Решение б/н Решение по делу № 37 по признакам нарушения ООО «Университет... от 8 марта 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление по Кировской области
610019, г.Киров обл., ул. К.Либкнехта, 69, тел. 64-73-31
 
 
от "20" июля 2011 г.                                                                            г. Киров
 
Р Е Ш Е Н И Е
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя Комиссии – <...>– руководителя управления и членов Комиссии – <...> – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;
в присутствии:
<...> – представителя ООО «Университет-Тур» по доверенности от 28.06.2011г.;
в отсутствии заявителя – ООО «Вятка-Тур», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела;
протокол вела <...> – специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;
рассмотрев дело № 37 по признакам нарушения ООО «Университет-Тур» (610001, г. Киров, ул.<...>) п. 1 и 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области обратилось ООО «Вятка-Тур» с заявлением о нарушении рекламного законодательства при размещении ООО «Университет-Тур» рекламной информации в печатных СМИ и в наружной рекламе.
По мнению заявителя, нарушения заключаются в следующем:
 В газете «ПРО Город» № 19 (376) от 07.05.2011 г. на 45 странице размещен рекламный модуль следующего содержания: «Универ-Тур независимый туроператор № 1, 78-45-45, ВНТ 002040 Мы переехали! <...>(ТЦ «<...>»), т.: (8332) 71-3<...>, 71-3<...>, т/ф. 71-2<...>, www.univertur.ru при бронировании на сайте скидка 5%, экскурсионный тур «Крымские каникулы» 10 дней+ж/д , Турция; Греция; Египет; Кипр; Испания; Италия; Болгария; Юг России, Абхазия, Крым; Речные круизы 2011; Автобусно-экскурсионные туры; Россия, Европа e-mail: univertur@mail.ru Туры в кредит ОАО «ОТП Банк» и ООО «АПТ» (Nasta-Credit)».
В рекламно-информационном издании «Бизнес Навигатор» № 16 (71) от 25.04.2011 г. на 34 странице размещена рекламная информация следующего содержания: «Универ-Тур независимый туроператор № 1, 78-45-45, ВНТ 002040 Мы переехали!<...> (ТЦ «<...>»), т.: (8332) 71-3<...>, 71-3<...>, 71-2<...> т/ф. e-mail: <...>@mail.ru. Бронируйте на сайте и получайте скидку!
- Египет (авиаперелет,4*, все включено, 8 дней от 14000),
- Турция (авиаперелет, 3*, все включено, 8 дней от 12000),
                         (авиаперелет, 4*, все включено, 8 дней от 15000),
        - Таиланд (авиаперелет, 3*, завтраки, 8 дней от 25000),
        - Греция (Крит) (авиаперелет, 3*, завтраки, 8 дней от 15000),
        - Болгария (авиаперелет, 3*, завтраки 8 дней от 12000),
        - Кипр (авиаперелет, 3*, завтраки, 8 дней, от 20000),
        - Испания (авиаперелет, 3*, все включено, 8 дней от 18000),
        - Краснодарский край, Крым, Абхазия (санатории, пансионаты, мини-отели, базы отдыха),
        - Экскурсионные туры по Европе и России,
        - Речные круизы 2011 (из Нижнего Новгорода, Казани, Москвы, Санкт-Петербурга),
        - Экскурсионный тур «Крымские каникулы» (10 дней),
        - Автобусно-экскурсионный тур Прага-Дрезден (группа из Кирова, выезд июнь, июль),
        - Эксклюзив, лечебно-оздоровительные туры, с диагностикой и лечением в Европе, Турции, Израиле, Таиланде, Китае, Индии По доступным ценам!!!
         При бронировании тура на сайте www.univertur.ruскидка 5 %. Оформление ж/д билетов. Требуется менеджер с опытом работы. Туры в кредит: ООО «ОТП банк», «Nasta-Credit».
         На фасаде дома № 75 по ул. <...> г. Кирова размещен рекламный плакат с информацией следующего содержания: «Универ-Тур независимый туроператор № 1, 78-4<...> www.univertur.ru». Указанная информация сопровождается изображением 16 государственных флагов.
По мнению заявителя, позиционирование в рекламной информации «Универ-Тур» как независимого туроператора № 1, содержит некорректное сравнение по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
Оценив рекламную информацию, антимонопольный орган пришел к выводу, что спорная реклама содержит признаки нарушения п. 1 и 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которыми недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, произведенными другими изготовителями или реализуемыми другими продавцами; об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Кроме того, согласно п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Туроператорскую деятельность вправе осуществлять только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, и сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров (ст. 4 ФЗ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»).
Единый реестр туроператоров России размещен в Интернете на официальном сайте Федерального агентства по туризму (Минспорттуризм в России) www.russiatourism.ru, в котором отсутствует информация о внесении в него, как туроператора, ООО «Университет-Тур». Тем самым содержатся признаки нарушения п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе».
Согласно поступившим документам, рекламодателем вышеуказанной рекламной информации, размещенной в газете «ПРО Город» № 19 (376) от 07.05.2011 г. (45 стр.), в рекламно-информационном издании «Бизнес Навигатор» №16 (71) от 25.04.2011 г. и на фасаде дома № 75 по ул. К.Маркса г. Кирова, является ООО «Университет-Тур».
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение п. 1 и 20 ч. 3 ст. 5 несет рекламодатель, а за нарушение п. 7 ст. 7 как рекламодатель, так и рекламораспространитель. Учитывая изложенное, в отношении ООО «Университет-Тур» возбуждено производство по делу.
К заседанию комиссии, назначенному на 29.06.2011 года, документы, запрошенные определением о возбуждении дела № 37 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, поступили в полном объеме.
Рассмотрение дела продлевалось и откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
Заявитель – ООО «Вятка-Тур» на заседании Комиссии, назначенном на 29.06.2011 г. заявленные требования поддержал, в дальнейшем попросил рассмотретьдело № 37 в его отсутствие, представив соответствующее заявление по факсу.
На заседании комиссии представитель ООО «Университет-Тур» пояснил следующее:
 «Факт нарушения рекламного законодательства признаем. В настоящее время вся реклама приведена в соответствие с требованиями рекламного законодательства. Относительно отсутствия нашего Общества в реестре туроператоров могу пояснить, что в настоящее время мы подаем соответствующие документы в Ростуризм для внесения ООО «Университет-Тур» в реестр туроператоров. Кроме того, на сегодняшний день Общество не осуществляет туроператорскую деятельность, а является турагентом». 
С целью получения дополнительных доказательств по делу антимонопольным органом был сделан запрос в Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) для получения информации о внесении ООО «Университет-Тур» в единый реестр туроператоров России.
В своем ответе Ростуризм поясняет следующее: «В связи с непредставлением сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок, сведения о ООО «Университет-Тур» были исключены из единого федерального реестра туроператоров приказом Ростуризма от 26.07.2010 № 196. Повторно с заявлением о внесении сведений в реестр ООО «Университет-Тур» не обращалось и туроператором по состоянию с 26.07.2010 г. по настоящее время не является».
Изучив имеющиеся документы и выслушав всех лиц, участвующих в деле, Комиссия установила, что ООО «Университет-Тур» нарушило п. 1 и 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».
Выводы комиссии основаны на следующем:
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числеработа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Спорная информация, размещенная в печатных изданиях: «ПРО Город» № 19 (376) от 07.05.2011 г., «Бизнес Навигатор» № 16 (71) от 25.04.2011 г. и в наружной рекламе, размещенной на фасаде дома № 75 по ул. К.Маркса г. Кирова,  является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и поддержанию интереса к нему, его продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).
Из положений статьи 1 Федерального закона № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристической деятельности в РФ» следует, что туристский продукт представляет комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Продвижение туристского продукта включает комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое).
Туроператорская деятельность определена в названном законе как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператором).
Исходя из смыслового и логического содержания рекламы, размещенной ООО «Университет-Тур» в печатных изданиях: «ПРО Город» и «Бизнес- Навигатор», данная реклама является рекламой туристического продукта, предоставляемого туроператором – ООО «Университет-Тур». При этом, само Общество позиционируется в рекламе как независимый туроператор № 1.
Согласно толковому словарю русского языка под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова, словосочетание «номер один» означает – самый главный или первостепенный, а «независимый» - самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.
В силу п. 1, 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; об изготовителе или продавце рекламируемого товара.
Под преимуществом следует понимать превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного товара или услуги иного/иных производителей. Как заявление о преимуществах, рассматриваются, в том числе формулировки, содержащие прилагательные в превосходной степени: «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный», «номер <...> » и им подобные. В таких случаях необходимо фактическое и документальное обоснование использования этих слов, иначе реклама признается недостоверной и ненадлежащей.
Следовательно, информацию в спорной рекламе можно воспринимать именно как позиционирование ООО «Университет-Тур», в качестве лучшего независимого туроператора, т.е. подтверждение того, что рассматриваемый субъект, занимает привилегированное положение среди своих конкурентов по разным критериям.
Таким образом, распространение рекламной информации о том, что ООО «Университет-Тур» независимый туроператор № 1, без документального подтверждения достоверности использованных в рекламе сведений, создает преимущество данному Обществу перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими туроператорскую деятельность, что в свою очередь является нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе». 
Помимо этого, указание о туроператоре – ООО «Университет-Тур» как № 1, содержит недостоверную информацию о самом хозяйствующем субъекте, оказывающем рекламируемые услуги, что нарушает п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В соответствии со ст. 4.1 ФЗ № 132 «Об основах туристической деятельности в РФ» все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», должны иметь финансовое обеспечение, предусмотренное настоящим Федеральным законом. Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в реестр.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что приказом Ростуризма от 26.07.2010 г. № 196 сведения о ООО «Университет-Тур» были исключены из единого федерального реестра туроператоров, в связи с непредставлением сведений о наличии финансового обеспечения на новый срок.
Повторно с заявлением о внесении сведений в реестр ООО «Университет-Тур» не обращалось и туроператором по состоянию с 26.07.2010 г. по настоящее время не является. Данный факт подтверждается письмом Федерального агентства по туризму (Ростуризм) от 13.07.2011 г., направленным в адрес антимонопольного органа.
При указанных обстоятельствах ООО «Университет-Тур» не является туроператором и, соответственно, не может осуществлять деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (в том числе и рекламировать его).
На основании вышеизложенного, спорная реклама размещена также с нарушением требований п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».
На заседании Комиссии представитель Общества, признавая факт нарушения в тоже время пояснил, что в настоящее время ООО «Университет-Тур» туроператором не является, а осуществляет турагентскую деятельность.
Рекламодателем вышеуказанной рекламной информации, размещенной в газете «ПРО Город» № 19 (376) от 07.05.2011 г. (45 стр.) и в рекламно-информационном издании «Бизнес Навигатор» №16 (71) от 25.04.2011 г., согласно договорам № 380 от 28.04.2011 года, № б/н от 01.04.2011 г., актам № 00001854 от 30.05.2011 г. и № 00001493 от 31.05.2011 г., является ООО «Университет-Тур». Факт размещения ООО «Университет-Тур» спорной наружной рекламы на фасаде дома № 75 по ул. К.Маркса г. Кирова подтвердил на заседании Комиссии представитель Общества.
Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 и 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.
Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО «Университет-Тур».
В настоящее время, спорная реклама на фасаде дома № 75 по ул. К.Маркса г. Кирова демониторована, что подтверждается соответствующими фотографиями, представленными представителем ООО «Университет-Тур» на заседание Комиссии.
Учитывая то, что на момент рассмотрения дела отсутствовало документальное подтверждение того, что нарушение устранено в печатных средствах массовой информации, Комиссия решила выдать ООО «Университет-Тур» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностным лицом ООО «Университет-Тур» является ее директор – <...>, которая согласно Уставу осуществляет текущее руководство деятельностью Общества, и именно она заключила договоры от имени ООО «Университет-Тур» на размещение рекламной информации.
Комиссия считает необходимым привлечь директора ООО «Университет-Тур» <...> к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 7, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия              
 
Р Е Ш И Л А :
 
            1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «…Универ-Тур 78-4<...> Независимый туроператор № 1 www.univertur.ru. <...> (ТЦ «Фабрика») (8332) 71-3<...>, 71-3<...>, 71-2<...> т/ф…»; размещенную в газете «ПРО Город» № 19 (376) от 07.05.2011 г., в рекламно-информационном издании «Бизнес Навигатор» № 16 (71) от 25.04.2011 г. и в наружной рекламе на фасаде дома № 75 по ул. <...> г. Кирова, размещенную ООО «Университет-Тур», так как она противоречит требованиям п. 1 и 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать ООО «Университет-Тур» нарушившим п. 1 и 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе».
3. ООО «Университет-Тур» выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Университет-Тур» <...>.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в трехмесячный срок.
 
Решение изготовлено в окончательной форме 03 августа 2011 года.
 
 
от "20" июля 2011 г.                                                                                                     № 12
 
                                                   П Р Е Д П И С А Н И Е
                                     о прекращении нарушения
                 законодательства Российской Федерации о рекламе
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии – <...> и членов Комиссии – <...>, <...>, на основании своего решения от 20 июля 2011 г. (изготовлено в полном объеме 03.08.2011г.) по делу № 37 по нарушению ООО «Университет-Тур (юридический и фактический адрес: 610001, г. Киров, ул. <...>,) п. 1 и 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,           
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
ООО «Университет-Тур» в десятидневный срок с момента получения предписания прекратить нарушение п. 1 и 20 ч. 3 ст. 5, п. 7 ст. 7 Федерального закона РФ «О рекламе», а именно:
·        Не допускать распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств рекламной информации о том, что ООО «Университет-Тур» - независимый туроператор № 1.
Информацию об исполнении представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в срок до 20.08.2011 года.
В случае неисполнения предписания в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
 
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
 
Председатель Комиссии                                                                      <...>
 
 
Члены Комиссии                                                                                 <...>
                                                                                                         <...>
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны