Решение №02-04/975 По делу № 011/01/10-734/2021 принято решение о прекращении п... от 13 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                             

 

                  Управление Федеральной антимонопольной службы

                                                     по республике Коми

 

              РЕШЕНИЕ

 

                                                       город Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена «31» января 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «13» февраля 2023 года  

 

                                                                                                                               № 02-04/975        

 

 

 

 

 

ООО «Р» 

 <…>

 

           ИП <…>

(по адресу)

                                                                                                                       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <...> – заместителя руководителя управления – начальника отдела управления,

Членов Комиссии:

<...> – главного специалиста-эксперта отдела управления, 

<...> – ведущего специалиста – эксперта отдела управления,

рассмотрев дело № 011/01/10-734/2021, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Р» (ИНН <...>, ОГРН <...>), адрес места нахождения: 169313, Республика Коми, г. Ухта <...> (далее – ООО «Р», Общество), пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии: заявителя <...>,

в отсутствие ООО «Р», надлежащим образом уведомленного о дате и месте рассмотрения дела определением от 28.12.2022 № 02-06/10115, направившего ходатайство от 23.01.2023 о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества,   

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России от ИП <...> поступило заявление исх. от 11.05.2021 (вх. № Т-50 от 11.05.2021) на действия ООО «Р» по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 5202/РО-П/2021 (далее – Договор от 11.01.2021). 

По результатам рассмотрения заявления в действиях ООО «Р», занимающего доминирующее положение на товарном рынке оказания услуги по обращению с ТКО в Республике Коми, выразившихся в навязывании ИП <...> невыгодных условий Договора от 11.01.2021, в соответствии с которыми объем ТКО в период с 01.01.2021 по 31.03.2021 определен исходя из нормативов накопления ТКО, в период с 01.04.2021 - исходя из количества и объема контейнеров и периодичности вывоза ТКО от 10 до 31 раза в месяц,  тогда как ранее действующим договором периодичность вывоза ТКО была определена не реже заявленной потребителем (1 раз в месяц), что соответствует фактической периодичности вывоза ТКО, что, в свою очередь, привело к увеличению стоимости услуги по обращению с ТКО, предъявленной Обществом к оплате потребителю, были установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Коми УФАС России в связи с установлением в действиях Общества признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выдало ООО «Р»  предупреждение от 11.08.2021 № 02-01/5855 о необходимости прекращения указанных действий путем согласования ООО «Р» с потребителем в отношении объекта (нежилое здание, расположенное по адресу: г. Сыктывкар, <...>) способа учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, периодичности вывоза ТКО не реже заявленной потребителем (1 раз в месяц), применения такого способа учета объема ТКО при расчетах с ИП <...>.

Срок исполнения предупреждения – месяц с даты получения. Предупреждение получено Обществом 13.08.2021, следовательно, срок его исполнения – до 13.09.2021.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Документы и информация, подтверждающие исполнение ООО «Р» предупреждения Коми УФАС России от 13.08.2021 № 02-01/5855 в установленный срок (до 13.09.2021), Обществом не были представлены.   

В связи с неисполнением Обществом предупреждения от 13.08.2021 № 02-01/5855 Коми УФАС России приказом от 24.09.2021 № 111 в отношении ООО «Р» возбудило антимонопольное дело № 011/01/10-734/2021.

Определением от 01.10.2021 № 02-01/7215 антимонопольное дело № 011/01/10-734/2021 назначено к рассмотрению на 17.11.2021. 

ООО «Р» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением от 10.09.2021 № РО-13124/ис о признании предупреждения Коми УФАС России от 13.08.2021 № 02-01/5855 недействительным (дело № А29<...>).

В связи с обжалованием Обществом предупреждения Коми УФАС России от 11.08.2021 № 02-01/5855 в Арбитражный суд Республики Коми, Комиссия определением от 17.11.2021 № 02-01/8618 приостановила производство по делу № 011/01/10-784/2021 о нарушении антимонопольного законодательства до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29- <...>.

Арбитражный суд Республики Коми 23.03.2022 вынес решение по делу № А29-<...> о признании предупреждения Коми УФАС России от 11.08.2021 № 02-01/5855 незаконным.   

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу № А29-<...> решение Арбитражного суда от 23.03.2022 по делу № А29-<...> оставлено без изменения, апелляционная жалоба Коми УФАС России – без удовлетворения.

Постановлением арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.09.2022 решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2022, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу № А29-<...> оставлены без изменения, кассационная жалоба Коми УФАС России – без удовлетворения.

Верховный Суд Российской Федерации определением от 12.12.2022 № <...> отказал в передаче кассационной жалобы антимонопольного управления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Комиссия определением от 28.12.2022 № 02-06/10115 возобновила рассмотрение дела, рассмотрение дела назначено на 31.01.2023 в 15.00 час.

Изучив материалы антимонопольного дела № 011/01/10-734/2021, заслушав заявителя – ИП <...>, участвующего в деле, Комиссия Коми УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пунктами 11, 16  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах возникающих в связи с применением антимонопольного законодательства», исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

Для целей применения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  под навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него, следует понимать злоупотребление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом правом на свободное заключение договора в форме совершения действий (бездействия), понуждающих (вынуждающих) контрагента такого субъекта вступать в договорные отношения на невыгодных условиях и тем самым ущемляющих интересы контрагента.

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Согласно положениям Закона № 89-ФЗ и пункта 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), к существенным условиям договора относится в том числе, объем ТКО, периодичность вывоза ТКО.

Форма типового договора утверждена Правилами № 1156.

В силу пункта 8(15) Правил № 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил.

На основании пункта 8(18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела между ИП <...> и Обществом возникли разногласия по условиям Договора от 11.01.2021 по определению объема ТКО и периодичности вывоза ТКО.  

Согласно протоколу разногласий к Договору от 11.01.2021, направленному ИП <...> письмом от 24.02.2021 в адрес Общества, заявителем предлагалось осуществлять учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (1 контейнер, объемом 0,75 куб. м). Годовой объем ТКО при таком расчете составляет 9 куб. м, стоимостью 7 430 руб. 49 коп. Вывоз ТКО предлагалось осуществлять 1 раз в месяц.

Письмом от 14.04.2021 ООО «Р» предложило заявителю производить расчет объема ТКО по Договору от 11.01.2021 следующим образом: с 01.01.2021 по 31.03.2021 – исходя из норматива накопления ТКО; с 01.04.2021 по 31.12.2021 – исходя из количества и объема контейнера (0,75 куб. м) и периодичности вывоза (от 10 до 31 раза в месяц).

Из решения Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2022 по делу № А29-<...> следует, что на момент направления ИП <...> предложений о заключении договора имелась судебная практика, в соответствии с которой при отсутствии доказательств раздельного накопления отходов учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов должен производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, производиться исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.05.2020 № Ф01-9240/2020 по делу № А43- 22180/2019, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.02.2022 № Ф02-7796/2021 по делу № А69-3207/2020, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.06.2021 № Ф03-2766/2021 по делу № А04-4535/2020, Арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2022 № Ф06- 14576/2022 по делу № А55-8038/2021).

Сведения о том, что ИП <...> оборудована контейнерная площадка для раздельного сбора отходов: для макулатуры – 0,75 куб.м, для пластика – 0,75 куб.м., внесены в реестр контейнерных площадок на территории МО ГО «Сыктывкар» постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.03.2021 № 3/514.

Поскольку до 01.04.2021 раздельное накопление отходов у ИП <...> отсутствовало, в связи с чем оснований полагать, что Общество злоупотребляло своим доминирующим положением на рынке в части предложения невыгодных потребителю условий договора, не имеется.

Относительно периодичности вывоза ТКО суд отметил следующее.

В силу пункта 7.10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 302 (далее – Порядок № 302), периодичность транспортирования ТКО определяется условиями договора с оператором по обращению с ТКО, но не реже чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

В соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарноэпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.

С учетом изложенного условие договора на оказание услуг по обращению с ТКО о периодичности вывоза ТКО (с учетом требований санитарного законодательства) не противоречит требованиям статьи 13 Закона № 89-ФЗ, пункта 7.10 Порядка № 302.

При этом до 01.04.2021 (отсутствие раздельного накопления отходов) для потребителя применялись положения пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21.

С 01.04.2021 стороны должны самостоятельно определить периодичность вывоза ТКО, исходя при этом из источника образования отходов, их состава, необходимости соблюдения санитарных требований.

Анализируя возникшие в рамках заключения договора на вывоз ТКО взаимоотношения ООО «Р» с конкретным единичным потребителем, суд указал, что антимонопольный орган в предупреждении не указывает установленные им признаки именно злоупотребления со стороны Общества рыночной властью. Антимонопольный орган не доказал, что подобные условия, признанные им невыгодными, были включены в договор с потребителем не в силу специфики деятельности конкретного потребителя, а в силу доминирования Общества на рынке, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда. Антимонопольный орган также не установил, что подобные действия Общества являются его принятой моделью поведения в отношении круга потребителей.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.03.2022 по делу № А29-<...>, вступившим в законную силу, предупреждение Коми УФАС России от 11.08.2021 № 02-01/5855 признано незаконным.

Таким образом, поскольку настоящее антимонопольное дело возбуждено в связи с неисполнением ООО «Р» предупреждения Коми УФАС России от 13.08.2021 № 02-01/5855, выданного в связи с установлением в действиях Общества признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и которое судом отменено, следовательно, в действиях Общества нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции отсутствует.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 011/01/10-734/2021 в связи с отсутствием нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Р».

 

Председатель Комиссии                                             <...>

    

Члены Комиссии                                                         <...>

 

                                                                                       <...>

            

  Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 В случае если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны