Решение №010/06/105-857/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/105-857/2021 от 31 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

      

Дело № 010/06/105-857/2021

04-18/284-2021

 

Заказчик:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГЛАВЫ

РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

пр. Ленина, д. 19,

г. Петрозаводск, 185028

<>

 

Уполномоченное учреждение:

ГКУ РК «Центр организации закупок РК и мониторинга в сфере экономики»

пр. Ленина, д. 20-А,

г. Петрозаводск, 185035

<>

 

Заявитель:

ООО «Федеральная почтовая служба»

Пулковское шоссе, д. 40,

корп. 2, литер А, кв. 33,

г. Санкт-Петербург, 196158

<>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 010/06/105-857/2021

 

                                                                                                                                   г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «12» января 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено «17» января 2022 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

<…>

 – заместитель председателя Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

<…>

. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

<…>

- член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 

при участии Заказчика – администрации Главы Республики Карелия (полномочия подтверждены) в режиме видеоконференцсвязи;

при участии уполномоченного учреждения - ГКУ РК «Центр организации закупок РК и мониторинга (полномочия подтверждены);

при участии представителя Заявителя, представителя заявителя адвоката – ООО «Федеральная почтовая служба» (полномочия подтверждены);

 

рассмотрев жалобу ООО «Федеральная почтовая служба» на действия Заказчика – Администрации Главы Республики Карелия (далее – Администрация) при проведении электронного аукциона  на оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины (извещение № 0806500000221001589) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262),

 

УСТАНОВИЛА:

В своей жалобе Заявитель указывает, что в  документации об аукционе Заказчиком необоснованно включены услуги по нанесению оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления (включая наклейку на почтовое отправление стикера с оттиском  клише франкировальной машины в случае невозможности нанесения оттиска клише франкировальной машины непосредственно через почтовой отправление), а также прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском франкировальной машины. По мнению Заявителя, иные операторы почтовой связи, кроме АО «Почта России», также имеют право оказывать  услуги общедоступной почтовой связи и в случае снятия ограничения в виде необходимости нанесения оттисков франкировальных машин, также могли бы принять участие в электронном аукционе.

На основании этого, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и обязать Заказчика привести документацию об электронном аукционе в соответствие с действующим законодательством.

Заказчиком представлены письменные пояснения (вх. № 38 от 10.01.2022), в которых он просит признать жалобу необоснованной.

Документация об аукционе утверждена заместителем директора – начальником управления организации закупок государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр организации закупок Республики Карелия и мониторинга в сфере экономики» <…>

23.12.2021 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) 23.12.2021.

Номер извещения: 0806500000221001589.

Наименование объекта закупки: оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины.

Способ закупки: электронный аукцион.

Адрес электронной площадки: http://www.sberbank-ast.ru

Заказчик: Администрация Главы Республики Карелия.

Начальная (максимальная) цена контракта: 450 000,00 рублей.

 

Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

В соответствии с подпунктом 1 частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с   пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

 В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В разделе 3 технического задания установлено: наименование услуги: оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины.

Содержание услуги:

№ п/п

Виды услуг и почтовых отправлений

1.

Универсальные услуги почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) в пределах территории Российской Федерации

1.1.

Пересылка простой и заказной почтовой карточки

1.2.

Пересылка простого, заказного письма и бандероли

1.3.

Пересылка письма и бандероли с объявленной ценностью

1.4.

Пересылка бандероли с объявленной ценностью наземным, воздушным транспортом, комбинированным способом

1.5.

Возвращение или отправление по новому адресу почтовых отправлений: заказного письма, заказной бандероли, письма с объявленной ценностью, бандеролей с объявленной ценностью

2.

Пересылка уведомления о вручении внутреннего регистрируемого почтового отправления (простое, заказное)

3.

Пересылка международных почтовых отправлений из Российской Федерации

3.1.

Пересылка международных почтовых карточек (простых, заказных)

 

3.2.

Пересылка международных писем (простых, заказных, с объявленной ценностью)

3.3.

Пересылка международных бандеролей (простых, заказных).

3.4.

Пересылка уведомления о получение регистрируемого почтового отравления

 

4.

Приёмка исходящих почтовых отправлений у Заказчика, а также вручение почтовых отправлений, адресованных Заказчику, по месту его нахождения

5.

Франкирование письменной корреспонденции с нанесением оттиска государственного знака почтовой оплаты

6.

Наклейка на почтовое отправление стикера с оттиском клише франкировальной машины в случае невозможности нанесения оттиска клише франкировальной машины непосредственно на почтовое отправление*

7.

Доставка почтовых отправлений непосредственно до адресатов

* В соответствии с пунктом 9 Порядка применения франкировальных машин, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 августа 2016 года № 368, услуга оказывается в случае невозможности нанесения оттиска клише франкировальной машины непосредственно на почтовое отправление. Поскольку представление данной услуги зависит от технических характеристик франкировальной машины, используемой Исполнителем, Исполнитель в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения государственного контракта в порядке, установленном Контрактом, предоставляет Заказчику информацию о марке (модели) применяемой им франкировальной машины и максимальной толщине почтового отправления, на которое согласно технической документации на франкировальной машине может быть нанесен оттиск клише франкировальной машины.

Согласно части 2 статьи 58 Федерального закона  № 126-ФЗ  от  07.07.2003 «О связи» (далее - Закон о связи) универсальные услуги почтовой связи оказываются оператором универсального обслуживания, т.е. оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации,  и подлежат государственному регулированию в соответствии со статьей 6, 14, 18, 29 Закона о связи. Оператор связи, назначенный оператором универсального обслуживания, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг связи. Так, согласно п. 10 Лицензионных требований (Приложение к лицензии АО «Почта России»  № 162571 от 11.04.2018) АО «Почта России» как оператор универсального обслуживания обязано оказывать универсальные услуги почтовой связи. Вместе с тем, иные операторы  почтовой связи, не назначенные быть операторами универсального обслуживания, не обязаны, но имеют право оказывать услуги почтовой связи, равные по составу универсальным услугам почтовой связи, но не являющимися таковыми в силу иного субъекта оказания услуги.

Как следует из положений Закона о связи, единственным оператором универсального обслуживания  на территории Российской Федерации (исключая Республику Крым и г. Байконур) является АО «Почта России».

 В соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) (статьи 5, 9, 14) услуга общедоступной почтовой связи (почтовая связь общего пользования) является основным видом почтовой связи в Российской Федерации, которая осуществляется государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи. Таким образом, иные негосударственные операторы связи также оказывают услуги общедоступной почтовой связи.

Услуга общедоступной почтовой связи в соответствии с частью 2 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 (далее – Положение № 637) представляет собой деятельность по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

В свою очередь, пересылка письменной корреспонденции, исходя из положений статьи 2, 16, 17 Закона о  почтовой связи, представляет собой единый производственный комплекс действий, включающий в себя прием, обработку, перевозку и доставку внутренних почтовых отправлений.

Согласно пояснениям Заявителя, Общество является негосударственным оператором почтовой связи и осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с Законом о связи.

Как указывает Заявитель, в соответствии с лицензионными требованиями и условиями, изложенными в приложении к лицензии Общества, а также в разделе XX Перечня лицензионных условий, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385, оказание услуг, предусмотренных лицензией, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.

В соответствии с Техническим заданием (Раздел 3 Аукционной документации,  Приложение № 1 к Государственному контракту)  в содержание закупаемой услуги входит в том числе:

франкирование письменной корреспонденции с нанесением оттиска государственного знака почтовой оплаты, наклейка на почтовое отправление стикера с оттиском клише франкировальной машины в случае невозможности нанесения оттиска клише франкировальной машины непосредственно на почтовое отправление. Согласно п. 7 Технического задания, п. 3.3.3 проекта Государственного контракта  обработка принятых у Заказчика почтовых отправлений включает в себя в том числе  обработку исходящих почтовых отправлений Заказчика на франкировальной машине Исполнителя с нанесением на конверт каждого почтового отправления оттиска государственного знака почтовой оплаты (далее – оттиск франкировальной машины). Наносимый оттиск франкировальной машины должен соответствовать требованиям, установленным Приказом Минкомсвязи России от 8 августа 2016 года № 368 «Об утверждении Порядка применения франкировальных машин».

  Иных способов подтверждения оплаты услуг по пересылке регистрируемых почтовых отправлений (корреспонденции), пересылаемых с уведомлением о вручении,  в Аукционной документации  не предусмотрено.

  Согласно п. 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 № 234,  плата за оказание услуг по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, осуществляется только денежными средствами в наличной и безналичной форме. Услуги в рамках международного почтового обмена оплачиваются почтовыми марками в соответствии со статьей 06-001 Регламента Всемирной почтовой конвенции.

Согласно Решения Верховного Суда РФ от 22.07.2021 № АКПИ21-335 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев шестого и седьмого пункта 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234>   для подтверждения оплаты иных услуг почтовой связи, не являющихся услугами по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, почтовые марки не применяются, в полной мере соответствует положениям Федерального закона № 176-ФЗ.

  Таким образом, установление в Техническом задании требования к услугам  в части  обязанности по нанесению оттисков франкировальной машины без предоставления альтернативных способов подтверждения оплаты оказанных услуг нарушает положения п. 24 Правил оказания услуг почтовой связи.

В  пункте 2.1. раздела 1 Информационной карты определено наименование объекта закупки: оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины

В пунктах 1.1, 3.3.3, 339 Аукционной документации раздела 4 проекта контракта Заказчиком установлено требования к услугам (Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанности по оказанию комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины (далее – услуги), в соответствии Техническим заданием (приложение № 1 к настоящему Контракту) и перечнем услуг, указанным в приложениях № 2, 3 к настоящему Контракту. Заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, производить обработку исходящих почтовых отправлений Заказчика на франкировальной машине Исполнителя в день их приема. Дата календарного штемпеля на оттиске франкировальной машины обязательно должна соответствовать дате сдачи Заказчиком почтовых отправлений, в течение 2 (двух) рабочих дней со дня подписания Контракта предоставляет Заказчику по электронной почте уведомление (скан-копию письменного уведомления) о марке (модели) применяемой им франкировальной машины и максимальной толщине почтового отправления, на которое согласно технической документации к франкировальной машине может быть нанесен оттиск клише франкировальной машины) ограничивает количества возможных участников торгов.

Заказчиком не представлено документов, подтверждающих обратное, доводы Заказчика о большом количестве  исходящей корреспонденции, в т.ч. довод о том, что Заявитель (ООО «ФПС») не сможет ее обработать  и доставить  адресату в срок,  не подкреплен  документально. Кроме того,  представитель Заявителя  на заседании комиссии указал, что сроки обработки и доставки при оказании  услуг  почтовой связи установлены правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 и являются едиными для всех операторов почтовой связи,  имеющие действующие лицензии  на  оказание услуг  почтовой связи. 

В действиях Заказчика установлено нарушение требования  пункта 1 части 1  статьи 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия Карельского УФАС России  не  оценивала довод №3, указанный в жалобе Заявителем в части обоснования НМЦ   с нарушением по данной закупке.

Комиссия Карельского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Согласно пояснениям Заказчикам и представленным им  коммерческим предложениям следует, что Заказчик направил запросы коммерческих предложений УФПС Республики Карелия, УФПС Архангельской области и УФПС Республики Коми, адресатами которыми  фактически  являются филиалами АО «Почта России». Заказчиком получено одно коммерческое предложение от УФПС Республики Карелия, которое  и легло в обоснование  НМЦ контракта, вместе с тем иным операторам почтовой связи,  которые  имеют соответствующую лицензию на  оказание услуг  почтовой связи (например: ООО «ФПС») Заказчик не  направлял запросы коммерческих  предложений. Согласно данным ЕИС Заявитель  участвует  в государственных закупках на оказание  услуг почтовой связи и имеет опыт исполнения данных  контрактов в т.ч. и на территории  Республики Карелия. С учетом это, по  мнению Комиссии отсутствие у Заказчика ответов от  иных операторов почтовой связи, за исключением АО «Почта России»  и его  филиалов в регионах,  также свидетельствует о  том, что в данном случае требования технического задания  при проведении  вышеуказанных торгов в форме аукциона (конкурентной закупки) могут быть исполнены  исключительно АО «Почта России» либо его филиалами в регионах. Доказательств обратного, Заказчиком на комиссии представлено не  было.

Заявителем для подтверждения своих доводов, представлены исполненные государственные контракты, в т.ч. контракты с «аналогичными по потребностям» Заказчиками :

Контракт  с администрации Губернатора Брянской области и Правительством Брянской области №ФД- 221 от 28.12.2020.

Контракт на оказание услуг для государственных нужд Ивановской области ИКЗ: 202372901796037020100101350015320244№ 2856 от 14.12.2020

Довод заявителя о нарушении пункта 1 части 1 и части 6  статьи 31 Закона о контрактной системе  также признается Комиссией Карельского УФАС России обоснованным в силу следующего:

 В силу ч.1  ст.31 Закона  о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

В силу ч.6 ст.31 Закона  о контрактной системе  Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с информационной картой электронного аукциона в составе заявки участник закупки обязан предоставить,  помимо  действующей лицензии на оказание услуг  почтовой связи еще и  копию разрешения у Исполнителя  на применение франкировальной машины, выданного Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций после вступления в силу приказа Минкомсвязи России от 8 августа 2016 года № 368 «Об утверждении Порядка применения франкировальных машин» (Подпункт 19.2.1, пункта 19.2 раздела 1, пункт 19.4 раздела 1 Информационной карты).

Согласно пункту 10.5. раздела 1 информационной карты, раздела 3 технического задания аукционной документации Заказчиком установлено требование о наличие действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление следующего вида деятельности: «Услуги почтовой связи». Данное  требование к участнику является обоснованным,  вместе  тем требовать от участника иных документов,  подтверждающих его  соответствие требованиям действующего законодательства прямо запрещено ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Порядок применения франкировальных машин предусматривает, что применение франкировальной машины осуществляется организацией федеральной почтовой связи (т.е. АО «Почта России»), а также иными лицами, заключившими договор с организацией федеральной почтовой связи (далее соответственно - пользователь франкировальной машины, договор). Применение франкировальной машины в отсутствие договора не допускается.

Таким образом, в данной закупке смогут принять участие либо АО «Почта России», либо организации, заключившие с АО «Почта России» соответствующий договор, т.е. возможность участия в данной закупке операторов почтовой связи поставлена в зависимость от наличия у них договорных отношений с АО «Почта России».

В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в аукционной документации излишнего  требования к участнику о наличии  у Исполнителя разрешения на применение франкировальной машины, выданного Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Для устранения  установленных нарушений Комиссия Карельского УФАС России считает целесообразным выдать предписание об аннулировании указанной закупки.

Комиссия  Карельского УФАС России  не рассматривала  доводы ООО «Федеральная почтовая служба» о целесообразности  и не достижения экономии при проведении аукциона,  а также  доводы о возможном нарушении Заказчиком  порядка и обоснования НМЦ контракта.  Проверка данных доводов в силу пункта 3  части 8 статьи 99 Закона о  контрактной системе не  относятся  к полномочиям Комиссии Карельского УФАС России.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Федеральная почтовая служба» на действия Заказчика - администрации Главы Республики Карелия при проведении электронного аукциона оказание комплекса услуг почтовой связи, включая нанесение оттисков знаков почтовой оплаты с использованием франкировальной машины на почтовые отправления, а также приём, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений с оттиском клише франкировальной машины (извещение № 0806500000221001589) обоснованной.

2. В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 и части 6  статьи 31, и пункта 1  части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3.    Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.

4. Передать материалы  жалобы  в части проверки  доводов  Заявителя    в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о  контрактной системе  в Министерство Финансов Республики Карелия.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия

в течение 3 месяцев со дня вынесения

 

Заместитель председателя Комиссии                                                   _____________ <…>

 

 

Члены комиссии                                                                                     __________<…>

 

 

                                                                                          ____________ <>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны