Решение б/н решение 087/10/18.1-176/2020 от 3 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
 жалоба.pdf (1378.71 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 087/10/18.1-176/2020

03 декабря 2020 г.                                                                                       г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: И.В. Смолягина, заместитель руководителя Чукотского УФАС России,

Члены Комиссии: А.А. Матафонова, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России; А.В. Салмина, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,

в присутствии представителей Автономного учреждения Чукотского автономного округа «Управление технического обеспечения и эксплуатации имущества Чукотского автономного округа» – Новикова Д.Н. по доверенности б/н от 30 ноября 2020 г., Шепель Р.Ю. по доверенности б/н от 30 ноября 2020 г.,

в отсутствии представителей ООО «Чукотская энергетическая компания», уведомленных надлежащим образом о месте и времени заседания,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Чукотская энергетическая компания» (далее – Заявитель, Общество) на действия (бездействие) заказчика – Автономного учреждения Чукотского автономного округа «Управление технического обеспечения и эксплуатации имущества Чукотского автономного округа» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукцион в электронной форме на «Оказание услуг по техническому обслуживанию, мелкому ремонту зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий, направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем инженерного оборудования в целях поддержания их эксплуатационных показателей на объектах, закрепленных на праве оперативного управления за Автономным учреждением Чукотского автономного округа «Управление технического обеспечения и эксплуатации имущества Чукотского автономного округа» в 2021-2023 годах (2509631)», извещение № 32009697092, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России 24.11.2020 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.

В своей жалобе Заявитель указывает, что 19 ноября 2020 года Заказчиком было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 32009697092 о проведении Открытого аукциона в электронной форме на «Оказание услуг по техническому обслуживанию, мелкому ремонту зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий, направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем инженерного оборудования в целях поддержания их эксплуатационных показателей на объектах, закрепленных на праве оперативного управления за Автономным учреждением Чукотского автономного округа «Управление технического обеспечения и эксплуатации имущества Чукотского автономного округа» в 2021-2023 годах (2509631)»  (далее – Аукцион).

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона, Заказчиком «нарушены пункты 1, 5, 7 и 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках. В документации о закупке указываются установленные заказчиком требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы его потребностям, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), порядок формирования цены договора, а также перечень документов, представляемых для подтверждения соответствия установленным требованиям. Сведения о предмете договора с указанием объема выполняемых работ должны быть размещены в извещении о закупке (пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках)».

1. Заявитель указывает, что в «закупочной документации отсутствует информация об объеме и видах работ, их минимальной цене и способе ее определения, о разрешительных документах (в том числе лицензиях, свидетельствах), подлежащих обязательному включению в состав заявки на участие в закупке».

2. Заявитель считает, что, «непонятно каким образом формировалась начальная цена закупки, т.к. коммерческие предложения, на которых сформировалась начальная цена, видимо, представлены организациями, которые имеют более объективное понимание ситуации, что также недопустимо при конкурентном подходе».   

3. По мнению Заявителя, «требование Заказчика об обеспечительных мерах, указанных в п.8 информационной карту: «Обеспечение исполнения договора может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств».

Уведомлением Чукотского УФАС России от 26.11.2020 г. №№ 1224/01-40, 1223/01-40 рассмотрение жалобы было назначено на 03.12.2020 г. на 11 часов 00 минут. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

В связи с тем, что Заявитель был надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы №087/10/18.1-176/2020, ходатайств до рассмотрения жалобы от Общества не поступало, Комиссия решила рассмотреть данную жалобу в отсутствие Заявителя.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом Комиссия указывает, что согласно части 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Таким образом, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб в рамках указанного закона.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны не состоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Автономного учреждения Чукотского автономного округа «Управление технического обеспечения и эксплуатации имущества Чукотского автономного округа», утвержденным Протоколом Наблюдательного совета Автономного учреждения Чукотского автономного округа «Управление технического обеспечения и эксплуатации имущества Чукотского автономного округа» от 11.10.2018 г. № 6/1-10/2020 () (далее - Положение о закупке).

Изучив имеющиеся материалы дела по жалобе, Комиссия Чукотского УФАС России установила следующее:

19.11.2020г. Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении Аукциона на право заключения договора на Оказание услуг по техническому обслуживанию, мелкому ремонту зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий, направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем инженерного оборудования в целях поддержания их эксплуатационных показателей на объектах, закрепленных на праве оперативного управления за Автономным учреждением Чукотского автономного округа «Управление технического обеспечения и эксплуатации имущества Чукотского автономного округа» в 2021-2023 годах (2509631), включающая в себя извещение, документацию с проектом договора (далее - Документация).

Начальная (максимальная) цена договора 39 500 000,00 руб.

Внесение дополнительных изменений 20.11.2020 (МСК+9).

Дата и время окончания подачи заявок 10.12.2020 в 00:01 (МСК+9).

Дата подведения итогов 10.12.2020 (МСК+9).

1. Согласно пункту 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением условий описания предмета конкурентной закупки, осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев.

Также, пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в то числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, Заказчик формирует техническое задание Документации в соответствии с собственными потребностями.

Также, Заказчик отмечает, что в Аукционной документации (Приложении №№1,2 к Техническому заданию) четко прописаны какие виды работ и объемы (Приложение №2) предусматривается проводить участником закупки, ставшим Победителем.

При этом пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с Документацией предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию, мелкому ремонту зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий, направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем инженерного оборудования в целях поддержания их эксплуатационных показателей на объектах, закрепленных на праве оперативного управления за Автономным учреждением Чукотского автономного округа «Управление технического обеспечения и эксплуатации имущества Чукотского автономного округа» в 2021-2023 годах.

На заседание Комиссии Чукотского УФАС России установлено, что оказание услуг по техническому обслуживанию, мелкому ремонту зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий, направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем инженерного оборудования, не относятся к лицензируемым видам деятельности.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии Чукотского УФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Учитывая изложенное, в отсутствие подтверждений обоснованности довода Жалобы, Комиссии Чукотского УФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена договора.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

В соответствии с пунктом 5 частей 9, 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении и документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках, должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

При этом Комиссия Чукотского УФАС России отмечает, что Закон о закупках не устанавливает требований к порядку, способу и форме расчета начальной (максимальной) цены договора, в связи с чем заказчик самостоятельно определяет такой порядок определения цены договора в соответствии с положением о закупке.

В пункте 5 документации о проведении аукциона указано, что начальная (максимальная) цена договора включает в себя все расходы Исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по настоящему договору в полном объеме и надлежащего качества, в том числе расходы на приобретение спецсредств и расходных материалов, транспортные расходы, страхование, уплату налогов, сборов, и других обязательных платежей.

Заказчиком опубликована вся информация, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене, которую должна содержать закупочная документация согласно Закону о закупках, в связи с чем нарушения принципа информационной открытости закупки не установлено.

При этом Закон о закупках не содержит требований к порядку определения и обоснования Заказчиком начальной (максимальной) цены договора.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии с доводом жалобы Заявителя не согласился и сообщил, что начальная (максимальная) цена договора сформирована с учетом потребностей Заказчика.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не явился и не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

3. По третьему доводу жалобы - установление обеспечения исполнения договора может предоставляться участником закупки, только путем внесения денежных средств на счет Заказчика, Комиссия устанавливает следующее.

Исходя из положений части 26 статьи 3.2 Закона о закупках законом допускается установление требования обеспечения исполнения договора.

Следовательно, требование по обеспечению исполнения договоров может быть включено Заказчиком в документацию о закупке при условии, что включение такого рода требований предусмотрено утвержденным Положением о закупке.

Согласно действующему Положению (п. 11.2), установлено, что обеспечение исполнения договора предоставляется в виде залога денежных средств.

Согласно размещенной 19.11.2020 на сайте ЕИС документации Заказчиком, в рамках указанных норм Положения о закупке, установлен способ обеспечения исполнения договора только путем внесения денежных средств.

Следовательно, данное действие Заказчика не противоречит Положению о закупке, и действующему законодательству.

Комиссией также учтено, что в соответствии с пунктом 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.05.2018, закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. Также указано, что предъявляемые требования должны быть обоснованными, связанными с потребностями заказчика и (или) направлены на предотвращение риска неисполнения договора.

Как следует из Обзора, заказчик вправе установить в документации такие требования, которые позволяют судить о финансовой устойчивости участника и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. А установленные заказчиком требования, связанные с обеспечением заявки и исполнения договора, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов и положений Закона о закупках.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действия Заказчика помимо субъективной оценки таких действий не представлено.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Обращаем внимание, что заявителю предоставлено право, предусмотренное ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках, направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В течение установленного в закупочной документации срока, Заявитель с запросом о предоставлении разъяснений положений закупочной документации не обращался.

В соответствии с положениями части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чукотского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Чукотская энергетическая компания» на действия (бездействие) заказчика – Автономного учреждения Чукотского автономного округа «Управление технического обеспечения и эксплуатации имущества Чукотского автономного округа» при проведении открытого аукцион в электронной форме на «Оказание услуг по техническому обслуживанию, мелкому ремонту зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий, направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем инженерного оборудования в целях поддержания их эксплуатационных показателей на объектах, закрепленных на праве оперативного управления за Автономным учреждением Чукотского автономного округа «Управление технического обеспечения и эксплуатации имущества Чукотского автономного округа» в 2021-2023 годах (2509631)», извещение № 32009697092, необоснованной.

 

Председатель Комиссии:

 

________________________

 

И.В. Смолягина

 

 

 

Члены Комиссии:

________________________

А.А. Матафонова

 

 

          ________________________

  А.В. Салмина

         

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны