Решение б/н действия АО***, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим ... от 19 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

19 апреля 2022 года                                                                              г. Нальчик

 

                 Резолютивная часть оглашена 15 апреля 2022 года

                 В полном объеме изготовлено 19 апреля 2022 года

 

Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

;

в отсутствие представителя заявителя ООО***, уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела;

в присутствии представителей ответчика АО***

рассмотрев дело №007/01/10-1264/2021 по признакам нарушения АО***, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 47 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кабардино-Балкарского УФАС России поступило  заявление ООО***  на неправомерные действия Кабардино – Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (сокращенно – АО***; ОАО***) при введении ограничения режима потребления электрической энергии.

В своем заявлении ООО*** указывает на то, что АО*** нарушило порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии, а именно предварительно  не направило в адрес потребителя уведомление о полном ограничении режима потребления электроэнергии.

Вместе с жалобой представлены следующие материалы:

- копия договора энергоснабжения №М-214г от 01.02.2013г.;

- копия Акта о безучетном потреблении электрической энергии №КБФ ю 001790 бу от 09.06.2021г.;

- копия уведомления о полном ограничении режима потребления электроэнергии №147 от 24.06.2021г.;

- копия описи почтового отправления №361115549798367 от 24.06.2021г.;

- копия конверта о направлении уведомления;

- копия уведомления о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии №22 от 06.07.2021г.;

- копия Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 12.07.2021г. к уведомлению №147;

- копия Акта технической проверки средств учета электроэнергии №007560 от 06.07.2021г.;

- копия Акта №080049 на замену электросчетчика от 06.07.2021;

- копия Объяснения от 12.07.2021г.

По результатам анализа заявления ООО***, а также материалов, представленных по жалобе, Управление пришло к выводу, о том, что в действиях АО*** содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении законодательно установленной процедуры введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя.

 Определением от 26.11.2021г. №06/5079  дело №007/01/10-1264/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 13.12.2021г.

На рассмотрении дела 13.12.2021г. представитель ООО*** поддержала доводы, указанные в заявлении.

Лицо, обладающее сведениями, ___ пояснил, как происходило введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО***.

АО*** представило новые документы по делу.

Представитель АО*** заявил ходатайство о приостановлении рассмотрения дела №007/01/10-1264/2021 до рассмотрения Арбитражным судом КБР по существу дела №А20-3475/2021 по исковому заявлению ООО*** к АО*** об оспаривании Акта о безучетном потреблении электроэнергии от 09.06.2021г. и встречное исковое заявление АО*** о взыскании суммы задолженности в размере 413275,55 руб.

Комиссия Управления, изучив ходатайство АО***, отказала в приостановлении дела №007/01/10-1264/2021, в связи с тем, что обстоятельства, рассматриваемые в судебном производстве по делу №А20-3475/2021, не могут повлиять на рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением №06/5316 от 13.12.2021г. рассмотрение дела №007/01/10-1264/2021  было назначено 12.01.2022г.

Определением №06/96 от 13.01.2022г. рассмотрение дела №007/01/10-1264/2021  было назначено 09.02.2022г.

Определением №06/898 от 09.02.2022г. рассмотрение дела №007/01/10-1264/2021  было назначено 24.02.2022г.

Определением №06/1082 от 24.02.2022г. рассмотрение дела №007/01/10-1264/2021  назначено 15.04.2022г.

Изучив  представленные материалы, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.

Между АО*** и ООО*** заключен договор энергоснабжения №М-214г от 01.02.2013г. (далее – договор №М-124г). Точка поставки электроэнергии по договору объект КТПН 12/579 (тепличный комплекс), расположенный по адресу г. Майский, ул. Комарова, д.16.

09.06.2021г. инспекторами по ТЭЭСРУ и УЭ была проведена внеплановая проверка прибора учета электрической энергии принадлежащего ООО*** и составлен Акт о безучетном потреблении электрической энергии №КБФ ю 001790 бу от 09.06.2021г.

На основании акта о безучетном потреблении электрической энергии был произведен расчет объема безучетного потребления электроэнергии, согласно которому у ООО*** образовалась задолженность в размере 532961,90 рублей (за 87600 кВт).

12.07.2021г. в отношении ООО*** был введено полное ограничение режима потребления электрической энергии в связи с непогашенной задолженностью и составлен Акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 12.07.2021г.

В Акте о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО*** указанно, что он составлен к Уведомлению №147.

Отношения между потребителем электрической энергии энергосбытовой организацией и сетевой организацией регулируются Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее –  Постановление №442, Основные положения, Правила №442).

Согласно пункту 1(1) Правил №442, ограничение режима потребления - полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами.

Ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (пункт 4 Правил №442).

Согласно пункту 10 Правил №442, в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан:

а) направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления;

б) направить исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.

В соответствии с пунктом 8 Правил №442, уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, в том числе посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.

Пунктом 8 (1) Правил №442 установлено, что уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю должно содержать следующую информацию:

а) наименование потребителя;

б) описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение режима потребления;

в) основание введения ограничения режима потребления;

г) размер задолженности по оплате электрической энергии и требование о ее погашении;

д) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони;

е) уровень технологической брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони;

ж) дата введения полного ограничения режима потребления;

з) уровень, до которого исполнитель обязан ввести ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима потребления в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям;

и) требование к потребителю о самостоятельном ограничении режима потребления независимо от действий исполнителя, а также указание на последствия невыполнения указанного требования.

Вместе с тем, как следует из заявления и материалов, представленных к нему, ООО*** предварительно не получало уведомления о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно материалам, представленным Филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Каббалкэнерго», Уведомление о полном ограничении режима потребления электроэнергии №147 от 24.06.2021г. в отношении ООО*** было направлено по почте по адресу: КБР, г. Майский, ул. Комарова, д.6., о чем свидетельствует Опись Ф. 107 Почты России от 24.06.2021г. (номер/идентификатор почтового отправления).

Также, как следует из отчета об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта Почты России, письмо с почтовым идентификатором №3611549798367 имеет статус «вручено адресату» в г. Чегем.

АО***  представило в Управление письмо Прохладненско-Майского почтамта УФСП «Кабардино-Балкарской республики» АО «Почта Рссии» согласно которому, получателем по адресу: КБР, г.Майский, ул. Комарова, д.16, было оставлено распоряжение о досыле корреспонденции по новому адресу в г. Чегем.

ООО*** направило в Управление письменное пояснение Конкурсного управляющего, в котором указано что 12.09.2017г. в отношении ООО*** было введено конкурсное производство, конкурсным управляющим был назначе. После назначения к/у обратился в Майское отделение почтамта с просьбой пересылать корреспонденцию, направленную в адрес ООО*** на адрес в г.Чегем. Судебное дело  №А20-477/2017 о банкротстве ООО*** было прекращено Определением Арбитражного суда КБР от 11.11.2020г., в связи с чем обязанности конкурсного управляющего были прекращены и он предупредил сотрудников почтамта о необходимости направлять корреспонденцию на прежний адрес ООО***.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 12.1 договора №М-124г уведомления потребителю направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в договоре.

Согласно пункту 13.2 договора №М-124г, адрес ООО***: КБР, г.Майский, ул. Комарова, д.16.

Уведомление о полном ограничении режима потребления электроэнергии №147 от 24.06.2021г. было направлено по неверному адресу. В связи с чем ООО*** не могло быть надлежаще уведомлено о введении ограничения режима потребления электрической энергии, что нарушает права и интересы ООО***.

Довод ответчика о том, что уведомление №147 от 24.06.2021г. было направлено по юридическому адресу ООО*** не состоятелен, так как в договоре энергоснабжения №М-214г от 01.02.2013г. стороны указали адрес для направления корреспонденции (пункты 12.1, 13.2), а именно: КБР, г. Майский, ул. Комарова, д.16.

Кроме того, какие-либо дополнительные соглашения, изменяющие адрес для направления корреспонденции, сторонами договора №М-214г не заключались.

Таким образом, АО*** при введении ограничения режима потребления электроэнергии не имело доказательств надлежащего уведомления ООО*** о предстоящем ограничении, чем нарушило пункты 8, 10 Правил №442, а также пункты 12.1, 13.2 договора энергоснабжения №М-214г от 01.02.2013г.

Действия АО***, выражающиеся в нарушении законодательно установленной процедуры введения ограничения энергоснабжения в отношении потребителя, а именно нарушения пунктов 8, 10 Правил №442, привели или могли привести к ущемлению интересов ООО***.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, согласно которым не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Как следует из материалов дела ООО***  зарегистрировано в качестве юридического лица (ИНН 0703002121, ОГРН 1110716000482) и занимается предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли.

В целях установления доли, занимаемой АО*** на розничном рынке электрической энергии (мощности) в границах Кабардино-Балкарской Республики Управлением в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220 проведен анализ и оценка состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в границах Кабардино-Балкарской Республики.

На основании информации, полученной от  Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору, на территории Кабардино-Балкарской Республики деятельность на розничном рынке купли-продажи электрической энергии (мощности) осуществляют 3 (три) хозяйствующих субъекта:

Проведенный анализ состояния розничного рынка электрической энергии (мощности) за период с  01.08.2020г. по 31.07.2021г. на территории КБР показал, что данный товарный рынок является высококонцентрированным и с низким уровнем конкуренции, а долю более 50% занимает один хозяйствующий субъект – ОАО***.

Из вышеуказанного следует, что АО***, занимая доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

Определением №06/1082 от 24.02.2022г. рассмотрение дела №007/01/10-1264/2021  назначено 15.04.2022г.

01.04.2022г. Комиссия Управления вынесла заключение об обстоятельствах дела №007/01/10-1264/2021, которое было направлено в адрес Заявителя и Ответчика.

15.04.2022г. на рассмотрение дела явились представители Ответчика, которые поддержали ранее заявленные доводы, новых документов и материалов по делу не представили.

Представитель ООО*** на рассмотрение дела не явился.
ООО*** не направило в Управление письменных возражений на Заключение об обстоятельствах дела

Таким образом, АО***, не выполнив законодательно установленную процедуру введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя ООО***, нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать действия АО***, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, путем несоблюдения законодательно установленной процедуры введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя ООО***, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

  1. Предписание АО*** не выдавать, в связи с вынесенным Арбитражным судом КБР Определением о принятии обеспечительных мер по делу №А20-3475/2021, согласно которому АО*** обязано возобновить подачу электрической энергии ООО***.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны