Решение №2059/8 Жалоба №214161 от 28 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/07/3-342/2021

«26» апреля 2021 г.                                                                                                г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...> заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;

Члены Комиссии:

<...>–ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок;

<...> ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти,

от заявителя – ООО Алтайская Пожарная Безопасность «Рубеж» - не явились, извещены;

от заказчика – Акционерного общества "Барнаульская генерация, организатора торгов - ООО «Сибирская генерирующая компания» - <...>

рассмотрев жалобу ООО Алтайская Пожарная Безопасность «Рубеж» (ИНН: 2208019614, ОГРН 1112208000310) на положения документации (техническое задание) заказчика – Акционерного общества "Барнаульская генерация" (ИНН 2224152758, ОГРН 1122224002317) при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 32110185925), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО Алтайская Пожарная Безопасность «Рубеж» (вх. № 214161 от 16.04.2021) на положения документации (техническое задание) заказчика – Акционерного общества "Барнаульская генерация" при проведении запроса предложений в электронной форме (извещение № 32110185925).

Податель жалобы ООО Алтайская Пожарная Безопасность «Рубеж» указывает, что в п. 11.4 технического задания заказчиком установлено требование о наличии опыта оказания аналогичных видов услуг не менее 19 млн. руб. с НДС в год, за любой из последних трёх лет, которое может привести к нарушению требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

На заседании Комиссии представители заказчика нарушение не признали и  пояснили, что согласно Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.10.2017 N 305-КГ17-8138 по делу N А40-93344/2016 первоочередной целью Закона N 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения. На основании п. 11.4 Технического задания (Приложение № 1 к документации о конкурентной закупке) исполнитель должен иметь опыт оказания аналогичных видов услуг не менее 19 млн. руб. с НДС в год, за любой из последних трех лет. Вместе с тем, несоответствие участника этому требованию не свидетельствует о критическом несоответствии заявки техническому заданию и не является основанием для её отклонения. Опыт работы по выполнению аналогичных договоров является одним из пяти критериев выбора в данной закупке. Спорный критерий не направлен заказчиком на ограничение количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя услуг. Спорный критерий не препятствует участию в запросе предложений, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор участника закупки, наиболее соответствующего потребностям заказчика.

Изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В силу п. 9, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к участникам такой закупки, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд АО «Барнаульская генерация» Пл-БГ-В5-01 приложение № 1 к решению Единственного акционера АО «Барнаульская генерация» от 15.07.2020 (далее - Положение) и Закупочной документацией на право заключения договора возмездного оказания услуг по вырубке древесно-кустарниковой растительности в охранных зонах тепловых сетей и расчистке трасс теплосетей с последующим вывозом древесно-кустарниковой растительности для нужд филиала АО «Барнаульская генерация» - «Барнаульская теплосетевая компания» (Закупка №3820-2021-АФ) (далее - Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 13.04.2021 г., дата размещения текущей редакции извещения 22.04.2021 (после изменения), дата окончания приема заявок - 30.04.2021 г., дата подведения итогов - 10.06.2021 г.

Согласно п. 5.2 Положения документация о конкурентной закупке утверждается Организатором закупки и включает в себя: требования к участникам такой закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

В разделе 4 Документации заказчиком установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно п. 11. 4. Технического задания заказчиком установлено требование к исполнителю по договору: исполнитель должен иметь опыт оказания аналогичных видов услуг не менее 19 млн. руб. с НДС в год, за любой из последних трёх лет, что подтверждается Справкой о перечне и годовых объемах исполнения аналогичных договоров в соответствии с формой Закупочной документации, отзывами и рекомендательными письмами. Заказчик имеет право избирательно запросить по предоставленной справке копии подтверждающих документов исполнения аналогичных договоров (актов выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и актов выполненных работ формы КС-2, копии договоров подряда с реквизитами, предметом, и подписями сторон и т.д.)".

При этом, указанное требование (п. 11.4 технического задания) не относится к требованиям, предъявляемым к участникам закупки и отсутствует в разделе 4 Документации «требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям».

Кроме того, согласно разделу 9 документации «Критерии, методика и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» заказчиком установлено для оценки заявок участников применяется метод рейтинговых оценок. Одним из критериев является - опыт выполнения аналогичных договоров (Сумма исполненных аналогичных договоров в год за любой из последних 3 лет – не менее 19,0 млн. руб.), при этом оценка указанного критерия осуществляется в следующем порядке: для проставления оценки суммируются до-говоры за каждый год из последних 3(трех) лет по справке об аналогичных договорах и принимается к оценке максимальное значение: 1 балл - наличие опыта не менее 19,0 млн. руб. в год ;  0 баллов – отсутствие опыта и/или наличие негативного опыта работы с группой компаний ООО «Сибирская генерирующая компания» (наличие негативного опыта подтверждается предъявленными претензионными письмами в адрес контрагента), Промежуточные баллы определяются по формуле:Оценка(i)= S(i) / S макс где: S(i) – максимальная сумма договоров в год оцениваемого участника; S макс – 19,0 млн. руб.

Учитывая вышеизложенное у участника закупки имеется возможность при подаче предложения как представлять, так и не представлять опыт выполнения аналогичных договоров.

Таким образом, возможность наличия опыта выполнения аналогичных договоров, как и его отсутствие в соответствии с критериями оценки, установленными Документацией, и безусловная обязанность исполнителя договора иметь опыт выполнения аналогичных договоров, установленных в техническом задании, противоречит друг другу и впоследствии означает, что договор с участником закупки у которого нет опыта выполнения аналогичных договоров не может быть заключен при этом участник закупки у которого нет опыта  выполнения аналогичных договоров может быть потенциальным победителем проводимой закупки.

Таким образом, совокупность установленных обстоятельств позволяет Комиссии УФАС прийти к выводу, что действия заказчика по установлению требования в п. 11.4 технического задания, нарушают положения Закона о закупках.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что заказчиком в документации и техническом задании установлены требования, противоречащие друг другу, которые нарушают права потенциальных участников (победителей) закупки, Комиссией УФАС по Алтайскому краю принято решение о выдаче предписания заказчику, организатору торгов о внесении изменения в техническое задание.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия УФАС по Алтайскому краю

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу - обоснованной;
  2. Выдать заказчику - Акционерного общества "Барнаульская генерация" (ИНН 2224152758, ОГРН 1122224002317), организатору торгов - ООО «Сибирская генерирующая компания» (ИНН 7709832989, ОГРН 1097746400091) предписание о прекращении нарушения порядка организации и проведения закупки.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии     

____________________________

<...>

 

 

Члены комиссии:

 

_____________________________

 

<...>

 

 

  <...>

 

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ АЛТАЙСКАЯ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ "РУБЕЖ" "
ИНН 2208019614, ОГРН 1112208000310
ООО «Сибирская генерирующая компания»
ИНН 7709832989, ОГРН 1097746400091
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "БАРНАУЛЬСКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ"
ИНН 2224152758, ОГРН 1122224002317