Решение №СП/14535/18 Предписание Республиканской службе по тарифам Республики Мор... от 5 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с утверждением предельного единого тарифа на услуги регионального оператора и производственной программы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 год ООО «РЕМОНДИС Саранск», а также выявленные нарушения в области обращения с твердыми коммунальными отходами,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ФАС России рассмотрела обращение ООО «РЕМОНДИС Саранск» (вх. № 187582-ЭП/17 от 06.12.2017) с жалобой на действия Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия (далее – Министерство), выразившиеся в уклонении от принятия решения об установлении предельных тарифов (далее — тарифы) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Порядок утверждения регулируемых тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Правила).

Согласно пункту 11 Правил предложение об установлении тарифов представляется в орган регулирования руководителем регулируемой организации или иным уполномоченным лицом, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к заявлению обосновывающих материалов.

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых материалов.

Для установления тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 8 и абзаце втором пункта 10 Правил, является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 13 Правил в случае непредставления регулируемой организацией в полном объеме предусмотренных пунктом 8 Правил обосновывающих материалов орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов направляет заказным почтовым отправлением уведомление о необходимости представления таких материалов в полном объеме. В случае непредставления регулируемой организацией обосновывающих материалов в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления орган регулирования без рассмотрения возвращает регулируемой организации материалы с указанием причин возврата.

Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.

Таким образом, орган регулирования после рассмотрения предложения об установлении тарифов вправе отказать в рассмотрении и возвратить представленные документы, либо принять решение об открытии дела об установлении регулируемых тарифов, по результатам рассмотрения, которого будут установлены соответствующие тарифы.

Согласно пункту 19 Правил решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также решение об установлении тарифов на осуществляемые регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 6 - 13 Правил. По решению органа регулирования указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней. Срок действия тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, может составлять менее года.

Согласно имеющимся документам, материалам и сведениям (вх. № 187582-ЭП/17 от 06.12.2017) дело № 63-з «Об открытии дел по установлению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018-2020 годы» было открыто Министерством (приказ Министерства от 04.09.2017 № 84).

Приказом Министерства от 27.09.2017 № 99 «О продлении срока установления единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2018-2020 годы» срок установления тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для ООО «РЕМОНДИС Саранск» был продлен на 30 календарных дней.

Таким образом, действия Министерства, выразившиеся в уклонении от принятия решения об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в отношении ООО «РЕМОНДИС Саранск», могли привести к невозможности осуществления регулируемой деятельности ООО «РЕМОНДИС Саранск».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая вышеизложенное, ФАС России усмотрев в действиях Министерства нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в уклонении от принятия решения об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для ООО «РЕМОНДИС Саранск» выдала Министерству предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем рассмотрения в установленном порядке заявления ООО «РЕМОНДИС Саранск» об установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (Предупреждение ФАС России от 27.12.2017 № ИА/92243/17 (далее – Предупреждение ФАС России).

В рамках исполнения Предупреждения ФАС России Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия, являющаяся правопреемником Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 12.12.2017, сообщила, что тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 для ООО «РЕМОНДИС Саранск» утвержден приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 27.12.2017 № 191. (вх. ФАС России от 09.01.2018 №  5766-ЭП).

Вместе с документами об исполнении Предупреждения ФАС России Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия направила в ФАС России копию приказа от 12.01.2018 № 4 «О внесении изменений  в приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 27.12.2017 № 191 «Об утверждении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора и производственной программы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 год».

Согласно пункту 4 Правил тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев. Действие настоящего пункта не распространяется:

а) на решения органов регулирования, принятые в связи с вступившим в законную силу решением суда, предусматривающим необходимость пересмотра утвержденных тарифов;

б) на решения органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации;

в) на решения органов регулирования об установлении тарифов для индивидуальных предпринимателей и организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

г) на решения органов регулирования об установлении тарифов на осуществляемые отдельными регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

д) на решения органов регулирования об установлении тарифов для регулируемых организаций, которые в течение текущего периода регулирования получили права владения и (или) пользования объектами, используемыми для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, на основании концессионного соглашения, договора аренды или соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;

е) на решения органов регулирования об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае присвоения организации статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

ж) на решения органов регулирования, принятые в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации;

з) на решения органов регулирования, принятые в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».

Вместе с тем, у Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия не было оснований для пересмотра тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 год и принятия приказа от 12.01.2018 № 4 «О внесении изменений  в приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 27.12.2017 № 191 «Об утверждении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора и производственной программы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 год».

Кроме того, согласно пункту 8 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее — Основы ценообразования), тарифы могут дифференцироваться по муниципальным образованиям, видам твердых коммунальных отходов, а также технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой.

Однако, приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 27.12.2017 № 191 «Об утверждении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора и производственной программы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 год» как в первоначальной редакции, так и в редакции приказа от 12.01.2018 №4, в нарушение пункта 8 Основ ценообразования тарифы дифференцированы по видам жилых помещений, а именно: многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома.

Также, ФАС России установлено, что тарифы в редакции приказа от 27.12.2017 № 191 установлены для населения части муниципальных образований с 01.03.2016 года.

При этом согласно пункту 4 Правил тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев.

Кроме того, согласно пункту 7 Основ ценообразования тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Таким образом, органом регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при принятии приказа от 27.12.2017 №191 нарушены положения пункта 7 Основ ценообразования и пункта 4 Правил.

ФАС России также установлено, что сумма расходов (НВВ), учтенная в тарифах ООО «РЕМОНДИС Саранск» на 2018 год, согласно экспертному заключению Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия по делу №64-РО (далее — экспертное заключение), составляет 1 198 971,68 тыс. руб., которая состоит из НВВ операторов в сумме 142 846,85 тыс. руб. и собственных затрат регионального оператора в сумме 1 052 501,88 тыс. руб.

При этом, ФАС России математически сложив данные расходы получена величина отличная от указанной в экспертном заключении, а именно 142 846,85 + 1 052 501,88 = 1 195 348,73, что свидетельствует о завышении Министерством НВВ на 3 622,95 тыс. руб.

ФАС России также установлено, что экспертное заключение не соответствует положениям пункта 18 Правил.

Так, согласно пункту 18 Правил экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Однако, экспертное заключение по делу №64-РО не содержит данных ни по одному из данных пунктов, так в экспертном заключении указаны лишь общая НВВ операторов и регионального оператора и объемы услуг, принятые органом регулирования для учета в тарифах, без какого-либо экономического обоснования и расчетов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3. Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30  Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЮ:

 

1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия нарушившей положения пунктов 7, 8 Основ ценообразования и пунктов 4, 18 Правил.

2. Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия устранить нарушение законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:

    • Отменить с 01.04.2018 приказ Министерства энергетики и тарифной политики республики Мордовия от 27.12.2017 № 191 «Об утверждении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора и производственной программы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 год»;

    • Принять и ввести в действие с 01.04.2018 экономически обоснованный единый тариф на услуги регионального оператора и производственной программы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 год;

      • Об исполнении настоящего предписания Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия проинформировать ФАС России в течение 10 дней с момента принятия решений, предусмотренных в пункте 2 предписания, представив надлежащим образом заверенные копии приказов, протокола и экспертного заключения.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Государственный комитет по тарифам республики Мордовия
ИНН 1326250576, ОГРН 1171326009337