Предупреждение №02-01/6539 П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТ... от 7 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

07 сентября 2021 года

 

 

№02-01/6539

город Сыктывкар

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление ООО «ТеплоВодоканал-Емва» (далее – заявитель, Общество) от  07.06.2021 (вх. № 2936э-э от 07.06.2021), с учетом дополнений к заявлению от 10.06.2021 (вх. № 3028-э от 10.06.2021), на действия ООО «Региональный оператор Севера» (далее – Общество, Региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в Республике Коми (доля 100 %), в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2) определено, что злоупотреблением доминирующим положением может быть признано использование хозяйствующим субъектом своего положения на рынке для установления невыгодных условий договора или условий, не относящихся к предмету договора (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона).     

При рассмотрении споров, связанных с применением указанной нормы, необходимо исходить из того, что навязанными невыгодными условиями могут быть признаны условия, которые иной участник рынка не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых экономических (коммерческих) интересов, и которые позволяют доминирующему на рынке субъекту извлекать выгоду посредством ограничения свободы ведения экономической деятельности его контрагентов.

При оценке наличия факта злоупотребления доминирующим положением в указанных случаях судам также необходимо учитывать, имеется ли у доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта законный интерес в установлении соответствующих условий договора, являются ли налагаемые на контрагентов ограничения соразмерными этому интересу.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 определено, что исходя из содержания запрета, установленного пунктами 3, 8 части 1 статьи 10 Закона, пресечение антимонопольного нарушения в форме навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий и (или) установления дискриминационных условий допускается как до, так и после заключения договора, в который включается подобное условие.

При этом судам необходимо учитывать, что само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлены, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

В соответствии с типовым договором, утвержденным Правилами № 1156, объем ТКО у потребителя услуги определяется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подп. «а» пункта 5 настоящих Правил.

Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами № 1156.

Таким образом, Правилами № 1156 и № 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

При этом положениями пункта 6 Правил № 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подп. «а» пункта 5 Правил № 505, то есть расчетным путем: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (по фактическому объему).

Каких – либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.

Согласно материалам заявления, ООО «ТеплоВодоканал-Емва» на праве собственности принадлежит объект, расположенный по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. 30 лет Победы, д. 13 (далее – Объект), общая площадь Объекта составляет 870,5 кв.м., назначение – нежилое здание, торгово-развлекательный центр.

На Объекте ООО «ТеплоВодоканал-Емва» имеется контейнерная площадка (1 контейнер, объем 0,75 куб.м.), расположенная по адресу: г. Емва, ул. 30 лет Победы, д. 13 и зарегистрированная в установленном законом порядке.

Указанное подтверждается постановлением Администрации ГП «Емва» от 30.09.2019 № 395 «О внесении дополнений в постановление администрации городского поселения «Емва» № 492 от 25.12.2018 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории городского поселения «Емва», согласно которому у ООО «ТеплоВодоканал-Емва» по адресу: Республика Коми, г. Емва, ул. 30 Победы, д. 13, установлена контейнерная площадка, характеристики – контейнер 1 шт. -  0,75 куб/м. на бетонной плите.

Как следует из материалов заявления, ООО «Региональный оператор Севера» в адрес ООО «ТеплоВодоканал-Емва» направило письмо от 14.01.2021 № РО-443/ис, в котором Общество сообщило о прекращении с 01.01.2021 договора на ТКО от 19.06.2019 и о заключении нового договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 № 4569/РО-П/2021 (далее – договор на ТКО от 11.01.2021).

Пунктом 12 договора на ТКО от 11.01.2021 Общество предусмотрело, что учет массы и (или) объема ТКО производится исходя из норматива накопления ТКО.

Приложением № 1 к договору на ТКО от 11.01.2021 Обществом установлен объем ТКО за год – 87,01524 куб/м.

Согласно приложению № 2 к договору на ТКО от 11.01.2021 общая сумма за оказание услуг по вывозу ТКО в 2021 году составила 70 230,42 руб.

ООО «ТеплоВодоканал-Емва», не согласившись со способом учета ТКО по договору на ТКО от 11.01.2021, обратилось в адрес Коми УФАС России с заявлением от 26.01.2021 (вх. № 315-э от 26.01.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера».

Коми УФАС России, рассмотрев заявление ООО «ТеплоВодоканал-Емва» от 26.01.2021, установило в действиях ООО «Региональный оператор Севера» признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, выдало в адрес регионального оператора Предупреждение № 02-01/2951 от 26.04.2021 о необходимости прекращения действий по навязыванию потребителю невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021 путем согласования с ООО «ТеплоВодоканал-Емва» в указанном договоре способа учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, как это было согласовано сторонами ранее в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО от 19.06.2019.

ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ООО «ТеплоВодоканал-Емва» письмо от 12.05.2021 РО-8228/ис, в котором предложило потребителю согласовать способ учета ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, тем самым Общество исполнило предупреждение антимонопольного управления.   

ООО «ТеплоВодоканал-Емва» не согласилось с определенными Обществом объемами ТКО, в части количества контейнеров, периодичности вывоза ТКО, и обратилось в Коми УФАС России с заявлением от 07.06.2021 (вх. № 2936э-э от 07.06.2021), с учетом дополнений к заявлению от 10.06.2021 (вх. № 3028-э от 10.06.2021).

Как следует из материалов заявления, ООО «Региональный оператор Севера» условиями договора определило объем ТКО исходя из графика -  периодичность вывоза ТКО, количества контейнеров следующим образом:

- в период с января 2021 года по апрель 2021 года, с октября 2021 года по декабрь 2021 года периодичность вывоза ТКО с Объекта ООО «ТеплоВодоканал-Емва» составила 1 раз в три дня (количество контейнеров 3 шт.), объем вывозимых ТКО за указанный период составит – 157,5 куб/м.;

-  в период с мая 2021 года по сентябрь 2021 года ООО «Региональный оператор Севера» будет осуществлять ежедневный вывоз ТКО с Объекта ООО «ТеплоВодоканал-Емва» (количество контейнеров 3 шт.), объем вывозимых ТКО за указанный период составит – 344,25 куб/м.,

- сумма расходов за вывоз ТКО в 2021 году – 411 834,95 руб.

Вышеуказанная периодичность вывоза ТКО с Объекта ООО «ТеплоВодоканал-Емва» была установлена ООО «Региональный оператор Севера» в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее – СанПин 2.1.3684-21).

На основании пункта 11 СанПин 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;

плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.

На основании подпункта «в» пункта 8(6) Правил № 1156 в заявке потребителя указываются, в том числе сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.

В соответствии с подпунктами «б», «в» пункта 25 Правил № 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются:

- планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;

- периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.

Следовательно, стороны при заключении договора на ТКО самостоятельно определяют объемы вывозимых ТКО и периодичность их вывоза.

При этом, как следует из материалов заявления, в 2019 – 2020 г.г. стороны   согласовали вывоз ТКО в период с 01.01.2019 по 01.08.2019 два раза в месяц в количестве одного контейнера, а впоследствии один раз в месяц в количестве одного контейнера, о чем свидетельствуют счета-фактуры, предъявленные Обществом к оплате ООО «ТеплоВодоканал-Емва».

Также ООО «ТеплоВодоканал-Емва» указало, что на Объекте заявителя располагается один контейнер, тогда как в расчете, указанном в письме ООО «Региональный оператора Севера» от 12.05.2021 РО-8228/ис, региональный оператор исходил из количества трех контейнеров.

Администрация ГП «Емва» письмом от 08.07.2021 № 02-40/2415 направила постановление от 12.05.2021 № 161 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории городского поселения «Емва», согласно которому у ООО «ТеплоВодоканал-Емва» имеется контейнерная площадка по адресу: г. Емва, ул. 30 лет Победы, д. 30, 1 контейнер, объем – 0,75 куб.м.

Из содержания письма ООО «Бизнес Форест», осуществляющего транспортировку ТКО с места накопления ТКО, от 12.04.2021, направленного в адрес заявителя, следует, что вывоз ТКО с Объекта заявителя произведен 09.02.2021, 22.03.2021, что свидетельствует о том, что периодичность вывоза ТКО – 1 раз в месяц в объеме – 0,75 куб/м (в количестве одного контейнера для складирования ТКО), как это было предусмотрено условиями договора на 2019-2020 г.г., в 2021 году не изменилась.

Таким образом, условиями договора на ТКО от 11.01.2021 в редакции ООО «Региональный оператор Севера», объем ТКО определен Обществом в размере 501,75 куб.м. на сумму 411 834,95 руб., что привело к росту объема ТКО по сравнению с 2020 годом (9 куб. м.) в 55,7 раза, стоимости услуг по договору (6960,9 руб.) – 59,2 раза. 

При этом, как следует из материалов заявления, Общество предъявляет в адрес заявителя счета – фактуры за услуги по обращению с ТКО, стоимость которых определена исходя из количества контейнеров – 3 ед., периодичности вывоза, которая не соответствует фактической периодичности.     

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора.

Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем, указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Согласно судебной практике статьей 10 Закона о защите конкуренции установлены особые требования и запреты к доминирующим хозяйствующим субъектам при их участии в гражданско-правовых отношениях. Сама по себе квалификация правоотношений как гражданско-правовых не свидетельствует об отсутствии необходимости соблюдения требований антимонопольного законодательства. Навязывание хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, невыгодных условий договора, отказ от подписания договора на иных условиях при отсутствии у другой стороны возможности выбора контрагента является злоупотреблением доминирующим положением и относится к компетенции антимонопольного органа. Принцип свободы договора, определенный в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, не носит абсолютного характера, поскольку пределы такой свободы ограничены требованиями о соблюдении хозяйствующими субъектами законодательства о защите конкуренции в части запрета использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Законодательство о защите конкуренции является составной частью гражданского законодательства (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.09.2017 № Ф03-3379/2017 по делу № А04-270/2017).

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании региональным оператором ООО «ТеплоВодоканал-Емва» невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 № 4569/РО-П/2021, в соответствии с которыми были изменены периодичность вывоза ТКО с одного раза в месяц до одного раза в три дня в период с января 2021 года по апрель 2021 года, с октября 2021 года по декабрь 2021 года, ежедневого вывоза ТКО в период с мая 2021 года по сентябрь 2021 года,  количество контейнеров для складирования ТКО – 3 ед., что не соответствует фактическому количеству, что, в свою очередь, привело к увеличению объемов вывозимых ТКО и, как следствие, к увеличению для потребителя оплаты расходов, связанных с их вывозом, тогда как фактически вывозимый объем и периодичность ТКО остались без изменений, что привело (могло привести) к ущемлению интересов ООО «ТеплоВодоканал-Емва» в сфере предпринимательской  деятельности.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения указанных действий по навязыванию ООО «ТеплоВодоканал-Емва» невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021 путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с ООО «ТеплоВодоканал-Емва» объема ТКО исходя из фактического количества и объема контейнеров для складирования ТКО, периодичности вывоза ТКО, как это было согласовано ранее сторонами в соответствии с договором на ТКО от 19.06.2019, предъявления платы за услуги по обращению с ТКО исходя из фактически оказанных услуг.

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

Руководитель управления                                                                              <…>                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны