Решение №АГ/24536/14 Решение по делу № 1-10-186/00-03-13 от 19 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-186/00-03-13

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения объявлена    02.06.2014                                

Решение изготовлено в полном объеме      25.06.2014                                       

 

г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, рассмотрев дело № 1-10-186/00-03-13 по признакам нарушения группой лиц в составе: ОАО «РЖД» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2) и ОАО «ТрансКонтейнер» (125047, г. Москва, Оружейный пер., д.19), пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступили многочисленные заявления граждан Российской Федерации и хозяйствующих субъектов о наличии признаков нарушения группой лиц в составе: ОАО «РЖД» и ОАО «ТрансКонтейнер», части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся, по мнению заявителей, в осуществлении действий по экономически или технологически не обоснованному сокращению или прекращению предоставления среднетоннажных контейнеров (далее - СТК) для перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования в СТК, изъятии СТК из обращения.

В соответствии с приказом ФАС России от 24.07.2013 № 480/13 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1-10-186/00-03-13 и определением о назначении дела № 1-10-186/00-03-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.08.2013 № АГ/30798/13, в отношении группы лиц: ОАО «РЖД», ОАО «ТрансКонтейнер», было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, в соответствии с пунктом 4 указанной части установлен запрет на экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В рамках рассмотрения дела установлено следующее.

1. В ходе реформы железнодорожного транспорта в 2007 году ОАО «РЖД» создало дочернее общество ОАО «ТрансКонтейнер» и передало на его баланс около 130 тысяч среднетоннажных контейнеров (далее - СТК). В управление ОАО «ТрансКонтейнер» переданы контейнерные площадки, расположенные на железнодорожных станциях общего пользования, для работы с СТК на территории Российской Федерации.

ОАО «РЖД», его дочернее общество ОАО «ТрансКонтейнер» входят в одну группу лиц в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, поскольку ОАО «РЖД» владеет 50% +1 акций с правом голоса в уставном капитале ОАО «ТрансКонтейнер».

Основными видами деятельности ОАО «ТрансКонтейнер» согласно уставу ОАО «ТрансКонтейнер» являются: организация перевозок грузов во внутреннем и международном сообщении, транспортно-экспедиционное обслуживание, предоставление в пользование экспедиторам и грузовладельцам вагонов и контейнеров для перевозки грузов, изготовление контейнеров, ремонт контейнеров и вагонов; осуществление строительства, реконструкции и обновления основных фондов; осуществление посреднической, торгово-закупочной и снабженческой деятельности, связанной с основной деятельностью общества.

Универсальный контейнер (далее — контейнер) — унифицированная грузовая единица, предназначенная для перевозки тарных и штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов, представляющая собой стандартизированную по максимальной массе брутто, габаритным размерам конструкцию, снабженную стандартизированными по форме, содержанию, месту размещения надписями, табличками и оборудованную приспособлениями для закрепления на различных видах транспортных средств и механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Среднетоннажные контейнеры (далее – СТК ) — универсальные контейнеры, соответствующие ГОСТ 18477-79, типа УУК-3, УУК-3 (5) — 3-х тонные контейнеры и типа УУК-5, УУК-5 (6) — 5-ти тонные контейнеры (максимальная масса брутто равна или более 3 тонн, но менее 10 тонн).

СТК являются наиболее востребованным типом контейнеров среди грузоотправителей (физических лиц, предприятий малого и среднего бизнеса). Это именно та тара, которая оптимальна для большого спектра грузов разных объемов и масс, используется в основном как для перевозки домашних вещей из регионов Дальнего Востока, Сибири в центральную Россию, так и в обратном направлении.

СТК используются во внутренних перевозках и в основном для социально значимых перевозок.

В настоящее время на рынке предоставления универсальных сренетоннажных контейнеров для их использования при осуществлении внутренних перевозок грузов в контейнерах железнодорожным транспортом общего пользования сложилась ситуация, когда у граждан, предприятий и организации малого и среднего бизнеса отсутствует возможность отправления грузов в 3-х и 5-ти тонных контейнерах.

Согласно Аналитическому отчету, составленному по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению универсальных СТК для их использования при осуществлении внутренних перевозок грузов в контейнерах железнодорожным транспортом общего пользования, установлено, что указанный рынок является высококонцентрированным рынком с неразвитой конкуренцией, на котором группа лиц в составе: ОАО «РЖД», ОАО «ТрансКонтейнер», имеет долю более 50 % и, с учетом части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимает доминирующее положение.  

Между ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «Российские железные дороги» было заключено ряд договоров аренды среднетоннажных контейнеров ОАО «ТрансКонтейнер», в том числе от 15.10.2007 № 106-жд и от 20.10.2011 № 639, в связи с чем эти контейнеры эксплуатировались на условиях инвентарного парка по тарифам, установленным Прейскурантом № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (утвержден постановлением ФЭК России от 17.06.2003 № 47-т/5).

Порядок расчета тарифов, сборов и платы утверждается ФСТ России. Принципы дифференциации тарифов определяются с учетом организации перевозочного процесса, влияющего на величину расходов и доходов субъекта регулирования.

Исходя из изложенного, тарифы, установленные на перевозку железнодорожным транспортом общего пользования грузов в СТК являются экономически обоснованными и направлены на поддержание эффективности указанных перевозок. 

2. В соответствии с информацией, представленной ОАО Трансконтейнер», среднетоннажные контейнеры изношены (износ парка составляет свыше 90%), поэтому они подлежали списанию до конца 2012 года в связи с достижением предельного нормативного срока эксплуатации, производство среднетоннажных контейнеров на территории РФ и стран СНГ, Китая, отсутствует.

Однако, согласно  бизнес-плану создания и развития дочернего открытого акционерного общества ОАО «РЖД» в области контейнерных перевозок на основе реформирования Центра по перевозки грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер»-филиала ОАО «РЖД», утвержденным протоколом заседания совета директоров ОАО «РЖД» от 28 декабря 2005 года, выбытие переданного ОАО «ТрансКонтейнер» от ОАО «РЖД» парка среднетоннажных контейнеров типоразмером УКК-5 должно было произойти в 2020 году, УКК-3 - в 2013 году.

При этом, вышеуказанным бизнес-планом предусмотрено поэтапное увеличение программы производства контейнеров к 2010 году до 5 тыс. штук, а к 2015г. до 8 тыс. штук. в год, путем развития мощностей Грязи-Орловского мотовозоремонтного завода.

Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утвержденные приказом МПС России от 18.06.2003 № 30, разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и регулируют порядок и условия перевозок железнодорожным транспортом тарных и штучных грузов в универсальных контейнерах в прямом железнодорожном сообщении и непрямом международном сообщении. Перевозка грузов в универсальных контейнерах в прямом международном сообщении регулируется соответствующими международными договорами Российской Федерации. Контейнеры универсальные должны изготавливаться в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 20259-80 (дата введения 01.01.82) «Контейнеры универсальные. Общие технические условия», ГОСТ 18477 по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке. К среднетоннажным универсальным контейнерам относятся контейнеры массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн типа УУК-3, УУК-3(5), УУК-5, УУК-5 (6). ГОСТ 20259-80 и ГОСТ 20260-80 (дата введения 01.01.82) представлены на запрос ФАС России письмом Росстандарта от 20.03.3 № АЗ-101-26/2049 (рег. номер <...> /14, зарегистрирован: 24.03.2014). Согласно ГОСТ 20259: «Срок службы контейнеров - по нормативным срокам службы», утвержденным Госпланом СССР . ССССс (измененная редакция, Изм. № 3).

Позиция ОАО «ТрансКонтейнер», касающаяся срока полезного использования контейнера, содержит ссылки на Положение об учетной политике ОАО «ТрансКонтейнер», Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее - Общероссийский классификатор), Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1, согласно которой: «Код ОКОФ Шестая группа имущества (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно), 16 2915060 Контейнер для хранения грузов».

Согласно Положению об учетной политике для целей бухгалтерского учета (письмо ОАО «ТрансКонтейнер» от 07.11.2013 № ЦКПЮо-6/0-2013-44/ц-3; рег. номер <...> , зарегистрирован: 07.11.2013): «срок полезного использования для контейнеров: - выпуска с 2000 г. - 10 лет с даты первоначального ввода в эксплуатацию; - выпуска до 2000 г. -15 лет с даты первоначального ввода в эксплуатацию». Причем 15 лет (для всех СТК) соответствует и тому, что было включено в бизнес-план при создании ОАО «ТрансКонтейнер». Объяснения такого расхождения в сроках полезного использования в зависимости от года выпуска (выпуск с 2000 года и выпуск после 2000 года) со стороны ОАО «ТрансКонтейнер» дано в письме ОАО «ТрансКонтейнер» от 23.04.2014 № ЦКПЮр-6/0-2013-44/Ц-10; регистр. номер <...> /14, зарегистрирован: 23.04.2014.

При списании контейнеров ОАО «ТрансКонтейнер» руководствуется сроком полезного использования СТК от 10 до 15 лет (л. 2 письма ОАО «ТрансКонтейнер» от 07.11.2013 № ЦКПЮо-6/0-2013-44/ц-3, рег. номер <...> /13 зарегистрирован: 07.11.2013), относя СТК к контейнерам для хранения грузов.

Представленные на рассмотрение Комиссии материалы и акты об исключении универсального контейнера из парка ОАО «ТрансКонтейнер» свидетельствуют о том, что СТК, исключаемые из инвентарного парка ОАО «ТрансКонтейнер», в период эксплуатации не ремонтировались или ремонтировались с отклонением от Регламента технического обслуживания и ремонта среднетоннажных контейнеров.

В письме ОАО «Транс-Контейнер» от 23.04.2014 № ЦКПЮр-6/0-2013-44/Ц-10 указывается, что в 2012-2014 гг. не проводился капитальный ремонт СТК. При этом ОАО «РЖД» и ОАО «ТрансКонтейнер» не представили доказательств об отмене проведения плановых видов ремонта СТК; отсутствуют нормативные правовые документы об отмене проведения ремонтов среднетоннажных контейнеров, в том числе об объеме капитального (КР).

Документы и информация, представленные на рассмотрение Комиссии, свидетельствуют о том, что имеется целая система ремонта СТК, и подтверждают, что в процессе эксплуатации при перевозке грузов железнодорожным транспортом в контейнерах предусматривается проведение ремонта универсальных контейнеров, в том числе среднетоннажных.

Согласно Инструкции о порядке исключения из инвентарного парка универсальных контейнеров принадлежности железнодорожных администраций (утверждена в г. Баку 01.10.1997 на 19-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ; далее - Инструкция) исключение из инвентаря контейнера осуществляется по нормативному сроку службы, техническому состоянию или при повреждении, если восстановление его нецелесообразно. При этом в акт на исключение универсального контейнера (форма № ВУ-10КМ) включена отдельная строка: сведения о проведении последнего капитального ремонта.

Руководство по ремонту среднетоннажных контейнеров РТМ 5 ЦКП 06, утвержденное вице-президентом ОАО «РЖД» С.В. Козыревым 10.06.2006, является основным документом при проведении ремонтных работ СТК массой брутто 3 и 5 тонн инвентарного парка ОАО» РЖД» на ремонтных предприятиях согласно Регламенту технического обслуживания и ремонта.

Пункт 1.3 Указания МПС России от 20.06.2000 № Д-1868у «О введении новой инструкции по учету наличия и ремонта неисправных контейнеров» предусматривается: «Учет неисправных контейнеров ведется ежесуточно в физических единицах по общему наличию и по видам ремонта (текущему, плановому текущему и капитальному).

По данным ОАО «ТрансКонтейнер», приведенным в письме от 23.04.2014 № ЦКПЮр-6/0-2013-44/Ц-10, в 2013 году списаны порядка 760 СТК.

Таким образом, ОАО «ТрансКонтейнер» выводило из эксплуатации СТК ранее нормативного срока их вывода, без наличия технологических оснований, что приводило (могло привести) к необоснованным отказам от заключения договора на предоставление СТК с отдельными покупателями.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В связи с наличием в указанных действиях ОАО «ТрансКонтейнер» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России выдала предупреждение от 25.04.2014 № АГ/16871/14 ОАО «ТрансКонтейнер» о необходимости прекращения указанных действий (далее Предупреждение ФАС России) путем:

- Разработки и утверждения документа, устанавливающего критерии и процедуру вывода из эксплуатации СТК, в том числе с учетом требований к проведению капитального ремонта СТК, в срок до 22.05.2014 (включительно).

- Направления разработанного согласно пункту 1 документа во все филиалы ОАО «ТрансКонтейнер» в срок до 27.05.2014 (включительно).

Письмом от 23.05.2014 № ЦКПЮо-6/0-2013-44/ц-11 ОАО «ТрансКонтейнер» сообщило об исполнении Предупреждения ФАС России путем издания распоряжения от 21.05.2014 № 88р «Об эксплуатации универсальных среднетоннажных контейнеров».

Комиссия пришла к выводу о надлежащем исполнении ОАО «ТрансКонтейнер» предупреждения.

На основании изложенного, Комиссия также пришла к выводу о необходимости направления в Министерство транспорта Российской Федерации рекомендаций об осуществлении действий, направленных на предотвращение ущемления интересов физических и юридических лиц.

Руководствуясь статьей 23, 391 , частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать отсутствие в рассматриваемых действиях группы лиц в составе: ОАО «РЖД» и ОАО «ТрансКонтейнер» нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить рассмотрение дела № 1-10-186/00-03-13 по признакам нарушения ОАО «ТрансКонтейнер» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с выполнением предупреждения о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 02.04.2014 № АГ/16871/14.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны