Решение №06-8824/ТК Жалоба на действия конкурсного управляющего от 23 сентября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF1. Организатору торгов –
Конкурсному управляющему
2. Заявителю
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 019/01/18.1-430/2019
18.09.2019 года г. Абакан
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора в составе:
Председатель комиссии - |
<…>, врио руководителя управления, |
Члены комиссии: |
<…>, начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
<…>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при отсутствии сторон:
1) Организатора торгов – конкурсного управляющего (далее – организатор торгов, конкурсный управляющий):
- <…>, уведомленной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы и заявившей ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие (вх. № 4947 от 13.09.2019г.),
2) Заявителя – <…> (далее –Заявитель), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу <…> на действия организатора торгов – конкурсного управляющего ООО «Теплоресурс» при проведении торгов № 7661-ОТПП в форме публичного предложения дебиторской задолженности физических лиц в размере 14 445 688,37 руб (сообщение № 4080152 от 20.08.2019 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 09.09.2019г. вх. № 1241 (письмо ФАС России о направление жалобы по подведомственности от 06.09.2019г. № РП/78154/19) поступила жалоба <…>на действия организатора торгов – конкурсного управляющего ООО «Теплоресурс» <…> при проведении торгов в форме публичного предложения № 7661-ОТПП по реализации дебиторской задолженности физических лиц в размере 14 445 688,37 руб (сообщение № 4080152 от 20.08.2019 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru).
Заявитель считает, что конкурсным управляющим совершены действия, направленные на ограничение доступа заинтересованных лиц к участию в торгах и приобретению имущества должника.
Заявитель намеревался участвовать в данных торгах и подать соответствующую заявку, но конкурсный управляющий ограничил перечень лиц, имеющих право на подачу заявки на участие, т.е. в тексте порядка оформления заявки указано, что право на участие в торгах и на приобретение прав требований к физическим лицам ООО «Теплоресурс» предоставляется следующим субъектам: управляющие организации, созданные товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, иные ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
К заявке должен прилагаться документ, подтверждающий наличие у заявителя статуса управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, иной ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании изложенного, Заявитель просит:
- Признать незаконными действия конкурсного управляющего, выразившиеся в указании особого субъектного состава для подачи заявки и участия в торгах по реализации дебиторской задолженности ООО «Теплоресурс».
- Обязать конкурсного управляющего провести торги по утвержденному ранее положению от 23.03.2019 года.
- Приостановить торги до рассмотрения жалобы по существу.
- Выдать конкурсному управляющему ООО «Теплоресурс» соответствующие предписания.
13.09.2019 года вх. № 4947 в адрес Хакасского УФАС России от организатора торгов поступил пакет документов, в том числе письменные возражения на жалобу, в которой конкурсный управляющий считает действия законными и обоснованными, а также полностью основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу положений статей 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» торги по продаже имущества в ходе конкурсного производства являются обязательными, в связи с чем действия конкурсного управляющего как организатора торгов на основании части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы в антимонопольный орган, который имеет право рассматривать такие жалобы.
Таким образом, настоящая жалоба рассматривается в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией Хакасского УФАС России срок принятия решения продлен до 18.09.2019 15:30 часов.
В результате рассмотрения жалобы по существу, комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-225101/16-88-342 «Б» от 18.09.2017 года конкурсным управляющим должника – ООО «Теплоресурс» утверждена <…>.
Определением Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-225101/16-88-342 «Б» от 06.03.2019 года удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего ООО «Теплоресурс» <…> о продлении конкурсного производства в отношении должника на шесть месяцев до 18.09.2019г.
23.08.2019 года в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ) организатором торгов размещена информация (сообщение № 4080152 от 20.08.2019 года) о проведении открытых торгов посредством публичного предложения по продаже дебиторской задолженности физических лиц в размере 14 445 688,37 руб.
Установлена следующие периоды проведения торгов:
Дата начала приема заявок на интервале |
Дата окончания приема заявок на интервале |
Цена на интервале, руб. |
Задаток на интервале, руб. |
26.08.2019 - 00:00 |
31.08.2019 - 00:00 |
6 344 100,00 |
634 410,00 |
31.08.2019 - 00:00 |
05.09.2019 - 00:00 |
5 709 690,00 |
570 969,00 |
05.09.2019 - 00:00 |
10.09.2019 - 00:00 |
5 075 280,00 |
507 528,00 |
10.09.2019 - 00:00 |
15.09.2019 - 00:00 |
4 440 870,00 |
444 087,00 |
15.09.2019 - 00:00 |
20.09.2019 - 00:00 |
3 806 460,00 |
380 646,00 |
20.09.2019 - 00:00 |
25.09.2019 - 00:00 |
3 172 050,00 |
317 205,00 |
25.09.2019 - 00:00 |
30.09.2019 - 00:00 |
2 537 640,00 |
253 764,00 |
30.09.2019 - 00:00 |
05.10.2019 - 00:00 |
1 903 230,00 |
190 323,00 |
05.10.2019 - 00:00 |
10.10.2019 - 00:00 |
1 268 820,00 |
126 882,00 |
10.10.2019 - 00:00 |
15.10.2019 - 00:00 |
634 410,00 |
63 441,00 |
Начальная цена продажи имущества 6 344 100,00 рублей.
Дата и время начала подачи заявок: 26.08.2019 00:00.
24.08.2019г. опубликовано объявление о проведении торгов в печатном издании «Коммерсантъ».
Кроме того, объявление о проведении торгов ООО «Теплоресурс» (идентификационный номер <...> -ОТПП) размещено на официальном сайте «Новые информационные сервисы».
На сайте ЕФРСБ было опубликовано сообщение №4126943 от 09.09.2019г. об изменении объявления о проведении торгов №4080152 от 20.08.2019г.
В сообщении объявления о проведении торгов № 4080152 от 20.08.2019г. конкурсным управляющим указано требование к заявке на участие в торгах:
Заявка на участие в торгах и прилагаемые к ней документы подаются в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя, с 00:00 26.08.2019 на сайте: http://www.nistp.ru.
К участию в торгах допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, своевременно подавшие заявку и представившие надлежащим образом оформленные документы в соответствии с перечнем, приведенным в сообщении о проведении торгов, задатки которых поступили на счет должника в установленный срок.
Заявка на участие в торгах оформляется в электронной форме на русском языке и должна содержать: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя; номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, конкурсному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя конкурсного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий.
К заявке на участие в торгах должны прилагаться копии следующих документов:
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
- документ, подтверждающий наличие у заявителя статуса управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, иной ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
-документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
По вопросу признания действий конкурсного управляющего незаконными, в части указании особого субъектного состава для подачи заявки, комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок реализации дебиторской задолженности в ходе процедуры конкурсного производства регламентирован статьей 140 Закона о банкротстве, в соответствии с которой конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи, если иной порядок не установлен настоящим Федеральным законом.
В силу части 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве, утверждение порядка продажи имущества должника относится к компетенции непосредственно собрания кредиторов.
Так, собранием кредиторов ООО «ТеплоРесурс» от 26.03.2019г. было утверждено Положение о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО «ТеплоРесурс», содержащее порядок, сроки и условия продажи имущества должника.
Согласно пункту 2 статьи 139 Закона о несостоятельности (банкротстве), в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО «ТеплоРесурс», утвержденного решением собрания кредиторов от 26.03.2019г., в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов соответствующие предложения об изменениях порядка, сроков и условий продажи имущества должника для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.
Предложение конкурсного управляющего о внесении изменений в Положение о продаже дебиторской задолженности физических лиц ООО «ТеплоРесурс», утверждённое решением собрания кредиторов от 26.03.2019г. утверждено решением собрания кредиторов ООО «Теплоресурс» от 16.08.2019г., в которое внесено изменение, а именно, документ, подтверждающий наличие у заявителя статуса управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, иной ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В период проведения торгов посредством публичного предложения, 29.07.2019г. вступил в законную силу Федеральный закон от 26.07.2019г. № 214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», согласно которому ресурсоснабжающая организация не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.
Согласно статье 382 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
На основании статьи 383 ГК РФ не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о несостоятельности (банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, целью введения требования конкурсного управлявшего стало не допущение оказания, на граждан давления со стороны представителей коллекторской деятельности, и защита граждан от грубых и не правовых способов воздействия на них.
Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что у конкурсного управляющего ООО «Теплоресурс <…> имелись правовые основания выступать инициатором внесения изменений порядка, сроков и условий продажи имущества должника, а затем исполнять решение собрания кредиторов.
Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что жалоба не обоснована.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями статьи 110, 139, 140 Закона о несостоятельности (банкротстве), частями 1, 2, 11, 12, 14.1, 18, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа,
РЕШИЛА:
Признать жалобу № 019/01/18.1-430/2019 <…> на действия организатора торгов – конкурсного управляющего <…> при проведении торгов в форме публичного предложения № 7661-ОТПП в отношении имущества ООО «Теплоресурс» по лоту № 1: дебиторская задолженность физических лиц в размере 14 445 688,37 руб (сообщение № 4080152 от 20.08.2019 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru) необоснованной.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: Члены комиссии: |
<…> <…> <…> |