Решение №09/8692 по делу от 16 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«05» октября 2020г.                                               г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>-

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<…>

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/19-1891/2019, возбужденное в отношении Муниципального унитарного предприятия «Управление жилищным фондом» г.Белово (далее - МУП «Управление жилищным фондом» г.Белово; ИНН 4202044495, КПП 420201001, ОГРН 1124202001329, юридический адрес: область Кемеровская область - Кузбасс, г.Белово, ул.Железнодорожная, 53, создание юридического лица 28.09.2012) при распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление ООО «Медиахолдинг «Омикс»  (вх. от 21.10.2019 № 6336) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» в действиях МУП «Управление жилищным фондом» г.Белово при размещении рекламных конструкций на подъездах жилых домов без предусмотренного законодательством разрешения, а также при размещении рекламы на внутренних стенах подъездов на специально установленных досках объявлений без разрешения собственников многоквартирных домов (далее МКД).

Редакцией ООО «Медиахолдинг «Омикс» было проведено журналистское расследование, в результате которого установлены факты размещения рекламы на МКД, находящихся в управлении МУП «Управление жилищным фондом» г.Белово, по адресам ул.Советская, 34 (подъезд № 1), ул.Октябрьская, 55 (подъезд № 1), ул.Октябрьская, 37 (подъезд № 3). К заявлению были приложены фотографии, подтверждающие размещение на входных дверях подъездов МКД указанных рекламных конструкций, а также фотографии досок объявлений, установленных внутри подъездов с размещённой на них рекламой.

05.11.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/19-1891/2019 в отношении МУП «Управление жилищным фондом» г. Белово и назначено к рассмотрению на 10.12.2019 в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес МУП «Управление жилищным фондом» г. Белово заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

10.12.2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения МУП «Управление жилищным фондом» г. Белово  (исх. от 06.12.2019 № 733), из которых следует, что между МУП «Управление жилищным фондом» г. Белово и обществом с ограниченной ответственностью «Инженер-Сибирь» (далее - ООО «Инженер-Сибирь») был заключен договор о предоставлении на безвозмездной основе, во временное пользование информационных табличек (антивандальные) с размещением их на входных дверях подъездов многоквартирных домов, для раскрытия информации об адресных данных многоквартирного дома, телефонов аварийной службы и других данных об управляющей компании в соответствии с требованиями раскрытия информации, определенным Постановлением РФ от 15.05.2013 № 416.

На сегодняшний день данные информационные таблички МУП «Управление жилищным фондом» г. Белово были демонтированы (подтверждающие фотографии приложены к письменным пояснениям).

10.12.2019 состоялось рассмотрение дела № 042/05/19-1891/2019  в присутствии генерального директора МУП «Управление жилищным фондом» г.Белово <…>, который пояснил, что с признаками нарушения требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» в действиях МУП «Управление жилищным фондом» г. Белово не согласен, в данном случае ответственность за распространение рекламы лежит на ООО «Инженер-Сибирь» в соответствии  с договором № <…> на размещение информационных табличек на подъездах от 07.06.2018.

В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора стороны договорились,  что ООО «Инженер-Сибирь» предоставляет на безвозмездной основе, во временное пользование «Информационные таблички» МУП «Управление жилищным фондом» для размещения «Информационного стенда над домофоном». Пунктом 3.1.1 установлено, что ООО «Инженер-Сибирь» обязуется выполнять требования действующего законодательства, связанного с размещением и распространением рекламы.

Из пояснений генерального директора МУП «Управление жилищным фондом» следует, что управляющая компания размещает на информационных табличках только обязательную для размещения информацию - адреса, необходимые телефоны управляющей компании. Рекламное место представлено для размещения исполнителю по договору - ООО «Инженер-Сибирь».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для замены ненадлежащего ответчика (МУП «Управление жилищным фондом» г. Белово») надлежащим ООО «Инженер-Сибирь» (ИНН 4205315721, ОГРН 1154205014699, дата присвоения ОГРН 23.09.2015, КПП 420501001, юридический адрес 650024,  г. Кемерово, ул. Базовая, д. 5Б, оф. 218).

Определением от 10.12.2019 рассмотрение дела № 042/05/19-1891/2019 было отложено на 13.01.2020 в 11 часов 10 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Инженер-Сибирь», МУП «Управление жилищным фондом»   г. Белово заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении  ООО «Инженер-Сибирь» почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

10.01.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Инженер – Сибирь» (исх. от 09.01.2020), из которых следует, что между ООО «Инженер – Сибирь» и МУП «Управление жилищным фондом» заключен договор № <…> на размещение информационных табличек на подъездах.

Исходя из пунктов 3.1.3, 3.1.5-3.1.8 договора, ООО «Инженер – Сибирь» целиком и полностью берет на себя расходы по изготовлению, размещению и содержанию информационных табличек.

По факту согласования с органами местного самоуправления размещения спорных конструкций ООО «Инженер – Сибирь» поясняет следующее:

 Многоквартирный дом имеет отмостку, крыльцо, придомовую территорию, в которую включены газоны, тротуары, проезды, являющиеся собственностью жителей многоквартирного дома, пользование которой подразумевается жителями многоквартирного дома и гостями. Формат данной таблички, и тем более формат рекламной информации (не более половины от общей площади информационной таблички) является достаточно малой площадью, что объективно не позволяет ее прочтение за пределами собственности многоквартирного дома, в том числе прочтение данной информации невозможно даже на небольшом удалении от входной двери. Помимо прочего, данные информационные таблички в силу мест размещения и в силу своих размеров не вносят изменений как в облик города в целом, так и в облик фасада здания. Размещаемая рекламная информация на информационных табличках не может быть интерпретирована как для неопределенного круга лиц и нацелена на собственников конкретных многоквартирных домов.

Таким образом, данная информационная табличка не используется исключительно в распространении рекламы, не является щитом, стендом, не использует в своей конструкции строительных сеток, перетяжек, электронных табло и иного оборудования, предназначенного для проецирования рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения.

13.01.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство  ООО «Инженер-Сибирь» об отложении рассмотрения данного дела. Данное ходатайство удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

Определением от 13.01.2020 рассмотрение дела № 042/05/19-1891/2019 было отложено на 17.02.2020 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Инженер-Сибирь» заказным письмом с уведомлением о вручении.

21.01.2020 в связи с производственной необходимостью рассмотрение дела № 042/05/19-1891/2019, назначенное на 17.02.2020г. в 11 часов 00 минут было отложено на 25.02.2020г. в 13 часов 30 минут. Письмо о переносе рассмотрения данного дела было направлено в адрес ООО «Инженер - Сибирь» заказным письмом с уведомлением о вручении.

25.02.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство генерального директора ООО «Инженер-Сибирь» об отложении рассмотрения данного дела в связи с невозможностью явиться на рассмотрение дела. Данное ходатайство удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

Определением от 25.02.2020 рассмотрение дела № 042/05/19-1891/2019 было отложено на 30.03.2020 в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Инженер - Сибирь» заказным письмом с уведомлением о вручении.

30.03.2020 в связи с рекомендациями Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции рассмотрение дела № 042/05/19-1891/2019, назначенное на 30.03.2020г. на 10 часов 30 минут было перенесено на 14.05.2020 на 10 часов 00 минут. Уведомление о переносе рассмотрения данного дела было направлено в адрес ООО «Инженер-Сибирь» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

14.05.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство                   ООО «Инженер-Сибирь» об отложении рассмотрения данного дела в связи с нахождением генерального директора ООО «Инженер-Сибирь» на самоизоляции до 16.05.2020. Данное ходатайство удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

Определением от 14.05.2020 рассмотрение дела № 042/05/19-1891/2019 было отложено на 09.06.2020 в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Инженер-Сибирь» заказным письмом с уведомлением о вручении.

          09.06.2020 на рассмотрение дела № 042/05/19-1891/2019 представитель ООО «Инженер-Сибирь» не явился, направив ходатайство о переносе рассмотрения данного дела (вх. от 09.06.2020 № 3880э), в связи с невозможностью явиться на рассмотрение дела, поскольку участвует в судебном заседании в Центральном районном суде города Кемерово, назначенное на 09.06.2020 в 10 часов 10 минут. Данное ходатайство удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

          Определением от 09.06.2020 рассмотрение дела № 042/05/19-1891/2019 было отложено на 05.08.2020 в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Инженер - Сибирь» заказным письмом с уведомлением о вручении.

          05.08.2020 на рассмотрение дела № 042/05/19-1891/2019 представитель ООО «Инженер - Сибирь» не явился. Сведениями о надлежащем уведомлении ООО «Инженер - Сибирь» о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

            Определением от 05.08.2020 рассмотрение дела № 042/05/19-1891/2019 было отложено на 05.10.2020 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Инженер – Сибирь» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовой корреспонденции» с пометкой «возврат отправителю по иным обстоятельствам», почтовый возврат имеются в материалах дела).

05.10.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/19-1891/2019 в отсутствие представителя ООО «Инженер – Сибирь», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление ООО «Медиахолдинг «Омикс» (вх. от 21.10.2019 № 6336) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» в действиях МУП «Управление жилищным фондом» г.Белово при размещении рекламных конструкций на подъездах жилых домов без предусмотренного законодательством разрешения, а также при размещении рекламы на внутренних стенах подъездов на специально установленных досках объявлений без разрешения собственников многоквартирных домов (далее МКД).

Редакцией ООО «Медиахолдинг «Омикс» было проведено журналистское расследование, в результате которого установлены факты размещения рекламы на МКД, находящихся в управлении МУП «Управление жилищным фондом» г.Белово, по адресам в г.Белово: ул.Советская, 34 (подъезд № 1), ул.Октябрьская, 55 (подъезд № 1), ул.Октябрьская, 34 (подъезд № 1), ул.Октябрьская, 37 (подъезд № 3). К заявлению были приложены фотографии, подтверждающие размещение на входных дверях подъездов МКД указанных рекламных конструкций, а также фотографии досок объявлений, установленных внутри подъездов с размещённой на них рекламой.

Письмом ФАС России от 24.09.2020 № ДФ/82787/20 установлено, что согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций закреплены в статье 19 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламой распространителем, с соблюдением требований данной статьи.

При этом, вышеуказанный перечень рекламных конструкций не является закрытым, поскольку перечень способов и видов распространения рекламы не определен и не ограничен.

В указанной части 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» также содержится указание на «иные технические средства стабильного территориального размещения».

По мнению ФАС России, к иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения.

ФЗ «О рекламе» не содержит определения прочной связи конструкции с объектом недвижимого имущества.

Вместе с тем, по мнению специалистов ФАС России, под «иными техническими средствами стабильного территориального размещения» понимаются любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов и т.п.), такие конструкции при размещении на них рекламы являются рекламными конструкциями.

В случае если стенды, размещенные у входа в подъезды жилых домов, используются для распространения рекламы, прочно связаны с землей или зданием и их перемещение невозможно без использования специальных приспособлений или инструментов, такие стенды относятся к рекламным конструкциям, размещение которых должно осуществляться в соответствии с положениями  статьи 19 ФЗ «О рекламе», в том числе, о наличии разрешения на их установку и эксплуатацию, а также внесении данных конструкций в схему размещения рекламных конструкций.

Согласно части 5 статьи 19 ФЗ «О рекламе», установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 3.5.2 главы 3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170, таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне.

Информация, размещенная на таких табличках, не должна содержать информацию рекламного характера. На установку указанных табличек согласие собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Размещение на данных табличках коммерческой и социальной рекламы действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного, указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи, законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Из материалов дела следует, что на информационных табличках, помимо информации, обязательной к размещению, размещалась рекламная информация.

Металлические таблички, установленные на входных дверях по вышеуказанным адресам, являются рекламными конструкциями, так как относятся к техническим средствам стабильного территориального размещения (данная позиция также подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 28.03.2019 № 307-ЭС19-2899).

Информация, размещаемая на табличках, сменная, следовательно, на данных табличках можно размещать как коммерческую рекламу, социальную рекламу, так и сведения, носящие информационный характер.

Следовательно, установка и эксплуатация рекламной конструкции возможна только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выданного органом местного самоуправления.

 В нарушение части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» конструкции на дверях подъездов многоквартирных домов по адресам: г. Белово, ул.Советская, 34 (подъезд № 1), ул.Октябрьская, 55 (подъезд № 1), ул.Октябрьская, 37 (подъезд  № 3) с рекламной информацией размещены без предусмотренного законодательством разрешения.

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что за нарушение требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель.

  Пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

  В данном случае рекламораспространителем является ООО «Инженер – Сибирь».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать общество с ограниченной ответственностью «Инженер-Сибирь» (ИНН 4205315721, ОГРН 1154205014699, дата присвоения ОГРН 23.09.2015, КПП 420501001, юридический адрес 650024, г. Кемерово, ул. Базовая, д. 5Б,                        оф. 218) нарушившим требования части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» при распространении конструкций, на которых размещена реклама, на дверях подъездов многоквартирных домов по адресам: г. Белово, ул.Советская, 34 (подъезд № 1), ул.Октябрьская, 55 (подъезд № 1), ул.Октябрьская, 37 (подъезд  № 3), без предусмотренного законодательством разрешения.

2. Предписание не выдавать в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела № 042/05/19-1891/2019  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном статей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Межмуниципальный отдел МВД России «Беловский».

 

Решение изготовлено в полном объеме «16» октября 2020 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНЖЕНЕР-СИБИРЬ"
ИНН 4205315721, ОГРН 1154205014699