Определение №12/4843/15 Определение о возбуждении дела об административном правонару... от 6 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении № 4-14.9-56/00-12-15 и проведении

административного расследования

 

«29» января 2015 г. г. Москва

 

Я, заместитель начальника Контрольно-финансового управления Федеральной антимонопольной службы Исаева Наталия Ивановна, рассмотрев материалы дела № 1-00-303/00-23-13 о нарушении Северо-Западным энергетическим таможенным постом части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в отношении <...>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением ФАС России от 19.02.2014 № КА/5738/14 по делу № 1-00-303/00-23-13 о нарушении антимонопольного законодательства Северо - Западный энергетический таможенный пост признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Указанным решением установлено следующее.

Центральная энергетическая таможня (далее - ЦЭТ) 22.08.2013 направила в адрес начальников энергетических таможенных постов телетайпограмму № 01-17/6123 о порядке проведения таможенного контроля при совершении таможенных операций в отношении товаров, декларируемых в товарных позициях 27 группы товарной накладной внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в качестве припасов, у причальных стенок при наличии в морском порту специализированных терминалов, используемых для осуществления операций с нефтепродуктами.

Телетайпограмма от 22.08.2013 № 01-17/6123 определяла порядок совершения таможенных операций в отношении поставляемого на морские суда в качестве припасов судового топлива и вводила новые правила поведения, сводящие перечень мест разрешенных для совершения таможенных операций к единственному варианту - исключительно у причальных стенок специализированных нефтеналивных терминалов или, при их отсутствии - на рейде, в местах, определенных Технологическими схемами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в функции (обязанности) таможенных органов входит содействие развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота.

Пунктом 8 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России) от 22.12.2009 № 247 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» определено, что государственный контроль судов осуществляется у причалов, на рейдовых перегрузочных комплексах или на рейдах, включенных в пределы пункта пропуска.

Приказ ГТК России от 12.09.2001 № 892 «Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами» предусматривает, что таможенное оформление судов производится в портах, как у причала, так и на рейде. Решение о возможности производства таможенного оформления судов на рейде принимает таможенный орган по заявке капитана судна (лица, им уполномоченного), согласованной им с портовыми властями.

Согласно пункту 21 «Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов», утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2007 № 1665 погрузка товаров группы 2710 товарной накладной внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, помещаемых под таможенный режим перемещения припасов, на транспортное средство производится в местах, определенных таможенными органами по согласованию с администрацией пункта пропуска. В морских (речных) портах доставка товаров на транспортное средство осуществляется как трубопроводным транспортом, так и с использованием специальных плавательных средств и по разрешению таможенного органа - автомобильным транспортом.

Согласно пункту 2 статьи 363 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Порядок, установленный указанной телетайпограммой ЦЭТ, не даёт возможности осуществления таможенного контроля судов на рейде и требует в нарушение вышеперечисленных норм прохождения через государственную (таможенную) границу припасов исключительно у причальных стенок нефтеналивных терминалов.

ЦЭТ 09.10.2013 направила в адрес энергетических таможенных постов телетайпограмму № 01-14-7440 в дополнение к телетайпограмме от 22.08.2013 № 01-17/6123, которая разрешала осуществление бункеровочных операций на внешних и внутренних рейдах морского порта специализированным бункерным компаниям вертикально интегрированных структур (компаний) как участникам внешнеэкономической деятельности с низкой степенью риска нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

Вертикально-интегрированными структурами (компаниями) (далее - ВИНК) согласно письму ЦЭТ от 10.01.2014 г. № 01-30/76 на рынке бункеровочных услуг являются компании, входящие в группу лиц ОАО Нефтяная компания «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром».

Порядок, установленный данной телетайпограммой ЦЭТ, давал возможность осуществления бункеровки и таможенного контроля судов на рейде без представления дополнительных документов только бункерным компаниям, входящим в структуру ВИНК. Для иных хозяйствующих субъектов бункеровка разрешена исключительно у причальных стенок нефтеналивных терминалов или на рейде при представлении документов, описанных в письме-разъяснении ЦЭТ от 01.10.2013 г. № 01-17/7183.

При этом, ЦЭТ, осуществляя проверку качества вывозимых товаров, возложила обязанность документального подтверждения происхождения товара на всех хозяйствующих субъектов, кроме хозяйствующих субъектов (бункерных компаний), входящих в структуру ВИНК.

Как пояснил на заседании Комиссии ФАС России представитель ЦЭТ, положения телетайпограммы, разрешающие ВИНК осуществление бункеровки без представления документов, подтверждающих легальность происхождения топлива, обусловлены тем, что бункерные компании ВИНК добросовестно осуществляют свою деятельность, реализуя качественное бункерное топливо, произведенное заводами, входящими в их группу лиц, и реже нарушают действующее законодательство Российской Федерации, нежели иные хозяйствующие субъекты.

Вместе с тем, ФАС России установлены факты обращения морских властей иностранных государств о поставке российскими бункеровочными компаниями, в том числе входящими в структуры ВИНК, некачественного судового (бункерного) топлива на иностранные суда (письмо Минтранса России от 13.12.2013 № 05-10-4576).

Кроме того, согласно представленной ВИНК информации в период с 01.01.2013 по 30.11.2013 бункерные компании, входящие в их структуру, осуществляли бункеровку морских судов бункерным топливом, произведённым на иных нефтеперерабатывающих заводах, не входящих в структуру ВИНК.

Таким образом, доводы ЦЭТ о том, что, порядок, установленный телетайпограммой, направлен на пресечение вывоза нелегального топлива, а также о том, что бункерные компании ВИНК относятся к хозяйствующим субъектам с низкой степенью риска нарушения действующего законодательства Российской Федерации не подтверждены.

В соответствии приказом ФТС России от 02.04.2007 № 388 «О совершенствовании структуры таможенных органов, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль в отношении сырой нефти, газового конденсата, природного газа, продуктов их переработки и электроэнергии» Северо - Западный энергетический таможенный пост является самостоятельным юридическим лицом.

В материалах дела № 1-00-303/00-23-13 имеются письма хозяйствующего субъекта (ООО «Балтийская Топливная Компания») от 23.08.2013 № 204, № 205; от 30.08.2013 № 214, №217; от 03.09.2013 № 220 в адрес Северо - Западного энергетического таможенного поста о порядке бункеровки транспортных средств на внутреннем рейде морского порта Усть-Луга.

В ответ на письма ООО «Балтийская Топливная Компания» Северо-Западный энергетический таможенный пост направил письма от 23.08.2013 № 01-27/1978, от 06.09.2013 № 01-27/2061, № 01-27/2080, в которых со ссылкой на телетайпограмму ЦЭТ от 22.08.2013 №01-17/6123, предписывал осуществлять бункеровку транспортных средств только у причалов комплекса наливных грузов ОАО «Роснефтьбункер».

В свою очередь, вышеуказанная компания отказывала в бункеровке по причине отсутствия технологического оборудования, в связи с чем ООО «Балтийская Топливная Компания» лишилось возможности осуществлять хозяйственную деятельность.

Издание ЦЭТ и применение Северо - Западным таможенным энергетическим постом ЦЭТ телетайпограмм привело к снижению объемов реализации бункерного топлива хозяйствующими субъектами, не входящими в структуру ВИНК.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Действия Северо-Западного энергетического таможенного поста по отказам хозяйствующим субъектам в оформлении погрузки судовых припасов на рейде привели к созданию условий, при которых хозяйствующие субъекты (бункерные компании), не входящие в структуру ВИНК, поставлены в неравное положение по сравнению с хозяйствующими субъектами (бункерными компаниями), входящими в структуру ВИНК.

Таким образом, указанные действия Северо-Западного энергетического таможенного поста привели к устранению конкуренции на рынке оказания услуг по бункеровке морских судов.

Решением ФАС России по делу № 1-00-303/00-23-13 от 19.02.2014 (исх. № КА/5738/14 от 19.02.2014) о нарушении антимонопольного законодательства Северо-Западный энергетический таможенный пост признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления запрета на погрузку судовых припасов согласно телетайпограммам ЦЭТ о порядке проведения таможенного контроля при совершении таможенных операций в отношении товаров, декларируемых в товарных позициях 27 группы товарной накладной внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в качестве припасов.

Решение ФАС России по делу № 1-00-303/00-23-13 от 19.02.2014 (исх. № КА/5738/14 от 19.02.2014) вступило в законную силу.

Письма от 23.08.2013 № 01-27/1978, от 06.09.2013 № 01-27/2061, № 01-27/2080 изданы за подписью исполняющего обязанности начальника Северо-Западного энергетического таможенного поста - <...>.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

    • Возбудить в отношении <...> дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в издании писем 23.08.2013 № 01-27/1978, от 06.09.2013 № 01-27/2061, № 01-27/2080, ограничивающих конкуренцию.

      Ответственность за данные действия предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП.

    • 2. Провести административное расследование.

      3. <...> представить документы, подтверждающие полномочия на подписание писем от 23.08.2013 № 01-27/1978, от 06.09.2013 № 01-27/2061, № 01-27/2080 (приказ о назначении на должность исполняющего обязанности начальника Северо-Западного энергетического таможенного поста, регламент, распоряжение, трудовой договор, иное).

4. В соответствии со статьей 26.10 КоАП <...> надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России свои паспортные данные (с указанием даты и места рождения, места регистрации), адрес фактического места проживания, а также документы о назначении исполняющего обязанности начальника Северо-Западного энергетического таможенного поста.

5. <...> явиться 19 февраля 2015 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 508-Д для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.9-56/00-12-15, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны