Решение б/н Решение по делу от 28 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

КГБУ Газета «Алтайский спорт»

Пролетарская ул., д.65

г. Барнаул, 656056

Тимуровская ул., д.15

г. Барнаул, 656010

ООО «Амител»

Социалистический пр-к, д.109, оф.305а

г. Барнаул, 656015

ООО «Барнаульский завод АТИ»

Космонавтов пр-т, д.14

г. Барнаул, 656023

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/9-722/2021

Решение принято 23 сентября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/9-722/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы стимулирующего мероприятия в сети интернет, в которой усматриваются признаки нарушения п.2 ст.9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии заявителя – <...>, в режиме видеоконференцсвязи,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Амител» в лице представителя по доверенности <...> (доверенность б/н от 17.09.2021г.),

в присутствии заинтересованного лица - ООО «Барнаульский завод АТИ» в лице представителя по доверенности – <...> (доверенность б/н от 01.09.2021г.),

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – КГБУ газета «Алтайский спорт»,

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/9-722/2021 возбуждено по результатам рассмотрения заявления <...> по факту распространения рекламы на сайтах «Алтайский спорт» (www.altaisport.ru), «Барнаул каноэ 2021» (ru.barnaulcanoe2021.com) и «Амител» (www.amic.ru) о проведении стимулирующего мероприятия (розыгрыша).

Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 31.08.2021г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицами, в действиях которых усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признаны Краевое государственное бюджетное учреждение газета «Алтайский спорт» (далее - КГБУ Газета «Алтайский спорт»), Общество с ограниченной ответственностью «Амител» (далее - ООО «Амител»); заинтересованным лицом признано Общество с ограниченной ответственностью «Барнаульский завод АТИ» (далее – ООО «Барнаульский завод АТИ»); заявителем - <...>. Рассмотрение дела назначено на 23.09.2021г.

В указанную дату представитель КГБУ Газета «Алтайский спорт» не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что в силу п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922 (далее - Правила), не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

КГБУ Газета «Алтайский спорт» заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.

Комиссия, изучив документы и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, а также заслушав заявителя и представителей ООО «Амител» и ООО «Барнаульский завод АТИ», пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела 06.07.2021г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление <...> о распространении рекламы на сайтах «Алтайский спорт» (www.altaisport.ru), «Барнаул каноэ 2021» (ru.barnaulcanoe2021.com) и «Амител» (www.amic.ru) о проведении стимулирующего мероприятия (розыгрыша) с признаками нарушения Федерального закона «О рекламе».

Из заявления следует, что на сайтах «Алтайский спорт» по ссылке www.altaisport.ru/post/26082 и «Барнаул каноэ 2021» по ссылке ru.barnaulcanoe2021.com/news/16019 размещены статьи от 11.05.2021г. о проведении розыгрыша: «Среди зрителей барнаульского этапа Кубка мира будут разыграны квартира, три автомобиля и сотни других призов».

На сайте «Амител» по ссылке www.amic.ru/news/482348 размещена статья от 11.05.2021г.: «Зрители этапа Кубка мира по гребле в Барнауле смогут выиграть три машины и квартиру», по ссылке www.amic.ru/news/482766 размещена статья от 19.05.2021г.: «Губерниев, розыгрыш машин и гребля: 12 причин не пропустить Кубок мира в Барнауле». В статьях содержится информация о проведении розыгрыша призов на спортивном мероприятии - этапе Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ в Барнауле.

Заявитель указывает, что реклама стимулирующего мероприятия – розыгрыша призов распространялась без указания в ней источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке его получения.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Согласно п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" надлежит учитывать, что названные нормы обязывают рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию). Кроме того, нормы упомянутой статьи Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Антимонопольным органом установлено, что организатором рассматриваемого розыгрыша, направленного на привлечение внимания к проведению масштабного международного спортивного мероприятия «II этап Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ», является ООО «Эдвертайзинг гайд» (ИНН 7704755402) на основании заключенного с ООО «Барнаульский завод АТИ» договора об оказании услуг Организатора №ЭГ00346/21-ОСМ от 14.05.2021г.

В соответствии с условиями данного договора ООО «Барнаульский завод АТИ» (ИНН 2223623411) поручает, а ООО «Эдвертайзинг гайд» принимает на себя обязательство оказать комплекс услуг по организации и проведению на территории Российской Федерации рекламной акции «Счастливый номер», проводимой в период с 20 по 23 мая 2021 года с целью привлечения общественного внимания к проведению масштабного международного спортивного мероприятия «II этап Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ» в г. Барнауле, формирование и поддержание интереса у жителей и гостей Алтайского края, молодежи к данному виду спорта, а также рекламной продукции и услуг спонсоров акции, предоставивших призы.

Пунктом 2.1.4 договора ООО «Барнаульский завод АТИ» обязуется при размещении рекламы акции, от собственного имени, либо через третьих лиц соблюдать требования Федерального закона «О рекламе» и авторские права правообладателя товарных знаков.

По информации, предоставленной ООО «Эдвертайзинг гайд», договоры на изготовление и размещение рекламы о проведении розыгрыша (наружная, СМИ, звуковая) Обществом не заключались, информирование о правилах акции осуществлялось через сайт didi.ru.

Кроме того, антимонопольным органом установлено, что реклама о проведении стимулирующего мероприятия сопровождается иллюстрациями символа соревнований – бобра.

Данный символ соревнований является авторским произведением, предназначенным для использования в качестве логотипа, а также иных целей, связанных с этим, создан ИП Шкварковским В.С. по заказу РОО «Федерация гребли на байдарках и каноэ Алтайского края» (ИНН 2221995260), что подтверждается договором от 30.07.2020г.

Интеллектуальные права в установленном законом порядке зарегистрированы РОО «Федерация гребли на байдарках и каноэ Алтайского края» в отношении талисмана соревнований – бобра, что подтверждается свидетельством о регистрации товарного знака №808869 от 30.04.2021г.

По информации, предоставленной РОО «Федерация гребли на байдарках и каноэ Алтайского края», Федерация сделала использование логотипа и символики II этапа Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ открытым для юридических и физических лиц.

Установлено, что источником рассматриваемых публикаций о розыгрыше призов послужил сайт соревнований ru.barnaulcanoe2021.com.

КГБУ Газета «Алтайский спорт» во исполнение определения о возбуждении дела от 31.08.2021г., представлены письменные пояснения, согласно которым за предшествующие пол года на сайте было опубликовано более 60 материалов о Кубке мира. В числе прочих 11 мая на сайте «Алтайский спорт» вышла статья «Среди зрителей барнаульского этапа Кубка мира будут разыграны квартира, три автомобиля и сотни других призов». Источником этой информации послужил материал официального сайта соревнований https:// ru.barnaulcanoe2021.com/news/16019. «Алтайский спорт» довел до своих читателей данную информацию, учитывая огромную общественную значимость предстоящего события для региона и российского спорта. Привлечение зрителей на трибуны барнаульского этапа Кубка мира было важнейшей задачей для оргкомитета, Международной федерации каноэ, для телевизионной «картинки» и для популяризации этого вида спорта в целом. Публикация информации о розыгрыше призов осуществлялась на бесплатной основе.

ООО «Амител» во исполнение определения о возбуждении дела от 31.08.2021г., представлены письменные пояснения, согласно которым Общество полагает, что в действиях ООО «Амител» отсутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе. Редакцией ИА «Амител» было подготовлено и опубликовано большое количество информационных материалов, посвященных II этапу Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ. Спорные публикации также были опубликованы с целью информирования жителей и гостей Алтайского края о предстоящем мероприятии II этапе Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ, которое прошло с 20 по 23 мая 2021г. на гребном канале г. Барнаула. При этом каких-либо договоров на изготовление и размещение рекламных материалов в связи с вышеуказанными публикациями не заключались, оплата за размещение публикаций не взималась, содержание статей с третьими лицами не согласовывалось. Обе публикации размещены в новостной ленте под рубрикой «Новости», пометка о размещении материала на правах рекламы не указана, иллюстрация символа соревнований – бобра, в них отсутствует.

ООО «Барнаульский завод АТИ» во исполнение определения о возбуждении дела от 31.08.2021г., представлены письменные пояснения, согласно которым Общество не заключало договоров на производство и размещение рекламных плакатов, информирующих о стимулирующем мероприятии на водном стадионе, соответственно, не подавало никаких заявок относительно изготовления и размещения плакатов, не утверждало рекламного макета, не производило оплаты за изготовление и размещение плакатов.

На заседании Комиссии, <...> доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме; <...> письменные пояснения ООО «Барнаульский завод АТИ» поддержала в полном объеме; <...> письменные пояснения ООО «Амител» поддержал в полном объеме, ходатайствовал о приобщении к материалам дела лингвистического исследования.

В соответствии с представленным исследованием, специалистом АНО «Лингвистический экспертно-консультационный центр» <...> проведено лингвистическое исследование о наличии рекламного характера в публикациях: «Зрители этапа Кубка мира по гребле в Барнауле смогут выиграть три машины и квартиру», размещенная 11.05.2021г. в сети интернет по адресу www.amic.ru/news/482348; «Губерниев, розыгрыш машин и гребля: 12 причин не пропустить Кубок мира в Барнауле», размещенная 19.05.2021г. в сети интернет по адресуwww.amic.ru/news/482766. Согласно выводам лингвистического исследование, указанные публикации не имеют рекламного характера, а текст публикаций выполняет функцию информирования.

Антимонопольным органом установлено, что в статьях «Зрители этапа Кубка мира по гребле в Барнауле смогут выиграть три машины и квартиру» от 11.05.2021г. и «Губерниев, розыгрыш машин и гребля: 12 причин не пропустить Кубок мира в Барнауле» от 19.05.2021г., размещенных на сайте «Амител», помимо информации о розыгрыше призов, содержатся иные сведения о соревнованиях (об участниках, о затратах на проведение соревнований, о гребном канале и др.). Статьи не содержат баннер с символом соревнований – бобра и условия участия в розыгрыше призов.

Изучив представленное лингвистическое исследование и проанализировав содержание статей, размещенных на сайте ООО «Амител», Комиссия приходит к выводу, что информация в статьях «Зрители этапа Кубка мира по гребле в Барнауле смогут выиграть три машины и квартиру» от 11.05.2021г. и «Губерниев, розыгрыш машин и гребля: 12 причин не пропустить Кубок мира в Барнауле» от 19.05.2021г., размещенных на сайте «Амител», носит информационно-справочный характер, соответственно положения Федерального закона «О рекламе» на указанную информацию не распространяются.

В свою очередь, информация, распространенная на сайтах «Алтайский спорт» (www.altaisport.ru), «Барнаул каноэ 2021» (ru.barnaulcanoe2021.com), сопровождается баннером:

Информация, указанная в баннере содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством сети интернет;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: розыгрышу трех автомобилей и квартиры, а также других ценных призов, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что она сообщает о проведении стимулирующего мероприятия - розыгрыша, условием участия в котором является приобретение товара с символикой соревнований. По итогам проведения розыгрыша покупатель получает возможность выиграть ценные призы, в том числе три автомобиля и квартиру.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения об источнике информации об организаторе такого мероприятия, поскольку в тексте рекламы не содержится адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию, о количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия и порядке их получения.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что реклама стимулирующего мероприятия - розыгрыша трех автомобилей и квартиры, а также других ценных призов, выполненная в виде баннера и размещенная 11.05.2021г. на сайтах «Алтайский спорт» (www.altaisport.ru), «Барнаул каноэ 2021» (ru.barnaulcanoe2021.com) распространена с нарушением п.2 ст.9 Федерального закона «О рекламе», в виду того, что в рекламе отсутствует сведения об источнике информации об организаторе такого мероприятия, поскольку в тексте рекламы не содержится адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию, о количестве всех призов или выигрышей по результатам такого мероприятия и порядке их получения.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п.2 ст.9 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно материалам проверки, сайты «Алтайский спорт» (www.altaisport.ru) и «Барнаул каноэ 2021» (ru.barnaulcanoe2021.com) принадлежат КГБУ Газета «Алтайский спорт» (ИНН 2225048527).

Таким образом, КГБУ Газета «Алтайский спорт» (ИНН 2225048527) является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения рассматриваемой рекламы на сайтах «Алтайский спорт» (www.altaisport.ru) и «Барнаул каноэ 2021» (ru.barnaulcanoe2021.com), в антимонопольный орган не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.40, пп.42-47, п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу стимулирующего мероприятия, распространенную 11.05.2021г. на сайтах «Алтайский спорт» (www.altaisport.ru), «Барнаул каноэ 2021» (ru.barnaulcanoe2021.com), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.2 ст.9 Федерального закона «О рекламе».
  2. Вынести КГБУ Газета «Алтайский спорт» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  3. Производство по делу в отношении ООО «Амител» прекратить.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны