Решение б/н Решение от 2 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                      

Резолютивная часть решения объявлена 18.11.2020 г.

Полный текст решения изготовлен 02.12.2020 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Во Е.Г. –  врио руководителя управления,

Члены Комиссии:

С О.А.– начальник отдела контроля органов власти;

Ш С.О. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело №023/01/17.1-672/2020 от 25.02.2020 по признакам нарушения администрацией по признакам нарушения администрацией Северского сельского поселения Северского района (ул. Петровского, д. 4, ст-ца Северская, Северский район, Краснодарский край,353240) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя, Ответчика, а также Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края,

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.11.2020г. в Краснодарское УФАС России поступила жалоба ИП И И.А. на действия администрации Северского сельского поселения Северского района в части передачи объектов теплоснабжения по договорам аренды без проведении торгов.

В ходе рассмотрения обращения Краснодарским УФАС России установлено следующее.

ИП И И А является организацией водопроводно-канализационного  хозяйства станицы Северской Краснодарского края.

Заявитель сообщил, что между администрацией Северского сельского поселения Северского района и ООО «Тепловые сети» на протяжении длительного времени заключаются договоры аренды оборудования и имущества, относящегося к объектам теплового хозяйства, без проведения торгов.

Коме того, с 1 января 2019 года  ООО «Тепловые сети» осуществляет пользование услугами водоснабжения без  заключения договора водоснабжения с ИП ИИ.А. долг ООО «Тепловые сети» составляет 1 181 413 (один миллион сто восемьдесят одна тысяча четыреста тринадцать рублей) 58 копеек.

По информации, предоставленной администрацией Cеверского сельского поселения Северского района, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Северского сельского поселения Северского района на администрацию Северского сельского поселения возложены обязанности, в том числе, на организацию в границах поселения теплоснабжения населения.

В 2018 году закончился срок действия концессионного соглашения в отношении коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства Северского сельского поселения Северского района на 2014-2018 годы в связи с чем, администрацией поселения была проведена конкурсная процедура по определению концессионера в отношении муниципального имущества, относящегося к тепловому хозяйству в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В связи с отсутствием заявок конкурс признан несостоявшимся. Поскольку на территории Северского поселения единственной теплоснабжающей организацией является Общество с ограниченной ответственностью «Тепловые сети», с целью недопущения срыва отопительного сезона 2018-2019 годы и обеспечения населения теплоснабжением, между администрацией Северского сельского поселения и ООО «Тепловые сети» в период с 26 декабря 2018 года по 31 декабря 2019 года заключены договоры аренды имущества в отношении объектов теплового хозяйства.

Постановлением от 8 октября 2019 года № 370 «О заключении концессионного соглашения» администрацией Северского сельского поселения Северского района принято решение о заключении концессионного соглашения с ООО «ЦУП ЖКХ» г.Санкт-Петербург в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения поселения.

Концессионное соглашение подписано администрацией Северского поселения (Концедент) и ООО «ЦУП ЖКХ» (Концессионер).

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

15 октября 2019 года, согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края направлено для рассмотрения и согласования концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, принадлежащее Северскому сельскому поселению.

8 октября 2019 года заключено концессионное соглашение с ООО "ЦУП" ЖКХ" и администрацией Северского сельского поселения.

Соглашение находилось на согласовании и подписании в Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

До подписания концессионного соглашения третьей стороной, ООО «ЦУП «ЖКХ» не имеет правовых оснований для начала производственной деятельности, в связи с чем, во избежание негативных последствий и аварийных ситуаций, связанных с подачей отопления и ГВС населению и социально-значимым объектам, имущество теплового комплекса передаются ежемесячно (до подписания концессионного соглашения) ООО «Тепловые Сети», единственному предприятию на территории Северского сельского поселения, имеющему лицензию на эксплуатацию ОПО и обученный персонал.

Дополнительно, Администрация предоставила договоры аренды имущества, относящегося к объектам теплового хозяйства, заключенные с ООО «Тепловые Сети»: договор № 1 от 26.12.2018г., договор №2 от 31.01.2019г., договор №4 от 29.03.2019г., договор №5 от 01.05.2019г., договор №6 от 31.05.2019г.,  договор №7 от 28.06.2019г.,  договор   №8 от 29.07.2019г., договор №9 от 29.08.2019г.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных  дней в течение шести  последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Федеральная антимонопольная служба России в письмах от 30.06.2017 №РП/44685/17 «О направлении разъяснений по применению п. 8 ч.1 ст.17.1 Федерального  закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и от 04.10.2017№ИА/68439/17 «О передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной (муниципальной) собственности» разъяснила, что  особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены гл. 7.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и гл. 6.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении».

Следовательно, Законы о водоснабжении и теплоснабжении имеют специальные нормы по отношению к общим нормам Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении, передача прав владения и (или) пользования центральными системами водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных правовых актов РФ с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей и реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством РФ о приватизации.

Частью 6 ст. 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что договор аренды систем и (или) объектов водоснабжения заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора, с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а так же в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор. Правила проведения конкурсов или аукционов, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества утверждены Приказом ФАС России от 10.02.2010№67.

Таким образом, права владения и пользования системами и (или) объектами водоснабжения могут быть переданы только по договорам аренды или концессии с проведением конкурса, а передача их по договорам безвозмездного пользования без проведения конкурса, не допускается.

Согласно  Разъяснениям ФАС от 05.06.2012г. по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции исчисление срока установлено в днях.

Таким образом, максимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев.

Таким образом, администрация и ООО «Тепловые сети» заключив в период с 26.12.2018 по 28.06.2019 рассматриваемые договоры муниципального имущества  обеспечили предоставление одному лицу ООО «Тепловые сети» возможность использования данного имущества  в период с 26.12.2018 по 28.06.2019,  а именно в течение последующих  6 месяцев,+ то есть более тридцати календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурса или аукциона, что запрещено  п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

На основании установленных фактов передачи муниципального имущества 13.02.2020г. Краснодарским УФАС России издан приказ №30 о возбуждении дела №023/01/17.1-672/2020.

Определением от 25.02.2020 дело №023/01/17.1-672/2020 назначено к рассмотрению на 18.03.2020.

При рассмотрении дела №023/01/17.1-672/2020 Комиссией Краснодарского УФАС России установлено следующее.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

При этом частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.

В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона о концессионных соглашениях от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, права владения и пользования системами и (или) объектами водоснабжения и водоотведения могут быть переданы только по договорам аренды или концессии с проведением конкурса, а передача их по договорам безвозмездного пользования без проведения конкурса не допускается.

Вместе с тем, администрацией Северского сельского поселения Северского района заключенные с ООО «Тепловые Сети»: договор № 1 от 26.12.2018г., договор №2 от 31.01.2019г., договор №4 от 29.03.2019г., договор №5 от 01.05.2019г., договор №6 от 31.05.2019г.,  договор №7 от 28.06.2019г.,  договор   №8 от 29.07.2019г., договор №9 от 29.08.2019г. то есть на 6 последовательных месяцев без проведения  предусмотренных законом конкурсных процедур.

При указанных обстоятельствах, в действиях администрации Северского сельского поселения Северского района установлено нарушение части 1 статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче муниципального имущества водно-канализационного хозяйства ООО «Тепловые Сети» по договорам: № 1 от 26.12.2018г., №2 от 31.01.2019г., №4 от 29.03.2019г., №5 от 01.05.2019г., №6 от 31.05.2019г.,  №7 от 28.06.2019г.,  договор   8 от 29.07.2019г., №9 от 29.08.2019г. без проведения  предусмотренных законом конкурсных процедур.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях администрации Северского сельского поселения Северского района факт нарушения части 1 статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче муниципального имущества водно-канализационного хозяйства ООО «Тепловые Сети» по договорам: № 1 от 26.12.2018г., №2 от 31.01.2019г., №4 от 29.03.2019г., №5 от 01.05.2019г., №6 от 31.05.2019г.,  №7 от 28.06.2019г.,  договор   8 от 29.07.2019г., №9 от 29.08.2019г. без проведения  предусмотренных законом конкурсных процедур.

2. В связи с тем, что договоры окончили свое действие, предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                                                  Е.Г. В

 

Члены Комиссии:                                                                   О.А. С

 

С.О. Ш

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны