Решение №АР/80478/16 Решение Комиссии по рассмотрению дела № 1-10-84/00-03-16 о н... от 21 ноября 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-10-84/00-03-16

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено 21 ноября 2016 г.

 

Комиссия ФАС России (далее — Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> , рассмотрев дело № 1-10-84/00-03-16 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Приморский торговый порт» (188910, Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск) (далее — ООО «ПТП») пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) (далее — дело № 1-10-84/00-03-16), выразившегося в установлении и поддержании цены (тарифа) на оказание услуг по перевалке нефти, в присутствии на заседании <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России на рассмотрение поступили обращения АО НК «РуссНефть» (вх. № 141586 от 04.12.2015) и ОАО «НК «Роснефть» (вх. № 52350/16 от 15.04.2016) (далее — Заявители) о наличии в действиях ООО «ПТП» признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по перевалке нефти на морские танкеры в порту Приморск.

Из обращений следует, что доставка нефти для экспортной перевалки в порту Приморск осуществляется трубопроводным транспортом. Поставка нефти в направлении порта осуществляется в соответствии с ежеквартальными экспортными графиками Минэнерго России и ежемесячными графиками ПАО «Транснефть», подачи и расстановки тоннажа в порту Приморск.

Отгрузки нефти на экспорт через порт Приморск осуществляются по логистической схеме: трубопровод ПАО «Транснефть» - ООО «ПТП» - экспортный танкер.

ООО «ПТП» заключены договоры:

    • с АО НК «Русснефть» от 24.12.2013 № 33960-60/14-1 на оказание услуг по перевалке нефти в порту Приморск;

    • с ОАО «НК «Роснефть» от 26.12.2013 № 100013/05504Д на оказание услуг по перевалке нефти в порту Приморск.

Согласно пунктам 4.1 указанных договоров стоимость услуг по перевалке нефти составила 79 рублей за одну тонну нефти брутто на момент заключения договора.

В соответствии с пунктами 4.2 данных договоров в случае изменения стоимости оказания услуг ООО «ПТП» уведомляет компании-контрагенты об этом в простой письменной форме. Вместе с уведомлением ООО «ПТП» направляет на рассмотрение проект дополнительного соглашения к Договору, определяющий условия применения новой стоимости.

ООО «ПТП» дважды в течение 2015 года увеличило стоимость услуг перевалки нефти:

1. 17.11.2014 ООО «ПТП» уведомило контрагентов об изменении с 01.01.2015 стоимости оказания услуг по перевалке нефти с 79 рублей до 99 рублей за одну тонну нефти брутто;

Далее, 28.01.2015 ООО «ПТП» уведомил о том, что на основании решения совета директоров ООО «ПТП» и в связи с изменившейся рыночной ситуацией стоимость услуг будет изменена с 01.03.2015.

Компании-контрагенты, не согласившись с данным предложением и в связи с существенным увеличением расходной части бюджета проинформировали ООО «ПТП» о необходимости оставить стоимость услуг по перевалке нефти на прежнем уровне — 99 рублей за тонну брутто.

Письмом от 03.03.2015 ООО «ПТП» проинформировал о невозможности пересмотра установленного в долларах США тарифа, т. к. данное решение утверждено советом директоров ООО «ПТП», данный тариф утвержден для всех клиентов ООО «ПТП» без исключения.

2. 22.04.2015 ООО «ПТП» уведомило контрагентов об установлении с 01.05.2015 нового тарифа на перевалку нефти в порту Приморск в размере 2,25 доллара США/тонну брутто, что привело к увеличению ставки перевалки нефти на 60% вместо 25% как оговаривалось с компаниями-контрагентами ранее.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) услуги в портах относятся к сфере естественных монополий, таким образом, в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях ООО «ПТП» является субъектом естественной монополии.

В соответствии с пунктом 104 приказа ФСТ России от 05.06.2012 № 137-т/3 ООО «ПТП» является субъектом естественных монополий в транспортных терминалах и портах и единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по перевалке нефти на морские танкеры в порту Приморск.

Заявителями отмечено, что установление ООО «ПТП» стоимости услуг по перевалке нефти в иностранной валюте является экономически, технологически и иным образом необоснованным и влечет за собой существенный рост расходов компаний, что ведет к ущемлению их интересов, в том числе к причинению им значительного материального ущерба.

В рамках рассмотрения дела № 1-10-84/00-03-16 ФАС России проведен анализ конкурентной среды на рынке оказания услуг по перевалке нефти с целью установления доминирующего положения ООО «ПТП» в соответствии с порядком, установленным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

В соответствии с целями исследования анализ рынка проведен за 2014 — 1 полугодие 2016 года.

Из аналитического отчета, подготовленного по результатам анализа конкурентной среды на рынке оказания услуг по перевалке нефти, следует:

в соответствии с Общероссийскими классификаторами – продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) и видов экономической деятельности (ОКВЭД) исследуемый товар (работы, услуги) определяются как: по ОКПД — услуги по транспортной обработке грузов вне контейнеров на морском транспорте (63.11.12.140), по ОКВЭД — транспортная обработка прочих грузов (63.11.2).

Согласно федеральному закону от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о морских портах):

- перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта;

- услуги, оказание которых осуществляется в морском порту (далее - услуги в морском порту), - услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 17 Закона о морских портах установлено, что в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов.

На основании части 3 статьи 17 Закона о морских портах, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти утверждает, в том числе правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту.

Пунктом 2 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту (далее — Правила), утвержденных Приказом Минтранса России от 09.07.2014 № 182 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» установлено, что правила оказания услуг в морском порту представляют собой изданные в установленном порядке нормативные правовые акты, которые регулируют оказание услуг в морском порту и являются обязательными для участников правоотношений, регулируемых данными правилами.

Перечень операторов морских терминалов в каждом морском порту, а также перечень оказываемых ими услуг определены в Реестре морских портов Российской Федерации, ведение которого осуществляется в порядке, установленном приказом Минтранса России от 01.04.2009 № 51 «Об утверждении Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации» (пункт 4 Правил).

Согласно информации, размещенной на сайте Росморречфлота порт Приморск входит в реестр морских портов (http://www.morflot.ru/deyatelnost/morskoy_transport/reestr_mp.html).

Приложением к распоряжению Росморречфлота от 06.02.2015 № АД-15-р установлено, что ООО «ПТП» оказывает услуги по перевалке сырой нефти и светлых нефтепродуктов с трубопроводного транспорта на морской транспорт.

Согласно пункту 12 раздела II Обязательных постановлений в морском порту Приморск, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2013 № 5 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Приморск» морской порт предназначен для перевалки нефти и нефтепродуктов класса 3 опасности Международной морской организации, а также в морском порту осуществляются грузовые операции с иными видами грузов согласно назначению причалов.

Анализ договоров, представленных ООО «ПТП» показал, что во всех случаях предметом договора является оказание услуг по перевалке нефти.

Таким образом, товар и, следовательно, продуктовые границы исследуемого товарного рынка, определены как услуги по перевалке нефти.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка определяются как границы территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ товарного рынка в порту принимаются следующие условия:

- местонахождение потребительских услуг;

- наличие альтернативных пунктов предоставления услуг, т.е. портов, через которые потребитель имеет возможность отправить или получить груз, в случае повышения цен на услуги в альтернативном порту. При установлении такой возможности учитывается доступность транспортных коммуникаций, используя которые потребитель может доставить груз в порт или из порта, стоимость доставки грузов в порт или из порта.

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют возможность приобрести данный товар.

Географические границы товарного рынка погрузо-разгрузочных работ предварительно определяются по бассейновому принципу. Перечень бассейнов и портов указан в приказе ФСТ России от 20.12.2007 № 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации».

Одновременно следует отметить, что не все порты, находящиеся на территории одного бассейна, можно рассматривать в качестве конкурирующих между собой, а лишь те, которые установлены в результате опросов нефтяных компаний.

Географические границы рынка погрузо-разгрузочных работ в портах могут быть определены как локальный рынок в границах порта.

Результат опроса нефтяных компаний показал, что большинство потребителей не имеют возможности воспользоваться услугами альтернативного продавца из-за ряда факторов:

1. отсутствие альтернативных вариантов перевалки трубопроводной нефти в порту Приморск;

2. компании вынуждены производить отгрузку нефти на экспорт на основании графика, выделяемого Минэнерго России, только в порту Приморск;

В соответствии со Схемой нормальных (технологических) грузопотоков нефти, утвержденной приказом Минэнерго России от 03.09.2010 № 435 (с изменениями, утвержденными приказом Минэнерго России от 31.12.2014 № 1030) у большинства компаний отсутствует технологическая возможность осуществления транспортировки и перевалки нефти на экспорт через альтернативные порты Балтийского (Усть-Луга, Калининград) или иных бассейнов.

3. в рамках обеспечения своих долгосрочных кредитных обязательств, компании не имеют возможности рассматривать альтернативные варианты поставок нефти, замещающие поставки через порт Приморск;

4. порт Приморск является единственным портом отгрузки в рамках текущей конфигурации системы магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть», что не позволяет, например, малым нефтяным компаниям, обеспечивающим поставки нефти из ресурсов ООО «Лукойл-Коми» на экспорт выбрать альтернативного поставщика услуг.

Таким образом, географические границы рынка оказания услуг по перевалке нефти, применительно к делу № 1-10-84/00-03-16, определены как границы порта Приморск.

Поставщиками (продавцами) комплекса услуг по погрузке-выгрузке и хранению нефти являются операторы морского терминала (стивидоры) - транспортные организации, осуществляющие эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств.

Состав поставщиков (продавцов) комплекса услуг по погрузке-выгрузке нефти определен на основании сведений, полученных с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Ниже представлен перечень портов с разбивкой на стивидоров с указанием их юридического адреса, которые являлись поставщиками комплекса услуг по перевалке нефти в границах Балтийского бассейна в период 2014 — 1 полугодие 2016 года.

Таблица 1

Стивидоры, осуществляющие перевалку нефти в границах Балтийского бассейна

Наименование порта

Стивидор

Юридический адрес поставщика услуг

Порт Приморск

ООО «Приморский торговый порт»

188910, Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск

Порт Усть-Луга

ООО «Невская трубопроводная компания»

188477, Ленинградская область, Кингисеппский район , деревня Вистино, 25/2

Порт Калининград

ООО «Лукойл-Комплексный нефтяной терминал»

238340, Калининградская область, г. Светлый, ул. Ю. Гагарина, 61

 

Потребителями (покупателями) комплекса услуг по перевалки нефти являются нефтяные и операторские компании.

Крупнейшими нефтяными и операторскими компаниями, которые пользовались услугами по погрузке-выгрузке (перевалке) нефти в портах Балтийского бассейна в 2014-2016 гг. были (являются):

- ПАО «Газпром нефть» (190000, Россия, Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д. 3-5);

- ПАО «ЛУКОЙЛ» (101000, Москва, Сретенский бульвар, д. 11);

- ОАО «ИНГА» (628012, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, д. 146/2);

- ПАО АНК «Башнефть» (125047, Россия, Москва, 1-я Тверская-Ямская, д. 5; 450077, Россия, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 30, кор. 1);

- ООО «Нефтегазовая компания «Горный» (125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 37 «А», кор. 14, стр. 1);

- ЗАО «Каюм Нефть» (628180, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Нягань, ул. Ленина, д. 3, пом. 4);

- АО «Негуснефть» 628463, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Радужный, ул. Индустриальная, стр. 60);

- АО «Антипинский НПЗ» (625047, Тюменская область, г. Тюмень, 6 км Старого Тобольского тракта, 20);

- ЗАО «Колвинское» (169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Мира, д. 6);

- ООО «НК «Северное сияние» (119435, г. Москва ул. Малая Пироговская д. 14 стр. 1);

- ООО «Пурнефть» (107078, Москва, Большой Харитоньевский пер., д. 24, стр. 11, оф. 11;

- АО «Татнефтеотдача» (423450, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Шевченко, 9А);

- ОАО «Сургутнефтегаз» (628415, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. Григория Кукуевицкого, 1, кор. 1);

- ООО «Динью» (169304, Республика Коми, г. Ухта, ул. Моторная, 14);

- ООО «Зарнестсервис» (129085, Москва, Проспект Мира, д. 103, стр. 1);

- АО «Зарубежнефть» ( 101990, Москва, Армянский пер., д. 9/1/1, стр. 1);

- ЗАО «Колванефть» (169711, Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д. 5б; 109028, Москва, Серебряническая наб., 29);

- ООО «Косьюнефть» (169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Бушуева, д. 1);

- АО «Лекс-Ойл» ( 123104, Москва, Тверской бульвар, д. 17, стр. 1);

- АО «НК «Нефтиса» (119034, г. Москва, Коробейников пер., д. 24);

- ЗАО «НефтУс» (169711, Республика Коми, г. Усинск, ул. Парковая, д. 5б; 109028, Москва, Серебряническая наб., 29);

- ООО «Нижнеомринская нефть» (169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Моторная, 14; 169314, Республика Коми, г. Ухта, а/я 147);

- ЗАО «Нэм Ойл» (169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Заводская, д. 5);

- АО «ННК-Печоранефть» (169711, Республика Коми, г. Усинск, ул. Мира, д.6, а/я 311 а);

- ООО «Петротэк-Нефть» (119034, г. Москва, Коробейников пер., д. 24; 125009, Москва, ул. Тверская, 22/2, кор. 1);

- ЗАО «Печоранефтегаз» (169300, Республика Коми, г Ухта, ул. Бушуева, д. 1);

- ООО «ТД «Северное сияние» (119432, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 14, стр. 1, пом. 1, комната 4В);

- ООО «Сургутэкс» (197136, Санкт-Петербург, ул. Подковырова, д. 37);

- ООО «Южная Бункерная компания» (353913, Краснодарский край, г. Новороссийск, пр. Ленина, д. 37);

- ОАО «СМП-Нефтегаз» (423461, Республика Татарстан, г. Альметьевск, пр. Строителей, 57);

- ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина (423450 Россия, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. 75);

- ЗАО «Самара-Нафта» (443099, г. Самара,ул. Фрунзе, 96, лит. Е11, 2-ой этаж; 443110, г. Самара, ул. Лесная, д. 23, кор. 49);

- ОАО «Татнефтепром-Зюзеевнефть» ( 423024, Республика Татарстан, Нурлатский район, с. Мамыково);

- ООО «ЦНПСЭИ» (169304, Республика Коми, г. Ухта, ул. Моторная, 14);

- ОАО «НК «Роснефть» (115035, Москва, Софийская набережная, 26/1);

- АО НК «Русснефть» (115054, Москва, ул. Пятницкая, д. 69);

- ООО «Фактори Трейд» (125252, Москва, ул. 3-я Песчаная, д. 5, кор. 1; 125475, Москва, ул. Петрозаводская, д. 28, кор. 4, пом VI, комн. 2).

Письмом ФАС России от 05.08.2016 № АГ/53924/16 проведен опрос потребителей (покупателей) комплекса услуг по перевалке нефти и заданы следующие вопросы:

1. Происходит ли ущемление интересов, в связи с увеличением (по сравнению с 2014 г.) стоимости услуг, оказываемых ООО «ПТП», по погрузке и выгрузке грузов (в том числе нефти) в порту, номинированных, в иностранной валюте (в том числе в долларах США) при условии существенного роста курса иностранной валюты (доллара США)?

2. Существуют ли условия, которые усложняют, ограничивают возможности для организации получить услугу погрузки-выгрузки груза (перевалки нефти) в морском порту Приморск:

А. такие условия отсутствуют;

Б. существует одно или несколько таких условий (нужное выбрать из нижеприведенного списка и расшифровать: в чем именно проявляется такое (такие) ограничения), а именно:

- требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);

- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);

- условия, правила и обычаи делового оборота.

В. Имеются иные условия которые усложняют, ограничивают возможности получить услугу по погрузке и выгрузке груза, и которые не перечислены в пункте «Б» (расшифровать: в чем именно проявляются такие ограничения.

3. У каких продавцов (расположенных за пределами территории порта, на которой оказываются услуги погрузки и выгрузки груза) и в каком количестве ваша организация предпочтет пользоваться услугами погрузки и выгрузки груза, если цена на данную услугу (в пределах территории порта, на которой оказываются услуги погрузки и выгрузки груза) долговременно (дольше 1 года) повысится на 5 - 10 процентов, а цена за пределами таких границ останется прежней?

В результате опроса потребителей (покупателей) комплекса услуг по перевалке нефти было установлено:

1. выявлены факторы ущемления интересов потребителей, в связи с установлением тарифа на перевалку нефти в долларах (2,25 долларов США за тонну брутто). В связи с этим компании вынуждены нести необоснованные расходы на оплату колебаний рыночной стоимости доллара США, что является существенным негативным фактором для коммерческой деятельности нефтяных компаний (в связи с валютными колебаниями курса доллара США компании вынуждены нести высокие расходы по перевалке в порту Приморск).

2. отсутствие условий, которые усложняют, ограничивают возможности для компаний получить услугу погрузки-выгрузки груза (перевалки нефти) в морском порту Приморск;

3. в Балтийском бассейне, помимо ООО «ПТП», услуги по перевалке нефти осуществляются компанией ООО «Невская трубопроводная компания». Однако, по перечисленным ранее причинам, большинство компаний не имеет возможности перераспределить потоки нефти на экспорт к альтернативному продавцу даже с учетом роста цен на данную услугу на 5-10% на срок более года.

Расчет объема рынка услуг по перевалки нефти и долей хозяйствующих субъектов на рынках осуществляется на основании следующих показателей: объем переваленной нефти за рассматриваемый период времени, исчисляемый в натуральном выражении (тонны нефти).

Данные получены из: ответов на запрос ФАС России от 08.06.2015 № ЦА/28370/15, ответов на запрос ФАС России от 05.08.2016 № АГ/53924/16, письма ФГУ «АМП Калининград» от 28.07.2015 № 163-03/15, письма ФГБУ «АМП Балтийского моря» от 14.07.2015 № 1394, письма ООО «ПТП» от 11.06.2015 № 28-11/1259, письма ООО «ПТП» от 26.04.2016 № 01-11/422, письма ООО «ПТП» от 29.07.2016 № 28-11/868, письма АО НК «Русснефть» от 05.08.2016 № ОГ-4285, письма ПАО «НК «Роснефть» от 18.08.2016 № ОК-15079.

Таблица 2

Объем перевалки нефти хозяйствующими субъектами в Балтийском бассейне

Порт

Хозяйствующие субъекты

Объемы перевалки ( тысячи тонн)

Доля (%)

2014

2015

1 полугодие 2016

2014

2015

1 полугодие 2016

Приморск

ООО «Приморский торговый порт»

42353,9

45141,7

24953,1

64%

62%

62%

Усть-Луга

ООО «Невская трубопроводная компания»

23261,1

26814

14617,6

35%

37%

37%

Калининград

ООО «Лукойл-Комплексный нефтяной терминал»

788,2

782,2

402,4

1%

1%

1%

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

Таблица 3

Показатели рыночной концентрации на рынках услуг по перевалке нефти в границах Балтийского бассейна/порта Приморск

CR-1

CR-3

HHI

2014

2015

1 полугодие 2016

2014

2015

1 полугодие 2016

2014

2015

1 полугодие 2016

64

62

62

100

100

100

5322

5214

5214

 

В соответствии со значениями коэффициентов рыночной концентрации (CR-1 и CR-3) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), приведенными в таблице 3, уровень концентрации рынка услуг по перевалки нефти в Балтийском бассейне и в границах порта Приморск является высоким, что свидетельствует о функционировании данного рынка в условиях с недостаточно развитой конкуренции.

Барьеры входа на товарный рынок:

Согласно части 2 статьи 8 Закона о морских портах государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством, в том числе:

  • лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых в морском порту (пункт 2);

  • установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий (пункт 4).

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Пунктом 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (далее — Положение о лицензировании), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» погрузочно-разгрузочная деятельность включает, в том числе, работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.

На основании пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата), эксплуатирующего береговые объекты, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители, плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов);

в) наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

г) в случае использования для погрузочно-разгрузочной деятельности судов, в том числе плавучих кранов и судов-бункеровщиков:

наличие для каждого судна (за исключением маломерного судна), предназначенного для погрузочно-разгрузочной деятельности, следующих документов:

свидетельство (временное свидетельство) о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

свидетельство о праве собственности на судно или копия свидетельства о праве собственности на судно, заверенная органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом;

мерительное свидетельство;

классификационное свидетельство;

свидетельство о грузовой марке (при наличии);

свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;

судовое санитарное свидетельство о праве плавания;

свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;

наличие для каждого маломерного судна судового билета;

наличие для каждого судна судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней) (для судов, к которым применяются требования указанной Конвенции);

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) документов, подтверждающих страхование жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей (договоров страхования), предусмотренных пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность с использованием маломерных судов);

наличие для каждого судна вместимостью более чем 1000 свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом, а также свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в соответствии со статьями 334, 335, 336.6 и 336.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 5 лет работы.

На основании вышеизложенного, с учетом норм статьи 5 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что ООО «ПТП» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по по перевалке нефти в морском порту Приморск.

Представителями Заявителей поддержаны доводы, изложенные в обращениях, ранее направленных в ФАС России и дополнительно отмечено:

1. Обоснованием выбора ООО «ПТП» для перевалки нефти в Балтийском бассейне служит ежеквартальный «График транспортировки нефти по магистральным трубопроводам за пределы территории Российской Федерации по направлениям отгрузки», утверждаемый Минэнерго России и выпускаемые на основании вышеуказанного графика — ежемесячные «Графики подачи и расстановки тоннажа в порту Приморск», утверждаемые ПАО «Транснефть».

Кроме порта Приморск в Балтийском бассейне перевалка нефти осуществляется в порту Усть-Луга (услуги по перевалке и экспедированию нефти в порту Усть-Луга оказывает ООО «Невская трубопроводная компания»). Однако, при наличии утвержденного графика Минэнерго России в направлении ООО «ПТП», АО НК «Русснефть» вынуждена осуществлять отгрузку нефти именно с порта Приморск и, соответственно, пользоваться услугами ООО «ПТП».

2. В 2016 году ПАО «НК «Роснефть», в соответствии с вышеуказанными графиками и балансом распределения нефти, запланировало перевалку на экспорт через порт Приморск в объеме около 20 000 000 тонн нефти.

ПАО «НК «Роснефть» имеет ряд долгосрочных контрактных обязательств по поставке нефти на направлении экспортных отгрузок через порт Приморск покупателям, с которыми заключены договоры, предусматривающие предоплату. Данные контракты предполагают реализацию через порт Приморск около 2/3 указанного выше объема нефти, планируемого к перевалке на экспорт на данном направлении.

По мнению ПАО «НК «Роснефть», альтернативного порту Приморск направления нет.

Представителями ООО «ПТП», в рамках рассмотрения дела № 1-10-84/00-03-16, приводились следующие доводы:

В связи с тем, что в настоящее время ФАС России не применяет ценовое регулирование к ООО «ПТП» путем установления максимально возможных тарифов на погрузо-разгрузочные работы, стоимость основных видов услуг утверждается советом директоров ООО «ПТП» и вводится в действие приказом генерального директора ООО «ПТП».

В настоящее время стоимость стивидорных услуг, оказываемых ООО «ПТП», определяется в долларах США за одну тонну и подлежит оплате в российских рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату коносамента и, в соответствии с действующим на момент заключения договора законодательством, облагается НДС. При пересчете стоимости услуг перевалки в рублевый эквивалент полученная стоимость округляется до двух десятичных знаков.

К тарифам ООО «ПТП» на услуги по хранению ФАС России также не применяет ценовое регулирование путем установления максимально возможных тарифов в виду незначительной доли данного вида деятельности в выручке. В связи с этим, стоимость услуг по хранению утверждается генеральным директором ООО «ПТП» и вводится в действие приказом генерального директора ООО «ПТП».

В настоящее время стоимость услуг по хранению ООО «ПТП» определяется в российских рублях за одну тонну (том 6 дела № 1-10-84/00-03-16, стр. 3143).

ООО «ПТП» работает в высоко конкурентной среде, представленной как портами непосредственно Балтийского бассейна, так и портами других регионов и государств.

Основным конкурентом для ООО «ПТП» в Балтийском бассейне является порт Усть-Луга.

Для реализации инвестиционной программы развития порта Приморск, направленной на увеличение производственных мощностей порта, в частности для участия в софинансировании инвестиционного проекта «Техническое перевооружение причалов №№ 3, 4 для отгрузки светлых нефтепродуктов», а также, по причине того, что ООО «ПТП» выступает гарантом (размер гарантии 3 млрд. долларов США) к кредитному договору, заключенному между банком ВТБ (ПАО) и ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (далее — ПАО «НМТП») в размере 2,1 миллиарда долларов США, ООО «ПТП» установило в 2015 году тариф на погрузо-разгрузочные работы с нефтью в соответствии с рыночным уровнем.

Проанализировав рыночные цены на аналогичные услуги других портов, а также руководствуясь пунктом 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции, советом директоров ООО «ПТП» в соответствии с установленными локальными процедурами были утверждены тарифы на перевалку нефти:

    • с 01.01.2015 по 30.04.2015 в размере 99,00 руб./тонну (брутто);

    • с 01.05.2015 в размере 2,25 долл. США/тонну (брутто).

В целях недопущения превышения цен, которые сформировались в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, величина новых валютных тарифов определена методом сопоставления рыночных цен на аналогичные услуги у стивидорных компаний в портах-конкурентах, поскольку клиенты ООО «ПТП» реализуют свою продукцию за валюту, и для них важен единый эквивалент стоимости услуг ООО «ПТП» и продукции, реализуемой на внешнем рынке, который позволяет прогнозировать деятельность и нивелировать валютные риски.

Технологические процессы при перевалке нефти в портах Приморск и Усть-Луга идентичны. Также всегда существует возможность отгрузок нефти железнодорожным транспортом в другие порты Балтийского бассейна.

Стоимость погрузки нефти в порту Усть-Луга с 01.01.2015 составляет 2,60 долл. США/тонну: 0,10 долл. США/тонну из которых — стоимость экспедирования, 2,50 долл. США/тонну — стоимость перевалки (том 9 дела № 1-10-84/00-03-16, стр. 4497).

Также представителями ООО «ПТП» отмечено, что общество не имеет отношения к распределению квот на экспорт нефти среди нефтяных компаний. Материалы тендеров, объявляемых нефтяными компаниями на реализацию нефти через порты Балтийского бассейна, свидетельствуют о том, что нефтяные компании в базисе поставки предусматривают альтернативу (FOB Приморск/FOB Усть-Луга), следовательно, покупатель нефти может вывезти объемы как из порта Приморск, так и из порта Усть-Луга.

Нефть в порты Приморск и Усть-Луга транспортируется из Тимано-Печорской, Волго-Уральской, Западно-Сибирской нефтегазовых провинций и Казахстана.

Таким образом, по мнению ООО «ПТП», нефтяные компании имеют возможность выбрать альтернативного поставщика данных услуг в портах Балтийского бассейна с учетом пропускной способности магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть».

Дополнительно ООО «ПТП» письмом от 07.11.2016 № 01-11/1266 отмечено, что географические границы рынка оказания услуг по перевалке нефти необходимо расширить (в аналитическом отчете географические границы рынка оказания услуг по перевалке нефти, применительно к делу № 1-10-84/00-03-16 о нарушении антимонопольного законодательства, определены как границы порта Приморск) на основании нижеследующего:

нефтяные компании имеют одинаковые возможности для выбора технологических направлений как на Приморск, так и на Усть-Лугу. Кроме того, использование Схемы нормальных (технологических) грузопотоков нефти не является безусловным требованием для исполнения, а транспортировка нефти возможна согласно иным вариантам доставки.

Потребитель (нефтяные компании) не представили доказательств об отказе организациями трубопроводного транспорта в перераспределении грузового потока. Нежелание клиента не является технологическим, административным барьером для перераспределения грузопотока к другим операторам морских терминалов.

Рассмотрев доводы Заявителей и ООО «ПТП» Комиссией отмечено следующее:

АО НК «Русснефть» изменена организационно-правовая форма с акционерного общества на публичное акционерное общество – ПАО НК «Русснефть», что подтверждается выпиской из протокола внеочередного общего собрания акционеров от 14.09.2016 и листом записи в единый государственный реестр юридических лиц от 13.10.2016.

Согласно приложению № 1 приказа ФСТ России от 16.11.2010 № 302-т/1 ООО «ПТП» установлен тариф на погрузку-выгрузку грузов (перевалка нефти) в размере 79 рублей за тонну нефти.

В соответствии с приказом ФСТ России от 19.11.2013 N 214-т/2 «Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга, Калининград» принято решение не применять ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов, в том числе в отношении ООО «ПТП».

С момента отмены ценового регулирования на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов в отношении ООО «ПТП» и до 01.01.2015 тариф на оказание услуг по перевалке нефти составлял 79 рублей за тонну.

Согласно представленным данным, советом директоров ООО «ПТП» в соответствии с установленными локальными процедурами были утверждены следующие тарифы на перевалку нефти:

- с 01.01.2015 по 30.04.2015 в размере 99,00 руб./тонну (брутто);

- с 01.05.2015 в размере 2,25 долл. США/тонну (брутто).

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Комиссией ФАС России, в целях выявления сопоставимых товарных рынков, функционирующих в условиях конкуренции, проанализирована информация о деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по перевалке нефти в морских портах Российской Федерации и установлено следующее.

В таблице указаны хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по перевалке нефти в портах Российской Федерации.

 

Порт

Стивидор

СЕМ/нет*

Дальневосточный бассейн

Восточный

ООО «Транснефть - Порт Козьмино»

СЕМ

Де-Кастри

Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед»

нет

Корсаков

Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд»

нет

Каспийский бассейн

Махачкала

ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт»

СЕМ

Азово-Черноморский бассейн

Новороссийск

ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р»

нет

Новороссийск

ПАО «НМТП»

СЕМ

Арктический бассейн

Варандей

ООО «Варандейский терминал»

нет

Балтийский бассейн

Приморск

ООО «ПТП»

СЕМ

Усть-Луга

ООО «Невская трубопроводная компания»

нет

Калининград

ООО «Лукойл — комплексный нефтяной терминал»

нет

 

*СЕМ — хозяйствующий субъект, включенный в реестр субъектов естественной монополии;

нет — хозяйствующий субъект, не включенный в реестр субъектов естественной монополии.

Из приведенной таблицы следует, что во всех портах, кроме порта Новороссийск отсутствует конкурентная среда, ввиду функционирования в данных портах единственного хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по перевалке нефти.

Таким образом, морские порты Восточный, Де-Кастри, Корсаков, Махачкала, Варандей и Усть-Луга не могут учитываться в качестве сопоставимых рынков.

В порту Новороссийск присутствует два хозяйствующих субъекта, оказывающих услуги по перевалке нефти: ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» и ПАО «НМТП».

При выявлении сопоставимых рынков необходимо сравнивать рынок, на котором функционирует ООО «ПТП» с иными рынками, которые будут сопоставимы с рынком, на котором функционирует ООО «ПТП» по совокупности следующих критериев:

по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

ООО «ПТП» в письме от 07.11.2016 № 01-11/1266 отмечено, что в порту Новороссийск у ПАО «НМТП» и ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» условия обращения товара (оказание услуг по перевалке нефти), а именно процесс перевалки груза с одного вида транспорта на другой, по сути своей являются аналогичным вне зависимости от того, в каком месте происходит присоединение к трубопроводной системе: на береговом причале или на выносном причальном устройстве.

Комиссия ФАС России, проанализировав информацию о составе продавцов, функционирующих на рынке услуг по перевалке нефти в иных географических границах, чем ООО «ПТП» установлено, что в порту Новороссийск функционирует 2 хозяйствующих субъекта, в отличии от порта Приморск, где функционирует единственный продавец услуг по перевалке нефти — ООО «ПТП».

Более того, Комиссией установлено, что условия обращения товара на сравниваемых рынках разнятся.

Обращение товаров — это движение товаров от производителей к потребителям, которая включает в себя, в том числе особенности технологического процесса получения товара (услуг по перевалке нефти).

Комиссией установлено, что на товарном рынке, где функционирует ООО «ПТП» единственным способом доставки нефти на терминал (ООО «ПТП») является трубопроводный транспорт для дальнейшей перевалки нефти через причалы ООО «ПТП».

На сравниваемом товарном рынке, где функционируют ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» и ПАО «НМТП» доставка нефти также осуществляется трубопроводным транспортом.

Однако, дальнейшая перевалка нефти ПАО «НМТП» осуществляется через причалы, а погрузка нефти на танкеры, осуществляемая ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р», производится через ВПУ якорного типа. ВПУ представляют собой буи якорного типа, которые закрепляются на морском дне с помощью самозасасывающихся (в дно) якорей.

В отличие от перевалки нефти через причалы использование ВПУ при погрузке нефти имеет ряд преимуществ, которые влияют, в том числе, на себестоимость услуги:

- сокращаются затраты на строительство и поддержку стационарных гидротехнических сооружений;

- сокращение затрат и требований к портовому флоту;

- отсутствует необходимость дноуглубительных работ;

- облегченное маневрирование;

- меньшая зависимость от погодных условий;

- гибкость при расширении терминала.

Согласно приложению к Распоряжению Росморречфлота от 05.05.2016 № ЮК-83-р ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» оказывает услуги по погрузке нефти через ВПУ КТК-1, КТК-2, КТК-3, не имеющие причального фронта и расположенные в 4,6 км, 5,3 км и 5,6 км от береговых сооружений и представляют собой устройства, предназначенные для погрузки сырой нефти.

На основании изложенного, с учетом позиции ООО «ПТП», изложенной в письме от 07.11.2016 № 01-11/1266, условия обращения товара (услуг по перевалке нефти), оказываемых ООО «ПТП» в порту Приморск и ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» в порту Новороссийск являются различными.

Таким образом, Комиссией ФАС России установлено отсутствие на территории Российской Федерации товарных рынков оказания услуг по перевалке нефти в морском порту, функционирующих в условии конкуренции сопоставимых с товарным рынком, на котором функционирует ООО «ПТП».

При выявлении сопоставимых рынков за пределами Российской Федерации, Комиссией установлено, что такие рынки функционируют в рамках иных условий государственного регулирования.

Учитывая изложенное, Комиссией ФАС России установлено отсутствие сопоставимых товарных рынков, функционирующих в условиях конкуренции с товарным рынком, на котором функционирует ООО «ПТП».

Комиссией ФАС России при анализе обстоятельств дела № 1-10-84/00-03-16, с целью установления наличия/отсутствия монопольно высокой цены на оказание услуг по перевалке нефти в морском порту Приморск, установленной ООО «ПТП», проведено исследование, направленное на решение следующего вопроса:

Превышает ли цена по перевалке нефти в порту Приморск, установленная ООО «ПТП» с момента установления тарифа на перевалку нефти в размере 2,25 доллара США за тонну нефти (брутто), сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли?

Для реализации поставленной задачи комиссией ФАС России проведен следующий комплекс мероприятий:

      • анализ и сопоставление цены (стоимости) услуг по перевалке нефти в 2013-2015 гг.;

      • анализ и сопоставление себестоимости услуг по перевалке нефти в 2013-2015 гг.;

      • анализ и сопоставление расходов, необходимых для производства и реализации услуг по перевалке нефти, понесенных ООО «ПТП» в 2013-2015 гг.;

      • анализ и сопоставление доходов, полученных ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти в 2013-2015 гг.;

      • анализ и сопоставление прибыли, полученной ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти в 2013-2015 гг.,

      • определение рентабельности ООО «ПТП» в 2013-2015 гг.

ООО «ПТП» представлены сведения, из которых следует:

 

2013

2014

2015

цена услуг по перевалке нефти (1 тонна переваленной нефти)

79 руб./т

79 руб./т

99 руб./т

2,25 долл. США/т

себестоимость услуг по перевалке нефти (руб./т переваленной нефти)

36,37

37,6

34

расходы, необходимые для производства и реализации услуг по перевалке нефти, понесенных ООО «ПТП» (руб.)

1 983 376 205,82 руб.

1 596 025 600,00 руб.

1 553 960 286,04 руб.

Доходы (выручка), полученные ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти (руб.)

4 307 199 000,00 руб.

3 345 956 000 руб

5 675 909 000 руб

прибыль, полученная ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти (руб.)

2 323 822 794,18

1 749 930 400

4 121 948 713,96

Объемы, оказываемых услуг ООО «ПТП» по перевалке нефти (т.)

54 521 600

42 353 900

45 141 700

рентабельность ООО «ПТП»

117,00%

110,00%

263,84%

 

Из таблицы следует, что цена, выраженная в совокупном доходе ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти (1 тонна переваленной нефти) за 2015 г., превышает сумму необходимых расходов в 3,65 раз, а полученную прибыль — в 1,37 раза.

При этом расходы, понесенные ООО «ПТП» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. несущественно сократились.

Прибыль, полученная ООО «ПТП» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась в 2,3 раза.

Рентабельность ООО «ПТП» в 2015 г. по сравнению с фактически сложившейся рентабельностью за 2013 и 2014 гг. увеличилась более чем в 2 раза.

При этом рост рентабельности ООО «ПТП» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. напрямую связан с ростом цены на услуги по перевалке нефти в 2015 г.

Анализ динамики расходов показывает незначительное снижение расходов, понесенных ООО «ПТП» в 2015 г. по отношению к 2014 г., которые не соответствуют изменению цены товара (услуг по перевалке нефти).

Увеличение цены товара не связано с увеличением расходов ООО «ПТП» на оказание услуг по перевалке нефти, т. к. представленные материалы свидетельствуют об обратном (уменьшение расходов).

Также, из представленных реестров договоров на оказание услуг по перевалке нефти и заявок на заключение договоров на оказание услуг по перевалке нефти следует, что за период 2014-2016 гг. состав покупателей данных услуг незначительно изменился.

Согласно приложению № 1 приказа ФСТ России от 16.11.2010 № 302-т/1 ООО «ПТП» установлен тариф на погрузку-выгрузку грузов (перевалка нефти) в размере 79 рублей за тонну нефти.

В соответствии с приказом ФСТ России от 19.11.2013 N 214-т/2 «Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга, Калининград» принято решение не применять ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов, в том числе в отношении ООО «ПТП».

Таким образом, общие условия обращения товара (услуг по перевалке нефти) на товарном рынке, обусловленное мерами тарифного регулирования, остались неизменными, т. к. в анализируемый период (2014 — 1-е полугодие 2016 гг.) тарифное регулирование не применялось.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48 и частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    • Признать ООО «ПТП» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги по перевалке нефти в порту Приморск.

    • Выдать ООО «ПТП» предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны