Решение №06-04/2751 Жалоба по делу № 53-К-2019 признана обоснованной. от 16 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Контракт»

 

Дело № 53-К-2018                                                                          г. Чебоксары

                                     

Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 16 апреля 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>;

в присутствии от:

заказчика – администрации Канашского района Чувашской Республики – <…>,

в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Контракт», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (далее – ООО «Контракт») на положения аукционной документации Заказчика – администрации Канашского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги "Аниш" - Новое Урюмово - Новые Бюрженеры" Канашского района Чувашской Республики с км 1 +950 по км 2+ 250 и с км 5 + 280 по км 7 + 980 (изв. № 0115300014519000014) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 04.04.2019 обратилось ООО «Контракт» с жалобой на положения аукционной документации Заказчика – администрации Канашского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги "Аниш" - Новое Урюмово - Новые Бюрженеры" Канашского района Чувашской Республики с км 1 +950 по км 2+ 250 и с км 5 + 280 по км 7 + 980 (изв. № 0115300014519000014) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе заявитель сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:

- Заказчиком неверно определен срок окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации;

- неверно определен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;

- в техническом задании аукционной документации установлены требования к материалам, значения которых становятся известными после испытания определенной партии товара, что приводит к ограничению количества участников закупки.

На основании вышеизложенного, просит провести проверку доводов, изложенных в жалобе, и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, указал на соответствие положений аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе. Просил признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

21.03.2019 в 12 час. 34 мин. Заказчиком – администрацией Канашского района Чувашской Республики на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115300014519000014 о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги "Аниш" - Новое Урюмово - Новые Бюрженеры" Канашского района Чувашской Республики с км 1 +950 по км 2+ 250 и с км 5 + 280 по км 7 + 980, с начальной (максимальной) ценой контракта 10 723 671,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).

Относительно того, что Заказчиком неверно определен срок окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации, Комиссия установила следующее.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Исходя из положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, срок окончания подачи запросов на разъяснение положений аукционной документации составляет не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

При этом положения части 1 статьи 194 ГК РФ устанавливают, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Извещением о проведении электронного аукциона
№0115300014519000014, пунктом 11.1 Информационной карты электронного аукциона установлено, что дата и время окончания подачи заявок – 05.04.2019 г. 09 час. 00 мин.

Согласно пункту 12.2 Информационной карты документации электронного аукциона дата окончания срока поступления запроса о разъяснении положений настоящей документации об электронном аукционе, по завершении которого прекращается обязанность предоставлять разъяснения - 02.04.2019 г. Дата окончания срока предоставления разъяснений положений настоящей документации об электронном аукционе - 03.04.2019 г.

Следовательно, срок окончания подачи запросов на разъяснение положений аукционной документации должен быть установлен 01.04.2019, что нарушает часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

По доводу заявителя о том, что Заказчиком неверно определен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, установлено следующее.

Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 11.1 Информационной карты электронного аукциона установлено, что дата и время окончания подачи заявок – 05.04.2019 г. 09 час. 00 мин.

Таким образом, принимая во внимание, что извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.03.2019 в 12 час. 34 мин., срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть установлен 05.04.2019 в 12 час. 34 мин., что свидетельствует о нарушении Заказчиком части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Относительно довода о том, что в техническом задании аукционной документации установлены требования к материалам, значения которых становятся известными после испытания определенной партии товара, что приводит к ограничению количества участников закупки, Комиссия пришла к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Закон о стандартизации), указанный Закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.

Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании), указанный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее - ГОСТ).

Разделом I технического задания аукционной документации (далее – Техническое задание) предусмотрены следующие требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) материалов.

1

Битумы нефтяные дорожные

Пенетрация, 0,1 мм, при температуре:

25 °С –                     от 61-90  /   91-130

0 °С, не менее                  20   /   28

Температура, °С:

Размягчения, не ниже       47  /    43

Хрупкости, не выше  -         -15 / - 17

Вспышки, не ниже          230  /   230

Дуктильность, см, при температуре:

25 °С -               не менее      55  /   65

0 °С  -               не менее      3,5  / 4,0

Изменение температуры размягчения после прогрева

°С, не более                          5 /   5

Индекс пенетрации -         от -1,0 до +1,0

2

Асфальтобетонные смеси

Асфальтобетонные смеси дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные) по ГОСТ 9128-2009. Размер фракции не более 20мм; остаточная пористость не менее 2,5% и не более 5%; содержанием щебня не менее 40% не более 50%. Физико-химические показатели для асфальтобетона из горячих смесей должны быть следующими: предел прочности при сжатии, Мпа, при температурах: 20°С, не менее  2,0; 50 °С,  не менее 0,9; 0 °С, не более 12,0; водостойкость, не менее 0,75, пористость минеральной части асфальтобетонов должна быть не более 19%.

При этом Комиссия установила, что в соответствии с ГОСТ 33134-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Определение индекса пенетрации (с Поправкой)» определяет метод испытаний, который заключается в расчете индекса пенетрации. Индекс пенетрации зависит от глубины проникания иглы при температуре 25°С, определяемой в соответствии с ГОСТ 33136, и температуры размягчения битума, определяемой в соответствии с ГОСТ 33142.

Кроме того, согласно пункту 3.2. ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия (с Изменением N 1)» (далее – ГОСТ 22245-90) температуру хрупкости битумов марок БН допускается определять по номограмме (приложение 3).

Из пункта 3.3 ГОСТ 22245-90 следует, что изменение температуры размягчения после прогрева вычисляют как разность температур размягчения, определенных по ГОСТ 11506 до и после испытания на прогрев по ГОСТ 18180.

ГОСТ 11505-75 «Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости (с Изменениями N 1, 2)» (далее – ГОСТ 11505-75) распространяется на нефтяные битумы и устанавливает метод определения растяжимости (дуктильности). Сущность метода заключается в определении максимальной длины, на которую может растянуться без разрыва битум, залитый в специальную форму, раздвигаемую с постоянной скоростью при заданной температуре.

Пунктом 1.1 ГОСТ 11505-75 установлено, что при определении растяжимости битума применяются: дуктилометр, состоящий из пластмассового или деревянного ящика (ванны), выложенного внутри оцинкованной жестью или эмалью; внутри ящика через всю его длину проходит червячный винт с салазками, вращение винта придает салазкам поступательное движение; на одной стороне прибора укреплена стойка с тремя штифтами, соответственно трем штифтам, имеющимся на салазках; на салазках закреплен указатель - стрелка, передвигающаяся при движении салазок вдоль линейки. Червячный винт приводится в движение от мотора. Скорость салазок должна быть 5 см/мин; формы латунные для битума - "восьмерки" (см. чертеж); термометр ртутный стеклянный по ГОСТ 28498-90 с интервалом измеряемых температур 0-50 °С, с ценой деления шкалы 0,5 °C; нож для среза битума с прямым лезвием; сито с металлической сеткой N 07 по ГОСТ 6613-86; пластинка полированная металлическая или термостойкая стеклянная; тальк; глицерин по ГОСТ 6823-2000 или по ГОСТ 6259-75; соль поваренная пищевая по ГОСТ 13830-97; декстрин по ГОСТ 6034-74; спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 18300-87 или спирт этиловый технический по ГОСТ 17299-78; бумага папиросная по ГОСТ 3479-85.

Таким образом, при описании объекта закупки по позиции 1 «Битумы нефтяные дорожные» Заказчиком установлено требование к характеристикам товара, которые могут быть известны только по результатам проведения испытаний в отношении конкретной партии товара.

Однако при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Таким образом, по позиции «Битумы нефтяные дорожные» Заказчик включил в документацию о закупке требования к производителю товара, к участнику закупки в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, что нарушает часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Аналогичное нарушение выявлено при описании объекта закупки по позиции 2 «Асфальтобетонные смеси».

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ООО «Контракт» обоснованной, а Заказчика нарушившим требования части 3 статьи 33, части 3 статьи 63, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

При этом из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0115300014519000014 от 08.04.2019 следует, что из восьми заявок, поданных на участие в электронном аукционе, семь допущены к участию в закупке. В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 11.04.2019 № 0115300014519000014-2 снижение цены контракта составило 20,62 %.

В связи с изложенным, Комиссия Чувашского УФАС приходит к выводу об отсутствии необходимости для выдачи предписания.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.        Признать жалобу ООО «Контракт» на положения аукционной документации Заказчика – администрации Канашского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги "Аниш" - Новое Урюмово - Новые Бюрженеры" Канашского района Чувашской Республики с км 1 +950 по км 2+ 250 и с км 5 + 280 по км 7 + 980 (изв. № 0115300014519000014) обоснованной.

2.        Признать Заказчика – администрацию Канашского района Чувашской Республики нарушившим часть 3 статьи 33, часть 3 статьи 63, часть 4 статьи 65Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.        Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

Председатель Комиссии                                                       <…>

 

Члены Комиссии                                                                   <…>

 

<…>

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны