Решение б/н совершение занимающим доминирующее положение хозяйствующим с... от 1 августа 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Дагестанское УФАС России поступило заявление ООО «Ц...» (далее — Общество, потребитель) о нарушении филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» антимонопольного законодательства, выразившегося в поставке электроэнергии с пониженным напряжением.

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ» (далее — гарантирующий поставщик) возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела №005/01/10-518/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 17.04.2024г. рассмотрение дела было назначено на 23.05.2024.

Определением от 23.05.2024 дело было отложено для получения дополнительных доказательств.

Определением от 27.06.2024 дело было отложено на 18.07.2024 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 27.06.2024 срок рассмотрения дела было продлено.

27.06.2024 Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела и направлено сторонам.

Комиссия, выслушав представителя Общества, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующему решению.

Между гарантирующим поставщиком и Обществом заключен Договор энергоснабжения №0501321000224 от 01.09.2021 (далее - Договор), в соответствии с п. 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных настоящим Договором, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В соответствии с п. 1.5 Договора качество электрической энергии, поставляемой по настоящему договору, должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ.

Согласно п. 2.1.1 Договора поставщик обязуется обеспечить продажу в точках поставки электрической энергии, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони, а также иным обязательным требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным настоящим договором.

Частью 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и иными обязательными требованиями.

В соответствии с п. 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, гарантирующие поставщики, сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, а также собственники и иные законные владельцы объектов по производству электрической энергии (мощности), субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.

Согласно ГОСТ 32144-2013 отклонения напряжения не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения.

Из представленных Обществом документов и сведений усматривается, что с 14.11.2023 по 30.11.2023 в сети наблюдались неоднократные снижения напряжения более чем на 10%, свидетельствующие о поставке гарантирующим поставщиком потребителю некачественной электроэнергии.

Как усматривается из выписки из журнала отклонений качества электроэнергии, размещенном в счетчике электроэнергии типа CE308 №0112288189711660 2020, в период с 14.11.2023 по 30.11.2023 наблюдается 53 отклонения разной продолжительности времени в сторону снижения напряжения, в том числе:

15.11.2023 — в течение 5 часов 30 минут;

16.11.2023 — в течение 6 часов 30 минут;

17.11.2023 — в течение 11 часов 10 минут.

Всего в период с 14.11.2023 по 30.11.2023 снижение напряжения более чем на 10% наблюдалось в течение 254 часов 40 минут из 384 часов физического времени, приходящегося на названный период (66,4%).

Как указали представители Общества в ходе рассмотрения дела, снижение напряжения в сети приводит к аварийному отключению оборудования по производству цемента и выходу его из строя, а также к срыву сроков поставки цемента по договорам, заключенным с контрагентами.

ПАО «Россети Северный Кавказ» не представило доказательств, опровергающих представленные потребителем показатели подаваемой электрической энергии.

Гарантирующий поставщик оставил без должного реагирования обращения потребителя от 07.04.2023, 19.09.2023 и 29.12.2023 о несоответствии показателей подаваемой электрической энергии требованиям договора.

Представителем ПАО «Россети Северный Кавказ» представлено на заседание Комиссии копия Поручения Ио Директора ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» о проведении выездной проверки электросетевого имущества потребителя для установления причин возникновения ненадлежащего уровня поставляемой энергии, датированное 27.06.2024, которое, по мнению Комиссии, не свидетельствует о должном реагировании на обращения потребителя.

Доводы представителей гарантирующего поставщика о неисправности оборудования потребителя, предназначенного для резервирования (при ремонтном и аварийном режиме) или параллельной работы оборудования, не свидетельствует о соответствии показателей входного напряжения требованиям Договора.

При этом показания счетчика электроэнергии типа CE308 №0112288189711660 2020 подтверждают отклонения показателей напряжения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесена услуги по передаче электрической энергии.

ПАО «Россети Северный Кавказ» (ИНН: 2632082033; адрес: 357506, Ставропольский край, город Пятигорск, ул. Подстанционная, д. 13А,) включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Кроме того, с 01.07.2020 г. ПАО «Россети Северный Кавказ» на основании приказа Минэнерго РФ осуществляет функции гарантирующего поставщика.

Таким образом, ПАО «Россети Северный Кавказ» занимает доминирующее положение и на рынке розничной реализации электрической энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Действия ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» по оказанию услуг ненадлежащего качества, а именно по подаче электрической энергии с заниженными параметрами, ущемляют интересы хозяйствующего субъекта (ООО «Ц.») в сфере предпринимательской деятельности, что свидетельствует о злоупотреблении ПАО «Россети Северный Кавказ» доминирующим положением и нарушении требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято Заключение об обстоятельствах дела № 005/01/10-518/2024 от 27.06.2024г. (далее - Заключение), копия которого была направлена сторонам дела.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Рассмотрение дела было назначено на 18.07.2024г. на 10 часов 30 минут.

ПАО «Россети Северный Кавказ» не направлены письменные пояснения в отношении обстоятельств дела, изложенных в Заключении.

Таким образом, изложенные в заключении доводы указывают на злоупотребление ПАО «Россети Северный Кавказ» доминирующим положением, в результате чего ущемлены интересы ООО «Ц.» в сфере предпринимательской деятельности.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ПАО «Россети Северный Кавказ» (ИНН: 2632082033; адрес: 357506, Ставропольский край, город Пятигорск, ул. Подстанционная, д. 13А) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в совершении занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действия (бездействие), результатом которого является ущемление интересов ООО «Ц.» в сфере предпринимательской деятельности.

2. Выдать ПАО «Россети Северный Кавказ» (ИНН: 2632082033; адрес: 357506, Ставропольский край, город Пятигорск, ул. Подстанционная, д. 13А) предписание об устранении выявленного нарушения.

3. Передать материалы дела №005/01/10-518/2024 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административного производства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны