Решение №010/06/105-857/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/105-857/2021 от 31 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
РЕШЕНИЕ
по делу № 010/06/105-857/2021
г. Петрозаводск
Резолютивная часть решения объявлена «12» января 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено «17» января 2022 года
Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:
<…>
– заместитель председателя Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<…>
. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<…>
- член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
при участии Заказчика – администрации Главы Республики Карелия (полномочия подтверждены) в режиме видеоконференцсвязи;
при участии уполномоченного учреждения - ГКУ РК «Центр организации закупок РК и мониторинга (полномочия подтверждены);
при участии представителя Заявителя, представителя заявителя адвоката – ООО «Федеральная почтовая служба» (полномочия подтверждены);
рассмотрев жалобу ООО «Федеральная почтовая служба» на действия Заказчика – Администрации Главы Республики Карелия (далее – Администрация) при проведении электронного аукциона на оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины (извещение № 0806500000221001589) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262),
УСТАНОВИЛА:
В своей жалобе Заявитель указывает, что в документации об аукционе Заказчиком необоснованно включены услуги по нанесению оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления (включая наклейку на почтовое отправление стикера с оттиском клише франкировальной машины в случае невозможности нанесения оттиска клише франкировальной машины непосредственно через почтовой отправление), а также прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском франкировальной машины. По мнению Заявителя, иные операторы почтовой связи, кроме АО «Почта России», также имеют право оказывать услуги общедоступной почтовой связи и в случае снятия ограничения в виде необходимости нанесения оттисков франкировальных машин, также могли бы принять участие в электронном аукционе.
На основании этого, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и обязать Заказчика привести документацию об электронном аукционе в соответствие с действующим законодательством.
Заказчиком представлены письменные пояснения (вх. № 38 от 10.01.2022), в которых он просит признать жалобу необоснованной.
Документация об аукционе утверждена заместителем директора – начальником управления организации закупок государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр организации закупок Республики Карелия и мониторинга в сфере экономики» <…>
23.12.2021 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) 23.12.2021.
Номер извещения: 0806500000221001589.
Наименование объекта закупки: оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины.
Способ закупки: электронный аукцион.
Адрес электронной площадки: http://www.sberbank-ast.ru
Заказчик: Администрация Главы Республики Карелия.
Начальная (максимальная) цена контракта: 450 000,00 рублей.
Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
В соответствии с подпунктом 1 частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В разделе 3 технического задания установлено: наименование услуги: оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины.
Содержание услуги:
№ п/п |
Виды услуг и почтовых отправлений |
1. |
Универсальные услуги почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) в пределах территории Российской Федерации |
1.1. |
Пересылка простой и заказной почтовой карточки |
1.2. |
Пересылка простого, заказного письма и бандероли |
1.3. |
Пересылка письма и бандероли с объявленной ценностью |
1.4. |
Пересылка бандероли с объявленной ценностью наземным, воздушным транспортом, комбинированным способом |
1.5. |
Возвращение или отправление по новому адресу почтовых отправлений: заказного письма, заказной бандероли, письма с объявленной ценностью, бандеролей с объявленной ценностью |
2. |
Пересылка уведомления о вручении внутреннего регистрируемого почтового отправления (простое, заказное) |
3. |
Пересылка международных почтовых отправлений из Российской Федерации |
3.1. |
Пересылка международных почтовых карточек (простых, заказных)
|
3.2. |
Пересылка международных писем (простых, заказных, с объявленной ценностью) |
3.3. |
Пересылка международных бандеролей (простых, заказных). |
3.4. |
Пересылка уведомления о получение регистрируемого почтового отравления
|
4. |
Приёмка исходящих почтовых отправлений у Заказчика, а также вручение почтовых отправлений, адресованных Заказчику, по месту его нахождения |
5. |
Франкирование письменной корреспонденции с нанесением оттиска государственного знака почтовой оплаты |
6. |
Наклейка на почтовое отправление стикера с оттиском клише франкировальной машины в случае невозможности нанесения оттиска клише франкировальной машины непосредственно на почтовое отправление* |
7. |
Доставка почтовых отправлений непосредственно до адресатов |
* В соответствии с пунктом 9 Порядка применения франкировальных машин, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 августа 2016 года № 368, услуга оказывается в случае невозможности нанесения оттиска клише франкировальной машины непосредственно на почтовое отправление. Поскольку представление данной услуги зависит от технических характеристик франкировальной машины, используемой Исполнителем, Исполнитель в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения государственного контракта в порядке, установленном Контрактом, предоставляет Заказчику информацию о марке (модели) применяемой им франкировальной машины и максимальной толщине почтового отправления, на которое согласно технической документации на франкировальной машине может быть нанесен оттиск клише франкировальной машины.
Согласно части 2 статьи 58 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» (далее - Закон о связи) универсальные услуги почтовой связи оказываются оператором универсального обслуживания, т.е. оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации, и подлежат государственному регулированию в соответствии со статьей 6, 14, 18, 29 Закона о связи. Оператор связи, назначенный оператором универсального обслуживания, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг связи. Так, согласно п. 10 Лицензионных требований (Приложение к лицензии АО «Почта России» № 162571 от 11.04.2018) АО «Почта России» как оператор универсального обслуживания обязано оказывать универсальные услуги почтовой связи. Вместе с тем, иные операторы почтовой связи, не назначенные быть операторами универсального обслуживания, не обязаны, но имеют право оказывать услуги почтовой связи, равные по составу универсальным услугам почтовой связи, но не являющимися таковыми в силу иного субъекта оказания услуги.
Как следует из положений Закона о связи, единственным оператором универсального обслуживания на территории Российской Федерации (исключая Республику Крым и г. Байконур) является АО «Почта России».
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) (статьи 5, 9, 14) услуга общедоступной почтовой связи (почтовая связь общего пользования) является основным видом почтовой связи в Российской Федерации, которая осуществляется государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи. Таким образом, иные негосударственные операторы связи также оказывают услуги общедоступной почтовой связи.
Услуга общедоступной почтовой связи в соответствии с частью 2 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 (далее – Положение № 637) представляет собой деятельность по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
В свою очередь, пересылка письменной корреспонденции, исходя из положений статьи 2, 16, 17 Закона о почтовой связи, представляет собой единый производственный комплекс действий, включающий в себя прием, обработку, перевозку и доставку внутренних почтовых отправлений.
Согласно пояснениям Заявителя, Общество является негосударственным оператором почтовой связи и осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с Законом о связи.
Как указывает Заявитель, в соответствии с лицензионными требованиями и условиями, изложенными в приложении к лицензии Общества, а также в разделе XX Перечня лицензионных условий, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385, оказание услуг, предусмотренных лицензией, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
В соответствии с Техническим заданием (Раздел 3 Аукционной документации, Приложение № 1 к Государственному контракту) в содержание закупаемой услуги входит в том числе:
франкирование письменной корреспонденции с нанесением оттиска государственного знака почтовой оплаты, наклейка на почтовое отправление стикера с оттиском клише франкировальной машины в случае невозможности нанесения оттиска клише франкировальной машины непосредственно на почтовое отправление. Согласно п. 7 Технического задания, п. 3.3.3 проекта Государственного контракта обработка принятых у Заказчика почтовых отправлений включает в себя в том числе обработку исходящих почтовых отправлений Заказчика на франкировальной машине Исполнителя с нанесением на конверт каждого почтового отправления оттиска государственного знака почтовой оплаты (далее – оттиск франкировальной машины). Наносимый оттиск франкировальной машины должен соответствовать требованиям, установленным Приказом Минкомсвязи России от 8 августа 2016 года № 368 «Об утверждении Порядка применения франкировальных машин».
Иных способов подтверждения оплаты услуг по пересылке регистрируемых почтовых отправлений (корреспонденции), пересылаемых с уведомлением о вручении, в Аукционной документации не предусмотрено.
Согласно п. 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 № 234, плата за оказание услуг по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, осуществляется только денежными средствами в наличной и безналичной форме. Услуги в рамках международного почтового обмена оплачиваются почтовыми марками в соответствии со статьей 06-001 Регламента Всемирной почтовой конвенции.
Согласно Решения Верховного Суда РФ от 22.07.2021 № АКПИ21-335 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев шестого и седьмого пункта 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234> для подтверждения оплаты иных услуг почтовой связи, не являющихся услугами по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, почтовые марки не применяются, в полной мере соответствует положениям Федерального закона № 176-ФЗ.
Таким образом, установление в Техническом задании требования к услугам в части обязанности по нанесению оттисков франкировальной машины без предоставления альтернативных способов подтверждения оплаты оказанных услуг нарушает положения п. 24 Правил оказания услуг почтовой связи.
В пункте 2.1. раздела 1 Информационной карты определено наименование объекта закупки: оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины
В пунктах 1.1, 3.3.3, 339 Аукционной документации раздела 4 проекта контракта Заказчиком установлено требования к услугам (Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанности по оказанию комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины (далее – услуги), в соответствии Техническим заданием (приложение № 1 к настоящему Контракту) и перечнем услуг, указанным в приложениях № 2, 3 к настоящему Контракту. Заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, производить обработку исходящих почтовых отправлений Заказчика на франкировальной машине Исполнителя в день их приема. Дата календарного штемпеля на оттиске франкировальной машины обязательно должна соответствовать дате сдачи Заказчиком почтовых отправлений, в течение 2 (двух) рабочих дней со дня подписания Контракта предоставляет Заказчику по электронной почте уведомление (скан-копию письменного уведомления) о марке (модели) применяемой им франкировальной машины и максимальной толщине почтового отправления, на которое согласно технической документации к франкировальной машине может быть нанесен оттиск клише франкировальной машины) ограничивает количества возможных участников торгов.
Заказчиком не представлено документов, подтверждающих обратное, доводы Заказчика о большом количестве исходящей корреспонденции, в т.ч. довод о том, что Заявитель (ООО «ФПС») не сможет ее обработать и доставить адресату в срок, не подкреплен документально. Кроме того, представитель Заявителя на заседании комиссии указал, что сроки обработки и доставки при оказании услуг почтовой связи установлены правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 и являются едиными для всех операторов почтовой связи, имеющие действующие лицензии на оказание услуг почтовой связи.
В действиях Заказчика установлено нарушение требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Карельского УФАС России не оценивала довод №3, указанный в жалобе Заявителем в части обоснования НМЦ с нарушением по данной закупке.
Комиссия Карельского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Согласно пояснениям Заказчикам и представленным им коммерческим предложениям следует, что Заказчик направил запросы коммерческих предложений УФПС Республики Карелия, УФПС Архангельской области и УФПС Республики Коми, адресатами которыми фактически являются филиалами АО «Почта России». Заказчиком получено одно коммерческое предложение от УФПС Республики Карелия, которое и легло в обоснование НМЦ контракта, вместе с тем иным операторам почтовой связи, которые имеют соответствующую лицензию на оказание услуг почтовой связи (например: ООО «ФПС») Заказчик не направлял запросы коммерческих предложений. Согласно данным ЕИС Заявитель участвует в государственных закупках на оказание услуг почтовой связи и имеет опыт исполнения данных контрактов в т.ч. и на территории Республики Карелия. С учетом это, по мнению Комиссии отсутствие у Заказчика ответов от иных операторов почтовой связи, за исключением АО «Почта России» и его филиалов в регионах, также свидетельствует о том, что в данном случае требования технического задания при проведении вышеуказанных торгов в форме аукциона (конкурентной закупки) могут быть исполнены исключительно АО «Почта России» либо его филиалами в регионах. Доказательств обратного, Заказчиком на комиссии представлено не было.
Заявителем для подтверждения своих доводов, представлены исполненные государственные контракты, в т.ч. контракты с «аналогичными по потребностям» Заказчиками :
Контракт с администрации Губернатора Брянской области и Правительством Брянской области №ФД- 221 от 28.12.2020.
Контракт на оказание услуг для государственных нужд Ивановской области ИКЗ: 202372901796037020100101350015320244№ 2856 от 14.12.2020
Довод заявителя о нарушении пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе также признается Комиссией Карельского УФАС России обоснованным в силу следующего:
В силу ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с информационной картой электронного аукциона в составе заявки участник закупки обязан предоставить, помимо действующей лицензии на оказание услуг почтовой связи еще и копию разрешения у Исполнителя на применение франкировальной машины, выданного Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций после вступления в силу приказа Минкомсвязи России от 8 августа 2016 года № 368 «Об утверждении Порядка применения франкировальных машин» (Подпункт 19.2.1, пункта 19.2 раздела 1, пункт 19.4 раздела 1 Информационной карты).
Согласно пункту 10.5. раздела 1 информационной карты, раздела 3 технического задания аукционной документации Заказчиком установлено требование о наличие действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление следующего вида деятельности: «Услуги почтовой связи». Данное требование к участнику является обоснованным, вместе тем требовать от участника иных документов, подтверждающих его соответствие требованиям действующего законодательства прямо запрещено ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Порядок применения франкировальных машин предусматривает, что применение франкировальной машины осуществляется организацией федеральной почтовой связи (т.е. АО «Почта России»), а также иными лицами, заключившими договор с организацией федеральной почтовой связи (далее соответственно - пользователь франкировальной машины, договор). Применение франкировальной машины в отсутствие договора не допускается.
Таким образом, в данной закупке смогут принять участие либо АО «Почта России», либо организации, заключившие с АО «Почта России» соответствующий договор, т.е. возможность участия в данной закупке операторов почтовой связи поставлена в зависимость от наличия у них договорных отношений с АО «Почта России».
В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в аукционной документации излишнего требования к участнику о наличии у Исполнителя разрешения на применение франкировальной машины, выданного Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Для устранения установленных нарушений Комиссия Карельского УФАС России считает целесообразным выдать предписание об аннулировании указанной закупки.
Комиссия Карельского УФАС России не рассматривала доводы ООО «Федеральная почтовая служба» о целесообразности и не достижения экономии при проведении аукциона, а также доводы о возможном нарушении Заказчиком порядка и обоснования НМЦ контракта. Проверка данных доводов в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе не относятся к полномочиям Комиссии Карельского УФАС России.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Федеральная почтовая служба» на действия Заказчика - администрации Главы Республики Карелия при проведении электронного аукциона оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины (извещение № 0806500000221001589) обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31, и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы жалобы в части проверки доводов Заявителя в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в Министерство Финансов Республики Карелия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия
в течение 3 месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя Комиссии _____________ <…>
Члены комиссии __________<…>
____________ <…>