Решение б/н РЕШЕНИЕ № 023/07/3-119/2022 по результатам рассмотрения жало... от 1 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 023/07/3-119/2022

по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

01 февраля 2022г.                                                                                 г. Краснодар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

при участии, путем систем ВКС, представителя ООО «Радиан» (далее – Заявитель) и представителей ПАО «Россети Кубань» (далее – Организатор торгов), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку моющих и обезвреживающих средств для нужд ПАО «Россети Кубань» (извещение № 32110902121, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку моющих и обезвреживающих средств для нужд ПАО «Россети Кубань» (извещение                   № 32110902121, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru)

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 01.02.2022г. в 10:00.

Заявитель считает, что Организатор торгов нарушил порядок проведения торгов, в связи с чем просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.

Организатор торгов возражает доводам жалобы, считает свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

Комиссия по делу № 023/07/3-119/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила следующее.

Процедура закупки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение), утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» от 17.12.2018г. № 334.

03.12.2021г. Организатор торгов разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение № 32110902121 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку моющих и обезвреживающих средств для нужд ПАО «Россети Кубань».

Начальная (максимальная) цена договора – 22 999 682,40 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 03.12.2021г.

Дата и время окончания подачи заявок - 13.12.2022г. в 11:00 (МСК).

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ                         от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с протоколом от 16.12.2021г. № 32110902121/1, на участие в открытом конкурсе поступило 5 Заявок, 3 претендента допущены к участию в торгах. Заявка Заявителя отклонена по причине несоответствия требованиям Спецификации.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатором торгов неправомерно установлены требования к товару, противоречащие нормам национальных стандартов.

Согласно пункту 1 Спецификации (Приложение № 1 к Документации), все средства должны иметь температуру хранения от 0 до 30 градусов Цельсия.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.4 Спецификации, дерматологические средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям ТР ТС 019/2011, ГОСТ Р 12.4.301-2018, ГОСТ 31460-2012 или ГОСТ 31696-2012, ГОСТ 32117-2013, ГОСТ 28303-2017

Пунктом 2.25 Межгосударственного стандарта ГОСТ 32117-2013 «Продукция парфюмерно-косметическая. Информация для потребителя. Общие требования» (далее – ГОСТ 32117-2013), установлены следующие стандартные условия хранения парфюмерно-косметической продукции: температура хранения для жидкой продукции - не ниже плюс 5°С и не выше плюс 25°С; для туалетного твердого мыла - не ниже минус 5°С, для остальной парфюмерно-косметической продукции - не ниже 0°С и не выше плюс 25°С, отсутствие непосредственного воздействия солнечного света.

В соответствии с пунктом 7 Межгосударственного стандарта ГОСТ 28303-2017 «Продукция парфюмерно-косметическая. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» (далее – ГОСТ 28303-2017), продукцию хранят при температуре не ниже 0°С и не выше плюс 25°С в крытых складских помещениях в упаковке изготовителя, если в технических документах изготовителя на конкретное название продукции и в маркировке продукции не указаны иные условия хранения.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Вместе с тем, в Документации не содержится обоснования установления требований, отличных от норм национальных стандартов и технических регламентов.

На основании изложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя.

Согласно подпункту 1 пункта 1 Спецификации, защитный крем должен содержать не менее трех рабочих ингредиентов.

По мнению Заявителя, так как техническими регламентами и национальными стандартами не регламентируется количество действующих компонентов, указанное положение установлено неправомерно и необоснованно ограничивает круг участников конкурса.

Вместе с тем, Законом о закупках не установлен закрыты перечень требований, предъявляемых к предмету закупки, Организатор торгов самостоятельно определяет их, исходя из потребностей и особенностей деятельности каждого отдельного заказчика, с учетом требований частей 1, 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом заказчикам предоставлено право самостоятельно формировать требования к предмету закупки, в части не урегулированной национальными стандартами и техническими регламентами.

Комиссия Краснодарского УФА России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Согласно доводу жалобы, Организатором торгов неправомерно установлены требования к средству защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (позиция 3 Спецификации), в части наличия SPF-защитного фактора и устойчивости к пониженным температурам.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Спецификации, в связи с высоким уровнем УФ-излучения (отражение от снега) при осуществлении работ на открытом воздухе обязательно наличие SPF-защитного фактора не менее 20, что должно подтверждаться соответствующим протоколом испытаний.

Вместе с тем, Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее – ТР ТС 019/2011) не предусмотрена необходимость наличия SPF-фактора в защитных кремах.

Исходя из положения подпункта 3 пункта 1 Спецификации, указанное требование обоснованно, отражает потребность Организатора торгов, с учётом специфики деятельности организации.

Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя, в части неправомерности требования о наличии SPF-защиты.

Согласно подпункту 3 пункта 1 Спецификации, дерматологические средства индивидуальной защиты, должны быть устойчивы к пониженным температурам и выдерживать не менее 6-ти циклов замораживания и размораживания (от -45С до +25С), не должны расслаиваться и изменять свои органолептические и физико-химические свойства, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний.

В соответствии с пунктом 6.5 Спецификации, защитные кремы должны обладать направленной эффективностью от воздействия вредных производственных факторов (ТР ТС 019/2011 пункт 4.14.раздел 1), что подтверждается протоколами испытаний, экспертными заключениями, добровольными сертификатами.

Вместе с тем, согласно подпункту 7 пункта 4.14 Раздела 1 ТР ТС 019/2011, средства индивидуальной защиты дерматологические от воздействия низких температур (кремы для рук и лица от обморожения) должны быть устойчивы к пониженным температурам и выдерживать не менее 3 циклов замораживания и размораживания (от -20°С до +20°С), не должны расслаиваться и изменять свои органолептические и физико-химические свойства. Указанные средства от воздействия низких температур не должны образовывать пленки на кожном покрове и препятствовать нормальному газообмену, минимальная температура применения должна быть указана в маркировке.

Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что Документация не содержит обоснования установления требования, отличного от норм ТР ТС 019/2011.

Таким образом, Организатором торгов нарушены требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Организатором торгов неправомерно установлено требования к позиции № 6 Спецификации, не предусмотренные ТР ТС 019/2011.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 Спецификации, Абразив входящий в состав паст должен быть натурального происхождения, закругленной формы, мелкой фракции. В составе должно присутствовать не менее 3-х ПАВ. Обязательное наличие неионогенных ПАВ. Очищающая способность пасты - не менее 116%, согласно ГОСТ Р 12.4.303-2018.

Согласно таблице 7 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.4.303-2018 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Методы определения и оценки направленной эффективности дерматологических средств индивидуальной защиты очищающего типа», выделяется 4 категории направленной эффективности дерматологических средств индивидуальной защиты очищающего типа. Высшей категории направленной эффективности соответствуют средства с очищающей способностью 116 %.

Таким образом, действия Организатора торгов по установлению оспариваемых требований к позиции № 6 Спецификации не противоречат положениям законодательства о техническом регулировании и Закона о закупках.

Кроме того, согласно доводу Заявителя, Документация содержит ссылки на недействующие национальные стандарты: ГОСТ 12.4.068-79, ГОСТ 28303-89 и ГОСТ ISO 9001-2011.

Вместе с тем, Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что в Документации отсутствуют указания на приведенные стандарты.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Таким образом, в действиях Организатора торгов установлено нарушение пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г.               № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Радиан» на действия организатора торгов ПАО «Россети Кубань» при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку моющих и обезвреживающих средств для нужд ПАО «Россети Кубань» (извещение                    № 32110902121, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать Организатору торгов – ПАО «Россети Кубань» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения конкурса.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по нарушению, установленному решением, в отношении ПАО «Россети Кубань»

 

 

Заместитель председателя комиссии                           

 

Члены Комиссии:                                                    

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны