Решение б/н РЕШЕНИЕ № 087/10/18.1-138/2019 ОТ 23 октября 2019 г. от 24 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 087/10/18.1-138/2019

 

23 октября 2019 г.                                                                                   г. Анадырь

 

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...>, врио руководителя Чукотского УФАС России;

Члены Комиссии: <...>, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России; <...>, главный  специалист-эксперт Чукотского УФАС России,

в отсутствии представителей:

представителя ООО «ИРБИС» (далее – Заявитель) уведомленных надлежащим образом,

представителя Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район  Чукотского автономного округа (далее – Заказчик), уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу директора ООО «ИРБИС» Д.В. Григоренко, адрес для почтовой корреспонденции: 689300, Чукотский АО, Чукотский район, с. Лаврентия, ул. Дежнева, д.52 (вх. №2111 от 14.10.2019 года), по признакам нарушения антимонопольного законодательства со стороны действий/бездействий Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район  Чукотского автономного округа, при рассмотрении заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионных соглашений в отношении  объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения в селе Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа, размещенного 22 августа 2019 года на официальной электронной площадке https://torgi.gov.ru (извещение 220819/4351222/01 лот №1), в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России 14.10.2019 поступила жалоба от директора ООО «ИРБИС» Д.В. Григоренко, по признакам нарушения антимонопольного законодательства со стороны действий/бездействий Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район  Чукотского автономного округа, при рассмотрении предложений о заключении  концессионного соглашения в отношении  объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения в селе Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа, размещенного 22 августа 2019 года на официальной электронной площадке https://torgi.gov.ru (извещение 220819/4351222/01 лот №1).

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Чукотского УФАС России приходит к следующим выводам.

Порядок заключения концессионного соглашения по инициативе инвестора установлен статьей 37 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

Согласно статье 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона (заключение концессионного соглашения без проведения конкурса).

Администрация муниципального образования Чукотский муниципальный район  Чукотского автономного округа, торги на право заключении  концессионного соглашения в отношении  объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения в селе Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа не проводила.

В соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ Администрация муниципального образования Чукотский муниципальный район  Чукотского автономного округа на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"  на официальной электронной площадке http://torgi.gov.ru 22 августа 2019 года разместила предложение о заключении  концессионного соглашения в отношении  объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения в селе Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа (извещение 220819/4351222/01 лот №1).

Дата и время начала подачи заявок - 23.08.2019 года.

Дата и время окончания подачи заявок - 07.01.2019 года.

Дата подведения итогов - 08.10.2019 года.

Согласно Протоколу рабочей группы по рассмотрению заявок о готовности  к участию  в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении  объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения в селе Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа от 08.10.2019 года,  рабочая группа  отклонила заявку ООО "ИРБИС" в связи с несоответствием участника требованию  части 4.1 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", а именно отсутствие наличия средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций.

В силу части 4.1 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.

Согласно части 4.9 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если в 45-дневный срок с момента размещения на официальном сайте в сети "Интернет" предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения орган обязан разместить данную информацию на официальном сайте сети "Интернет". В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Федеральным законом N 115-ФЗ.

В соответствии с частью 4.10 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если в 45-дневный срок заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, соответствующих требованиям Федерального закона N 115-ФЗ, не поступило, концессионное соглашения заключаются с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения (с ООО «Тепло-Лаврентия») на условиях, предусмотренных в предложениях о заключении концессионных соглашений и проектах концессионных соглашений, без проведения конкурса в порядке, установленном Федеральным законом N 115-ФЗ.

Рабочей группой 08.10.2019 года по истечению 45-дневного срока со дня размещения на официальном сайте предложения Администрация муниципального образования Чукотский муниципальный район  Чукотского автономного округа о заключении концессионного соглашения определялось соответствие лица, подавшего заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения - ООО «ИРБИС» на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к концессионеру, а также требованиям, предусмотренным частью 4.1 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ.

По результатам рассмотрения рабочая группа пришла к выводу о несоответствии Заявителя требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ.

Так, согласно данной норме, концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2015 года N 300 "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим и инициативой заключении концессионного соглашения" также предусмотрена необходимость подтверждения соответствия инициатора и заявляемой инициативы ряду требований, в том числе в соответствующем предложении - необходимо подтвердить статус инициатора, наличие денежных средств или возможности их получения в размере не менее 5 процентов объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций, соответствие инициативы государственным программам и т.д.

По мнению ФАС России (письмо от 26.10.2018 N РП/86694/18), утвержденная постановлением N 300 форма представления сведений о соответствии инициатора требованиям может применяться также и к лицам, подающим заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, при условии установления уполномоченным органом требования к данной форме в рамках размещения информации об инициативе заключения концессионного соглашения на официальном сайте.

Как установлено Комиссией Чукотского УФАС России информация о требованиях к форме заявки администрацией муниципального района на сайте torgi.gov.ru  не была размещена.

Однако на сайте размещена информация, следующего содержания: «Заявитель, изъявивший готовность участия в конкурсе, подают документы в письменном виде, согласно п. 4.11 ст. 37 Федерального закона № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", заверенные печатью».

Согласно части 4.11 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать следующим требованиям:

1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения) или о прекращении физическим лицом - заявителем (лицом, подающим заявку на заключение концессионного соглашения) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;

3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;

4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).

ООО «ИРБИС» наличие собственных средств в размере не менее 5 (пяти) процентов объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций, соответствие инициативы государственным программам и т.д. не подтвердило. Документы (копии документов), подтверждающие привлечение заемных средств кредитной организации, Заявитель не представил.

Таким образом, заявка ООО «ИРБИС» была правомерно отклонена рабочей группой Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район  Чукотского автономного округа по рассмотрению заявок о готовности  к участию  в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении  объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения в селе Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа.

Таким образом, по результатам подведения итогов рабочая группа установила, что в 45-дневный срок со дня размещения на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru предложения о заключении концессионного соглашения не поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ. Концессионное соглашение подлежит заключению в соответствии с частью 4.10 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ без проведения конкурса.

2. По доводу заявителя о несоответствии предложения ООО «Тепло-Лаврентия» требованиям Федерального закона N 115-ФЗ, Комиссией установлено.

В соответствии с частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.

Согласно части 4.2 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.

ООО «Тепло-Лаврентия» в рамках части 4.2 статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ направило в адрес администрации предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения в селе Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа.

В соответствии с положениями части 4.7 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

В соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона N 115-ФЗ Администрация муниципального образования Чукотский муниципальный район  Чукотского автономного округа на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"  на официальной электронной площадке http://torgi.gov.ru 22 августа 2019 года разместила предложение о заключении  концессионного соглашения в отношении  объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения в селе Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа (извещение 220819/4351222/01 лот №1).

Из материалов дела усматривается, что в опубликованном на сайте https://torgi.gov.ru предложении о заключении концессионного соглашения ООО «Тепло-Лаврентия» в пункте 4 раздела 1 своего предложения не указало о наличии у него  средств или возможности их получения в размере не менее 5 (пяти) процентов объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).

Вместе с тем, Администрация каких-либо документов, подтверждающих о соответствии ООО «Тепло-Лаврентия» на момент выступления с предложением о заключении концессионного соглашения, установленным требованиям и наличие у него средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций, ни при направлении предложения, ни в ходе рассмотрения настоящего дела, не представлено, несмотря на то, что Комиссией неоднократно предлагалось представить Администрации такие документы.

В предложении ООО «Тепло-Лаврентия» размещенном на сайте torgi.gov.ru нет данных о том, что на расчетном счете ООО «Тепло-Лаврентия» имеются требуемые средства.

Постольку соответствие указанному требованию (п. 4.11 ст. 37 Федерального закона № 115-ФЗ) подтверждается любыми документами (например, выпиской по расчетному счету заявителя) и лишь только в случае привлечения заявителем заемных средств прилагается копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией.

В любом случае, лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения обязано, представить документы, подтверждающие его соответствие требованиям, изложенным в части 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.

Таким образом, из предоставленного ООО «Тепло-Лаврентия» предложения о заключении концессионного соглашения, наличие у общества средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций не подтверждается.

По вышеуказанным обстоятельствам правового основания для принятия решения об осуществлении процедуры заключения концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, без проведения конкурса у Администрации не имеется.

Пункт 3 довода в отзыве на жалобу от 22.10.2019 исх.№04-01-11/2837 Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район не рассматривается Комиссией Чукотского УФАС России, так как в преамбуле проекта КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ установлено следующее: «…в соответствии с решением Концедента о заключении  концессионного соглашения, без проведения конкурса на основании п. 4.1. ст. 37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» ….».

Согласно части 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к созданию дискриминационных условий (пункт 8 указанной нормы).

Запрет, установленный статьей 15 Закона о защите конкуренции, адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

В случае выявления признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольным органом может быть выдано предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Чукотского  УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО "ИРБИС" на действия Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район  Чукотского автономного округа, при рассмотрении предложения о заключении  концессионного соглашения в отношении  объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения в селе Лаврентия Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа, размещенного 22 августа 2019 года на официальной электронной площадке https://torgi.gov.ru (извещение 220819/4351222/01 лот №1),

обоснованной, в части отсутствия информации и документов в предложении о заключении концессионного соглашения ООО «Тепло-Лаврентия», подтверждающие его соответствие требованиям, изложенным в  пункте 4 части 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.

2. Выдать Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район  Чукотского автономного округа предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы.

 

Председатель Комиссии             _________________________    <...>

Члены Комиссии                     _________________________      <...>

                                               _________________________             <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны