Предупреждение №02-01/5855 П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТ... от 11 августа 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

11 августа 2021 года

 

 

№02-01/5855

город Сыктывкар

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление ИП <...> (далее - заявитель) исх. от 11.05.2021 (вх. № Т-50 от 11.05.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера») (далее – Общество, Региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), по результатам рассмотрения которого установлено следующее.  

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в Республике Коми, в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.   

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлены, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно частям 1, 2 статьи 24.10 Закон № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Приказом Министерства от 30.12.2016 № 20/24-Т утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Коми в зависимости от категории объектов. 

Одним из существенных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО также является определение сторонами планируемого объема и (или) массы транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов.

Следовательно, стороны при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО должны определить объем вывозимых ТКО их способ учета, размер оплаты услуг за вывоз ТКО.

Типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее – Правила № 505). 

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подп. «а» пункта 5 настоящих Правил.

Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами № 1156.

Таким образом, Правилами № 1156 и № 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

При этом положениями пункта 6 Правил № 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подп. «а» пункта 5 Правил № 505, то есть расчетным путем: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (по фактическому объему).

Каких – либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.

Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть по количеству и объему контейнеров.

Указанная норма права предусматривает коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета.

Следовательно, учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться в свою очередь, в двух случаях: при раздельном накоплении сортированных отходов и в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре. При этом второй вариант (если отражено в заключенном с региональным оператором договоре) не имеет каких – либо дополнительных условий и ограничений к его применению, в том числе, не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Следовательно, нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.

Вышеуказанные доводы подтверждаются судебной практикой Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-6534/2020, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу № АКПИ 20-956.

Как следует из материалов заявления, заявителю принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м.

Согласно Постановлению Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.04.2019 № 4/1149 ИП <...> по указанному адресу оборудована контейнерная площадка для накопления ТКО объемом <...> куб.м., о чем внесена запись в Реестр контейнерных площадок на территории МО ГО «Сыктывкар» (далее – Реестр) за № <...>.

Региональным оператором 09.09.2020 произведен осмотр нежилого помещения заявителя, по результатам которого составлен акт осмотра, из содержания которого следует, что место накопления ТКО – 1 контейнер <...> куб.м., закрытая территория. 

Согласно Постановлению Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.03.2021 № 3/514 в Реестр внесены сведения о том, что ИП <...> также оборудована контейнерная площадка для раздельного сбора отходов: для макулатуры объемом <...> куб.м., для пластика – <...> куб.м., о чем внесена запись за № <...>.

Таким образом, по состоянию на 01.01.2020 объект заявителя оборудован контейнерной площадкой – 1 ед., объем – <...> куб.м., по состоянию на 01.04.2021 объект также оборудован контейнерной площадкой для раздельного сбора ТКО.   

ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 05.02.2021 № РО-2659/ИС направило в адрес ИП <...> проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО № 5202/РО-П/2021 от 11.01.2021 (далее - Договор от 11.01.2021).

Пунктом 12 Договора от 11.01.2021 Общество предусмотрело условие, согласно которому учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами № 505 по п.п.  1, 2, 3 приложения № 1 производится исходя из нормативов накопления ТКО.  

Приложением № 1 к Договору от 11.01.2021 предусмотрены объем и место накопления ТКО:

- Мастерская, <...> <...> куб/м.;

- Торговые помещения, <...><...> куб/м.;

- Административное помещение, <...><...> куб/м;

Периодичность вывоза – в соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной потребителем.

Общий объем принимаемых ТКО за год – <...> куб. м.

Приложением № 2 к Договору от 11.01.2021 общая сумма по Договору определена в размере <...> руб.

Пунктом 13 Договора от 11.01.2021 предусмотрено, что, в случае если в расчетном месяце фактический объем оказанных услуг Региональным оператором превысил объемы, определенные Сторонами в Договоре, цена услуги за расчетный месяц определяется Региональным оператором исходя из фактического объема их оказания.

В соответствии с пунктом 24 Договора от 11.01.2021, настоящий Договор вступает в силу при подписании его Сторонами и заключается по 31 декабря 2021 года и распространяет свое действие на правоотношения Сторон, возникшие с 01 января 2021 года.

Согласно пункту 8(11) Правил № 1156  потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).

Заявитель письмом от 24.02.2021 № 24-2/02 (получено 24.02.2021) направил в адрес Общества протокол разногласий № 1 от 24.02.2021 к Договору от 11.01.2021 с приложениями № 1 и № 2, где содержались предложения по изменению формулировок по пунктам 12, 13, 24 Договора от 11.01.2021, приложениям № 1, № 2 к Договору от 11.01.2021.

Согласно протоколу разногласий заявителем предложена следующая редакция условий Договора от 11.01.2021:

пункт 12: «…производить учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО»;

пункт 13: В случае если в расчетном месяце фактический объем оказанных услуг Региональным оператором меньше или превысил объемы, определенные Сторонами в Договоре, цена услуги за расчетный месяц определяется Региональным оператором исходя из фактического объема их оказания»;

пункт 24: «Настоящий Договор вступает в силу с момента урегулирования Сторонами разногласий и распространяет свое действие на правоотношения Сторон с 01.01.2021 и действует по 31.12.2021». 

В приложение № 1 к Договору от 11.01.2021 заявитель внес следующие изменения:

- Мастерская, <...> <...> куб/м., периодичность вывоза – в соответствии с действующими нормами и правилами не реже 1 раза в месяц;

- строки 2, 3 (торговые помещения, административное помещение) – исключить.

Приложением № 2 к Договору от 11.01.2021 ежемесячный объем услуг по Договору составил <...> куб.м., на сумму <...> руб. в год.  

Письмом от 31.03.2021 № 31-1/03 заявитель направил в адрес Общества копию договора на безвозмездное оказание услуг по сбору вторичного сырья № 00420 от 05.04.2020, заключенного между ИП <...> и ООО «Феникс», согласно которому последнее осуществляет сбор и подготовку к вывозу отходов гофрокартона, офисной бумаги, полиграфии, пластика; копии накладных об оказании ООО «Феникс» в адрес заявителя услуг.   

В соответствии с пунктом 8(14) Правил № 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.

Согласно пункту 8(15) Правил № 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.

Региональный оператор письмом от 14.04.2021 № РО-6697/ис, то есть за пределами срока, установленного пунктом 8(14) Правил № 1156, направил в адрес заявителя протокол урегулирования разногласий, дополнительное соглашение № 1 от 11.04.2021 к Договору от 11.01.2021, согласно которому Общество внесло следующие изменения: 

пункт 9: дополнить подпунктами:

«региональный оператор имеет право…

в) проверять состав ТКО, складируемых в контейнеры для раздельного сбора отходов;

г) осуществлять контроль за порядком раздельного накопления, передачей третьим лицам, транспортированием и утилизацией отходов, складируемых в контейнеры для раздельного сбора»;

пункт 10: дополнить подпунктами:

«потребитель обязан…  

з) не допускать переполнения контейнеров и бункеров, попадания ТКО в контейнеры и бункеры с несоответствующей цветовой индикацией;

и) организовать транспортирование отходов, накопленных раздельно, в том числе с привлечением третьих лиц – операторов по транспортированию;

к) ежемесячно не позднее последнего дня для расчетного периода предоставлять в адрес Регионального оператора заверенные копии договоров купли-продажи (передачи) с операторами по транспортированию, актов приема –передачи отходов, накопленных раздельно, копии актов приема – передачи таких отходов на утилизацию»;   

пункт 12: «производить учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО»;

пункт 13.1: «при нарушении потребителем обязательств, предусмотренных п.п. з), и), к) п. 10, учет объема ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО»;

пункт 18.1: «с момента нарушения потребителем обязательств по договору в части складирования компонентов несортированных отходов в контейнеры для раздельного сбора Региональный оператор вправе в целях соблюдения требований санитарных норм и правил принимать ТКО из контейнеров для раздельного сбора».    

Согласно приложению № 1 в редакции дополнительного соглашения № 1 от 11.04.2021 к Договору от 11.01.2021 объем ТКО по Объектам заявителя составил <...> куб.м.

В соответствии с приложением № 2 к Договору от 11.01.2021 Обществом определен объем услуг в отношении:

- мастерская – исходя из количества и объема контейнера <...> куб.м. и периодичности вывоза (от 10 до 31 раз в месяц) в период с 01.04.2021 по 31.12.2021.

За период с 01.01.2021 по 31.03.2021 – объем ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО.

Заявитель письмом от 11.05.2021 № 11-1/05 направил в адрес Общества неподписанные со стороны ИП <...> протокол урегулирования разногласий, дополнительное соглашение № 1 от 11.04.2021 к Договору от 11.01.2021, указав на то, что, заявитель настаивает на условиях Договора от 11.01.2021 в редакции протокола разногласий от 24.02.2021.  

Таким образом, между сторонами по Договору от 11.01.2021 имеют место спорные отношения по условиям договора, касающимся учета объема ТКО и периодичности вывоза ТКО. 

При этом в соответствии с пунктом 8(15) Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.  

Как следует из материалов заявления Общество в период с 01.01.2021 по 31.03.2021 предъявило в адрес ИП <...> счета – фактуры за услугу по обращению с ТКО, ежемесячная плата за которую в размере <...> руб. определена исходя из нормативов ТКО, в период с 01.04.2021 по 30.06.2021 - в размере <...> руб. определена исходя из объема и количества контейнеров, периодичности вывоза ТКО (более 1 раза).

При этом согласно журналу учета вывоз ТКО с Объекта заявителя произведен 29.01.2021, 26.02.2021, 26.03.2021, 30.04.2021, 28.05.2021, то есть фактически вывоз ТКО с Объекта заявителя производился Обществом 1 раз в месяц.

 Также установлено, что ранее при заключении договора № 55/СРО-ПФ от 30.09.2019 на оказание услуг по обращению с отходами Обществом и заявителем была согласована периодичность вывоза ТКО 1 раз в месяц, оплата услуг - по фактическому объему вывезенного мусора, то есть <...> куб.м.  

Кроме того, как следует из материалов заявления, с Объекта заявителя ООО «Феникс», ИП <...> был произведен вывоз раздельно сортированных ТКО (пластик, бумага), что документально подтверждено накладными от 05.01.2021, от 02.02.2021, от 02.03.2021, от 01.04.2021, от 03.05.2021, журналом учета по утилизации ТКО. 

Согласно платежным документам ИП <...> произвел оплату услуги по обращению с ТКО в размере <...> руб./мес., определенном исходя из объема контейнера <...> куб. м. и количества вывоза ТКО – 1 раз в месяц.     

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора.

Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем, указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Согласно разъяснениям ФАС России от 21.04.2021 № СП/32478/21, учет массы и (или) объемов ТКО производится способом, определённым сторонами в договоре по обращению с ТКО, в соответствии с Правилами № 1156, в связи с чем, признаки нарушения антимонопольного законодательства могут содержаться в действиях регионального оператора, выразившихся в навязывании невыгодных условий потребителю (например, в навязывании невыгодного для потребителя способа коммерческого учета ТКО). 

В рассматриваемом случае ООО «Региональный оператор Севера» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по обращению ТКО на территории Республики Коми, в связи с чем, у заявителя отсутствует возможность заключения договорных отношений на оказание услуг по обращению с ТКО с иными лицами.

Согласно подпункту «в» пункта 25 Правил № 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе являются периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.

Как следует из материалов заявления Общество дополнительным соглашением № 1 от 11.04.2021 к Договору от 11.01.2021 при определении объема ТКО исходило из количества вывоза ТКО, определенного на основании СанПин.      

В соответствии с требованиями пункта 11 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее – СанПин 2.1.3684-21) срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:- плюс 5°С и выше - не более 1 суток; - плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.

Таким образом, СанПин 2.1.3684-21 предусмотрены сроки хранения вывоза ТКО, а не периодичность их вывоза.

Как следует из материалов заявления вывоз ТКО с Объекта заявителя как в 2020 году, так и в 2021 году производится Обществом 1 раз в месяц.

Учитывая, что на Объекте заявителя имеется контейнерная площадка для накопления ТКО (<...> куб.м.), контейнеры для раздельного сбора отходов (бумага, пластик), ранее согласованная сторонами периодичность вывоза ТКО 1 раз в месяц, а также предусмотренная приложением № 1 к Договору от 11.01.2021 периодичность вывоза ТКО – не реже заявленной потребителем (1 раз в месяц), следовательно, объем ТКО должен производится исходя из данных условий. 

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании Региональным оператором ИП <...> невыгодных условий Договора от 11.01.2021, в соответствии с которыми объем ТКО в период с 01.01.2021 по 31.03.2021 определен исходя из нормативов накопления ТКО, в период с 01.04.2021 по дату рассмотрения заявления - исходя из количества и объема контейнеров и периодичности вывоза ТКО от 10 до 31 раза в месяц,  тогда как договором периодичность вывоза ТКО определена не реже заявленной потребителем (1 раз в месяц), что соответствует фактической периодичности вывоза ТКО, что в свою очередь привело к увеличению стоимости услуги по обращению с ТКО, предъявленной Обществом к оплате потребителю.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения ООО «Региональный оператор Севера» действий по навязыванию ИП <...> невыгодных условий договора на оказание услуги по обращению с ТКО от 11.01.2021 № 5202/РО-П/2021, также указанных в дополнительном соглашении № 1 от 11.04.2021 к Договору от 11.01.2021, путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с потребителем по указанному объекту способа учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, периодичности вывоза ТКО не реже заявленной потребителем (1 раз в месяц), применения такого способа учета объема ТКО при расчетах с ИП <...>.     

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

Руководитель управления                                                                              <...>                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны