестве дублера оператора СУДС, в зоне действия которой находится район лоцманской проводки судов.

ФГУП «Росморпорт» письмом от 11.12.2015 № 18-08/55 уклонилось от заключения договора с ООО «Альбатрос» по стажировке лоцманов.

При этом ФГУП «Росморпорт» сослалось на отсутствие в Положении о филиале и уставе ФГУП «Росморпорт» права на оказание услуг по стажировке морских лоцманов на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в морском порту, а также по стажировке морских лоцманов в качестве дублера оператора СУДС, в зоне действия которой находится район лоцманской проводки судов.

Иных оснований уклонения от заключения договора с ООО «Альбатрос» письмо ФГУП «Росморпорт» от 11.12.2015 № 18-08/55 не содержит.

ООО «Альбатрос» считает, что отказом ФГУП «Росморпорт» нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. В связи с наличием в действиях (бездействии) ФГУП «Росморпорт» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в необоснованном отказе и/или уклонении от заключения прямого договора на оказание услуг по стажировке морских лоцманов на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в морском порту Сабетта, а также по стажировке морских лоцманов в качестве дублера оператора СУДС, в зоне действия которой находится район лоцманской проводки судов, с ООО «Альбатрос», ФАС России на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции направила в адрес ФГУП «Росморпорт» предупреждение от 17.07.2017 № ИА/48437/17 о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем заключения в срок до 24.07.2017 с ООО «Альбатрос» договора/договоров на оказание услуг по стажировке морских лоцманов на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в морском порту Сабетта, а также по стажировке морских лоцманов в качестве дублера оператора СУДС, в зоне действия которой находится район лоцманской проводки судов (далее — Предупреждение).

ФГУП «Росморпорт» письмом от 27.07.2017 № АЛ-26/7004-16 ходатайствовало о продлении срока исполнения Предупреждения до 01.10.2017. ФАС России письмом от 03.08.2017 № АГ/53174/17 частично удовлетворила указанное ходатайство, продлив срок исполнения Предупреждения до 04.08.2017.

ФГУП «Росморпорт» письмом от 24.08.2017 № ВМ-26/7975-03 сообщило ФАС России, что в целях исполнения Предупреждения ФГУП «Росморпорт» письмом от 17.08.2017 № 18-08/45 направило ООО «Альбатрос» подписанный со своей стороны Договор от 16.08.2017 № 28-10/87 на оказание возмездных услуг по:

  • стажировке лоцманов ООО «Альбатрос» в качестве дублера оператора СУДС на Центре УДС в морском порту Сабетта;

  • стажировке лоцманов ООО «Альбатрос» на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в морском порту Сабетта, в качестве стажера лоцмана.

ФАС России, проанализировав условия указанного договора, пришла к выводу о том, что направление договора от 16.08.2017 № 28-10/87 в указанной редакции в адрес ООО «Альбатрос» не приводит к прекращению признаков нарушения антимонопольного законодательства, выявленных в действиях (бездействии) ФГУП «Росморпорт», ввиду того, что фактическая стажировка морских лоцманов ООО «Альбатрос» на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в морском порту Сабетта, может быть начата не раньше 01.08.2019 г., то есть имеет отлагательное условие.

3. В связи с невыполнением ФГУП «Росморпорт» Предупреждения, на основании части 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции, приказом ФАС России от 03.11.2017 № 1457/17 было возбуждено дело № 1-10-174/00-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия.

4. Основным видом деятельности ООО «Альбатрос» является оказание услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морских портах.

Статьей 86 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ) установлено, что лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также с целью защиты морской среды.

В соответствии со статьей 87 КТМ лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах. Морским лоцманом является гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Положение о морских лоцманах Российской Федерации утверждено приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.07.2008 112 (далее — Положение о морских лоцманах).

В соответствии с пунктом 27 Положения о морских лоцманах при необходимости осуществления лоцманской проводки в новом районе лоцманской проводки судов требуется повышение квалификации морских лоцманов.

Согласно пункту 28 Положения о морских лоцманах повышение квалификации морских лоцманов должно включать в себя, в частности:

  • стажировку на судах, лоцманская проводка которых осуществляется;

  • стажировку в качестве дублера оператора СУДС, в зоне действия которой находится район лоцманской проводки судов.

Заявитель планирует оказывать услуги по лоцманской проводке судов в морском порту Сабетта.

5. ФГУП «Росморпорт» зарегистрировано 15.05.2003 в качестве юридического лица инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам 2 по Центральному административному округу г. Москвы, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1037702023831.

Ответчик действует в соответствии с уставом, утвержденным распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 09.06.2012 № СГ-150-Р (далее — Устав).

Подпунктом 12 пункта 2.2 Устава установлено, что ФГУП «Росморпорт» оказывает все виды услуг судам на подходах и непосредственно в акватории морских портов по их безопасному судоходству, маневрированию и стоянке, в частности, осуществляет лоцманскую проводку судов.

Согласно пункту 4.1 Устава ФГУП «Росморпорт»:

  • строит свои отношения с другими организациями во всех сферах хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

  • свободно в выборе предмета, содержания и форм договоров и обязательств любых форм хозяйственных правоотношений, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и Уставу.

В соответствии с пунктом 4.2 Устава ФГУП «Росморпорт» устанавливает цены и тарифы на производимые работы, товары, оказываемые услуги, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Анализ видов оказываемых услуг, поименованных в Уставе и Положениях филиалов ФГУП «Росморпорт», не свидетельствует о «закрытом» перечне таких услуг. Так, например, подпунктом 32 пункта 2.2 Устава ФГУП «Росморпорт» предусмотрено оказание консультативных, экспертных, информационных и иных услуг.

Возможность оказания названных услуг подтверждается информацией ФГУП «Росморпорт», размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Услуги» соответствующих филиалов с приложением типовых договоров. Услуги по стажировке морских лоцманов в качестве дублёра оператора системы управления движением судов, в зоне действия которой находится соответствующий район лоцманской проводки судов предоставляются заинтересованным лоцманским организациям:

Северо-Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт»;

Дальневосточным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт»;

Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт».

1

Северо-западный бассейновый филиал http://www.rosmorport.ru/filials/spb_serv_training/

Дальневосточный бассейновый филиал http://www.rosmorport.ru/filials/vlf_serv_train/

Азовский бассейновый филиал http://www.rosmorport.ru/filials/azovb_serv_training/

 

ФГУП «Росморпорт» осуществляет свою деятельность, в том числе, в морском порту Сабетта в соответствии с пунктом 1.3 Положения об Архангельском филиале, утвержденным приказом ФГУП «Росморпорт» от 27.07.2012 № 467 (в редакции № 1 приказа ФГУП «Росморпорт» № 319).

Помимо ФГУП «Росморпорт» в порту Сабетта отсутствуют какие-либо лоцманские организации, которые могли бы оказать ООО «Альбатрос» поименованные услуги.

6. Согласно представленной ответчиком информации в рамках рассмотрения дела № 1-10-174/00-03-17, в ФГУП «Росморпорт» отсутствуют лоцманы, имеющие стаж работы в морском порту Сабетта не менее пяти лет, что свидетельствует, по мнению ФГУП «Росморпорт», об отсутствии у предприятия возможности оказывать услуги по стажировке лоцманов в морском порту Сабетта.

Оказание услуг по стажировке лоцманов в качестве дублера оператора СУДС станет возможным после ввода в эксплуатацию и освидетельствования Центра СУДС в морском порту Сабетта.

В связи с этим в Договоре определена дата начала оказания услуг по стажировке лоцманов ООО «Альбатрос» на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в морском порту Сабетта, не ранее 01.08.2019, а услуг по стажировке лоцманов в качестве дублера оператора СУДС - с момента получения Свидетельства о соответствии объекта (приказ Минтранса России от 23.07.2015 № 226 «Об утверждении Требований к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством»), но не ранее 2-го квартала 2018 года (в соответствии с контрактами от 06.12.2013 № 831/ДО-13 (между ФГУП «Росморпорт» и АО «УСК-МОСТ») и от 05.08.2015 № 627-ДО/15 (между ФГУП «Росморпорт» и АО «Межрегионтрубопроводстрой»). Датами окончания работ по строительству объектов СУДС являются 31.12.2018 (Дополнительное соглашение от 19.12.2017 № 24 к Контракту от 06.12.2013 № 831/ДО-13) и 30.03.2018 (п. 9.3 и Приложение № 1 к Контракту № 627- ДО/15).

Письмом от 02.08.2017 № 01-02/277 ООО «Альбатрос» представило ФГУП «Росморпорт» для согласования программу стажировки лоцманов ООО «Альбатрос» в центре СУДС Сабетта, которая была согласована начальником службы СУДС Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» и направлена в адрес ООО «Альбатрос» письмом от 06.10.2017 №15/17.

Как следует из материалов дела, ООО «Альбатрос» письмом от 27.10.2017 г. исх. № 01-02/428 направило указанную программу Капитану морского порта Сабетта.

В дальнейшем ООО «Альбатрос» повторно обратилось к Капитану морского порта Сабетта письмом от 12.01.2018 исх. № 01-02/07. После этого обращения ООО «Альбатрос» получило письмо Капитана морского порта Сабетта от 15.01.2018 исх. № 1501/С-1320 об утверждении программы. Указанное письмо передано ФГУП «Росморпорт».

Письмом от 12.03.2018 г № 01-02/63 ООО «Альбатрос» направило ФГУП «Росморпорт» замечания к договору от 16.08.2017 № 28-10/87 на оказание возмездных услуг по стажировке лоцманов в качестве дублера оператора СУДС на Центре УДС в морском порту Сабетта, а также на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в морском порту Сабетта, в качестве стажера лоцмана.

Однако, по мнению ФГУП «Росморпорт», изложение мнения ООО «Альбатрос» о его побудительных мотивах незаключения договора не является фактом, доказывающим нарушение антимонопольного законодательства.

По мнению ФГУП «Росморпорт», с его стороны отсутствуют действия (бездействия), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Письмом от 09.02.2018 № 03-09.02.18-1032 ФГУП «Росморпорт» в дополнение к позиции, представленной в ФАС России письмом от 21.12.2017 № 03-21.12.17-10/7, сообщило следующее.

Порядок профессиональной подготовки и повышения квалификации морских лоцманов установлен Положением о морских лоцманах.

Согласно пункту 28 Положения о морских лоцманах подготовка кандидатов в морские лоцманы и повышение квалификации морских лоцманов включает, в том числе, стажировку на судах, лоцманская проводка которых осуществляется, и стажировку в качестве дублера оператора СУДС, в зоне действия которой находится район лоцманской проводки судов (далее — стажировка).

В настоящее время Положением о морских лоцманах и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлен порядок стажировки морских лоцманов в новых морских портах.

В связи с изложенным, до момента утверждения района лоцманской проводки судов в порту Сабетта подготовка морских лоцманов ФГУП «Росморпорт» осуществлялась в соответствии с Планами подготовки лоцманов для работы в морском порту Сабетта.

Согласно позиции ФГУП «Росморпорт» в 2013 и 2014 годах морские лоцманы ФГУП «Росморпорт» проходили подготовку, работая в морском порту Сабетта в качестве советников капитана в соответствии с Положением об оказании услуг советника капитана при плавании судов в акватории морского порта Сабетта (входе/выходе) по временным фарватерам (каналам), утвержденным директором Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» Н.М. Правиловым 05.08.2013 и распоряжением капитана морского порта Сабетта от 25.06.2014 № 09/2014.

7. В своем письме от 12.03.2018 № 01-02/62 ООО «Альбатрос» указывает, что ФГУП «Росморпорт» в материалы дела № 1-10-174/00-03-17 представлена позиция в виде писем (от 21.12.2017 г. № 03-21.12-1017; от 09.02.2018 г. № 03-09.02.18-1032).

ООО «Альбатрос» считает пояснения ФГУП «Росморпорт» необоснованными в связи со следующим:

ФГУП «Росморпорт» утверждает, что у предприятия отсутствуют лоцманы, имеющие стаж работы в морском порту Сабетта не менее пяти лет, что подтверждается лоцманскими удостоверениями лоцманов ФГУП «Росморпорт», работающих в Архангельском филиале ФГУП «Росморпорт». В настоящее время у ФГУП «Росморпорт» отсутствует возможность оказывать услуги по стажировке лоцманов в морском порту Сабетта.

При этом, как указывает ООО «Альбатрос», 17.01.2018 заявитель получил письмо ФГУП «Росморпорт» от 10.01.2018 г. № 18-08/01, в котором утверждается о полном соответствии лоцманов ФГУП «Росморпорт» Положению о морских лоцманах. Указанное возможно только при прохождении лоцманами ФГУП «Росморпорт» стажировки под руководством лоцманов, имеющих 5-ти летний стаж работы и стажировки на действующей СУДС (пункты 28 и 30 Положения о морских лоцманах).

Более того, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о морских портах) морской порт подлежит открытию для оказания услуг на основании решения федерального органа исполнительной власти в области транспорта только после завершения строительства объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта. СУДС относится к таким объектам.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о морских портах в целях обеспечения безопасности деятельности, осуществляемой в морских портах и на подходах к ним, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта устанавливаются требования к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством.

25.09.2014 приказом Минтранса России № 272 морской порт Сабетта был открыт для оказания услуг.

В соответствии с приказом Минтранса России от 21.01.2016 № 9 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Сабетта» (далее — Обязательные постановления) указанный порт входит в зону действия морского района А1 ГМССБ (Глобальная Морская Система Связи при Бедствии), информационно связанного с морским спасательно-координационным центром. Краеугольным компонентом функционирования ГМССБ является СУДС.

Однако, согласно письму ФГУП «Росморпорт» от 06.10.2017 г. № 15/17, центр СУДС Сабетта не соответствует требованиям приказа Минтранса России от 23.07.2015 № 226.

По мнению ООО «Альбатрос», это может означать, что письмо ФГУП «Росморпорт» от 06.10.2017 № 15/17 не соответствует действительности и является поводом для неоказания услуг по стажировке.

8. Определением ФАС России от 25.01.2018 № 03/6766/18 Минтранс России и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Западной Арктики» были привлечены к участию в рассмотрении дела № 1-10-174/00-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах дела.

9. Минтранс России письмом от 13.02.2018 № 05-03/2851-ИС сообщило, что вопросы, связанные со стажировкой морских лоцманов, регулируются КТМ и Положением о морских лоцманах.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 Положения о морских лоцманах кандидат в морские лоцманы должен иметь справку об успешном прохождении стажировки в качестве ученика (стажера) лоцмана в течение не менее 6 месяцев с указанием района лоцманской проводки судов и типов проводимых судов.

В соответствии с пунктом 28 Положения о морских лоцманах подготовка кандидатов в морские лоцманы и повышение квалификации морских лоцманов должны включать в себя, в том числе, стажировку на судах, лоцманская проводка которых осуществляется.

В соответствии с пунктом 30 Положения о морских лоцманах стажировка проводится под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы в качестве морского лоцмана не менее пяти лет, срок стажировки кандидата в морские лоцманы не должен быть менее шести месяцев, при этом если за указанный срок кандидат в морские лоцманы не получил необходимых навыков, срок такой стажировки может быть продлен до одного года.

В отношении нормы пункта 30 Положения о морских лоцманах Минтранс России сообщило, что в соответствии с этим пунктом стажировка проводится под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы в качестве морского лоцмана не менее пяти лет. Какие-либо ограничения в отношении того, как этот стаж получается («набирается») лоцманом, в указанной норме отсутствуют, поэтому, по мнению Минтранса России, это может быть стаж работы лоцманом как в одном порту, так и в сумме в нескольких.

В рамках рассмотрения настоящего дела Минтрансом России было направлено письмо от 11.07.2018 № СА-23/9925 со следующими пояснениями.

Вопросы, связанные с деятельностью морских лоцманов в Российской Федерации регулируются КТМ и Положением о морских лоцманах.

А) В соответствии с подпунктом 8 пункта 44 Положения о морских лоцманах, аттестационный экзамен проводится при предъявлении справки о стажировке в районе лоцманской проводки. Таким образом, прохождение стажировки в иных морских портах невозможно.

Пунктом 30 Положения о морских лоцманах установлено, что стажировка проводится под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы в качестве морского лоцмана не менее пяти лет. Какие-либо ограничения в отношении того, как этот стаж лоцман «набирал», в указанной норме отсутствуют.

Б) В соответствии с подпунктом 9 пункта 4 Положения о морских лоцманах морской лоцман должен иметь справку об успешном прохождении стажировки в течение не менее 7 дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов (СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки, обслуживаемый лоцманской организацией, работником которой является морской лоцман или кандидат в морские лоцманы.

В случае, если район лоцманской проводки не находится в зоне действия СУДС, такая справка не требуется.

В морском порту Сабетта СУДС отсутствует, в настоящее время в указанном порту действует служба контроля и управления судоходством (СКУС) в соответствии с главой V Обязательных постановлений.

В том случае, если в морском порту действует СУДС, то эта СУДС должна соответствовать требованиям к радиолокационным системам управления движением судов, утвержденным приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 226.

В соответствии с пунктом 25 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 26.10.2017 № 463, управление движением судов в акватории морского порта и на подходах к нему осуществляется с использованием СУДС или СКУС, действующей в морском порту, где отсутствует СУДС, или на участке акватории морского порта вне зоны действия СУДС.

Описание зоны действия службы контроля и управления судоходством и правила плавания судов в этой зоне в морском порту Сабетта установлены главой V Обязательных постановлений.

Требований об обязательном наличии СУДС в районах обязательной лоцманской проводки законодательством Российской Федерации не установлено.

Минтрансом России отмечено, что в ходе строительства морского порта Сабетта лоцманы ФГУП «Росморпорт», осуществлявшие проводку судов в целях доставки строительных грузов, получили достаточный опыт в части навигационных особенностей района Обской губы и морского порта Сабетта. Проводки судов, задействованных на доставке грузов для целей строительства осуществлялись лоцманами ФГУП «Росморпорт» в качестве советников капитанов судов без получения лоцманских удостоверений в морском порту Сабетта. На основании наработанного опыта к моменту открытия порта Сабетта лоцманы ФГУП «Росморпорт» были наиболее подготовлены к проводке судов и обладали достаточными знаниями местных условий плавания. Принимая во внимание, что в Положении о морских лоцманах отсутствуют требования по аттестации лоцманов при открытии нового морского порта Минтранс России считает, что при аттестации капитаном морского порта Сабетта лоцманов ФГУП «Росморпорт» нарушений действующего законодательства не усматривается.

10. Определением ФАС России от 16.03.2018 № 03/18166/18 к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями, был привлечен капитан морского порта Сабетта <...>.

11. Капитан морского порта Сабетта <...> письмом от 08.05.2018 № 0805/С-1200 сообщил следующее.

В действующих нормативных документах отсутствуют порядок стажировки лоцманов и последующая выдача лоцманских удостоверений в новом районе обязательной лоцманской проводки во вновь строящихся портах. При этом присутствует необходимость осуществлять лоцманские проводки с момента открытия порта (района обязательной лоцманской проводки).

При прохождении аттестации были рассмотрены документы, предусмотренные пунктом 44 Положения о морских лоцманах, и дополнительно представленные лоцманами Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» документы о стажировке на крупнотоннажных судах в качестве дублеров операторов СУДС в морском порту Архангельск.

При аттестации учитывались дополнительные обстоятельства, подтверждённые документально:

- лоцманы 1 категории Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» обладают опытом лоцманских проводок в Арктических водах и имеют удостоверения ледового лоцмана для оказания услуг по ледовой лоцманской проводке в акватории Северного морского пути, то есть имеют соответствующий опыт проводок судов в тяжелых ледовых условиях;

- в период без ледокольных проводок с 28 июля 2013 года по 27 октября 2013 года и в период без ледокольных проводок с 20 июля 2014 года по 25 ноября 2014 года лоцманы ФГУП «Росморпорт» оказывали услуги в качестве советников капитана и, соответственно, получили достаточные опыт плавания и знания местных условий нового района лоцманской проводки;

- лоцманы ФГУП «Росморпорт» прошли дополнительную стажировку на крупнотоннажных судах в порту Усть-Луга для приобретения опыта проводок крупнотоннажных судов.

Лоцманская проводка в порту Сабетта осуществляется с 2015, года и в настоящее время, уже имеются опытные лоцманы, которые осуществляют лоцманскую проводку судов в порту в течение трёх лет. С учётом особенностей порта, в том числе продолжающегося строительства и отсутствия сертифицированной СУДС, капитан морского порта Сабетта считает, что для прохождения аттестации и получения лоцманских удостоверений, дающих право на осуществление лоцманских проводок судов в порту Сабетта, лоцманским организациям нецелесообразно проходить стажировку в ином районе лоцманской проводки.

До ввода в эксплуатацию и получения Свидетельства о соответствии СУДС, прохождение аттестации и получение лоцманского удостоверения возможно без прохождения стажировки в качестве дублера оператора СУДС в указанном районе.

Однако после начала эксплуатации и получения Свидетельства о соответствии СУДС в порту Сабетта, прохождение указанной стажировки обязательно, включая и действующих лоцманов ФГУП «Росморпорт».

Необходимо отметить, что иные лоцманские организации кроме ФГУП «Росморпорт», по вопросам, связанным с согласованием прохождения аттестации лоцманов для проводок в морском порту Сабетта, в адрес капитана морского порта Сабетта не обращались.

12. В ходе рассмотрения дела Комиссия установила в действиях ФГУП «Росморпорт» наличие признаков нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в создании препятствий доступу на рынок услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морском порту Сабетта другому хозяйствующему субъекту (ООО «Альбатрос»).

Действия ФГУП «Росморпорт» - единственного хозяйствующего субъекта, имеющего в своем штате морских лоцманов со стажем работы не менее пяти лет (включающим в себя период работы в морском порту Сабетта) и осуществляющих лоцманскую проводку судов в морском порту Сабетта, содержат признаки ограничения конкуренции путем препятствия доступу на рынок лоцманской проводки судов в морском порту Сабетта ООО «Альбатрос».

Обладая рыночной властью, ввиду единоличного присутствия ФГУП «Росморпорт» на рынке услуг лоцманской проводки судов в порту Сабетта, осознавая, что без проведения стажировки лоцманов конкурирующей компании ООО «Альбатрос» не сможет выйти на указанный рынок, ФГУП «Росморпорт» создан искусственный барьер для входа ООО «Альбатрос» на рынок услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морском порту Сабетта.

В связи с вышеизложенным, Комиссия определила считать дело № 1-10-174/00-03-17 возбужденным также по пункту 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ФГУП «Росморпорт» (определение ФАС России от 19.07.2018 № 03/56102/18).

13. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995
№ 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях)
услуги в портах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» определено, что услуга по обеспечению лоцманской проводки судов включена в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены на которые регулируются государством.

Согласно Уставу ФГУП «Росморпорт» оказывает услуги по обеспечению лоцманской проводки судов.

Постановлением ФЭК Российской Федерации от 30.04.2004 № 31-т/12 ФГУП «Росморпорт», осуществляющее деятельность в сфере услуг портов, включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел III «Услуги портов и (или) транспортных терминалов» под регистрационным номером 77/3/6.

В настоящее время ФГУП «Росморпорт» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим услуги по лоцманской проводке судов в морском порту Сабетта.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, установлено, что ФГУП «Росморпорт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морском порту Сабетта.

Несмотря на наличие доминирующего положения ФГУП «Росморпорт», в силу требований статьи 5 Закона о защите конкуренции в связи с осуществлением ФГУП «Росморпорт» естественномонопольной деятельности, в целях выявления случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, при рассмотрении дела № 1-10-174/00-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства, а также в целях полного и всестороннего рассмотрения дела, в соответствии с требованием части 51 статьи 45 Закона о защите конкуренции, проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морском порту Сабетта

2

Аналитический отчет от 30.07.2018 № 1-Л

.

 

Анализ рынка проводился в соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок), согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии составляется анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке, в который должны быть включены следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях;

в) определение географических границ товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определен как период времени с 01.01.2016 г. по 31.12.2017 г.

Согласно подпункту «б» пункта 1.3 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.

Продуктовые границы товарного рынка определены, как услуга по обеспечению лоцманской проводки судов.

Порядком определено, что географическими границами товарного рынка являются границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар.

В соответствии с пунктом 4.7 Порядка в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Необходимо отметить, что услуга по обеспечению лоцманской проводки судов имеет неразрывную связь с услугой морской перевозки. Таким образом, потребитель услуги лоцманской проводки лишен возможности выбора иной территории, отличной от той, к которой привязана услуга морской перевозки.

Гипотетическое увеличение цены на услугу лоцманской проводки в пределах такой территории не ведет к тому, что приобретатели будут заказывать услугу лоцманской проводки на других территориях (например: у лоцманов, расположенных в других портах).

В соответствии с частью 1 статьи 87 КТМ лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.

В соответствии со статьей 89 КТМ федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов в обязательных постановлениях в морских портах.

В соответствии с Обязательными постановлениями районом обязательной лоцманской проводки в морском порту Сабетта является подходной канал и часть участка № 1 акватории морского порта Сабетта в границах, установленных распоряжением Правительства России от 13.07.2012 № 1259-р, расположенная к юго-западу и к западу от подходного канала непосредственно у причалов.

Районом необязательной лоцманской проводки в морском порту Сабетта в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Сабетта являются подходы к морскому порту и участки № 2 и № 3 акватории морского порта Сабетта в границах, установленных распоряжением Правительства России от 13.07.2012 № 1259-р.

Для целей оплаты лоцманского сбора в морском порту Сабетта районы лоцманских проводок, осуществляемых за морскую милю, имеют следующие границы:

а) от места приема/высадки лоцмана в районе приемного буя «Сабетта № 1» с координатами: Ш=71º21’15,00” N Д=072º20’12,02” Е до причалов и якорных стоянок участка № 1 морского порта Сабетта.

б) между причалами и якорными стоянками участка № 1 морского порта Сабетта.

в) от северо-восточного входа на морской канал (от подходов к морскому порту Сабетта) до приемного буя «Сабетта № 1». Протяженность маршрута лоцманской проводки составляет 79 морских миль.

г) от места приема/высадки лоцмана в районе приемного буя «Сабетта № 1» с координатами: Ш=71º21’15,00” N Д=072º20’12,02” Е до причалов участка № 2 акватории морского порта Сабетта. Протяженность маршрута лоцманской проводки составляет 36,5 морских миль.

д) от места приема/высадки лоцмана в районе приемного буя «Сабетта № 1» с координатами: Ш=71º21’15,00” N Д=072º20’12,02” Е до причалов участка № 3 акватории морского порта Сабетта. Протяженность маршрута лоцманской проводки составляет 180 морских миль.

В период зимней навигации район лоцманских проводок, осуществляемых по ставкам лоцманского сбора за морскую милю, ограничен точкой передачи грузовых судов от линейного ледокола портовому ледоколу, согласованной с капитаном морского порта Сабетта, и причалами морского порта Сабетта. Протяженность лоцманской проводки в этом случае определяется расстоянием между фактической точкой приема лоцмана на борт судна и причалами морского порта Сабетта и составляет от 6,7 до 8,9 морских миль.

Прием/высадка лоцмана на/с судно, следующее в/из морской(го) порт(а) Сабетта, осуществляется в районе приемного буя «Сабетта № 1» с координатами: Ш=71º21’15,00” N Д=072º20’12,02” Е и в районе якорной стоянки № 1, а высадка/прием – на причалах морского порта Сабетта. В период зимней навигации прием и высадка лоцмана осуществляется в точке передачи грузового судна линейным ледоколом портовому ледоколу, согласованной с капитаном морского порта Сабетта.

Прием/высадка лоцмана для проведения лоцманских проводок, связанных с перешвартовкой, перетяжкой или иной перестановкой судна в акватории морского порта Сабетта осуществляется на причалах морского порта.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Положения о морских лоцманах для осуществления лоцманских проводок в распоряжении морского лоцмана должны находиться средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна, находящиеся в исправном состоянии и обладающие необходимыми техническими характеристиками исходя из протяженности района лоцманской проводки судов, продолжительности лоцманской проводки судов, интенсивности судоходства, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов (лоцманский катер, вертолет и т.п.).

В соответствии с пунктом 5.2 раздела V приказа ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 «Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации» лоцманский сбор включает в себя плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна.

Учитывая изложенное, при определении географических границ товарного рынка ФАС России выбран метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах) с учётом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании совокупности организационного и технологического критериев.

Выбор данного метода обоснован спецификой ФГУП «Росморпорт», осуществляющего естественномонопольные услуги, а также технологическими возможностями фактического оказания и получения услуг по обеспечению лоцманской проводки судов.

Таким образом, географическими границами рынка услуг по обеспечению лоцманской проводки судов являются границы акватории морского порта Сабетта, в пределах которой осуществляется лоцманская проводка судов в морском порту Сабетта, а также районы приема лоцмана на суда и районы высадки лоцмана с указанных судов в указанном порту.

На основании вышеизложенного, с учётом норм статей 4, 5 Закона о защите конкуренции, ФАС России установила наличие обстоятельств, создававших возможность для ФГУП «Росморпорт» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуги по обеспечению лоцманской проводки судов в морском порту Сабетта в период с 01.01.2016 по 31.12.2017 гг.

14. В соответствии со статьей 481 Закона о защите конкуренции, ФАС России направила в адрес лиц, участвующих в деле, заключение об обстоятельствах дела № 1-10-174/00-03-17 от 06.08.2018 № 03/61196/18 (далее — Заключение).

Не согласившись с выводами Комиссии, ФГУП «Росморпорт» письмом от 13.08.2018 № 03-13.08.18-1094 направила свои возражения на Заключение, в котором указывает на следующее.

1) По мнению ФГУП «Росморпорт», ФАС России сделала необоснованный вывод об уклонении ФГУП «Росморпорт» от стажировки лоцманов ООО «Альбатрос». Свою позицию ФГУП «Росморпорт» обосновывает отсутствием в Положении об Архангельском филиале и Уставе такого вида деятельности, как услуги по обучению, что якобы не позволяет ФГУП «Росморпорт» заключать договор на оказание услуг по обучению лоцманов ООО «Альбатрос». Указанную позицию ФГУП «Росморпорт» подтверждает своим письмом исх. от 11.12.2015 № 18-08/55.

Однако указанное возражение не может быть принято Комиссией, так как не соответствует обстоятельствам рассматриваемого дела. По мнению ФАС России, ФГУП «Росморпорт» умышленно подменяет понятие «стажировка» понятием «обучение», а в Уставе (подпункт 32 пункта 2.2) предусмотрен такой вид деятельности, как оказание консультативных, экспертных, информационных и иных услуг. В письме ФГУП «Росморпорт» исх. от 11.12.2015 № 18-08/55 отсутствует указание на «услуги обучения», но говорится «касательно стажировки морских лоцманов в морском порту Сабетта».

Кроме того, подпунктом 41 пункта 2.2 Устава закреплена возможность ответчика на организацию обучения и переподготовки кадров предприятия по всем видам его деятельности.

Необходимо отметить, что ФГУП «Росморпорт» фактическими действиями по направлению ООО «Альбатрос» подписанного со своей стороны Договора от 16.08.2017 № 28-10/87 на оказание возмездных услуг по стажировке лоцманов ООО «Альбатрос» в качестве дублера оператора СУДС на Центре УДС в морском порту Сабетта и услуг по стажировке лоцманов ООО «Альбатрос» на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в морском порту Сабетта, в качестве стажера лоцмана подтвердило возможность оказывать услуги и заключать договоры на стажировку лоцманов. Указанный вывод подтверждается письмом ФГУП «Росморпорт» от 17.08.2017 № 18-08/45.

2) По мнению ответчика, ФГУП «Росморпорт» исполнено Предупреждение, что якобы подтверждается направлением в адрес ООО «Альбатрос» проекта договора письмом ФГУП «Росморпорт» от 17.08.2017 № 18-08/45.

Однако ФАС России установлено и подтверждено материалами дела, что в установленные Предупреждением сроки, то есть до 24.07.2017 (продлено до 04.08.2017) ФГУП «Росморпорт» не выполнило Предупреждение. Договор на оказание услуг стажировки с ООО «Альбатрос» заключен не был. И лишь 17.08.2017 ФГУП «Росморпорт» направило ООО «Альбатрос» оферту на заключение предписанного Предупреждением договора.

В соответствии с частью статьи 391 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, возражения ФГУП «Росморпорт» по указанному вопросу отклоняются.

3) Относительно срока, после которого лоцман может быть допущен к стажировке кандидатов. По мнению ответчика, ФГУП «Росморпорт» законно принял на себя обязательство по стажировке кандидатов в лоцманы только после получения его лоцманами необходимого стажа.

Указанная позиция не соответствует обстоятельствам дела, а также официальной позиции федерального органа исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта (писем Минтранса России от 13.02.2018 № 05-03/2851-ИС, от 11.07.2018 № СА-23/9925).

4) По мнению ответчика, Комиссия неосновательно сделала вывод о создании ФГУП «Росморпорт» действиями (бездействием) препятствий доступа на рынок лоцманской проводки судов в морском порту Сабетта ООО «Альбатрос». Указанную позицию ФГУП «Росморпорт» мотивирует тезисом о том, что ООО «Альбатрос» должно пройти все необходимые этапы обучения (повышения квалификации) для осуществления лоцманской проводки и только непрохождение стажировки должно препятствовать его выходу на рынок лоцманских услуг в порту Сабетта. ООО «Альбатрос» не представил в дело доказательства, что его лоцманы получили теоретическую и тренажерную подготовок.

Комиссия отклоняет указанное возражение в связи со следующим.

В Положении о морских лоцманах и иных нормативных правовых актах, регулирующих порядок стажировки лоцманов, отсутствует норма согласно которой к стажировке лоцманов на судах допускаются лишь те лоцманы, которые ранее прошли теоретическую и тренажерную подготовку. Таким образом, порядок и этапы теоретической и практической подготовки, а также стажировки нормативно не урегулированы. Более того, как было заявлено представителем ООО «Альбатрос», на заседании Комиссии 14.08.2018, лоцманы ООО «Альбатрос» фактически осуществляют стажировку лоцманов на судах параллельно с прохождением теоретической и тренажерной подготовкой.

Практика применения указанного подхода лоцманами ФГУП «Росморпорт» подтверждается в том числе планом подготовки морских лоцманов для работы в морском порту Сабетта, утвержденного 08.05.2015 г.

ФГУП «Росморпорт» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по лоцманской проводке судов в порту Сабетта. Только лоцманы ФГУП «Росморпорт» обладают достаточной и необходимой квалификацией для осуществления стажировки кандидатов в морские лоцманы, что подтверждается лоцманскими удостоверениями 1 категории, полученными лоцманами ФГУП «Росморпорт» от капитана порта Сабетта.

В соответствии с пунктом 28 Положения о морских лоцманах подготовка кандидатов в морские лоцманы и повышение квалификации морских лоцманов должны включать в себя, в том числе стажировку на судах, лоцманская проводка которых осуществляется (далее — стажировка).

На основании пункта 44 Положения о морских лоцманах, аттестационный экзамен проводится при предъявлении справки о стажировке в районе лоцманской проводки.

В письме ФГУП «Росморпорт» от 27.07.2017 № АЛ-26/7004-16, направленного в адрес ФАС России во исполнение Предупреждения указано, что отсутствие в ФГУП «Росморпорт» морских лоцманов со стажем работы в морском порту Сабетта не менее пяти лет делает возможным оказание услуг по стажировке морских лоцманов ООО «Альбатрос» не ранее чем с 01.08.2019.

Однако указанная позиция противоречит фактическим обстоятельствам и материалам указанного дела.

Пунктом 30 Положения о морских лоцманах установлено, что стажировка проводится под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы в качестве морского лоцмана не менее пяти лет.

В соответствии с пунктом 47 Положения о морских лоцманах, квалификационная категория морского лоцмана 1 категории присваивается морским лоцманам при условии их безаварийной работы в должности морского лоцмана не менее 5 лет и наличия представления лоцманской организации о повышении квалификационной категории морского лоцмана.

Согласно подпункту 2 пункта 4 Положения о морских лоцманах морской лоцман должен иметь действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов.

Учитывая изложенное, лица, получившие лоцманские удостоверения 1-й категории, относятся к квалифицированным морским лоцманам, имеющим возможность осуществлять стажировку кандидатов в морские лоцманы/морских лоцманов на судах, лоцманская проводка которых проводится в морском порту.

ФГУП «Росморпорт» обладает лоцманами 1-й категории, которые прошли необходимую подготовку для осуществления лоцманской проводки судов именно в порту Сабетта.

Указанный вывод ФАС России подтверждается представленными ФГУП «Росморпорт» Планами подготовки лоцманов Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» к работе в порту Сабетта, лоцманскими удостоверениями 1-й категории, полученными лоцманами ФГУП «Росморпорт» в морском порту Сабетта в 2016-2017 гг. (лоцманские удостоверения: № 01/2016 от 18.08.2016, № 02/2016 от 18.08.2016, № 06/2016 от 20.10.2016, № 04/2017 от 27.04.2017, № 02/2017 от 28.03.2017, № 05/2017 от 27.04.2017, № 07/2017 от 02.06.2017, № 06/2017 от 31.05.2017, № 03/2017 от 28.03.2017), а также позицией капитана морского порта Сабетта <...> (письмо от 08.05.2018 № 0805/С-1200), согласно которой лоцманы 1 категории Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» обладают опытом лоцманских проводок в Арктических водах и имеют удостоверения ледового лоцмана для оказания услуг по ледовой лоцманской проводке в акватории Северного морского пути, то есть имеют соответствующий опыт проводок судов в тяжелых ледовых условиях.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395 Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

В отношении нормы пункта 30 Положения о морских лоцманах Минтранс России сообщило, что в соответствии с этим пунктом стажировка проводится под руководством квалифицированных морских лоцманов, имеющих стаж работы в качестве морского лоцмана не менее пяти лет. Какие-либо ограничения в отношении того, как этот стаж получается («набирается») лоцманом, в указанной норме отсутствуют, поэтому, по мнению Минтранса России, это может быть стаж работы лоцманом как в одном порту, так и в сумме в нескольких (письмо Минтранса России от 11.07.2018 № СА-23/9925).

Из представленного выше следует, что на момент совершения вменяемого ответчику правонарушения у лоцманов ФГУП «Росморпорт» имелся необходимый стаж работы в качестве морского лоцмана, что позволяло лоцманам ФГУП «Росморпорт» осуществлять стажировку лоцманов сторонних организаций.

Обладая рыночной властью, ввиду единоличного присутствия ФГУП «Росморпорт» на рынке услуг лоцманской проводки судов в порту Сабетта, осознавая, что без проведения стажировки лоцманов конкурирующей компании ООО «Альбатрос» не сможет выйти на указанный рынок, ФГУП «Росморпорт» создан искусственный барьер для входа ООО «Альбатрос» на рынок услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в морском порту Сабетта.

Вышеизложенное свидетельствует о создании ФГУП «Росморпорт» с 17.08.2017 г. (то есть с момента направления оферты с отлагательным условием начала оказания услуг по стажировке морских лоцманов) по настоящее время препятствий доступа на рынок услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в порту Сабетта другому хозяйствующему субъекту (ООО «Альбатрос») путем уклонения от осуществления стажировки морских лоцманов ООО «Альбатрос», без прохождения которой лоцманы ООО «Альбатрос» не могут оказывать услуги лоцманской проводки судов в порту Сабетта, при наличии в штате ФГУП «Росморпорт» квалифицированных лоцманов, которые вправе осуществлять стажировку на судах, лоцманская проводка которых осуществляется в порту Сабетта.

Пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Комиссией установлено, что созданные ФГУП «Росморпорт» препятствия доступа ООО «Альбатрос» на рынок услуг по обеспечению лоцманской проводки судов в порту Сабетта привели к недопущению конкуренции, а также ущемили интересы ООО «Альбатрос» в сфере предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ФГУП «Росморпорт» нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, то есть создание препятствий доступа ООО «Альбатрос» на рынок услуг лоцманской проводки судов в порту Сабетта, выраженных в уклонении от осуществления стажировки морских лоцманов ООО «Альбатрос», без прохождения которой лоцманы ООО «Альбатрос» не могут оказывать услуги лоцманской проводки судов в порту Сабетта, при наличии в штате ФГУП «Росморпорт» квалифицированных лоцманов, которые вправе осуществлять стажировку на судах в порту Сабетта.

Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для квалификации действий (бездействия) ФГУП «Росморпорт» как нарушающих пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ФГУП «Росморпорт» нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать ФГУП «Росморпорт» по результатам рассмотрения дела № 1-10-174/00-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. В связи с отсутствием в действиях ФГУП «Росморпорт» нарушения антимонопольного законодательства по пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить рассмотрение дела № 1-10-174/00-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства по пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

2018-95940(1)

2018-95940(1)

 

 

 

2018-95940(1)

2018-95940(1)

 

 

Связанные организации

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
ИНН 7702361427, ОГРН 1047702023599
ООО "Альбатрос"
ИНН 7706553874, ОГРН 1047796752596
ФГБУ "Администрация морских портов Западной Арктики"
ИНН 5190800121, ОГРН 1025100841435
ФГУП "Росморпорт"
ИНН 7702352454, ОГРН 1037702023831