Решение б/н Решение по делу от 24 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Медирайт»

ул. Караульная, 37, ком.25, г. Красноярск, 660048

 

КГБУЗ «Минусинское МБ»

ул. Ботаническая, 2а, г. Минусинск, 662606

 

ООО «Строй Капитал»

ул. Восточная, д.93, г. Сунжа, Республика Ингушетия, 386203

 

capitalstroy_n@mail.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 110-11-19 (024/01/11-1389/2019) о нарушении антимонопольного законодательства

 

«24» октября 2019 года

г.Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании 24.10.2019

В полном объеме решение изготовлено 24.10.2019

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <...>, заместитель руководителя управления – начальник контрольного отдела; члены Комиссии – <...>, начальник правового отдела; <...>, заместитель начальника отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 110-11-19 (024/01/11-1389/2019), возбужденное  в отношении  Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» (ул. Ботаническая, 2а, г. Минусинск, 662606; ИНН/ОГРН 2455036156/1152455000488) (далее – КГБУЗ «Минусинская МБ») и общества с ограниченной ответственностью «Строй Капитал» (ул. Восточная, д.93, г. Сунжа, Республика Ингушетия, 386203; ИНН/ОГРНИП – 2455031020/1112455000052) (далее – ООО «Строй Капитал») по признакам нарушения, предусмотренного   пунктом 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),

в отсутствии заявителя и ответчиков, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения настоящего дела

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС поступило заявление ООО «Медирайт» (вх.№9207 от 30.05.2019) с просьбой провести проверку на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства КГБУЗ «Минусинская МБ» при заключении контракта с ООО «Строй Капитал» на проведение капитального ремонта детского инфекционного отделения КГБУЗ «Минусинская МБ».

При рассмотрении заявления установлено следующее.

04.10.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в единой информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0319200068816000217 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту детского инфекционного отделения КГБУЗ «Минусинская МБ».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 500 000,00 рублей.

21.10.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в единой информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru было размещено извещение об отмене проведения указанного электронного аукциона.

Так, в соответствии с приказом КГБУЗ «Минусинская МБ» от 21.10.2016 №959 об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), начальнику отдела контрактной службы Соцковой О.А. приказано отказаться от проведения электронного аукциона № 0319200068816000217, в связи с тем, что при составлении документации для проведения электронного аукциона на капитальный ремонт детского инфекционного отделения КГБУЗ «Минусинская МБ» (0319200068816000217), для краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница», финансируемых из средств краевого бюджета, были допущены неточности, опечатки.

25.10.2016 между КГБУЗ «Минусинская МБ» (заказчик) и ООО «Строй Капитал» был заключен контракт № 554, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту детского инфекционного отделения КГБУЗ «Минусинская МБ», цена контракта составила 7 500 000,00 рублей.

Из преамбулы контракта следует, что он заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе»), в соответствии с которым закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.

До возбуждения настоящего дела в адрес Управления поступили письменные пояснения КГБУЗ «Минусинская МБ» (исх. №б/н от 06.2019, вх.№11368 от 28.06.2019), согласно которым контракт №554 от 25.10.2016 заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе»,  поскольку на имя исполняющего обязанности главного врача Беляева В.Н. поступила докладная записка от административно-хозяйственного отдела о сложившейся аварийной ситуации в детском инфекционном отделении. ООО «Строй Капитал» выбран в качестве подрядчика по контракту №554 от 25.10.2016 так, как ранее зарекомендовало себя, как опытный, надежный и качественно выполняющий работы подрядчик.

По результатам рассмотрения вышеназванного заявления, в связи с выявлением в действиях КГБУЗ «Минусинская МБ» и ООО «Строй Капитал» признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в достижении антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок строительных работ путем заключения без проведения публичных процедур контракта №554 от 25.10.2016 с единственным поставщиком в отсутствие на то правовых оснований, приказом Красноярского УФАС России от 21.08.2019 № 225 возбуждено настоящее дело.

Определением от 28.08.2019 о назначении дела № 110-11-19 (024/01/11-1389/2019) к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены: КГБУЗ «Минусинская МБ» и ООО «Строй Капитал», в качестве заявителя - ООО «Медирайт»,  рассмотрение дела назначено на 25 сентября 2019 года.

25 сентября 2019 года дело № 110-11-19 (024/01/11-1389/2019) рассмотрено в отсутствии КГБУЗ «Минусинская МБ» и ООО «Медирайт», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения настоящего дела, а также в отсутствие ООО «Строй Капитал».

Определением от 25.09.2019 принято решение об отложении рассмотрения дела №110-11-19 (024/01/11-1389/2019), рассмотрение дела назначено на 10.10.2019.

10.10.2019, на основании статьи 48.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией было принято заключение об обстоятельствах дела № 110-11-19 (024/01/11-1389/2019); лицам, участвующим в деле, было предложено представить комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Определением от 10.10.2019 рассмотрение дела №110-11-19 (024/01/11-1389/2019) отложено в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела назначено на 24 октября 2019.

24 октября 2019 года дело №110-11-19 (024/01/11-1389/2019) рассмотрено в отсутствии заявителя и ответчиков, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

Комиссия, исследовав материалы дела, ознакомившись с позицией лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

По пункту 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В силу части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно части 3 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

В силу части 6 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О контрактной системе» указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

По пункту 7 статьи 3 ФЗ «О контрактной системе» заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О контрактной системе» бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Таким образом, при заключении контракта на выполнение строительных работ, КГБУЗ «Минусинское МБ» выступало в качестве заказчика и должно руководствоваться ФЗ «О контрактной системе».

ФЗ «О контрактной системе» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 ФЗ «О контрактной системе»).

Согласно статье 3 ФЗ «О контрактной системе», под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном ФЗ «О контрактной системе» порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 8 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Согласно статье 8 ФЗ «О контрактной системе» любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно статье 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также – электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Частью 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что заказчики не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Часть 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» устанавливает запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ «О контрактной системе», в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Указанная правовая позиция отражена, в том числе в Письме Минэкономразвития России от 06.12.2016 № Д28и-3204, от 14.07.2016 № Д28и-1805.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.

В соответствии с актом обследования помещений (зданий) КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» от 25.10.2016 г. № 5 причиной аварийной ситуации, произошедшей 25.10.2016 г. в 10 час. 45 мин. в детском инфекционном отделении, расположенном по адресу: г. Минусинск, ул. Ботаническая, 2 «А», является порыв подающего трубопровода системы отопления здания.

По результатам проведенного внепланового обследования помещений с выходом на место аварии, комиссией КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» установлено, что в 3-х палатах и коридоре на 1 этаже детского инфекционного отделения визуально отмечено значительное парообразование (ограниченная видимость); на стенах и потолках всех палат - наличие конденсата; пол в палатах подтоплен на высоту до 5 см, в коридоре до 2 см; в палате № 1 (изолятор) отмечается выход горячей воды и пара из пола в месте примыкания пола и наружной стены.

В целях ликвидации аварии и, ограничения дальнейшего подтопления помещений детского инфекционного отделения специалистами сантехнической службы учреждения был перекрыт входной кран тепломагистрали здания. Подача воды была приостановлена частично (ориентировочно на 80%), так как запорная арматура обратного трубопровода не обеспечила полного перекрытия системы теплоснабжения.

В связи со сложившейся ситуацией силой административно- хозяйственного отдела КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» проведены работы по контрольному вскрытию мест порыва с целью локализации участков трубопровода системы отопления, подлежащих демонтажу и замене.

На основании проведенных вскрытых работ в бетонном основании пола двух помещений детского инфекционного отделения, межстенных перегородках и перекрытиях, технического осмотра состояния запорной арматуры в тепловом узле специалистами КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» установлено, что запорная арматура (вентили) в тепловом, узле «не держит» (не перекрывает полностью подачу воды как в системе ТВС, так и ГВС).

Анализ целостности участков вскрытого трубопровода и фактического состояния металлических труб показал наличие сплошной коррозии наружной стенки трубопровода ТВС. В месте предполагаемого порыва трубы (фактического выхода пара) выявлен участок трубопровода со сплошной коррозией (прободным свищем).

По результатам дополнительного вскрытия участков до и после (по ходу движения воды) от места образования свища выявлено, что толщина стенок обследованных участков трубы на всем ее протяжении составляет менее 1,0 мм и как следствие проведение сварочных работ (как часть восстановительных) с необходимой экстренной заменой трубопровода технически невозможно.           |При вскрытии мест прохода горизонтальных участков трубопровода как ТВС, так и ГВС в межстенных перегородках и перекрытии в элеваторный узел также выявлено значительное количество мест коррозионного состояния труб.

Кроме того, на некоторых участках трубопроводов в коридоре и частично в палатах установлены металлические хомуты, которые являются временной мерой обеспечения герметичности трубопроводов.

 Согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», под аварией понимается опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7, в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Также, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Верховного суда Российской Федерации от 21.06.2012 № 3352/12 юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.

Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.

Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций») правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу статьи 1 ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Следовательно, обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

Из представленных Заказчиком документов (акта, докладной записки), следует, что оснований для заключения контракта №554 от 25.10.2016 в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» не имелось, поскольку порыв, трубопровода системы отопления здания не является аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Кроме того, в соответствии с представленным локальным сметным расчетом к контракту на проведение капитального ремонта детского инфекционного отделения КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» № 554 от 25.10.2016 г. в сметную стоимость контракта включены следующие виды работ: ремонт кровли (разборка покрытий кровель из волнистых и полуволнистых асбестоцементных листов; разборка деревянных элементов конструкций крыш обрешетки из брусков с прозорами; установка стропил; устройство обрешетки сплошной из досок; устройство кровель различных типов из металлочерепицы; дополнительные элементы металлочерепичной кровли: коньковый элемент, разжелобки, профили с покрытием; устройство желобов настенных и др.); ремонт входов центральных, эвакуационных, входов в боксы (устройство металлических ограждений с поручнями из поливинилхлорида; сетка рабица и др.); внутренние сантехнические работы (демонтаж унитазов и писсуаров; демонтаж умывальников и раковин; установка кабин душевых с пластиковыми поддонами; установка ванн купальных прямых чугунных; установка поддонов душевых чугунных глубоких; установка унитазов с бачком высокорасполагаемым; установка умывальников одиночных с подводкой холодной и горячей воды; установка моек на два отделения и др.).

Включение указанных видов работ в стоимость контракта также свидетельствует о том, что у КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» отсутствовали основания для заключения государственного контракта с ООО «Строй Капитал» в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе», так как данные работы не относятся к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и, направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

Более того, срок выполнения работ, являющихся предметом контракта № 554 от 25.10.2016г, составляет с момента заключения контракта (25.10.2016 г.) до 10 декабря 2016 года (пункт 4.1 контракта).

На момент рассмотрения дела контракт исполнено в полном объеме, что подтверждается платежным поручением №1448726 от 22.12.2016.

Следовательно, КГБУЗ «Минусинская МБ» располагало временем, необходимым для осуществления закупки путем конкурентных процедур определения подрядчика.

Указанные действия КГБУЗ «Минусинская МБ» не предприняты.

Более того, о необходимости, выполнения ремонтных работ в детском инфекционном отделении Заказчик знал заранее, так как еще 13.10.2015 г. решением Минусинского городского суда в полном объеме удовлетворены исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к КГБУЗ «Минусинская МБ» и Министерству здравоохранения Красноярского края об обязании совершить действия, а именно: Министерство здравоохранения Красноярского края - произвести финансирование проведения капитального ремонта здания детского инфекционного отделения КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница», общей площадью 937,7 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Ботаническая, 2 «а» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; КГБУЗ «Минусинская МБ» - произвести капитальный ремонт здания детского инфекционного отделения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, КГБУЗ «Минусинская МБ» знало и предполагало возможность наступления негативных последствий и невыполнения указанных работ. Вместе с тем, необходимые действия для устранения возникшей ситуации и осуществления закупок путем конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Учреждением не предприняты.

Данный факт исключает чрезвычайность и непредсказуемость последствий характерных для обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, в соответствии с позицией, изложенной в Решении Арбитражного суда Красноярского края от 25.06.2019 по делу №А33-14393/2019, применение пункта 9 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» возможно в случаях, когда заказчики по объективным причинам не располагают временем для проведения конкурентных процедур закупок.

Следовательно, при заключении контракта от 25.10.2016г. не имели место быть обстоятельства непреодолимой силы, поскольку отсутствовали такие признаки непреодолимой силы, как чрезвычайность, непредотвратимость, непредсказуемость, неопределенность во времени и неоднозначность последствий.

Указанное также подтверждается постановлением о назначении административного наказания по делу об административно правонарушении № А321П-7.29/17 от 05.05.2017, вынесенным заместителем руководителя Красноярского УФАС России <…>.

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

Пунктом 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на заключение иных соглашений между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения создают препятствия другим хозяйствующим субъектам доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме. Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

В то же время в основе контрактной системы в сфере закупок лежат принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 ФЗ «О контрактной системе»).

Независимо от способа закупки эти принципы должны соблюдаться в полной мере.

При этом необходимо отметить, что наиболее предпочтительным способом определения победителя является проведение конкурса, аукциона в связи с тем, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

Учитывая вышеизложенное, для обеспечения гласности и открытости закупочной деятельности, снижения коррупционных проявлений, целесообразно осуществлять закупку товаров, работ, услуг преимущественно путем проведения аукциона, конкурса.

Кроме того, с целью недопущения коррупционных проявлений, для реализации принципа прозрачности и гласности проводимых закупок, а также развития добросовестной конкуренции заказчикам рекомендуется расширять число закупок, проводимых в электронной форме.

Выполнение работ по проведению капитального ремонта детского инфекционного отделения не входит в перечень товаров, работ и услуг, обходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 1765-р.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 г. № 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме электронный аукцион), в который включены строительные работы в области гражданского строительства (ОКПД № 42.4), работы строительные специализированные (ОКПД 43.4).

Кроме того, с учетом суммы закупки в 7 500 000,00 рублей, данная закупка должна была быть осуществлена путем проведения электронного аукциона.

Закупка данного вида работ должна осуществляться посредством конкурентных процедур в соответствии с ФЗ «О контрактной системе».

При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

В тех же случаях, когда в соответствии с законом требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008).

Для определения факта заключения антиконкурентного соглашения необходимо, прежде всего, установить как сам товарный рынок, на котором достигнуто соглашение и предполагается влияние на конкуренцию, в его географических границах, так и состав хозяйствующих субъектов, действующих на  товарном рынке. С указанной целью управлением проведен анализ состояния конкуренции.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026) проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке строительных работ.

Временной интервал определен исходя из цели исследования – анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке строительных работ в период с 25.10.2016 по 10.12.2016.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушение антимонопольного законодательства совершено на товарном рынке строительных работ.

Согласно пункту 1 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, под товаром, в том смысле, какой в него вкладывает ФЗ «О защите конкуренции», понимаются строительные работы.

За продуктовые границы товарного рынка поставки продуктов питания в данном случае следует принять указанный товар. При этом, оценивая границы товарного рынка, определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей может определяться путем анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара. В рассматриваемом случае предварительное определение товара проведено на основании предмета контракта №554 от 25.10.2016, заключенного между КГБУЗ «Минусинская МБ» и ООО «Строй Капитал». На этапе окончательного определения продуктовых границ исследуемого товарного рынка, подтвердились продуктовые границы товарного рынка, определенные на предварительном этапе.

Согласно информации, представленной статистикой сайта https://www.rusprofile.ru, 3602 действующие организации в Красноярском крае имеют основной ОКВЭД строительство жилых и нежилых зданий.

Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Определение географических границ товарного рынка осуществлялось методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Местонахождение потребителя – г. Минусинск Красноярского края. Вместе с тем, поскольку в том случае, если бы КГБУЗ «Минусинская МБ» проводило закупку способами, предусмотренными ФЗ «О контрактной системе», такими способами в данных обстоятельствах выступили бы конкурентные способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), в силу того, что закупка с подобными условиями не подпадает под случаи закупки у единственного поставщика (статья 93 ФЗ «О контрактной системе»), извещение о проведении закупки было бы размещено в единой информационной системе в сфере закупок, которое не может содержать требований о нахождении исполнителя в конкретном регионе, и потенциальными исполнителями могли быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно оказывающие подобные услуги.

При этом с учетом того, что заказчиком является хозяйствующий субъект, расположенный на территории г. Минусинска Красноярского края, соответствующая потребность заказчика существует только на территории указанного муниципального образования.

Следовательно, потенциальными поставщиками могут быть любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие и имеющие возможность осуществить поставку вышеназванного товара на территорию  г. Минусинска Красноярского края.

Таким образом, Комиссией было установлено, что за географические границы товарного рынка необходимо принимать территорию г. Минусинска Красноярского края.

Как КГБУЗ «Минусинская МБ», так и ООО «Строй Капитал» действуют в границах данного товарного рынка.

Не проведение КГБУЗ «Минусинская МБ» публичных процедур на право заключения контракта на выполнение строительных работ свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ ООО «Строй Капитал» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.

Таким образом, поскольку заключение контракта было произведено без соблюдения норм ФЗ «О контрактной системе», отсутствуют предусмотренные законодателем механизмы, обеспечивающие конкуренцию и максимальную степень удовлетворения заказчиком своих нужд.

Управлением установлено, что суммарный доход ООО «Строй Капитал» от выполнения работ по капитальному ремонту детского инфекционного отделения КГБУЗ «Минусинская МБ» (нарушение антимонопольного законодательства) составил 7 500 000 рублей.

Как следует из материалов дела, ООО «Строй Капитал» выразило согласие на заключение контракта №554 от 26.10.2016 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе» в обход конкурентных процедур.

Таким образом, ООО «Строй Капитал» сознательно и добровольно заключило соглашение с КГБУЗ «Минусинская МБ», недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством, и участвовало в нем, соответственно заключение и реализация указанного  контракта явилось результатом согласованного выражения воли КГБУЗ «Минусинская МБ» и ООО «Строй Капитал».

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, ООО «Строй Капитал», самостоятельно совершая определенные действия, в частности, заключение контракта на выполнение капитального ремонта детского инфекционного отделения КГБУЗ «Минусинская МБ» без анализа правовой основы обязано предполагать возможные последствия своих действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Таким образом, вышеуказанные нормы ГК РФ закрепляют принцип свободы договора. Вместе с тем, принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий. Свобода договора, предполагая, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что при заключении договора стороны могут действовать и осуществлять свои права без учета прав других лиц, а также ограничений, установленных ГК РФ и другими законами.

В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора (контракта) и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ «О контрактной системе», возложена на обе стороны договора (контракта).

Заключение договора (контракта), являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.

В результате исследования доказательств, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о  том, что в действиях ответчиков имело место нарушение антимонопольного законодательства, которое создало преимущественные условия деятельности конкретному  хозяйствующему субъекту.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии   антиконкурентной  системы, в результате действия которой,  контракт заключался без соблюдения публичных процедур, что  причиняет вред публичным интересам.

Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется  через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции,  либо через категорию «вред конкуренции». 

Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции; ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции,  устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.

 Вина ответчиков в совершении нарушения антимонопольного законодательства   обусловлена  и выражается в умысле.

С учетом изложенного, Комиссия по рассмотрению дела №110-11-19 (024/01/11-1389/2019) пришла к выводу:

- о наличии в действиях  КГБУЗ «Минусинская МБ» и ООО «Строй Капитал» нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок строительных работ путем заключения без проведения публичных процедур контракта №554 от 25.10.2016 с единственным поставщиком в отсутствие на то правовых оснований.

Согласно подпунктам «а», «е» пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в ФЗ «О защите конкуренции», обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и об  устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, на момент вынесения решения контракт №554 от 25.10.2016 исполнен.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ответчикам обязательного для исполнения предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, путем расторжения указанного контракта.

Вместе с тем, действия по заключению недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №110-11-19 (024/01/11-1389/2019) о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьями 11, 23, 39, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

1. Признать КГБУЗ «Минусинская МБ» и ООО «Строй Капитал» нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», в части  заключения антиконкурентного соглашения, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок строительных работ путем заключения без проведения публичных процедур контракта №554 от 25.10.2016 с единственным поставщиком в отсутствие на то правовых оснований, что привело (могло привести) к ограничению конкуренции, поскольку создало преимущественные условия ООО «Строй Капитал» и ограничило  иным  хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичный вид деятельность, доступ на товарный рынок строительных работ в географических границах г. Минусинска.

2.  Учитывая, что нарушение является оконченным,  контракт №554 от 25.10.2016 исполнен, обязательное для исполнения предписание не выдавать.

3. Передать в необходимом объеме копии материалов дела №110-11-19 (024/01/11-1389/2019) уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении КГБУЗ «Минусинская МБ», ООО «Строй Капитал» и виновных должностных лиц ООО «Строй Капитал», КГБУЗ «Минусинская МБ» дел об административных правонарушениях по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

<...>

 

<...>

 

<...>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны