Предупреждение №ИБ/415/24 Предупреждение в адрес ООО «Закаменск ЖКХ» от 6 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 003/01/10-61/2024

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

06 февраля 2024 г.                                                                                     г. Улан-Удэ

В связи с наличием в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Закаменск ЖКХ» (ИНН 0307033172; 671950, Республика Бурятия, г. Закаменск, ул. Седлецкого, д.15; далее – ООО «Закаменск ЖКХ», Общество), выразившихся в уклонении от подготовки и выдачи технических условий для оснащения ГБУЗ «Закаменская центральная районная больница» приборами учета отпускаемых ресурсов на здания, расположенные на территории больничного городка по адресу: г. Закаменск, ул. Больничная, 6, и в предложении выдать технические условия на установку приборов учета в тепловой камере ТК31-3, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Бурятское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

предупреждает ООО «Закаменск ЖКХ» о необходимости прекращения указанных действий путем направления в адрес ГБУЗ «Закаменская центральная районная больница» технических условий для оснащения приборами учета отпускаемых ресурсов (тепловая энергия, горячая, холодная вода) на здания, расположенные на территории больничного городка по адресу: г. Закаменск, ул. Больничная, 6, в срок до 15 марта 2024 года.

О выполнении предупреждения с представлением доказательств его выполнения сообщить в Бурятское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

<...>

Приложение к предупреждению 003/01/10-61/2024 от 06.02.2024

Правовые обоснования выдачи предупреждения

Между ГБУЗ «Закаменская центральная районная больница» (Заказчик, Заявитель) и ООО «Закаменск ЖКХ» (Исполнитель, Теплоснабжающая организация) 25.01.2024 заключены государственные контракты на оказание услуг по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению №№ 10.001.24.001, 10.001.24.002, государственные контракты на поставку, передачу и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде №№ 10.001.24.003, 10.001.24.004. Местом исполнения обязательств по контрактам являются здания ГБУЗ «Закаменская центральная районная больница», в том числе, расположенные на территории больничного городка по адресу: г. Закаменск, ул. Больничная, 6 (главный корпус, родильное отделение, административные корпуса 1, 2, инфекционное отделение, морг, гараж). Согласно актам разграничения балансовой принадлежности сетей точка подключения находится в тепловой камере ТК31-3, статус сетей 2Ду50-100мм, расположенных между зданиями Заказчика и ТК31-3 определен как безхозяйная сеть.

ГБУЗ «Закаменская центральная районная больница» оплачивает поставленные ресурсы по установленным нормативам, в соответствии с строительными объемами площадей, и на протяжении четырех лет обращается к ООО «Закаменск ЖКХ» на предмет получения технических условий на установку приборов учета отпускаемых ресурсов на здания, расположенные на территории больничного городка по адресу: г. Закаменск, ул. Больничная, 6.

ООО «Закаменск ЖКХ» на обращения ГБУЗ «Закаменская центральная районная больница» сообщает о готовности выдать технические условия на установку приборов учета исключительно на границе балансовой принадлежности в тепловой камере ТК31-3.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Закаменск ЖКХ» является производство, передача и распределение пара и горячей воды (ОКВЭД 35.30).

ООО «Закаменск ЖКХ» осуществляет деятельность на территории города Закаменск Закаменского района Республики Бурятия на основании концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения от 12.02.2016, в соответствии с которым в пользование Теплоснабжающей организации передана тепловая сеть протяженностью 16200 м, в составе которой отсутствует участки сетей больничного городка.

Вместе с тем, как следует из ответов ООО «Закаменск ЖКХ» в адрес ГБУЗ «Закаменская центральная районная больница» Исполнитель эксплуатирует сети на территории больничного городка, статус которых определяется как бесхозяйные.

ООО «Закаменск ЖКХ» неоднократно обращалось в Администрацию МО ГП «Город Закаменск» о выявлении бесхозяйных сетей и необходимости их оформления.

Из информации Администрации МО ГП «Город Закаменск» от 31.01.2024 № 114 на запрос Бурятского УФАС России следует, что сети теплоснабжения и водоснабжения на территории Закаменской центральной районной больницы не являются бесхозяйными и зарегистрированы в собственность МО ГП «Город Закаменск»: 25.05.2023 сеть теплоснабжения протяженностью 880 м; 29.05.2023 сеть холодного водоснабжения протяженностью 879 м, что подтверждается выписками из ЕГРН.

При таких обстоятельствах, во владении больницы отсутствуют сети теплоснабжения и водоснабжения которые технологически присоединены к тепловой камере ТК31-3.

Исследовав и оценив информацию, документы, в рассматриваемом случае в действиях ООО «Закаменск ЖКХ» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещающего действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для целей применения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции под навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него, следует понимать злоупотребление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом правом на свободное заключение договора в форме совершения действий (бездействия), понуждающих (вынуждающих) контрагента такого субъекта вступать в договорные отношения на невыгодных условиях и тем самым ущемляющих интересы контрагента.

Навязывание контрагентам условий договора следует понимать принуждение контрагента к заключению договора на условиях, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

ООО «Закаменск ЖКХ» в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относится к субъектам естественной монополии в сфере услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Закаменск ЖКХ» является субъектом естественной монополии, и в силу прямого указания закона, занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в пределах географических границ города Закаменск.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, закреплены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), а также в иных нормативно-правовых актах, регламентирующих данные вопросы, в том числе, в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Согласно части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (пункт 5 Правил N 1034).

Кроме того, п. 91 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, предусмотрено, что в случае, если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующий за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей. Таким образом, ответственность за такие сети лежит на регулируемой организации.

Правоотношения сторон в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).

Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п. 15 ст. 2 Закона № 416-ФЗ).

В силу части 7 статьи 13, части 7 статьи 14 Закона №416-ФЗ местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.

Частью 5 статьи 20 Закона № 416-ФЗ установлено, что приборы учета воды, размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении).

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона № 416-ФЗ).

По общему правилу названные организации имеют экономический и юридический интересы в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости с целью решения вопроса передачи таких сетей для их эксплуатации и включения соответствующих затрат в тариф).

Из вышесказанного следует, что не урегулирование ООО «Закаменск ЖКХ» с органом местного самоуправления вопросов содержания и эксплуатации сетей, не принадлежащих ГБУЗ «Закаменская центральная районная больница», не может являться основанием для уклонения от подготовки и выдачи технических условий для оснащения приборами учета отпускаемых ресурсов на здания, расположенные на территории больничного городка по адресу: г. Закаменск, ул. Больничная, 6.

Между тем, законодательство предоставляет ООО «Закаменск ЖКХ», являющейся теплоснабжающей организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства, отвечающей за системы тепло-водоснабжения в целом, в отличие от абонента, возможность получить в эксплуатацию спорные участки сетей от тепловой камеры ТК31-3 до зданий больницы на законных основаниях и включить затраты по их эксплуатации в тарифы.

Доводы ООО «Закаменск ЖКХ» о том, что спорные сети тепло-водоснабжения не переданы ему по концессионному соглашению, не включены в актуализированную схему теплоснабжения МО ГП «Город Закаменск» на 2019-2029 годы, утвержденную постановлением главы МО ГП «Город Закаменск» от 03.09.2019 № 227, не имеют значения, поскольку ООО «Закаменск ЖКХ» в силу закона обязано обеспечивать эксплуатацию таких сетей, соответственно не вправе навязывать больнице установку приборов учета ресурсов в ТК31-3.

Следовательно, в действиях ООО «Закаменск ЖКХ» усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением, что свидетельствует о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как:

- указанные действия запрещены в силу закона;

- указанные действия имеют своим результатом ущемление интересов ГБУЗ «Закаменская центральная районная больница».

Статья 39.1 Закона о защите конкуренции устанавливает полномочия антимонопольных органов по выдаче предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статьей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

По смыслу норм Закона о защите конкуренции хозяйствующему субъекту должна быть предоставлена возможность исполнения предупреждения в целях избежания привлечения его к публично-правовой ответственности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны