Решение б/н Решение по делу № А 62-12/10 в отношении ОАО «МРСК Северо-З... от 4 июня 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
Управление Федеральной антимонопольной службы
по республике Коми
 
 
РЕШЕНИЕ
 
                                                                                                                           г. Сыктывкар
 
Резолютивная часть решения оглашена «16» марта 2011 года
В полном объеме решение изготовлено «30» марта 2011 года
 
 
 
№02-01/1890
 

 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> , рассмотрев дело № А 62-12/10 по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала «Комиэнерго» (далее - ОАО «МРСК Северо-Запада»), адрес (место нахождение) юридического лица: 188300, Ленинградская область г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31; адрес (место нахождение) филиала: 167000, Республика Коми, ул. Интернациональная, д. 94 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  
при участии:
<...> – представителя ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» (по доверенности б/н от 31.08.2009);
<...>- представителя ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» (по доверенности б/н от 31.08.2009);
<...>– представителя ОАО «Коми энергосбытовая компания» (по доверенности № 08/11 от 24.12.2010);
<...>– представителя ОАО «Коми энергосбытовая компания» (по доверенности № 10/11 от 24.12.2010),
 
УСТАНОВИЛА:
 
1. Настоящее дело возбуждено Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 10.12.2010 № 244 в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада».
Основанием для возбуждения дела послужило заявление <....>, адрес (место жительства): <...> (вх. № А-115 от 26.08.2010). 
Заявитель на рассмотрение дела не явился, направив в антимонопольное управление ходатайство о рассмотрении дела № А 62-12/10 в его отсутствие.
Комиссия, заслушав мнения представителей ОАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «Коми энергосбытовая компания» сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Кроме того, в своем ходатайстве  <...> просил возместить понесенный моральный и материальный ущерб.
Однако Комиссия сочла ходатайство в указанной части не подлежащим удовлетворению, поскольку обозначенные заявителем вопросы к компетенции антимонопольного управления не относятся. 
 
2.       В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие его доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 № 191-э ОАО «МРСК Северо-Запада», Ленинградская область, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным N 47.1.116.
Из содержания ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, ОАО «МРСК Северо-Запада» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.
Кроме того, ОАО «МРСК Северо-Запада» в составе филиала «Комиэнерго» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее Реестр): наименование товара (работ, услуг), по которым ОАО «МРСК Северо-Запада» в составе филиала «Комиэнерго» включено в Реестр, - услуги по передаче электрической энергии; ОКВЭД 40.10.2; доля ОАО «МРСК Северо-Запада» в составе филиала «Комиэнерго» на товарном рынке: >50 %; географические границы товарного рынка: Республика Коми.
 
3. 13.05.2010 <...> обратился в ОАО «МРСК Северо-Запада» с заявкой на технологическое присоединение к сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» гаража № 32, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Юбилейная, д. 20 а, строение 3. Из содержания данной заявки следует, что причиной обращения послужило присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.
ОАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 11.06.2010 № 52-112/3706 сообщило <...>, что на момент подачи заявки гараж № 32 имеет технологическое присоединение к сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» опосредованно через сети ТИГ «Юбилейная-1».
При этом между ТИГ «Юбилейная-1» и ОАО «Коми энергосбытовая компания» заключен договор электроснабжения № 7752 от 28.10.2003 гаражного комплекса, в состав которого входит и гараж № 32, принадлежащего <...>.  
Также в данном ответе ОАО «МРСК Северо-Запада» пояснило, что в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетики» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
10.08.2010 <...> направил в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» претензию на отказ от заключения с ним договора на технологическое присоединение индивидуального гаража № 32, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Юбилейная, д. 20а, строение 3.
ОАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 17.08.2010 № 52-119/4925 на претензию <...> сообщило, что гараж № 32, принадлежащий заявителю, технологически присоединено к сетям ТИГ «Юбилейная-1», которое в свою очередь уже технологически присоединено к сетям ОАО «МРСК Северо-Запада». В данном ответе сетевая организация также разъяснила заявителю, что согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не в праве препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это плату. При этом сетевая организация порекомендовала <...> обратиться в ТИГ «Юбилейная-1» для восстановления энергоснабжения.  
В материалах дела имеется акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и договор на снабжение электрической энергии от 28.10.2003 № 7752, заключенный между ОАО «Коми энергосбытовая компания» (правопреемник ОАО «Комиэнерго») и ТИГ «Юбилейная-1». Из содержания вышеуказанных документов следует, что ТИГ «Юбилейная-1» имеет непосредственное присоединение к сетям ПО «ЦЭС» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго».
На заседании Комиссии заявитель пояснил, что до 21.04.2010г. гараж № 32, принадлежащий <...>, снабжался электрической энергией, кроме того, в данном гараже имелся прибор учета электрической энергии.
Между ОАО «Коми энергосбытовая компания» и ТИГ «Юбилейная-1» заключен договор энергоснабжения № 7752 от 28.10.2003.
Согласно п. 1.1. предмета договора энергоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту электрическую энергию, а Абонент принять и оплатить потребляемую электрическую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии заявкой-заданием (на отключение) от 14.04.2010 № 412, направленной ОАО «Коми энергосбытовая компания» в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада», энергосбытовая компания просит обеспечить ограничение (прекращение) подачи электрической энергии ТИГ «Юбилейная-1» с 21.04.2010.
Согласно Акту на отключение электроустановки № 3610 за неоплату электрической энергии ОАО «МРСК Северо-Запада» 21 апреля 2010 года отключило ТИГ «Юбилейная-1».
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что гараж № 32, принадлежащий на праве собственности <...>, имел опосредованное присоединение к сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» через электроустановки ТИГ «Юбилейная-1».
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетики технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Наличие опосредованного присоединения не предполагает повторного технологического присоединения (Определение ВАС РФ от 30.11.2010 № ВАС-15520/10).
Комиссией установлено, что, подавая заявку на технологическое присоединение к сетям ОАО «МРСК Северо-Запада», <...> указал в качестве причины обращения – присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.
Однако, учитывая наличие опосредованного присоединения гаража № 32, принадлежащего <...>, к сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» через электроустановки ТИГ «Юбилейная-1», его присоединение как впервые вводимого в эксплуатацию электроустановку не представляется возможным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что отказ ОАО «МРСК Северо-Запада» от присоединения гаража № 32, принадлежащего <...>, к электрическим сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» ввиду наличия опосредованного технологического присоединения его энергопринимающих устройств к сетям ОАО «МРСК Северо-Запада» через электроустановки ТИГ «Юбилейная-1» не противоречит требованиям законодательства.
Из письменных пояснений ОАО «МРСК Северо-Запада», имеющихся в материалах антимонопольного дела, следует, что действительной причиной обращения <...> в ОАО «МРСК Северо-Запада» за технологическим присоединением было не присоединение впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств, как указано в заявке от 13.05.2010, а необходимость изменения точек присоединения энергопринимающих устройств, присоединенных ранее, не влекущее пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющее схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Комиссией, установлено, что ОАО «МРСК Северо-Запада» с целью разрешения возникшей ситуации 21.09.2010 направило в адрес <...> договор № 345-10 от 16.09.2010 об осуществлении технологического присоединения и технические условия на технологическое присоединение от 16.09.2010 № ТУ-52112/512, предусматривающие изменение точек присоединения, с целью устранения опосредованного присоединения гаража № 32 через ТИГ «Юбилейная-1».
Вышеуказанный договор и технические условия со стороны <...> подписаны без разногласий.
20 декабря 2010 года между ОАО «МРСК Северо-Запада» и <....> подписан Акт о технологическом присоединении от 20.12.2010 № 98/345-10 и 20.12.2010 в гараж № 32, принадлежащий <...>, после подписания данного акта в гараж была подана электроэнергия.
Также из материалов дела следует, что 18.01.2011 между сторонами подписан Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Таким образом, со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада» были предприняты меры по технологическому присоединению гаража № 32, принадлежащего Абраменко В.В.
 
4. В ходе рассмотрения антимонопольного дела установлено, что 11 февраля 2011 года <....> обратился с письменной заявкой в ОАО «Коми энергосбытовая компания» для заключения договора энергоснабжения гаража № 32, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Юбилейная, д. 20 а, строение 3. К заявке <...> были приложены следующие документы:
- технические условия на технологическое присоединение от 16.09.2010 № ТУ-52112/512;
- акт разграничения эксплуатационной ответственности электрических сетей (электроустановок) № 52-521/15 от 18.01.2011;
- акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности № 52-521/16 от 18.01.2011;
- акт приемки (проверки) замены счетчиков от 31.01.2011;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (гараж) серия <...> АА № 601233;
- свидетельство серия <...> о постановке на учет физического лица в налоговом органе;
- копия паспорта Абраменко В.В.
ОАО «Коми энергосбытовая компания» после рассмотрения вышеуказанной заявки и прилагаемых к ней документов, заключило договор энергоснабжения от 01.03.2011 № 100846218 с <...>.
Из имеющихся материалов дела Комиссией установлено, что на дату заседания Комиссии гараж № 32, принадлежащий <...>, снабжался электрической энергией.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» имеет место злоупотребление доминирующим положением, Комиссия не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
Прекратить рассмотрение дела № А 62-12/10, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «МРСК Северо-Запада».
 
                                                                                                                                                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
          Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны